УДК 336.226.11:336.14:352/353
С.Н. Алехин, канд. экон. наук, зам. руководителя (Россия, Тула,
УФНС по Тул. обл.),
Б.Н. Борисов,
РОЛЬ НАЛОГОВ, УПЛАЧИВАЕМЫХ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ, В НАПОЛНЕНИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ
Рассматриваются проблемы формирования бюджетов всех уровней и роль налоговых сборов
Ключевые слова: бюджет, налоги и сборы, процедура, задолженность, налоговые органы, муниципальные образования
Формирование бюджетов всех уровней в настоящее время осуществляется в условиях влияния финансово-экономического кризиса, затронувшего практически все сферы экономики. Порожденные кризисом негативные явления — снижение производства, уменьшение размеров заработной платы работающего населения, безработица и рост задолженности по зарплате — вызывают уменьшение поступлений в региональные и местные бюджеты ряда федеральных налогов, в частности налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц.
В указанных условиях в процессе наполнения бюджета Тульской области, а также бюджетов местного уровня повышается значение региональных и местных налогов, важное место среди которых занимают имущественные налоги, уплачиваемые физическими лицами. К таким налогам относятся: транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц.
Начисление и сбор имущественных налогов физических лиц имеет ряд особенностей, приведенных ниже.
1. Суммы налога исчисляются налоговыми органами на основании сведений, которые представляются различными организациями, осуществляющими регистрацию транспортных средств, кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также техническую инвентаризацию. Сведения сообщаются перечисленными организациями в налоговые органы, как регулярно — в течение 10 дней после регистрации или снятия с регистрации объектов налогообложения, так и ежегодно — по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года — до 1 февраля (по объектам имущества — до 1 марта) текущего календарного года.
При обмене данными, как показывает опыт работы, возникают различные несоответствия. Наиболее часто возникающая проблема — недостаточность представленной информации для идентификации данных об объектах налогообложения и их правообладателях. Таким образом, обра-
батывая «годовые» сведения, налоговые органы вынуждены осуществлять сверку данных имеющихся информационных ресурсов со сведениями, представленными внешними источниками.
2. Физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом, как правило, по почте. При этом возникают проблемы в получении адресатами такой корреспонденции вследствие:
- проживания многих физических лиц не по месту регистрации;
- не обеспечения сохранности корреспонденции в почтовых ящиках в случае простых отправлений;
- сложность получения корреспонденции в почтовых отделениях в случае рассылки заказными письмами (неудобство расположения почтовых отделений, времени их работы, очереди, обязательное наличие документов, удостоверяющих личность для получения заказного письма и т. д.).
3. Стоимость почтового отправления, содержащего налоговое уведомление, часто соизмерима с суммой налога (а в некоторых случаях превышает его), например при уплате земельного налога с учетом авансовых платежей.
4. Часто недостаточны для исчисления имущественных налогов сроки уплаты, особенно приходящиеся на первую половину года или даже на первый квартал, т. е. на периоды, когда еще не закончена работа по обработке сведений за предыдущий год, полученных от регистрирующих органов. Характерными примерами сроков уплаты имущественных налогов в 2009 г. являются следующие:
Муниципальное образование г. Тула:
- 31 июля — срок уплаты транспортного и земельного налога;
- 15 сентября, 15 ноября — сроки уплаты налога на имущество физических лиц и авансовых платежей по налогу на землю.
Муниципальные образования Суворовского района:
- 01 февраля — срок уплаты земельного налога;
- 01 июля, 01 октября — сроки авансовых платежей по земельному налогу;
- 31 июля — срок уплаты транспортного налога;
- 15 сентября, 15 ноября — сроки уплаты налога на имущество физических лиц.
Разнообразие сроков уплаты имущественных налогов, причем различных в соседних муниципальных образованиях, создает трудности для налогоплательщиков, порождает дополнительные немалые финансовые затраты государственных средств на доставку налоговых уведомлений. Необходимость начисления налогов и направления уведомлений до окончания обработки «годовых» сведений при некорректных суммах начислений вызывает справедливые нарекания со стороны налогоплательщиков и до-
полнительные трудовые и финансовые затраты на повторное направление уведомлений.
5. Необходимость своевременной уплаты налога физическими лицами в отделениях банков (или их филиалов). При этом также возникает проблема доступности банковских офисов, времени их работы, наличия очередей.
При указанных особенностях сбора имущественных налогов и возникающих проблемах при налогообложении физических лиц разработаны и реализуются следующие пути повышения сбора налогов:
- осуществляется разъяснительная работа с муниципальными органами власти по установлению единого срока уплаты местных налогов (рекомендуемый срок уплаты — 31 июля — совпадает со сроком уплаты транспортного налога, установленным региональным законодательством);
- направлены предложения в вышестоящие федеральные органы по установлению формы единого налогового уведомления;
- активизировано взаимодействие с организациями, представляющими в налоговые органы сведения об объектах налогообложения имущественных налогов и их правообладателях, по вопросу полноты и актуальности предоставляемой информации;
- развиваются средства и технические решения по облегчению процедуры оплаты налогов физическими лицами, создаются «комфортные» условия для осуществления налоговых платежей;
- развиваются альтернативные средства информирования и уведомления налогоплательщиков-физических лиц об уплате налогов — с использованием электронной почты, средств Интернета, информационных киосков, СМС-сообщений, передаваемым с использованием мобильных телефонов. Следует отметить, что реализация указанных мероприятий согласуется с современными тенденциями в деятельности органов государственной власти, обозначенными Президентом России, по созданию «Электронной России», но она потребует определенных изменений в законодательстве.
Необходимо отметить, что предлагаемые решения связаны с взаимодействием с региональными и муниципальными органами власти, направлением соответствующих предложений в вышестоящие структуры федерального уровня, поиском новых методов организации работы налоговых органов в условиях реорганизации и сокращения численности, взаимодействием налоговых органов со сторонними организациями.
Для реализации данных предложений уже в 2009-2010гг. проведена большая работа и достигнуты следующие результаты.
1. В 87% муниципальных образований сроки уплаты земельного налога совпадают со сроками уплаты транспортного налога и налога на имущество физических лиц (причем в половине из указанных муниципальных образований установлен единый срок уплаты земельного налога без аван-
совых платежей). В 12% муниципальных образований подготовлены проекты решений об установлении единого срока, совпадающего со сроком уплаты транспортного налога (31 июля).
Кроме того, ФНС России разработан проект единого налогового уведомления на уплату имущественных налогов.
Перечисленное позволит налоговым органам в 2010г. своевременно направить налогоплательщикам - физическим лицам информацию по различным объектам налогообложения, необходимую для уплаты имущественных налогов одним почтовым отправлением, то есть в «одном» конверте.
2. В 2009г. сначала в ряде регионов, в том числе и в Тульской области, а затем и во всей Российской Федерации реализован Интернет - сервис «Личный кабинет налогоплательщика - Узнай свою задолженность». Данный сервис позволяет физическим лицам с любого компьютера, подключенного к сети Интернет, получить информацию о задолженности по имущественным налогам, причем не только по объектам, находящимся в Тульской области, но и в любом выбранном субъекте РФ. При наличии задолженности можно сформировать и распечатать платежный документ, который затем оплачивается в отделении Сбербанка или в любом другом банке, работающем с физическими лицами.
Для доступа к сервису «Личный кабинет налогоплательщика» используются также информационные киоски, которые установлены во многих операционных залах налоговых органов. Кроме того, с помощью информационных киосков можно получить другую информацию по вопросам налогообложения и деятельности налоговых органов.
3. В 2008 г. совместно с филиалами Сбербанка Тульской области внедрена автоматизированная система предоставления, приема и учета платежных документов по имущественным налогам - биллинговая технология. Внедрение биллинга позволило существенно ускорить процедуру приема налоговых платежей, а переход на оплату налогов через платежные терминалы и банкоматы Сбербанка полностью автоматизировать указанный процесс и ликвидировать очереди.
В настоящее время в Тульской области, как и в некоторых других регионах, проводятся работы по предоставлению физическим лицам возможности получить информацию о задолженности по имущественным налогам с помощью платежного терминала. Поиск данных будет осуществляться по ИНН налогоплательщика. При наличии задолженности ее можно будет тут же оплатить.
Распространение биллинговой технологии, сервисов по доступу к информации о задолженности на платежные терминалы и банкоматы других банков, учитывая сложившуюся за последние года их широкую сеть, позволит создать условия для быстрой и комфортной уплаты налогов
физическими лицами, сделать этот процесс таким же простым, как пополнение счета мобильного телефона.
S.N. Alekhin, B.N. Borisov
Role of the taxes paid by physical persons, in filling regional and local budgets
Problems of formation of budgets of all levels and a role of tax gathering are considered
Key words: the budget, taxes and tax collections, procedure, debts, tax bodies, municipal formations
УДК 351.713:005.521
С.И. Шелобаев, д-р экон. наук, заместитель руководителя, Ат@^и.Ш1а.шБ (4872) 33-24-80, (Россия, Тула, УФНС по Тульской области)
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ
Рассматривается методика прогнозирования тренд-сезонных экономических процессов, влияющих на расчет конкретных сумм налоговых поступлении в бюджеты разныхуровней.
Ключевые слова: налоговые органы, корреляционный анализ, тренд, моделирование, прогнозы, налоговые поступления.
Участие налоговых органов в процессах бюджетного прогнозирования не является обязанностью налоговых органов, но тем не менее их привлечение в связи с имеющейся информированностью, по сути, является вынужденным. В то же время налоговые органы в определенной степени заинтересованы в разработке обоснованных и достижимых прогнозов, так как в любом случае при неполном формировании исполняемых бюджетов рискуют получить в свой адрес от органов администрации обвинение в слабой работе и срыве специальных программ, повлекшем обострение социальной напряженности в регионе либо в территориально-административном образовании.
Налоговые органы, являясь активными проводниками налоговой политики, повсеместно участвуют в процессе формирования эффективных межбюджетных отношений, поскольку основной целью налоговой политики является постоянный поиск путей увеличения налоговых доходов в бюджеты всех уровней. В ходе мероприятий налогового администрирования налоговые органы способствуют развитию стимулирующей функции межбюджетных отношений и в немалой мере способны противостоять элементам иждивенчества органов власти на местах, принимая меры по привлечению средств в бюджеты в соответствии с их потенциальными возможностями. Участие налоговых органов в межбюджетных отношениях