Научная статья на тему 'Роль наглядно-схематических средств в развитии общих умственных и математических способностей детей дошкольного возраста'

Роль наглядно-схематических средств в развитии общих умственных и математических способностей детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
347
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАГЛЯДНО-СХЕМАТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / УМСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ / МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ / VISUAL SCHEMATIC FUNDS / MATHEMATICAL ABILITIES / MENTAL CAPACITIES / MATHEMATICAL CONCEPTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демина Е. С.

В данной статье анализируется проблема использования наглядно-схематических средств в практике дошкольных образовательных учреждений. Рассматривается роль наглядно-схематических средств в развитии умственных и математических способностей детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE VISUAL SCHEMATIC FUNDS IN THE DEVELOPMENT OF COMMON MENTAL AND MATHEMATICAL ABILITIES OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

In this article examines the problem of the use of visual schematic funds in the practice of pre-school educational institutions. Examines the role of visual schematic funds in the development of mental and mathematical abilities of children of preschool age.

Текст научной работы на тему «Роль наглядно-схематических средств в развитии общих умственных и математических способностей детей дошкольного возраста»

8. Лапшин, В.А. Коммуникативная компетентность как фактор профессионализма в современном обществе [Э/р]. - Р/д: http:// www.hdirussia.ru/166

9. Изория, Н.М. Формирование иноязычной компетенции будущих специалистов сферы туризма в вузах культуры и искусств: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2008.

10. Аитов, В.Ф. Проблемно-проектный подход к формированию иноязычной профессиональной компетентности студентов (на примере неязыковых факультетов педагогических вузов): автореф. дис. ... докт. пед. наук. - СПб., 2007.

Bibliography

1. Federaljnoe agentstvo po turizmu. Strategiya razvitiya turizma v Rossiyjskoyj Federacii na period do 2015 goda. - M., 2008.

2. Zimnyaya, I.A. Klyuchevihe kompetentnosti kak rezuljtativno-celevaya osnova kompetentnostnogo podkhoda v obrazovanii. - M., 2004.

3. Hutmacher, Walo. Key competencies for Europe // Report of the Symposium Berne, Switzerland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Co-

operation (CDCC) // Secondary Education for Europe Strasburg, 1997.

4. Bayjdenko, V.I. Formirovanie socialjnogo dialoga i partnerskikh svyazeyj obrazovaniya, organov upravleniya i samorazvitiya, professionaljnihkh objhedineniyj i predpriyatiyj / V.I. Bayjdenko, Dzherri van Zantvort, Bianka Eneke // TASIS, proekt DELFI. Doklad 4, aprelj, 2001.

5. Koneckaya, V.P. Sociologiya kommunikacii. - M., 1997.

6. Karaulov, Yu.N. Russkiyj yazihk i yazihkovaya lichnostj. - M., 1987.

7. Karaulov, Yu.N. Russkaya yazihkovaya lichnostj i zadachi ee izucheniya. - M., 1989.

8. Lapshin, V.A. Kommunikativnaya kompetentnostj kak faktor professionalizma v sovremennom obthestve [Eh/r]. - R/d: http://www.hdirussia.ru/ 166

9. Izoriya, N.M. Formirovanie inoyazihchnoyj kompetencii buduthikh specialistov sferih turizma v vuzakh kuljturih i iskusstv: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2008.

10. Aitov, V.F. Problemno-proektnihyj podkhod k formirovaniyu inoyazihchnoyj professionaljnoyj kompetentnosti studentov (na primere neyazihkovihkh fakuljtetov pedagogicheskikh vuzov): avtoref. dis. ... dokt. ped. nauk. - SPb., 2007.

Статья поступила в редакцию 15.05.12

УДК 373.2

Demina E.S. THE ROLE OF THE VISUAL SCHEMATIC FUNDS IN THE DEVELOPMENT OF COMMON MENTAL AND MATHEMATICAL ABILITIES OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE. In this article examines the problem of the use of visual schematic funds in the practice of pre-school educational institutions. Examines the role of visual schematic funds in the development of mental and mathematical abilities of children of preschool age.

Key words: visual schematic funds; mathematical abilities; mental capacities; mathematical concepts.

Е.С. Демина, канд. пед. наук, доц. АлтГПА, г. Барнаул, Е-mail: Demina-es@mail.ru

РОЛЬ НАГЛЯДНО-СХЕМАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В РАЗВИТИИ ОБЩИХ УМСТВЕННЫХ И МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В данной статье анализируется проблема использования наглядно-схематических средств в практике дошкольных образовательных учреждений. Рассматривается роль наглядно-схематических средств в развитии умственных и математических способностей детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: наглядно-схематические средства; математические способности; умственные способности; математические понятия.

В психолого-педагогической практике наглядным средствам обучения уделяется огромное значение при рассмотрении путей активизации учебного процесса. При этом педагоги и психологи указывают на ведущую роль наглядно-схематического материала в развитии умственной деятельности ребенка.

Схематический материал - это символические объекты, представляющие собой системы знаков, условных обозначений и полностью замещающие реальные объекты, связи, устройства. Реальные признаки в них отсутствуют или сведены к минимуму Условные признаки часто характеризуют реальные объекты не непосредственно, а через какие-либо отношения, изображаемые в схемах по определенным кодам. Число компонентов в схемах ограничено и представлено наиболее существенными из них. В силу того, что избыточная, несущественная информация в материале отсутствует или сведена до минимума, символические объекты, наиболее ярко раскрывающие динамику различных видов отношений и взаимосвязей, способствуют концентрации внимания ребенка на основных фактах, явлениях, учат их замечать и выделять в окружающей действительности [1].

На основе изучения литературных источников и практических наблюдений за работой с детьми дошкольного возраста можно сделать вывод, что схематические средства являются своеобразным мостом между практическими действиями и теоретическим содержанием (П.Я. Гальперин, Т.В. Кудрявцев, Л.Ф. Обухова и др.). Они необходимы для того, чтобы ребенок перешел от предметного действия к абстрактному понятию. В этом заключается специфическая роль любого наглядно-схематического материала, в котором понятия закодированы при помощи тех или иных символов. В соответствии с данным положением использование наглядно-схематических средств приобретает особую актуальность в процессе формирования у детей дошкольного возраста математических понятий, поскольку имен-

но они обладают высокой степенью абстрактности. Кроме того, проведенные нами исследования подтвердили, что развитие математических представлений детей на основе практических действий преимущественно с предметами не обеспечивает полного усвоения знаний дошкольниками так, как при таком обучении не реализуется принцип единства между понятийными, образными и практическими действиями.

В ведущих психолого-педагогических теориях вопрос технологии применения наглядно-схематических средств в образовательных системах рассматривается в трех основных направлениях.

Первое из них связано с выявлением роли наглядно-схематических средств в умственном развитии ребенка, направленность их на развитие абстрактного, теоретического мышления (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, Дж. Брунер, П.Я. Гальперин, Л.А. Венгер, Л.М. Фридман, Н.Г. Салмина, А.Д. Ботвинников, И.С. Якиманская и др.).

Второе направление предполагает психолого-педагогичес-кую характеристику наглядно-схематических средств обучения (Б.Ф. Ломов, Л.В. Занков, Л.И. Зильберштейн и др.).

Третье направление исследует процесс восприятия наглядно-схематических средств в обучении и оперирование ими детьми. В данном контексте поставлен вопрос о роли наглядно-схематических средств в общей структуре решения различного рода познавательных задач. В широком плане - это проблема соотношения между восприятием и образом, между мыслью и действием. Это также проблема контроля и регуляции процесса возникновения и трансформации образного компонента деятельности со стороны действия и мысли. Это проблема воздействия образа на мыслительную и практическую деятельность детей (А.З. Зак, Т.В. Кудрявцев, А.И. Маркушевич, Н.И. Непомнящая, Ж. Папи, Н.Г. Салмина, Г.П. Щедровицкий, И.С. Якиманская и др.).

Несмотря на такое большое количество психолого-педаго-гических, дидактических и методических исследований по проблеме, очень мало литературы, в которой бы рассматривались многообразные возможности введения в активное обучение дошкольников наглядно-схематических средств. Исследования же практической деятельности педагогов по внедрению наглядносхематического материала в практику обучения детей дошкольного возраста, проведенные на базе дошкольных учреждений г. Барнаула показали, что в системе дошкольного образования, по-прежнему явный приоритет определяется в пользу конкретного материала (предметов, предметных картинок и т. п.), что объясняется его легкостью и доступностью при восприятии детьми дошкольного возраста. Применение абстрактного материала (диаграмм, схем, чертежей, графов, таблиц, моделей) либо минимально, либо осуществляется в самых элементарных формах, усвоение которых вряд ли может являться показателями высокого уровня умственной деятельности ребенка.

Из бесед с педагогами дошкольного образования мы узнали, что большая их часть (около 65% из опрошенных) в качестве основного средства бучения детей старшего дошкольного возраста используют реальные предметы или их изображения. Другая часть опрошенных воспитателей при ответе на вопросы отметили значимую роль наглядно-схематических средств обучения в умственном развитии дошкольников и определили их в качестве необходимого материала своей работы по развитию умственных способностей детей. Вместе с тем, они показали слабую осведомленность в характеристике видов наглядно-схематических средств, описании способов моделирования при формировании математических понятий и отношений.

При анализе педагогической деятельности (которая осуществлялась через анализ занятий по формированию математических представлений, наблюдения за деятельностью педагога и детей в свободное от занятий время, просмотр документации) отмечено, что во всех исследуемых группах дошкольных учреждений не предусмотрена целостная система по введению и использованию наглядно-схематических средств обучения, не разработаны этапы обучения детей действию с наглядно-схематическим материалом и использование его при формировании основных математических понятий, закономерностей, развития мыслительных способностей, что в свою очередь составляет основу процесса развития математических способностей. Не учитываются возрастные возможности по организации работы с некоторыми моделями. Так, например, при обучении детей 5-7 летнего возраста применяются модели доступные для понимания детей 3-4 лет, в большинстве случаев они однообразны по внешнему виду и содержанию и большей частью не реализуют основного принципа метода моделирования - показа связей, зависимостей, закономерностей, не замечаемых детьми в реальной жизни и непосредственно ими не воспринимаемых.

Результаты исследования дидактической базы дошкольных учреждений продемонстрировали, что большая часть учебного материала представлена предметами (35%), либо их изображениями (40%). В оставшуюся часть входят числовые фигуры, карточки, рисунки. Диаграммы, графики, таблицы, схемы составляют в некоторых дошкольных учреждениях до 10% от всего дидактического материала, а в некоторых - отсутствуют вовсе.

Таким образом, мы пришли к выводу о том, что в настоящее время сложившаяся система обучения в дошкольном образовании в большей мере направлена на развитие предметных действий обучаемых. Между тем, усвоение многих основных математических понятий, их связей, зависимостей и закономерностей, а также решение различного рода познавательных задач, становится невозможным без введения в обучение

Библиографический список

наглядно-схематических средств. На наш взгляд, для наиболее эффективного развития общих умственных и математических способностей детей дошкольного возраста одним из основных средств обучения должно выступать именно наглядно-схематическое средство. Причем его применение необходимо не только в развитие пространственной ориентации ребенка (именно в этой области в практике дошкольного образования наиболее активно применяются наглядно-схематические средства), но и при формировании практически всех математических понятий, при решении арифметических, логических, проблемных задач.

Вместе с тем нужно признать, что наглядно-схематический материал действительно достаточно сложен для восприятия дошкольников и требует дополнительных педагогических и дидактических исследований по изучению условий его использования в практике дошкольного образования.

Известно, что при восприятии наглядно-схематических средств ребенком понятийный и образный компоненты тесно взаимосвязаны и являются равноправными в общем процессе мыслительной деятельности. Только при условии установления гармоничного единства между ними та или иная познавательная задача может быть успешно решена дошкольником. При помощи наглядно-схематических средств дети получают не только общие сведения об отдельных предметах и понятиях, но и об отношениях между ними, их внутренних взаимосвязях и взаимодействиях. При этом сведения о предметах в целом и их отдельных частях задаются не готовыми образцами, а системой абстрактных графических знаков и линий, из которых обучаемый должен самостоятельно составить себе образ воспринятого отношения, явления, свойства.

Успешность работы с наглядно-схематическими средствами связана и с установлением взаимодействия образного и логического компонента мышления. Постепенное усложнение содержания и форм наглядно-схематического материала вызывает увеличение его роли в развитии и совершенствовании умственной деятельности при обучении детей дошкольного возраста. Наглядно-схематические средства являются наиболее сложными по содержанию, чем предметные и соответствуют более высокому уровню осмысленного восприятия. Оперирование схематическими образами предполагает знание и понимание смысла рассматриваемых процессов, их взаимосвязи и взаимодействия. Обобщенно условные символы, заложенные в схематических изображениях, сокращают количество конкретных признаков, содержащихся в реальных изображениях, и тем самым способствуют обобщению и абстрагированию результатов деятельности.

Таким образом, наглядно-схематические средства не только выполняют функцию переходного звена от предметных действий к абстрактным, но и оказывают активное воздействие на развитие общих умственных и математических способностей ребенка. Это происходит потому, что в моделях, таблицах, схемах понятийное содержание запечатлено при помощи условных знаков или символов, каждый из которых несет определенную смысловую нагрузку. Кроме того, оперирование схематическим материалом требует от ребенка мысленного представления динамики явлений и процессов, отображаемых при помощи определенных соотношений символов. При чтении, оперировании, самостоятельном создании различных наглядносхематических средств дошкольнику необходимо не только привлечь имеющиеся у него знания, умения и навыки, но и увидеть в представленном материале отношения, взаимодействия, свойства, явления, что предполагает установление сложных причинно-следственных связей.

1. Кудрявцев, Т.В. Проблемное обучение как средство развития технического мышления // Психология технического мышления. - М., -1975.

2. Гальперин, П.Я. Формирование начальных математических понятий / П.Я. Гальперин, Л.С. Георгиева // Теория и методика развития математических представлений у дошкольников: хрестоматия в 6 частях. - СПб., - 1994. - Ч. 3.

3. Обухова, Л.Ф. Этапы развития детского мышления. - М., - 1972.

Bibliography

1. Kudryavcev, T.V. Problemnoe obuchenie kak sredstvo razvitiya tekhnicheskogo mihshleniya // Psikhologiya tekhnicheskogo mihshleniya. -M., - 1975.

2. Galjperin, P.Ya. Formirovanie nachaljnihkh matematicheskikh ponyatiyj / P.Ya. Galjperin, L.S. Georgieva // Teoriya i metodika razvitiya matematicheskikh predstavleniyj u doshkoljnikov: khrestomatiya v 6 chastyakh. - SPb., - 1994. - Ch. 3.

3. Obukhova, L.F. Ehtapih razvitiya detskogo mihshleniya. - M., - 1972.

Статья поступила в редакцию 15.05.12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.