Научная статья на тему 'Роль музеев в историко-культурном наследии в евразийском контексте (70-80 гг. XX века)'

Роль музеев в историко-культурном наследии в евразийском контексте (70-80 гг. XX века) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
8050
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛТАЙ / АЗЕРБАЙДЖАН / ЕВРАЗИЯ / МУЗЕИ / НАСЛЕДИЕ / КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мехтиева Н.Д.

Музеи занимают важное место в сохранении историко-культурного наследия, в моральном воспитании народа, расширении межнациональных отношений и развитии мировой цивилизации. Они играют большую роль в деятельности государств Востока и Запада в сфере развития культуры на межгосударственном и межконтинентальном уровнях, сохранении и передаче культурных ценностей будущим поколениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль музеев в историко-культурном наследии в евразийском контексте (70-80 гг. XX века)»

6. Mamedov, F. Azerbaijan. Castles. Fortresses / F. Mamedov, J. Qiyasi. - Baku: Внешторгиздат, 1994. -263 p.

7. Ахундов, Д. А. Архитектура древнего и ранне средневекового Азербайджана / Д. А. Ахундов. - Баку: Азернешр, 1986. - 311 с.

8. Усейнов, М. История архитектуры Азербайджана / М. Усейнов, Л. Бретаницкий, А. Саламзаде. -Москва: Государственное Издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1963. - 396 с.

9. Мифы народов мира : энцикл. : в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. - Москва : Сов. энцикл., 1988. - Т. 1. -671 с.

10. Мовсумова, Л. Д. Женское начало в истории человечества / Л. Д. Мовсумова. - Баку : Элм, 2011. -224 с.

11. Джафарзаде, И. М. Гобустан. Наскальные изображения / И. М. Джафарзаде. - Баку : Элм, 1973.

12. Гасанов, Г. Бакинская Девичья Башня / Г. Гасанов. - Баку : Чашыоглу, 2014. - 488 с.

13. Иегер, О. История древняя / О. Иегер. - Санкт-Петербург : Изд-во А. Ф. Маркса, 1894. - 614 с.

14. NaxQivan abidslsri ensiklopediyasi. - NaxQivan : AMEA-nin NaxQivan bolmssi, 2008. - 519 s.

15. Mehdiyeva, A. Э. §amaxi qalalari / A. Э. Mehdiye va // §amaxi ensiklopediyasi. - Baki : §srq-Qsrb, 2015. -430 s., c. 379-392.

16. Rzayeva, Z. Qiz qalalari barsds / Z. Rzayeva // Azsrbaycan onomastikasi problemlsri. - 1998. - № VII. -С. 71-73.

УДК 069:930.85(4/5)

Н. Д. Мехтиева Бакинский государственный университет, Баку, Азербайджан

РОЛЬ МУЗЕЕВ В ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМ НАСЛЕДИИ В ЕВРАЗИЙСКОМ КОНТЕКСТЕ (70-80 гг. XX ВЕКА)

Музеи занимают важное место в сохранении историко-культурного наследия, в моральном воспитании народа, расширении межнациональных отношений и развитии мировой цивилизации. Они играют большую роль в деятельности государств Востока и Запада в сфере развития культуры на межгосударственном и межконтинентальном уровнях, сохранении и передаче культурных ценностей будущим поколениям.

Ключевые слова: Алтай, Азербайджан, Евразия, музеи, наследие, культура.

N. Mehdiyeva Baku State University, Baku, Azerbaijan

THE ROLE OF MUSEUMS IN THE HISTORICAL AND CULTURAL LEGACY IN THE EURASIAN CONTEXT (70-80 s OF THE 20 th CENTURY)

The museums have a great importance in preserving of the historical-cultural legacy, the moral upbringing and education of people, enlarging of the international relations and development, and prosperity of world civilization. The museums take a great and special part in activity of East and West, including world countries in the sphere of developing of culture on international and transcontinental levels, the preserving and transmission of cultural values to future generation.

Keywords: Altay, Azerbaijan, Eurasia, museums, legacy, culture.

Музеи имеют огромное значение в развитии мировой культуры, сохранении историко-культурного наследия и шедевров искусства и передаче его народу. Они играют посредническую роль в передаче разного рода информации в сфере изучения истории, культуры, отношений и т.д. Музеи являются памятью истории. Они нас обучают и наполняют творческими мыслями на будущее. Музеи создают благоприятную почву для своеобразного развития национальных достижений, формирования ведущей роли человека в обществе, немыслимого созидательного труда и веры человека в будущее. Они также являются научно-исследовательскими центрами.

Человечество обладает глубокой информацией об определенной роли и деятельности музеев в улучшении и развитии культурных центров, начиная с древнейших и последующих времен вплоть до современного периода. В эллинском периоде в столице Египта, Александрии были созданы первые музеи, где было собрано более 40 тысяч редчайших экспонатов. С большим интересом мы знакомились и читали о Луврском музее в Париже, музеях Виктории и Альберта в Лондоне, музее Топкапы в

Истанбуле, Эрмитаже в Санкт-Петербурге и т. д. В 1977 году на конференции Международного Совета Музеев 18 мая был учрежден днем музеев и с тех пор мировое сообщество каждый год в этот день отмечает Международный день Музеев. С 1978 года этот международный праздник был отмечен в более чем 150 странах мира [8, с. 65]. С этой точки зрения, изучение проблемы «Роли музеев в историко-культурном наследии в евразийском контексте» считается целесообразным.

Алтайский край (столица - Барнаул) и Республика Алтай (столица Горно-Алтайск) находятся на Азиатском континенте.

Почти половина территории Азербайджанской Республики находится на Европейском континенте. С этой точки зрения, роль музеев в историко-культурном наследии в евразийском контексте на территории двух континентов (Азии и Европы) были привлечены к исследованию. В современный период проблема изучения развития и укрепления связей в межгосударственные отношения, а также определение роли музеев в этой области считается неизбежной и бесспорной.

Евразийское местоположение России между двумя континентами, играющими ключевую роль в диалоге культур Востока и Запада, обязывает ко многому, в том числе и к особой стратегии [1]. В данной стратегии роль культурной жизни довольно актуальна.

Современной России необходимо увидеть свою миссию в процессе сотрудничества в области нормализации межгосударственных отношений и внести свой вклад в дело развития этого сотрудничества. Процесс евразийского понятия в России развивается по нескольким направлениям, который совокупляет в себе научно-теоретическую, гуманитарно-культурную концепции и т. д. Одно из основных направлений евразийской геополитики проходит через Кавказ и Центральную Азию [10, с. 131, 137].

Музеи являются олицетворением прошлого и играют важную роль в формировании будущего. Один из древнейших музеев Сибири Алтайский государственный краеведческий музей был создан П. К. Фроловым. В музее первоначально работали отделы дореволюционного и советского периодов, а также отдел естествознания. Музей также располагал библиотекой и фондом. Музей сыграл особую роль в культурной, социальной и экономической жизни региона [2, с. 3].

Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая (ГМИЛИКА) - один из крупнейших музеев Алтая, который находится в Барнауле. Этот музей существует с 8 сентября 1989 года. Основными направлениями его деятельности является история литературы, музыки, театра и кино, изобразительное искусство и народное творчество Алтая. Музейный фонд насчитывает около 78508 единиц хранения. В собрании хранится личный фонд писателя, режиссёра и актера В. М. Шукшина, фонд семьи художника, ученого и общественного деятеля Н. К. Рериха и других деятелей культуры Алтая. Он был основан на базе литературно-художественных коллекций Алтайского краеведческого музея. Его возникновению способствовали ученые и деятели культуры Алтая, России и др. Тематические собрания по истории алтайских театров, музыкальной культуре, литературному и художественному творчеству Алтая, коллекции театрального костюма, художественной открытки, рукописной и старопечатной книги, книжной графики, этнографических и исторических материалов довольно обширны. Экспозиционный комплекс музея состоит из 12 тематических залов, которые отражают историко-культурные процессы на территории Алтая от скифских времен до настоящего периода. Он осуществлял большую просветительскую деятельность, направленную на расширение культурного пространства и развитие усилий в области сохранения культурного и исторического наследия в Алтайском крае, являясь одним из организаторов популяризации достижений в области культуры и искусства Алтая, который также располагал филиалами.

ГМИЛИКА являлась комплексным многофункциональным культурно-историческим центром,

занимающим заметное место в культурном пространстве всего края, предельно открытым к культурным процессам и событиям России, мировым тенденциям, играющим важную роль в обеспечении преемственности народов и культурных традиций. Главной целью музея являлась передача значения и роли Алтая в мировом культурно-историческом развитии и формировании духовности: литературе, музыке, киноискусстве, театре, архитектуре, живописи и народном творчестве [3].

Музей археологии и этнографии Алтая организован в 1985 году в Алтайском государственном университете. Фонды музея, состоящие из экспозиционного, археологического, Г. А. Алиев в МАЭА этнографического и антропологического отделов и

архива, включает 77506 единиц хранения. С 1978 года работа по увеличению фондов музея стала носить более целенаправленный характер. Большую роль в становлении и формировании этого уникального музея сыграла выставка археологических памятников Алтая.

Первым этапом формирования музея стало развертывание археологической экспозиции к приезду Г. А. Алиева. Впервые экскурсия по музею была проведена Ю. Ф. Кирюшиным, Г. А. Алиевым и др. Как историку Г. А. Алиеву очень понравились своеобразный и редкий археологический материал, а также насыщенная коллекция экспонатов, собранных силами сотрудников лаборатории археологии. Материалы музея, составившие его коллекции, были получены в ходе полевых исследований, которые отражали практически все археологические культуры. С каждым годом фонд пополнялся все новыми археологическими находками. Ежегодно с фондами работали специалисты разных вузов страны. На базе Музея археологии и этнографии Алтайского Государственного университета проходили научные конференции и выставки. Музей археологии и этнографии АлтГУ также является базой для научной работы студентов. Он обеспечивает практическую подготовку студентов исторического факультета по различным направлениям, связанным с археологией, этнографией и музейным делом. На базе Музея археологии и этнографии Алтая проходят научные конференции, диспуты, сессии и выставки. Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая и Музей археологии и этнографии Алтая играют важнейшую роль в культурно-моральном воспитании населения, сохранении и изучении историко-культурного наследия. Музеи знакомят людей с историческими, археологическими и этнографическими экспонатами начиная с древнейших времен и до современности, что играет важную роль в сохранении и пропаганде национально-культурных ценностей народа, являющихся неотъемлемой частью мировой цивилизации, а также в развитии страны и народа. Алтай является многонациональным регионом и его достижения в разных областях со временем превращаются в важный фактор в евразийском контексте. В рамках культурно-просветительских работ в музеях традиционно проводятся разные мероприятия и открываются выставки.

В Алтайском крае и ее столице, городе Барнауле действует несколько музеев. Эти музеи охватывают различные сферы науки и культуры. Бесспорно, что существующие музеи служат народам, проживающим на территории этого региона и считаются самыми достоверными источниками в изучении их прошлого и настоящего. Историко-культурные музеи превратились в наглядный пример сохранения культурного наследия народа и укрепления роли и отношений России на евразийском континенте.

В Азербайджанской Республике существует ряд музеев. Одним из таких музеев является Национальный музей истории Азербайджана при Национальной академии наук Азербайджана (НМИА при НАНА). Музей Истории Азербайджана был открыт в 1920 году и предоставляет обширную информацию о прошлом и настоящем азербайджанского народа, культурных отношениях Республики и т.д. Сотрудники музея читали лекции на предприятиях, демонстрировали передвижные выставки, проводили встречи с видными учеными и деятелями культуры и т. д. Музей Истории Азербайджана поддерживал постоянную связь не только с музеями нашей страны, но и со многими зарубежными хранилищами, архивами и музееведами. Ежегодно десятки представителей стран Европы и Америки, Азии и Африки посещали и осматривали его редчайшие экспозиции знакомились с историей и культурой Азербайджана, обменивались опытом работы и научными изданиями.

Музей получал корреспонденцию из Чехословакии и Польши, США, Ирана, Франции, Швеции, Италии, Англии, Австралии, Финляндии, Турции, Новой Зеландии, Болгарии и др. Самые тесные историко-культурные связи существовали с Россией. Сотрудники музея выступали в США, Франции, Иране, Румынии, Польше и других странах, опубликовывали ряд статей и сообщений о различных зарубежных изданиях. Музей Истории Азербайджана участвовал в выставках в США, Голландии, Канаде, Румынии, Алжире и Болгарии [4, с. 37, 38]. Вышеуказанные факты подтверждают эффективную деятельность музея. В различных салонах музея демонстрировалось множество экспонатов, выставки и подарки, врученные Азербайджаном, другими

республиками, бывшими социалистическими и капиталистическими странами, а также государственны-государственными деятелями. В экспозиционных залах музея экскурсии ведутся на азербайджанском, русском, английском, французском, турецком, персидском и других языках сотрудниками музея.

Музей Литературы Азербайджана имени Н. Гянджави был открыт в 1945 году. В музее действует 23 зала. Классическая поэзия и сокровищница устной народной литературы Азербайджана широко известны в странах Востока и Запада. Весь цикл развития азербайджанской литературы начиная с периода ее формирования вплоть до настоящего времени нашел свое яркое воплощение в разных салонах и экспозиционных залах музея. В научном фонде музея был собран огромный материал, отражающий наглядным образом всю сущность и насыщенность азербайджанской литературы. Весь накопленный ценный материал тщательно хранился и время от времени реставрировался. Музеи также являлись научно-исследовательскими центрами, где были написаны и изданы книги и статьи по литературоведению и музееведению. Музей литературы Азербайджана поддерживал постоянную связь с разными музеями, научно-исследовательскими центрами, библиотеками, хранилищами и архивами, обменивался опытом и разными изданиями. В рамках музея готовились передвижные выставки, посвященные жизни и деятельности классических и современных азербайджанских поэтов и писателей, выдающихся представителей русской и мировой литератур, организовывались выставочные просмотры на местах и проводились научные сессии [11, с. 3, 4].

В залах музея встречались редчайшие рукописи, графические работы, изящные и бесценные миниатюры, старинные печатные книги, станки и т. д., отражающие научную и литературную среду Азербайджана и передающие всю суть того времени. Проведение выставки книг, посвященных Азербайджану и напечатанных на разных языках мира, должно было рассмотрено как одна из положительных сторон данного мероприятия. Научные труды и произведения, выставленные в экспозиционных залах музея, были помещены с учетом историко-хронологической последовательности и соответствующих принципов.

В 1936 году отдел искусств отделился от Азербайджанского государственного музея и решением Совета народных комиссаров был организован отдельный музей. В фондах музея хранилось более 17 тысяч памятников искусств. В 1937 году была открыта первая экспозиция музея. В музее существовали отделы фонда, экспозиции, научно-массовых работ, научных исследований, информационной пропаганды в музейном деле, выставок и оформления, научной реставрации и др. В рамках музея была создана большая библиотека, где собрано до 9 тысяч научных трудов и монографий, каталогов, альбомов, специальной литературы и т. д. Наряду с национальными достояниями, в музее экспонировались скульптура, живопись, графика и другие образцы декоративно-прикладного искусства Франции, Германии, Австрии, Италии, Греции, Финляндии, Китая, Дании, Испании, Ирана, Турции, Японии, Индии, Египта, Центральной Азии и России, которые наглядно отражали историю искусств разных народов мира [12].

Азербайджанский Н ациональный МузейИ скусств

В Азербайджанском национальном музее искусств имени Р. Мустафаева открылась выставка работ сибирских художников из частной коллекции семьи Гончаровых Людмилы Михайловны и Юрия

Ивановича. В Фонд культуры были подарены работы из частной коллекции семьи Гончаровых. В коллекции были представлены произведения художников Москвы, Ленинграда, Киева, Омска, Кемерово, работы известного сибирского художника Н. М. Шемарова «Первый снег», «Туман, туман, туман», «Теплый весенний вечер» и др. Имя художника Н. М. Шемарова было тесно связано с развитием изобразительного искусства Сибири. Картина Г. Завьялова «Теплая осень» неоднократно экспонировалась за рубежом (Токио). Горный Алтай стал творческой родиной известного художника А. Ананьина. Долгие годы этот талантливый художник изучал культуру и быт народов Алтая. В живописи и графических работах А. Ананьин стремился запечатлеть все то новое, что ежедневно появлялось в жизни алтайцев и шорцев, что меняло не только условия их труда и повседневного быта, а также психологию и мировоззрение людей. Эти и другие характерные черты и особенности Алтая также отражали работы художников Л. Ильиных, А. Ананьина, Н. Чермяника и Е. Корягина. На выставках были представлены полотна известных живописцев и графиков Западной Сибири А. Гордеева и Г. Трофимовой [5].

Со временем коллекционирование превратилось в настоящее увлечение семьи Гончаровых. Эти прекрасные картины, подаренные в Фонд Культуры Людмилой и Юрием Гончаровыми, были включены в экспозиционный отдел Азербайджанского Национального Музея Искусств и являлись большим вкладом из частной коллекции. Такие редкие коллекции играют важную роль в слиянии культур Востока и Запада в евразийском контексте. В этом деле участие музеев несравнимо и бесценно.

Азербайджанский государственный музей ковра и народно-прикладных искусств был основан в 1967 году и открыт в 1972 году. В 1986 году в фонде музея находилось свыше 8 тысяч экспонатов и произведений искусств. Фонд музея состоял из редчайших образцов искусства - орнаментальных и сюжетных ковров, являющихся плодом тяжелейшего труда народных мастеров и мастериц разных регионов Азербайджана. Музей проводил массовые культурно-просветительские работы, организовывал выставки, лекции, научные обсуждения, диспуты и сессии. В разные годы музей ор-ганизовывал выставки во многих странах мира - ГДР (1973); Мозамбике, Дании, Португалии (1974); Италии (1975); ГФР (1977, 1979); Ливии (1979); Бельгии, Швейцарии, Нидерландах (1979); Афганистане, Иордании, Шри-Ланке, Сирии, Франции (1981); Бельгии (1984); ГФР, Венгрии, Австрии, Японии (1985) и т. д. [9, с. 46]. В 1949 году в ходе археологических раскопок на Алтае, на Пазырыкском кургане, было найдено множество фрагментов ковровых изделий, которые были отнесены учеными к мидийским [6, с. 2].

В Азербайджанской Республике также существуют музеи под открытом небом. Одним из редчайших музеев является Гобустан. Впервые наскальные изображения Гобустана были открыты в 1939-1940 гг. на территории Азербайджана. Наскальные изображения были найдены в 50-60 км от города Баку, которые сохранились в Гобустанском районе до конца XIX века и дошли до наших дней. Гобустанские наскальные изображения занимают особое место среди подобных памятников искусства, расположенных на территории Карелии, Сибири, Центральной Азии и т. д. Определенная часть Гобустанских наскальных изображений имеет некое сходство с изображениями на скалах Пиренейского полуострова и Африки. Гобустан является редчайшим музеем под открытым небом и народным достоянием Азербайджана [7, с. 334, 339].

Музеи являются центрами, где хранятся редчайшие образцы науки, искусства, культуры, нашего национального достояния и сокровищницы мирового культурного наследия. Музеи время от времени предоставляют некоторым городам Азербайджана и России образцы искусства и разные музейные экспонаты. В салонах музеев открываются в широком спектре выставки и знакомят многочисленных посетителей.

Список литературы

1. Абаев, Н. В. «Евразийские ценности», духовно-культурное наследие «кочевой» цивилизации и проблемы приграничной безопасности России [Электронный ресурс] / Н. В. Абаев. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://www.tuva.asia/ journal/issue_1-2/122-eurasian-values.html.

2. Алтайский краевой музей. - Барнаул : Алт. кн. изд-во. - 1954. - 42 с.

3. Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая [Электронный ресурс]. -Электрон. дан. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/

4. Музей Истории Азербайджана. - Баку : Элм, 1973. - 179 с.

5. Касимова, Т. Сибирские «Третьяковы» в Баку / Т. Касимова // Вышка. - 1987. - № 4.

6. Азербайджанский ковер. - Баку : М-во культуры и туризма Азербайджан. республики, 2015. - 31 с.

7. Джафарзаде, И. М. Гобустан. Наскальные изображения / И. М. Джафарзаде. - Баку : Элм, 1973. - 346 с.

8. Abdullayeva, A. Beyrnlxalq Muzeylsr günü / A. Abdullayeva // Msdsni - maarif. - 2009. - № 5-6. - S. 65.

9. Azsrbaycan Sovet Ensiklopediyasi. X c. / ASE. - Baki : Qizil §srq, 1987. - 608 s.

10. Feyziyev, C. Э. Türk dövlstlsri birliyi: Qlobal inteqrasiyanin Avrasiya modeli / C. Э. Feyziyev. - Baki : §srq - Qsrb, 2013. - 312 s.

11. Nizami Gsncsvi adina Azsrbaycan Bdsbiyyati Muzeyi. - Baki : í§iq, 1986. - 51 s.

12. Режим доступа: http://www.nationalmuseum.az/index.php?option=com_content&view= article&id=65&Itemid=53 &lang=az.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.