Научная статья на тему 'Роль музеев народных художественных промыслов в образовании молодежи'

Роль музеев народных художественных промыслов в образовании молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЗЕЙ / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ И РЕМЕСЛА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / MUSEUM / MUSEUM PEDAGOGY / FOLK ARTS AND CRAFTS / EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Першин С. В.

В статье автор рассматривает проблемы, стоящие перед музееведением и современной педагогикой, определяет векторы совместной деятельности музеев и образовательных учреждений среднего профессионального образования, раскрывает основные направления музейной педагогики на основе регионального компонента в рамках федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Folk artistic crafts museums role in the youth education

The article deals with the problems facing the museology and modern pedagogy, defined vectors of joint activities of museums and educational institutions of secondary vocational education. It is revealed the main directions of museum pedagogy on the basis of the regional component in the federal state educational standards of vocational education.

Текст научной работы на тему «Роль музеев народных художественных промыслов в образовании молодежи»

№ 2 (20) ФЕВРАЛЬ 2012

дискуссия т

журнал научных публикаций V

С. В. Першин, аспирант,

кафедра художественного образования,

Московский государственный гуманитарный

университет имени М. А. Шолохова,

г. Москва, Россия,

s.pershin80@mail.ru

РОЛЬ МУЗЕЕВ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ В ОБРАЗОВАНИИ МОЛОДЕЖИ

В 1885 г. по инициативе московского губернского земства и в основном на средства мецената и промышленника С. Е. Морозова был открыт Кустарный музей (Торгово-промышленный музей кустарных изделий), при котором функционировали магазин и выставка. Московский кустарный музей был центром по объединению разрозненных в то время артелей и кустарей, по содействию и руководству промыслами, т. е. торгово-промышленный музей кустарных изделий являлся логистическим оператором, осуществляющим маркетинговую, дизайнерскую и сбытовую функции. В дальнейшем он стал образцом для организации подобных музеев в губерниях, богатых промыслами: Вятской, Вологодской, Костромской, Нижегородской, Пермской.

Блестяще начатая на заре XX в. отечественная музейно-педагогическая практика в какой-то степени была пресечена развитием советского музея в качестве инструмента государственного идеологического воздействия. Предписанный музеям сверху (независимо от темы) «выдержанный в духе», но весьма односторонний взгляд на мир существенно сужал их возможности в образовательной сфере, заставляя действовать по унифицированной схеме, подменяя живое общение менторством и наукообразием.

Успехи практической и научно-методической деятельности музеев позволили к середине 1990 гг. выдвинуть концептуальные положения, утверждающие музейную

педагогику как органическую часть общепедагогического процесса, интегрирующую педагогические, психологические и культурологические подходы.

Государственному Русскому музею принадлежит особая роль в становлении и развитии музейной педагогики. Научные сотрудники музея разработали в Российском центре музейной педагогики и внедрили систему взаимодействия художественного музея с образовательными учреждениями.

Трудно оценить значение музейной педагогики в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Современная система ФГОУ среднего профессионального образования Российской Федерации насчитывает 92 музея.

При решении о поступлении в колледж или техникум абитуриенты мало знают об истории и традициях образовательных учреждений, о лучших мастерах и выпускниках образовательных учреждений, не имеют достаточно ясного представления о структуре системы профессионального образования. В этой связи, по мнению автора, стимулирование интереса к истории образовательного учреждения среднего профессионального образования, расширение кругозора, воспитание патриотизма, удовлетворение потребности и, по мере возможности, обогащение интересов личности, повышение интеллектуального уровня и потенциала, формирование мировоззрения личности — являются наиболее актуальной задачей музейной педагогики в образователь-

дискуссия

журнал научных публикаций

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

ном учреждении среднего профессионального образования.

Уровень эффективности деятельности музея народных художественных промыслов находится в прямой зависимости от умения реализовать свой потенциал. Автор считает, опираясь на практический опыт, что уровень большинства музеев значительно отстает от заложенных в них объективных возможностей. Это определяет вектор совместной деятельности не только перед музееведением, но и современной педагогикой, которая в настоящее время должна стать связующим звеном между музеем и человеком, обосновать связи включения человека в мир народной художественной культуры, народного искусства с помощью музея.

Музей, являясь учреждением культуры, дополняет и углубляет работу образовательных учреждений, включает экскурсовода и посетителя в субъект-субъектные отношения, реализует свои образовательно-воспитательные возможности при помощи средств педагогики сотворчества. Будущее педагогики видится в способности разработать и реализовать интегральную систему образования человека. Значительная роль в решении этой задачи должна принадлежать музейной педагогике1. Она органично соединяет в себе все конструктивное начало, что наработано в социально-культурной деятельности и системе образования, обеспечивает удовлетворение потребностей человека и дальнейшее обогащение духовных интересов, способствует развитию его творческих потенций, включает его в процесс усвоения и воспроизводства материальных и духовных ценностей.

Не ограниченная стенами музея, музейная педагогика наиболее ярко проявляет себя в содружестве образовательного учреждения и музея, объединения в единую систему учреждения культуры и образовательных учреждений, создавая педагогически целесообразное организованное культурное пространство. Создание музейно-педагоги-ческой системы способствует «погружению» учащихся в мир профессиональной культуры, жизненного уклада и быта народа, в профессию и специальность. Такие системы обеспечат профессиональную ориентацию молодежи, позволят молодым людям при-

обретать первичные социальные и профессиональные знания, перенимать профессиональный и жизненный опыт старших поколений.

В настоящее время Ассоциация «Народные художественные промыслы России» объединяет около 250 организаций промыслов, расположенных в 64 регионах Российской Федерации.

Федеральный закон РФ «О художественных промыслах» устанавливает базовые принципы деятельности предприятий народных художественных промыслов, индивидуально работающих мастеров (художников), ремесленников, организаций ремесленников, учреждений культуры, образовательных учреждений, в учебные планы которых включены программы по темам народных художественных промыслов2.

Приказом Минпромторга России от 22 июня 2010 г. № 509 определен перечень организаций народных художественных промыслов, поддержка которых осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьей 4 ФЗ «О народных художественных промыслах» в 2011 г. Организации народных художественных промыслов находятся в 34 регионах Российской Федерации, всего 77 организаций. Наибольшее количество в Московской области (7), Ивановской области (6), Челябинской области (5), Ярославской области (4), Республике Северная Осетия — Алания (3), Республике Дагестан (3)3.

В 2011 г. по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (ОКСО: 070802), квалификация выпускника — Художник народных художественных промыслов, а при освоении основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки — художник-мастер, преподаватель, объявили прием абитуриентов 75 ФГОУ в 51 регионе страны. Наибольшее количество образовательных учреждений среднего профессионального образования — в Московской области (6), Москве (4), Ивановской области (3), Республике Башкортостан (3), Самарской области (3), Саратовской области (3), Ставропольском крае (3)4.

В Московской области находятся самые известные русские центры народных

№ 2 (20) ФЕВРАЛЬ 2012

дискуссия

журнал научных публикаций

художественных промыслов. В соответствии с перечнем мест традиционного бытования НХП в Московской области, утвержденным постановлением Правительства МО № 178/20 от 13 июня 2001 г., на территории области зарегистрировано 46 предприятий, имеющих статус организаций народных художественных промыслов. Однако в настоящее время в Московской области активно работают чуть более 20 предприятий НХП.

В 15 организациях народных художественных промыслов есть демонстрационные залы и ассортиментные кабинеты, насчитывающие в общей сложности 16 990 предметов. Фонды образцов, в которых имеются 21 174 изделия, существуют в 19 организациях5. Одна из главных задач сохранения художественных традиций в местах бытования народных художественных промыслов Московской области — сохранение коллекций демонстрационных залов и ассортиментных кабинетов.

В настоящее время все большее участие в изучении НХП Московской области и их популяризации принимает Московский областной музей народных художественных промыслов, созданный в 2004 г. в подмосковном центре лаковой миниатюры — в селе Федоскино. Создание филиалов в организациях народных художественных промыслов является перспективным направлением деятельности молодого музея.

В Московской области по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (ОКСО: 070802) Квалификация выпускника — Художник народных художественных промыслов, а при освоении основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки — Художник-мастер, преподаватель, объявили прием 6 ФГОУ: Училище декоративно-прикладного искусства и народных промыслов (техникум) г. Талдом, Колледж государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Гжельский государственный художественно-промышленный институт», Богородский художе-

ственно-промышленный техникум, Рузское училище декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, Абрамцевский художественно -промышленный колледж имени В. М. Васнецова, Федоскинское художественно-промышленное училище миниатюрной живописи. В них обучается около 400 , человек.

При проведении анали-р' за деятельности наиболее ак-) тивных организаций народных художественных промыслов Подмосковья установлено, что на этих предприятиях трудится 3 408 человек, из них 145 художников. В 17 организациях художники имеют высшее и среднее профессиональное образование. 353 человека трудятся мастерами, живописцами, исполнителями.

Приоритеты социально-экономического развития сферы культуры в большей степени отражаются категорией «инновационное развитие». В зарубежной и отечественной научной литературе достаточно широко освещались дискуссии о качественных характеристиках и составляющих инновационного развития. В результате оппонирующие стороны пришли к единому мнению, что инновационное развитие должно быть комплексным. При этом комплексность рассматривалась в двух аспектах. Первый аспект предусматривал поэтапное прохождение, развитие новшества от идеи до воплощения. Второй — охватывал бы не одну проблемную сферу, а включал бы в себя все сферы косвенно или непосредственно влияющие на общий конечный результат, т. е. реализацию инноваций.

Поиски моделей образования, адекватных современному типу культуры и отвечающих новому этапу развития цивилизации, составляет одну из актуальных задач современной педагогики, что требует обращения к фундаментальным истокам образования, рассматривая его как часть культуры, куль-туросообразной системы, культуротворче-ского процесса6.

По мнению автора, в качестве важнейшего элемента региональной культуры могут рассматриваться местные музеи народных художественных ремесел, составной частью регионального компонента — музейная

дискуссия

журнал научных публикаций

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

педагогика, в которой изучению местных художественных традиций и общечеловеческих ценностей определяется особая роль. Следовательно, внедрение регионального компонента предполагает приобщение личности к народному искусству во всем многообразии его видовых и жанровых форм, к художественному наследию. Особую ценность имеют те художественные произведения, в которых отражен неповторимый духовный мир их создателей, народных мастеров.

Автор считает, что обязательным психолого-педагогическим условием успешного решения региональных образовательных задач является создание у учащихся образовательных учреждений заинтересованности в посещении музея народных художественных промыслов и непосредственном общении с произведениями местных мастеров искусства. Интеграция социально-культурных учреждений и образовательных учреждений в сохранении и передаче опыта и знаний народных мастеров, а также в подготовке специалистов народных художественных ремесел должна являться одной из главных задач регионального компонента среднего профессионального образования.

Одна из образовательных задач ФГОУ среднего профессионального образования — создание в колледже, техникуме своего музея народных художественных промыслов, освещающего историю образовательного учреждения, демонстрирующего результаты работы преподавателей и лучших выпускников прошлых лет, выполняющего три основные функции: образовательную, хранительную и мемориальную. В образовательных учреждениях создаются и существуют разнообразные формирования музейного типа — выставки, экспозиции, которые по мере формирования экспозиционного фонда могут быть преобразованы в музей. Для работы студенческих клубов, любительских объединений, факультативов музеи могут стать прекрасной базой.

Появление в сети Интернет народных художественных промыслов в виде разных объектов, не сходных по функциям и адресату, но вполне дифференцируемых по целям представления, можно выделить в виде четырех групп ролевых представлений: внедрение и функционирование народных художественных промыслов в процессе обучения как этнокультурного (регионального)

компонента профессионального образования, способствующего воспитанию и формированию общечеловеческих культурных и нравственных ценностей; повышенный интерес со стороны общества и различных современных направлений гуманитарных наук к проблемам интеграции народных художественных промыслов в классической традиции; интеграция социально-культурных учреждений и образовательных учреждений в сохранении и передаче опыта и знаний народных мастеров, а также в подготовке специалистов народных художественных ремесел; модификация и трансформация народных художественных промыслов в новейших условиях межкультурной коммуникации, сохранение традиций и новаторства, преемственности, сохранение культурной идентичности. Такой подход к образованию выдвигает другую проблему подготовки музейного педагога, готовности музея к реализации такого вида деятельности.

Таким образом, музейная педагогика остается пока во многом «неоткрытым континентом» для многих музейных работников нашей страны. Налицо очевидное отставание от мировой практики. И этому есть причины.

1. Нагорский Н. В. Музейная педагогика и музейно-педагогическое пространство // Педагогика. 2005. № 5. C. 3.

2. Федеральный закон от 06.01.1999 № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 2.

3. Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) от 22 июня 2010 г. № 509 г. «Об утверждении перечня организаций народных художественных промыслов, поддержка которых осуществляется за счет средств федерального бюджета в 2010 году» // Российская газета, Федеральный выпуск № 5241 от 23 июля 2010.

4. Специальности среднего профессионального образования. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы [Электронный ресурс] URL: http:www.edu.ru/abitur/act.21/spe.070892/index. php (дата обращения: 24.11.2011).

5. Министерство культуры Московской области [Электронный ресурс] URL: http://www.mk.mosreg.ru (дата обращения: 23.11.2011).

6. Руденко В. Н. Образование в контексте культуры // Славянская педагогическая культура. Тирасполь, 2002. № 1. С. 15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.