Научная статья на тему 'Роль мусульманских СМИ в обеспечении этноконфессиональной толерантности в Татарстане'

Роль мусульманских СМИ в обеспечении этноконфессиональной толерантности в Татарстане Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
540
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПЕЧАТЬ / МУСУЛЬМАНСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / ЭЛЕКТРОННЫЕ СМИ / ДУХОВНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / NATIONAL PRINT / THE MUSLIMS JOURNALISM / BROADCAST MEDIA / SPIRITUALITY / TOLERANCE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гарифуллин Васил Загитович

Проводится обзор первых периодических изданий на татарском языке, учрежденных в начале ХХ в. исламскими просветителями. Анализируется современное состояние религиозных СМИ, их особое место в информационном поле Республики Татарстан, рассматриваются перспективы их дальнейшего функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Muslims Media in Promoting Religious Tolerance in Tatarstan

The article reviews the first periodicals in the Tatar language, established in the early 20th century Islamic educator. Examines the current state and prospects for the continuation of the religious press in the information field of the Republic of Tatarstan.

Текст научной работы на тему «Роль мусульманских СМИ в обеспечении этноконфессиональной толерантности в Татарстане»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312).

Филология. Искусствоведение. Вып. 80. С. 131-134.

РОЛЬ МУСУЛЬМАНСКИХ СМИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ

В ТАТАРСТАНЕ

Проводится обзор первых периодических изданий на татарском языке, учрежденных в начале ХХ в. исламскими просветителями. Анализируется современное состояние религиозных СМИ, их особое место в информационном поле Республики Татарстан, рассматриваются перспективы их дальнейшего функционирования.

Ключевые слова: национальная печать, мусульманская журналистика, электронные СМИ, духовность, толерантность.

Одним из показателей единства нации и важным условием ее дальнейшего развития является богатство и разнообразие информационного поля. В плане развития средств массовой коммуникации Республика Татарстан занимает лидирующие позиции в России в течение многих десятилетий.

Примечательно, что у истоков татарской периодической печати стоят самые прогрессивные представители нации конца XIX - начала XX вв., а именно мусульманское духовенство. Видный представитель мусульманских кругов этого периода ахун (мулла в военном гарнизоне) Атаулла Баязитов стал инициатором начала издания самой первой татарской газеты «Нур» («Луч») в Санкт-Петербурге [4. С. 36]. Это было в сентябре 1905 г. Уже спустя два месяца после этого события в различных регионах России (в Казани, Уфе, Оренбурге, Уральске, Астрахани и других городах) стали выходить десятки газет и журналов на татарском языке [5. С. 12].

Признанным лидером среди татарских периодических изданий начала прошлого века считается газета «Йолдыз» («Звезда»), долгожитель национальной печати того периода. Издавал ее видный представитель мусульманского духовенства, педагог-теолог Ахметхади Максуди [1. С. 27]. Огромное влияние на формирование общественной мысли татарского народа имел также журнал «Шура» («Совет») под редакторством Ризаэтдина Фахретдина, человека, посвятившего всю свою жизнь служению исламу, избранного после революции 1917 г. муфтием духовного управления Внутренней России и Сибири [3. С. 7]. Журнал под его редакторством издавался с 10 января 1908 г. по 31 декабря 1917 г. в Оренбурге и был знаменит тем, что стоял в авангарде развития духовно-просветительской и культурной жизни целой нации.

В это же время как образец первого специализированного периодического издания для правоверных России прославился журнал «Эд-дин вэ эл-эдэп» («Религия и нравственность»). Его редактором и издателем был также выдающийся общественный и религиозный деятель Галимджан Баруди [2. С. 71].

В начале XX века таких специализированных изданий было всего десять: 7 газет и 3 журнала. Это газеты «Аль-галями муслимин» («Мусульманский мир») (1906-1907), <^ами-ят» («Спасение») (1907-1908), «Нур» («Луч») (1905-1914), «Борханы тараккый» («Доказательство прогресса») (1906-1911), «Баянел-хак» («Вестник правды») (1906-1914), «Ис-лах» («Реформа») (1907), «Олфэт» («Дружба») (1905-1907), журналы «Дин вэ мэгыйшат» («Религия и жизнь») (1906-1918), «Эд-дин вэ эль-эдэп» («Религия и нравственность») (1906-1908, 1913-1917), «Нажат» («Спасение») (1907).

Особое место в системе татарской периодической печати начала XX века занимает журнал «Икътисад» («Экономика»), издание которого было инициировано имамом одного из мусульманских приходов Самары Фатихом Муртазиным. Большой заслугой Фатих хазрата Муртазина на должности редактора этого журнала является то, что он сделал журнал не только ареной обмена опытом в аграрно-экономической сфере, но и трибуной обсуждения многих актуальных вопросов, волнующих татарско-мусульманскую общественность России. «Икъти-сад» издавался ежемесячно с 1908 по 1913 г. и распространялся по всем губерниям страны. Он по праву считается первенцем российской мусульманской экономической периодики [6].

Таким образом, национальная журналистика татар была создана усилиями исламских просветителей и направлена на просвещенную

часть населения, получившую образование в основном в духовных учебных заведениях того времени - медресе.

Не только на страницах специализированных изданий, но и в целом во всей татарской периодической печати начала XX в. религиозная тема была одной из центральных. Журналистами регулярно освещались темы реформ в духовных учебных заведениях, проблемы взаимосвязи религии и национального самосознания, духовности и нравственности.

Вместе с тем печать этого времени представляла татарский народ как нацию. В ней поднимались острые и злободневные вопросы всех сторон общественно-политической и социально-экономической жизни. Писалась она бескорыстно преданными народу талантливыми перьями таких личностей, как Габдулла Тукай, Гаяз Исхаки, Исмагиль Гаспринский, Фатих Амирхан, Шариф Камал, Галиасгар Ка-мал, Фатих Карими, Садри Максуди, Галим-джан Ибрагимов, Сагит Рамеев, Камил Моти-ги, Фуад Туктаров, Ахметзян Сайдашев, Юсуф Акчура, Габдуррашит Ибрагимов и многие другие. Этими выдающимися деятелями были заложены журналистские традиции, которые развивались до тех пор, пока социалистическая революция и последовавшие затем сталинские репрессии не подвергли гонениям элиту татарского народа и его периодическую печать. Конечно же, пострадали от этих политических потрясений, в первую очередь, издания духовно-религиозной направленности и их авторы.

Возрождение и новый расцвет истинно национальных и народных средств массовой информации случилось к концу XX в., после известных политических преобразований в нашей стране. Именно благодаря уже имевшимся богатым традициям, в регионах страны очень быстро возродилась национальная, в том числе татарская, печать, сложилась устойчивая система мусульманских СМИ. Сегодня в Татарстане, как и во многих других регионах России, например, в Башкортостане, Чеченской Республике, Ингушетии, Нижегородской, Оренбургской, Свердловской и других областях, есть религиозные программы на телевидении. Такая же программа функционирует на канале «Россия».

В настоящее время на территории России действуют более сорока самостоятельных духовных управлений (муфтиятов). У каждого из них есть официальный печатный орган, свои передачи на местном телевидении, радио. На-

пример, духовное управление мусульман Республики Татарстан выпускает газеты «Умма» и «Дин вэ мэгыйшэт» («Вера и жизнь»). Таких печатных органов на территории России сегодня насчитывается более полусотни.

Особенно активно в последние годы развивается сегмент интернет-ресурсов. Появилось большое количество интернет-сайтов, посвященных исламу. Каждое из мусульманских духовных управлений России имеет свой официальный сайт. В Татарстане, помимо такого официального сайта www.dumrt.ru, функционирует большое количество специализированных сайтов по разным тематическим направлениям и сферам жизни мусульман. Так, в прошлом году, в «Год Корана», большую популярность среди верующих обрел сайт www. godkorana.ru, в котором размещена вся имеющаяся аудио-, видео- и текстовая информация, связанная с заветной книгой.

Проблемам исламского просвещения и образования посвящен сайт www.magarif.ru. Здесь имеется информация о религиозных образовательных учреждениях, учебные программы, учебники и учебные пособия, другая документация. Молодежный интернет-клуб для верующих мусульман из числа молодежи размещен на сайте www.altinurta.ru. Среди специализированных сайтов можно отметить активную работу комитета стандартов {^алял» www.halal.rt.com, благотворительного фонда «Закят» (закят.рф), имущественного фонда «Вакф» (www.vakfrt.ru).

Систему мусульманских интернет-ресурсов дополняет большое количество сайтов отдельных мухтасибатов (мусульманских приходов) Татарстана. Например, богатые, как по содержанию, так и по оформлению сайты имеют мухтасибаты Альметьевского и Сабинского районов. В Актанышском, Бугульминском, Че-ремшанском и ряде других районов республики мусульмане имеют свои местные периодические издания. Телерадиовещательные компании на местах имеют специальные рубрики для верующих.

Некоторые мечети также имеют свои интернет-сайты. Среди наиболее удачных - сайты мечети «Сулейман» (www.suleiman.ru) и Зака-банной мечети в Казани (www.isxak.ru), в которых освещается в основном внутренняя жизнь махаллы.

Успешно начали функционировать сайты религиозных учебных заведений в столице Татарстана. Среди таковых - сайт Российско-

го исламского университета (www.e-riu.ru), Казанского исламского колледжа (www.kik-kazan.ru).

Исламские сайты республики получили новое дыхание благодаря усилиям погибшего в июле 2012 г. Валиуллы хазрата Якупова. Этот известный просветитель духовенства, сумевший еще в конце 1980-х гг. организовать выпуск первой мусульманской газеты «Иман» («Вера») в посткоммунистическом Татарстане, позднее основавший целое издательство под таким же названием, открыл за последние годы более десятка сайтов по разным направлениям духовной жизни. Вот лишь некоторые из них.

Специализированный сайт литературного конкурса среди молодых писателей - www. tayanallaga.ru. Кроме творческих работ конкурсантов здесь размещены произведения выдающихся писателей и поэтов, посвященные исламской тематике. На сайте представлены электронные версии журнала «Иман нуры» («Свет веры»), газет «Иман» («Вера»), «Мусульманка», «Семья».

Сайт www.musulman.su посвящен обсуждению глобальных проблем современного ислама. На сайте размещены еще и книги религиозного характера, а также пятничные проповеди ведущих имамов Татарстана.

Сайт www.muslem.ru можно рассматривать как русскоязычную версию предыдущего сайта. Однако он повторяет только его оперативные новости, в остальном же довольно резко отличается от него как по структуре, так и по содержанию, представляя такие рубрики, как «Экономика», «Мазхаб», «Аналитика», «Культура», «Мусульманский календарь», «Кто есть кто?», «Богословие», представляя для читателей электронную версию газеты «Вера».

Остается популярным и личный сайт Вали-уллы хазрата - www.valiulla.ru. Он содержит в основном статьи В. Якупова, опубликованные в разных изданиях, тексты его проповедей, а также фоторепортажи с различных мероприятий с участием хазрата.

Интернет-издание www.musliman.ru - сайт издательства «Иман». Здесь представлены учебники и книги, посвященные основам мусульманской религии, вопросам ислама и медицины, исламской педагогике, этике, различная видео и аудиопродукция.

Все эти сайты активно функционируют и по сей день, хотя некоторые другие сайты Якупова перестали обновляться. К сожалению, В. Яку-

пов не успел осуществить и многие свои новые идеи, связанные с распространением знаний об исламе. Пока остается только на бумаге его последний проект по созданию исламского телевидения «Иман» («Вера») в сети Интернет.

На сегодняшний день одним из самых влиятельных становится сайт «Ислам-тудей» (www.islam-today.ru), начавший функционировать лишь в прошлом году, но, несмотря на это, достигший ежедневного количества посетителей до 20 тыс. человек. Сайт на трех языках (татарском, русском и английском) освещает основные новости духовной и светской жизни, мнения экспертов по различным проблемам, является наиболее оперативным среди всех родственных интернет-ресурсов.

Анализ материалов вышеуказанных сайтов позволяет сделать вывод об их основных тематических направлениях. Это:

- оперативная информация о жизни мусульманских общин и небольшие комментарии;

- просветительская тематика, в том числе материалы об основных религиозных праздниках и об их значении для верующих;

- исследование проблем повседневной жизни с точки зрения ислама.

Если сравнивать журналистские материалы религиозных сайтов с материалами на религиозную тему в светских СМИ, то выясняется, что в последних преобладает отрицательный оттенок. Это видно даже из характера заголовков. В исламских сайтах заголовки нейтральные, без кричащих эпитетов. Светская журналистика, освещая даже положительные явления в жизни мусульман, старается привлечь читателя использованием заголовков сенсационного характера. Информирование и воспитание (в том числе религиозное) через позитивную информацию является целью большинства исламских сайтов. В этом их большое преимущество. Однако у них зачастую не хватает должной оперативности при освещении важных событий, в недостаточном количестве публикуются аналитические материалы, посвященные насущным проблемам жизни верующих. Эти недостатки являются результатом отсутствия целенаправленной подготовки кадров журналистики для религиозных СМИ. В 2012 г. в Российском исламском университете в Казани было открыто направление «журналистика», рамках которого будет реализована специализированная подготовка такого рода специалистов.

Еще одним препятствием на пути развития мусульманского сегмента в Интернете является отсутствие у многих сайтов официальной регистрации в качестве СМИ, а также неопределенность статуса блогов и форумов, что приводит к правовым коллизиям.

Как бы то ни было, большинство мусульманских интернет-ресурсов вносят большой вклад в процесс дальнейшего развития культуры, укрепления дружбы и взаимопонимания народов России.

Развитию массмедиа для мусульман содействуют и творческие объединения - Союз мусульманских журналистов, Ассоциация мусульманских журналистов. Эти организации служат координации деятельности журналистов, специализирующихся по исламской тематике.

Координация деятельности мусульманских журналистов проходит также на международном уровне. Традиционно проводится международная конференция арабских и исламских СМИ, направленная на разработку общей стратегии действий мусульманских массмедиа.

Активные шаги делаются в плане организации научно-методических мероприятий в этом направлении. Например, в Казани ежегодно проводится фестиваль мусульманских СМИ и издательств. На это мероприятие собираются представители исламских СМИ Республики Татарстан и всей России, чтобы обсудить насущные проблемы мусульманской журналистики. Организатором фестиваля выступает Духовное управление мусульман республики. Цель фестиваля - содействие профессиональному росту мусульманской журналистики Татарстана, обмен опытом, выявление и поощрение журналистских талантов и лучших СМИ, а также популяризация мусульманских изданий.

В апреле 2013 г. в Казани успешно прошла Всероссийская конференция «Ислам-online». которая преследовала цель консолидации мусульманских журналистов и мусульманских

электронных СМИ для пропаганды традиционных исламских ценностей. В работе конференции, организованной Духовным управлением мусульман Республики Татарстан, приняли участие представители мусульманских электронных СМИ со всей страны, мусульманские журналисты, а также исследователи, занимающиеся данной тематикой. В выступлениях были затронуты проблемы современного положения российских мусульманских электронных СМИ, единства информационного поля российских мусульман, а также проблема профессионализма представителей мусульманских СМИ, мусульманских журналистов.

Таким образом, и в России, и в мире немало делается для обобщения опыта и координации работы журналистов, освещающих религиозную тематику. В то же время отсутствуют целенаправленные фундаментальные научные исследования системы мусульманских СМИ. Положительный опыт деятельности мусульманских массмедиа ждет своего научного изучения, обобщения и распространения в качестве одного из важнейших механизмов построения цивилизованного демократического общества в нашей стране.

Список литературы

1. Гафарова, Ф. Ю. Максуди, зажегший «Звезду». Казань, 2006. 186 с.

2. Единственный в России и в мире // Самар. газ. 2001. 11 янв.

3. Марданов, Р. Ф. Журнал «Шура». Казань, 2001. 152 с.

4. «Нур» - луч света татарской печати. СПб.; Казань, 2001. 142 с.

5. Нуруллина, Р. М. Пишу историю... Казань, 2009. 336 с.

6. Сто лет татарской периодической печати: история, современность, будущее. Казань, 2005. 144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.