Научная статья на тему 'Роль мониторинга в управлении качеством образования на муниципальном уровне'

Роль мониторинга в управлении качеством образования на муниципальном уровне Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1657
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / ВИДЫ МОНИТОРИНГА / МОНИТОРИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ / MONITORING / TYPES OF MONITORING / MONITORING RESEARCH / MUNICIPAL CONCEPT OF EDUCATION QUALITY MONITORING / EDUCATION QUALITY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рюхова Нина Фёдоровна

Статья посвящена вопросам проведения мониторинговых исследований на муниципальном уровне (на примере Шилкинского района Забайкальского края). Автор рассматривает мониторинг как один из элементов системы управления качеством образования. Выделены цель, задачи, принципы, объекты и направления мониторинга. Определены основополагающие идеи муниципальной концепции мониторинга качества образования. Приводятся результаты исследований. В статье акцентируется внимание на важности данных, полученных при проведении мониторинга на муниципальном уровне, для осуществления прогнозирования тенденций развития, принятия обоснованных управленческих решений по достижению качественного образования. Автор анализирует результаты мониторинговых исследований деятельности муниципального органа управления образованием Шилкинского района Забайкальского края. Проблема недостаточно высокого уровня качества образования в отсутствии единой системы управления банком данных мониторинга и неэффективном использовании полученной информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Monitoring in Education Quality Management at the Municipal Level

The article is devoted to the problems of monitoring research at the municipal level (on the example of the Shilkinsky Region, Zabaikalsky Krai). The author considers monitoring as one of the elements of the education quality management system. The article defines the goal, objectives, principles, objects and directions of monitoring and emphasizes the foundational ideas of the municipal conception of education quality monitoring. The article shows the results of monitoring research and focuses on the importance of the data obtained during the monitoring at the municipal level to forecast the tendencies of development and make managerial decisions to achieve qualitative education. The author analyses the results of monitoring research on the activity of the Shilkinsky Municipal Educational Department (Zabaikalsky Krai). The quality of education isn't at the high level and the problem of it is in the absence of a unified management system of the monitoring data bankand ineffective use of the information obtained.

Текст научной работы на тему «Роль мониторинга в управлении качеством образования на муниципальном уровне»

УДК 37.014.5 ББК 431

Н. Ф. Рюхова г. Чита, Россия Роль мониторинга в управлении качеством образования на муниципальном уровне

Статья посвящена вопросам проведения мониторинговых исследований на муниципальном уровне (на примере Шилкинского района Забайкальского края). Автор рассматривает мониторинг как один из элементов системы управления качеством образования. Выделены цель, задачи, принципы, объекты и направления мониторинга. Определены основополагающие идеи муниципальной концепции мониторинга качества образования. Приводятся результаты исследований. В статье акцентируется внимание на важности данных, полученных при проведении мониторинга на муниципальном уровне, для осуществления прогнозирования тенденций развития, принятия обоснованных управленческих решений по достижению качественного образования. Автор анализирует результаты мониторинговых исследований деятельности муниципального органа управления образованием Шилкинского района Забайкальского края. Проблема недостаточно высокого уровня качества образования - в отсутствии единой системы управления банком данных мониторинга и неэффективном использовании полученной информации.

Ключевые слова: мониторинг, виды мониторинга, мониторинговые исследования, муниципальная концепция мониторинга качества образования, управление качеством образования.

N. F. Ryukhova Chita, Russia The Role of Monitoring in Education Quality Management at the Municipal Level

The article is devoted to the problems of monitoring research at the municipal level (on the example of the Shilkinsky Region, Zabaikalsky Krai). The author considers monitoring as one of the elements of the education quality management system. The article defines the goal, objectives, principles, objects and directions of monitoring and emphasizes the foundational ideas of the municipal conception of education quality monitoring. The article shows the results of monitoring research and focuses on the importance of the data obtained during the monitoring at the municipal level to forecast the tendencies of development and make managerial decisions to achieve qualitative education. The author analyses the results of monitoring research on the activity of the Shilkinsky Municipal Educational Department (Zabaikalsky Krai). The quality of education isn’t at the high level and the problem of it is in the absence of a unified management system of the monitoring data bank and ineffective use of the information obtained.

Keywords: monitoring, types of monitoring, monitoring research, municipal concept of education quality monitoring, education quality management.

Обеспечение качества образования - один из приоритетов современной российской образовательной политики. Образовательные учреждения пытаются выстраивать собственные системы менеджмента качества образования на основе международных стандартов КО, которые требуют измерения процессов СМК и применения методов мониторинга. Кроме того, согласно Федеральному закону Российской Федерации от 8 ноября 2010 г. № 293-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно надзорных функций и оптимизацией предоставления го-

сударственных услуг в сфере образования» особое внимание уделяется вопросам обеспечения функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в ОУ и составлению отчёта

о результатах самооценки деятельности образовательного учреждения (самообследования) [5, с. 6]. Следовательно, мониторинг является одним из основных элементов системы управления качеством образования.

Понятие «мониторинг» толкуется неоднозначно. Наиболее ранние его значения: 1) (от латинского monitor - «предостерегающий») - в широком смысле - деятельность по наблюдению

68

© Н. Ф. Рюхова, 2011

(слежению) за определёнными объектами или явлениями; 2) система повторных целенаправленных наблюдений за исследуемыми объектами в пространстве и времени. В настоящее время под мониторингом понимают постоянное и непрерывное наблюдение, отслеживание, оценку, прогноз состояния объекта, сбор информации. Наиболее точным и универсальным может быть следующее определение: «мониторинг - система сбора, обработки, хранения и распространения информации о какой-либо системе или отдельных её элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления данной системой, позволяющая судить о её состоянии в любой момент времени и дающая возможность прогнозирования её развития» [2, с. 12]. Значимость мониторинга образования особо проявляется на муниципальном уровне. Здесь формируется значительный объём статистистических данных о результативности образовательной деятельности, её качестве, об эффективности управления, состоянии инновационных процессов. На основе формируемого банка данных принимается (или не принимается) управленческое решение по повышению качества образования.

Целью мониторинга на муниципальном уровне является получение регулярной достоверной информации о качестве образования в районе, создание оснований для обобщения и анализа получаемой информации о состоянии образовательной системы и основных показателях её функционирования, для осуществления оценок и прогнозирования тенденций развития, принятия обоснованных управленческих решений по достижению качественного образования. Задачи мониторинга - фиксация состояния системы, её системное описание, оценка эффективности системы или отдельных подсистем, определение неисправностей и сбоев. Объектами мониторинга могут быть любые структурные элементы образовательных систем различных уровней (муниципальная система образования, образовательное учреждение, педагогический коллектив, класс, педагог, ученик и т. п.).

Компоненты образовательного процесса:

- условия (материальные, санитарно-гигиенические, нормативно-правовые, кадровые, финансовые, учебно-методические и др.);

- организация (контингент и его дифференциация, школьное расписание и др.);

- содержание (образовательные программы, планы, учебники, средства обучения, воспитательная система, диагностические методики и др.);

- результаты (текущие и итоговые, творческая деятельность, состояние здоровья, готовность к продолжению образования и др.);

- характеристика коммуникативных процессов (учитель - ученик, ученик - ученик, учитель -администрация и т. п.);

- основные процессы функционирования и развития образовательных систем и управления ими;

- взаимодействие образовательных систем с окружающим социумом.

Мониторинг сферы образования осуществляется по различным направлениям в зависимости от его целей, уровня осуществления и обследуемого объекта. К основным направлениям мониторинга относятся:

- соблюдение законодательства в сфере образования;

- обеспечение доступности среднего общего образования;

- оснащённость образовательного процесса;

- профессиональное мастерство педагогов;

- психологический климат в образовательной системе;

- организация отдыха и оздоровления;

- структурный и функциональный анализ образовательных систем;

- состояние делопроизводства;

- организация управленческой деятельности;

- эффективность воспитательных систем;

- выполнение социального заказа;

- инновационная деятельность ОУ;

- реализация программ развития и др.;

- уровень учебных достижений;

- состояние здоровья обучаемых и воспитанников.

Мониторинг сферы образования, организуемый по выбранным направлениям, использует различные виды измерений: педагогические, дидактические, социологические, психологические, медицинские, санитарно-гигиенические, экономические, статистические и др. Мониторинговое исследование строится на объективных основаниях для измерения и сравнения. Основанием для измерения является соответствие какому-либо эталону: стандарту, норме, требованию. Различают следующие виды мониторинга: образовательный, информационный, базовый, проблемный, управленческий, конкурентный, сравнительный, комплексный, динамический.

Мониторинг современной образовательной системы любого уровня не может ограничиться ни формальными показателями, ни контроль-

ными замерами качества обучения, ни данными внутреннего аудита. «Он требует построения концепции, разработки принципов функционирования, выявления оценочных показателей и определения периода актуализации», - пишет

Н. Е. Казакова [1, с. 10]. Выделим основополагающие идеи муниципальной концепции мониторинга качества образования:

- соответствие мониторинга муниципальной политике в области качества;

- государственно-общественный характер мониторинга;

- согласование мониторинга качества образования с другими процедурами по обеспечению качества образования, осуществляемыми в рамках муниципальной образовательной системы;

- ориентация мониторинга на всё многообразие видов управления, используемых в муниципальной системе обеспечения качества образования;

- использование в рамках муниципального мониторинга качества образования всех видов мониторинга, как следствие его тесной связи с управлением;

- ориентация мониторинга на все аспекты качества образования, связанные с его абсолютностью и относительностью;

- изоморфизм (подобие) систем мониторинга всех уровней;

- использование в муниципальном мониторинге качества образования современных достижений теории оценки качества, комплексного применения оценочных средств, форм оценки, видов оценочных показателей;

- модель муниципальной системы мониторинга качества образования имеет двухуровневую иерархическую структуру: муниципальный уровень и уровень образовательного учреждения.

Основными принципами образовательного мониторинга, по мнению П. И. Третьякова, являются [4, с. 283-284]:

- целенаправленность - соответствие мониторинговой деятельности общему стратегическому направлению цели;

- научность - мониторинг строится с опорой на новейшие достижения педагогической науки и передовой практики, современной теории управления;

- нормативность - опора при организации и осуществлении мониторинга на нормативные документы;

- целостность и непрерывность - рассмат-рение объектов мониторинга во взаимосвязи всех его компонентов;

- оптимальность - объекты мониторинга требуют применения адекватной технологии;

- эффективность и действенность - система процедур, применяемая в процессе мониторингового исследования, должна способствовать переводу системы в новое качественное состояние;

- компетентность - эксперты, проводящие мониторинг, должны владеть знаниями о способах изучения объекта и средствах его регулирования и коррекции;

- дуальность - исследование объекта в аспекте диверсификации (увеличение многообразия) или конвергенции (сохранение разнообразия) с целью установления устойчивого развития объекта изучения.

В связи с тем, что мониторинг - составляющая современного управления и основа принятия управленческого решения, к качеству управленческой информации предъявляются определённые требования: объективность; точность; полнота; достаточность; систематизированность; оперативность; доступность.

Рассмотрим мониторинг качества образования на примере Шилкинского района Забайкальского края. Работа по внедрению системы менеджмента качества образования начата здесь в 2005 г. Разработан ряд нормативных документов по внедрению СМК в практику ОУ, перераспределены обязанности в МОУО, подготовлено Положение о мониторинге качества образования, проведено обучение заместителей директоров по учебно-воспитательной работе (выездной семинар «Управление качеством образования», проведённый специалистами ЗабКИПКРО). Ежегодно проводится мониторинг знаний, умений и навыков выпускников разных ступеней образования, изучение готовности детей дошкольного и школьного возраста к обучению в начальной и основной школе. Сравнивая результаты педагогической диагностики первоклассников в 2009 и 2010 гг., можно сделать вывод о том, что уровень подготовки дошкольников к обучению в начальной школе средний, наиболее высокий процент выполнения заданий имеет показатель уровня развития фонематического слуха. Данные мониторингового исследования представлены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты диагностики (1 класс)

Показатель 2009 г. 2010 г.

Уровень выполнения заданий Уровень выполнения заданий

Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий

Интуитивные доматематические представления 11,7 % 58,8 % 29,5 % 17,1 % 69,1 % 13,8 %

Степень развития ряда неречевых функций 20,8 % 37,9 % 41,3 % 0,4 % 66,5 % 33,1 %

Уровень развития фонематического слуха 54,7 % 10,2 % 35,1 % 54,6 % 19,5 % 25,9 %

Состояние моторики и зрительно-моторных координаций 19,4 % 32,4 % 48,2 % 16,3 % 36,9 % 46,8 %

Итого: процент выполнения заданий 5,3 % 70,8 % 23,9 % 3,06 % 82,2 % 14,74 %

В 2010 г. учащиеся 1-х классов общеоб- ФГОС второго поколения, показали следующие разовательных учреждений, перешедших на результаты.

Таблица 2

Показатель Забайкальский край Шилкинский район

Уровень выполнения заданий Уровень выполнения заданий

Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий

Интуитивные доматематические представления 17,2 % 70 % 12,8 % 23,3 % 61,6 % 15,1 %

Степень развития ряда неречевых функций 0,9 % 64,4 % 34,7 % 0 % 63,3 % 36,7 %

Уровень развития фонематического слуха 56,9 % 16 % 27,1 % 60 % 11,6 % 28,4 %

Состояние моторики и зрительно-моторных координаций 21,2 % 42,5 % 36,3 % 20,8 % 22,5 % 56,7 %

Итого: процент выполнения заданий 2,4 % 82,4 % 15, 2 % 0,8 % 81,6 % 17,6 %

В сравнении с краевыми показателями процент высокого и среднего уровней выполнения заданий несколько ниже, чем в целом по Забайкальскому краю; процент низкого уровня - выше. Следовательно, учителям начальных классов необходимо обратить внимание на задания, уровень

выполнения которых невысок. Данные педагогической диагностики также позволяют увидеть не только уровень актуального развития, обученность ребёнка, но и определить «зону ближайшего развития», то, что ученик может сделать в сотрудничестве с взрослым.

Таблица 3

Результаты диагностики по русскому языку (5 класс)

Раздел учебника 2008 г. 2009 г.

Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий

Фонетика 39 % 32 % 29 % 36 % 42 % 22 %

Состав слова 14 % 57 % 29 % 31 % 48 % 9 %

Морфология 62 % 18 % 20 % 32 % 48 % 20 %

Орфография 32 % 36 % 32 % 87 % 11 % 2 %

Синтаксис и пунктуация 27 % 35 % 38 % 28 % 32 % 40 %

Общее количество баллов за выполнение всей работы 19 % 74 % 7 % 21 % 70 % 9 %

Как видим, в 2008 г. наиболее успешно учащиеся 5-х классов справились с заданиями раздела «Морфология», что говорит о сформированнос-ти умения обучающихся определять часть речи. В 2009 г. школьники достигли высоких результатов в умении применять правила на изученные орфограммы, продемонстрировали достаточный уровень обученности по предмету. Наиболее сложными для них стали задания раздела «Синтаксис и пунктуация», что требует от педагога внимания к этой теме. В зависимости от авторов учебников русского языка (5 класс) общее количество баллов за всю работу в 2009 г. составило:

Таблица 4

Автор учебника Уровень

Высокий Средний Низкий

М. М. Разумовская 23 % 70 % 7 %

В. В. Бабайцева 19 % 74 % 7 %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Н. М. Шанский 20 % 72 % 8 %

Т. А. Ладыженская 28 % 64 % 8 %

Данная таблица показывает фактически одинаковые результаты по всем уровням усвоения учебного материала, т. е. дети осваивают программу, независимо от того, кто является автором учебника.

На основе методики экспресс-оценки качества образования в школе, предложенной В. П Пана-сюком в книге «Школа и качество: выбор будущего», в общеобразовательных учреждениях района проводится самообследование, которое позволяет определить уровень внедрения системы менеджмента качества в школе и районе [3, с. 160-162].

Таблица 5

Уровень внедрения систем качества образования в ОУрайона

№ п/п Основные шаги Уровни внедрения СМК

I II III

1 Создание пакета нормативных документов и организация документооборота 3 ОУ 17 ОУ 2 ОУ

2 Подготовка (обучение) персонала - У ОУ

3 Совершенствование организационной структуры и механизма управления школой 2 ОУ 15 ОУ ОУ

4 Совершенствование ресурсного обеспечения 8 ОУ 12 ОУ ОУ

5 Совершенствование основных и вспомогательных процессов 7 ОУ 11 ОУ 4 ОУ

6 Внедрение рабочих процедур - 3 ОУ 19 ОУ

7 Развёртывание оце-ночно-критериальных комплексов 4 ОУ 14 ОУ 4 ОУ

8. Внедрение механизма и инструментария оценки системы качества 2 ОУ 16 ОУ 4 ОУ

I - низший уровень; II - средний уровень; III - высший уровень

Данные таблицы 5 показывают, что большая часть общеобразовательных учреждений района находится на втором уровне внедрения системы менеджмента качества образования. Муниципальная СМК находится по первому критерию на 2-м уровне внедрения системы, по второму критерию - на 3-м уровне, по третьему-пятому критериям - на 2-м уровне, по шестому и седьмому критериям - на 3-м уровне, по восьмому критерию - на 2-м уровне.

Сформированные банки данных в основном обеспечивают решение задач управления качеством образования. Однако отсутствие единой системы управления банками данных ведёт к тому, что имеет место дублирование в ходе сбора информации, неэффективное её использование, неравномерность развития отдельных блоков и т. п. Единой муниципальной информационной системой сбора и обработки информации, объединяющей сведения о качестве услуг в образовательных учреждениях, муниципальной системе образования на условиях объективности, прозрачности и достоверности, стал Регистр качества образования, составленный на основе Регистра, разработанного Читинским Центром мониторинга образования и обеспечения ЕГЭ. Его основная цель - управление качеством образования на основе мониторинга. Сводная информация включает в себя следующие сведения по показателям оценки качества образования: кадровый потенциал; профессиональную компетентность педагогических кадров ОУ, муниципальной системы образования; условия образовательного процесса; качество предоставляемых образовательных услуг; социальное положение; состояние

здоровья учащихся; условия организации воспитания; управление системой образования. Анализ данных Регистра позволяет определить состояние качества предоставляемых потребителям образовательных услуг, осуществить прогноз тенденции развития системы образования как на уровне ОУ, так и на муниципальном уровне, принять конкретное управленческое решение по улучшению качества образования (реструктуризация сети ОУ, реализация программы «Педагогические кадры», выделение или усиление отдельных направлений предпрофильной подготовки и профильного обучения и др.). В 2010 г. был проведён мониторинг деятельности муниципального органа управления образованием Шилкинского района Забайкальского края по созданию эффективной муниципальной системы образования, обеспечивающей доступность качественного образования на основе критериев и показателей, опубликованных в «Сборнике нормативно-правовых актов, методических рекомендаций по системе оценки качества общего образования в Забайкальском крае» (2008 г.). Мониторинг проводился по следующим направлениям:

- результаты деятельности муниципальной системы образования;

- развитие муниципальной сети;

- содержание образования;

- воспитание и дополнительное образование;

- учебно-материальная база;

- кадровое обеспечение;

- финансовые ресурсы;

- управление системой образования.

Наиболее низкие показатели МОУО имеет

по развитию муниципальной системы и по вопросам воспитания и дополнительного образования, наиболее высокие - по кадровому обеспечению и финансовым ресурсам. Следовательно, необходимо определить необходимые меры к дальнейшему развитию системы образования и достижению качественного образования и воспитания.

В 2009 г. апробирована форма изучения удовлетворённости дошкольным и дополнительным образованием. Развитие системы профильного обучения и предпрофильной подготовки показало необходимость изучения общественного мнения и учёта интересов социума при организации образования в муниципальных учреждениях. Следовательно, в текущем учебном году необходимо провести мониторинговые исследования в данном направлении.

Таким образом, мониторинг необходим не от случая к случаю, а как постоянный инструмент управления качеством образовательного процесса.

Список литературы

1. Казакова Н. Е. Мониторинг в системе педагогического образования: региональный аспект // Стандарты и мониторинг в образовании. 2005. № 6. С. 9-12.

2. Майоров А. Н. Мониторинг в образовании. М.: Интеллект-Центр, 2005. С. 424.

3. Панасюк В. П. Школа и качество: выбор будущего. СПб.: КАРО, 2003. С. 384.

4. Третьяков П. И. Школа: Управление качеством образования по результатам. М.: Перспектива, 2009. С. 492.

5. Федеральный закон Российской Федерации от 8 ноября 2010 г. № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования». 2010.

С. 30. URL: http://www.rg.ru/printable/2010/11/10/optimisatia-dok.html (дата обращения 12.08.2011).

Рукопись поступила в редакцию 15.08.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.