Научная статья на тему 'Роль межкультурного образования в процессе подготовки конкурентоспособных специалистов'

Роль межкультурного образования в процессе подготовки конкурентоспособных специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Широбоков Сергей Николаевич, Чуянов Роман Анатольевич

Рассматриваются проблемы межкультурной коммуникации в условиях мобилизации и интернационализации образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль межкультурного образования в процессе подготовки конкурентоспособных специалистов»

2005

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Международная деятельность вузов

№ 94(12)

УДК 378.1

РОЛЬ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

С.Н. ШИРОБОКОВ, Р.А. ЧУЯНОВ

Статья переставлена доктором педагогических наук, профессором Чекалевой Н.В.

Рассматриваются проблемы межкультурной коммуникации в условиях мобилизации и интернационализации образования.

Межкультурное образование в аспекте диалога культур направлено на осмысление ценностных ориентаций, их изменение и самоопределение личности. В этом плане важен опыт межкультурного общения в социуме. Профессионалы в вопросах межкультурного образования знают, что общение и взаимодействие людей, принадлежащих к различным культурам, психологически напряжено. Поэтому процесс адаптации к новой культуре требует от специалиста изрядного оптимизма по отношению к проблемам и неудачам, возникающим в течение этого процесса, и способности использовать знания, приобретенные в условиях своей родной культуры, дабы изучить правила поведения, присущие другой культуре, и постараться достигнуть такой степени осведомленности, как если бы он был носителем этой самой культуры.

К сожалению, процесс взаимодействия между представителями разных культур не всегда проходит гладко и приводит к открытым и доверительным отношениям. Все люди, вступающие в межэтнические контакты, в той или иной мере сталкиваются с трудностями при взаимодействии с теми, чья культура отличается от их собственной и чье поведение они не способны предсказать. Увеличение межкультурного взаимодействия может приводить и к усилению имеющих место стереотипов и предубеждений. Именно поэтому очень важным представляется сегодня изучение межкультурной адаптации.

Межкультурная адаптация - это сложный процесс, в случае успешного завершения которого человек достигает соответствия (совместимости) с новой культурной средой, принимая ее традиции как свои собственные и действуя в соответствии с ними. В науке выделяется внешняя и внутренняя сторона адаптации. В связи с этим особое значение приобретает вопрос психологического комфорта иностранных студентов, а также создание благоприятных внешних условий, что подразумевает не только наличие квалифицированного профессорско-преподавательского состава, но и комфортные условия проживания. Этот фактор особенно важен для провинциальных вузов. Одной из составляющих психологического комфорта является коммуникативная компетентность, под которой понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Важно отметить, что процесс адаптации, равно как и процесс совершенствования коммуникативной компетентности связан с развитием личности. В случае успешной адаптации и овладения навыками общения развиваются личностные характеристики и достигается высокий уровень культурной компетентности.

Существующие проблемы межкультурного образования, так или иначе, связаны с разрывом в конкретном социуме между образованием и культурой. Для преодоления данного кризиса необходимы новые продуктивные ориентиры международного сотрудничества и соответственно новая концепция межкультурного образования. Создание концепции межкультурного образования возможно только в рамках системы международного образования, так как разработка подобной концепции требует продуктивного общения, которое предполагает диалог культур стран-участниц. В новом тысячелетии ключевое значение приобретает

концепция информационного общества и открытого образования, являясь ответом на вызов, который бросает человечеству быстро меняющийся мир. Наука и образование на современном этапе исторического развития общества принципиально меняют объект своего внимания, которым становится человек во всем многообразии процессов жизни, созидания и развития. Глобализация предъявляет новые требования, когда государства уже не являются единственными поставщиками образовательных услуг, а образовательное сообщество не располагает монопольными механизмами принятия решений. Эти новые вызовы времени влияют не только на вопросы доступности, равенства, качества, но также и на суверенитет нации, культурное многообразие и устойчивое развитие.

Глобализация - процесс двусторонний: она влияет и поддается влиянию, способствует информационному обмену и внедрению коммуникационных технологий. Эти достижения вместе с увеличивающимся международным разделением труда означают, что новые идеи очень быстро находят свою реализацию в развитии современных технологий. Знания приобрели важное значение для поддержания здоровья нации, увеличения доступа к образованию, а также стали важным слагаемым конкурентоспособности.

С процессом глобализации тесно связано понятие интернационализации, которое в широком смысле объясняет характер сближения национальных культур, источники их развития. Выход всего ценного, социально значимого для общества и для человека за пределы национальных границ - это исходный пункт интернационализации. Одна из самых распространенных характеристик интернационализации высшего образования - это процесс включения международных и межкультурных аспектов во все сферы, уровни и формы высшего образования и науки.

Включение России в Болонский процесс, с каждым годом расширяющиеся контакты с ведущими зарубежными университетами, развитие академической и профессиональной мобильности говорят о необходимости применения научного подхода к вопросам международного образования, интернационализации субъектов образования. Вместе с тем стратегия и тактика российской системы высшего образования должна базироваться не только на учете прогрессивных мировых достижений в оценке качества подготовки конкурентоспособного специалиста, но и учитывать свое богатейшее наследие - социальнопедагогический опыт и культурно-исторические традиции подготовки специалистов в России. На новый уровень партнерства выходят отношения России с ведущими европейскими странами и Евросоюзом. Для современной России Евросоюз - это один из ключевых партнеров. Он является крупнейшим торгово-экономическим партнером России и ведущим инвестором. Сегодня, когда Россия и ЕС непосредственно граничат друг с другом, еще более актуальным становится развитие отношений российских регионов с европейскими партнерами. На этом пути региональный потенциал может полностью раскрыться лишь тогда, когда он будет подкреплен кадровым потенциалом.

Волна реформ высшего образования в Европе, основанных на принципах Болонской декларации, чрезвычайно остро поставила задачу подготовки конкурентоспособных специалистов. Наравне со всеми европейскими странами Россия переживает бурный рост востребованности высшего образования и испытывает необходимость изменения системы подготовки специалистов с учетом потребностей развивающейся экономики.

Выделяются следующие составляющие психолого-педагогической культуры личности, которые могут быть предметом рассмотрения, диагностики, а также параметрами, определяющими цели и задачи образования при подготовке конкурентоспособного специалиста: психолого-педагогическая грамотность, которая подразумевает овладение психологическими и педагогическими знаниями (фактами, представлениями, понятиями, законами и т.д.), умениями, символами, правилами и нормативами в сфере общения, поведения, психической деятельности и т.д.; психолого-педагогическая компетентность (например, грамотный человек знает, понимает, как вести себя, как общаться в той или иной ситуации, а компетентный - реально и эффективно может использовать знания в решении тех или иных

проблем). Задача развития компетентности - не просто больше и лучше знать человека, а включение этих знаний в "психолого-педагогическую практику" жизни; ценностноориентационный компонент (представляет собой совокупность личностно значимых и личностно ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций, отношений, верований в области психики человека, его деятельности, взаимоотношений с окружающими и т.д.). Ценность в отличие от нормы, норматива, предполагает выбор. Именно поэтому в ситуации выбора наиболее ярко проявляются характеристики, относящиеся к ценностноориентационному компоненту культуры человека.

Главным для каждого вуза остается сегодня определение собственной миссии: быть ли ему региональным отраслевым вузом или же конкурентоспособным высшим учебным заведением, заинтересованным в развитии международного образования, обеспечивающего расширение преподавательских и студенческих обменов с целью эффективной подготовки специалистов. Одной из составляющих интернационализации вуза является также подготовка специалистов для зарубежных стран, т.е. обучение иностранных студентов. Важность для вуза наличия подготовки иностранных студентов заключается в ряде причин: во-первых, привлекательность вуза для иностранных студентов повышает его международный статус; во-вторых, иностранные граждане являются для вуза одним из источников поступления денежных средств; в-третьих, отечественные студенты, обучающиеся совместно с иностранными, активно включаются в межнациональное общение.

Динамика потребности экономики в профессиях и навыках проявляется в изменениях профессионально-квалификационной структуры рабочей силы. Такие изменения являются своего рода сигналом системе образования. От скорости и качества «реакции» образовательной системы на получаемые импульсы во многом зависит эффективность функционирования рынка труда. В свою очередь структура занятости в разрезе отдельных профессиональных групп формируется под воздействием многих факторов, действующих как со стороны спроса на рабочую силу, так и со стороны ее предложения. Среди этих факторов следует выделить уровень экономического развития, фазу цикла, особенности технико-технологической базы экономики, развитость системы образования, динамику потребления и даже образ жизни населения.

В современном обществе работодатель, нанимая работника, вероятнее всего предпочтет хорошо информированному «энциклопедисту» сотрудника, который готов к освоению новых для него профессиональных умений. Сегодня речь идет не о полной замене существующего содержания высшего образования, а о смещении акцентов в оценке значимости тех или иных результатов. Такие результаты могут быть описаны с помощью понятий «компетенция» и «компетентность». Компетенция - характеристика (описание) должности. Так можно говорить о компетенции специалиста (о наборе квалификационных требований, предъявляемых к данной профессиональной деятельности вообще), компетенции руководителя или исполнителя. Компетентностью же принято называть сегодня интегративную характеристику качеств человека (работника), ориентированных на решение реальных задач, определяемых его актуальной (или потенциальной, желаемой) должностью (полномочиями, правами).

На практике компетентностный подход возникает на пересечении «мира образования» и «мира труда». Компетентностный подход можно отнести к одному из способов достижения нового качества высшего образования, которое ориентировано на подготовку конкурентоспособных специалистов. Конкурентоспособный специалист - это специалист, способный достигать поставленные цели в разных, быстро меняющихся ситуациях за счет владения методами решения большого класса профессиональных задач.

Оценка качества подготовки конкурентоспособных специалистов - это процедура, которая с помощью системы методик выявляет состояние субъекта (специалиста), позволяет определить параметры и критерии личностно - профессиональных свойств, характеристик, соответствующих потребностям общества, различных социальных групп, рынка образовательных услуг и рынка труда. Выделяется четыре критерия оценивания качества

подготовки конкурентоспособного специалиста: профессиональные знания, коммуникативная культура, стремление к профессиональному росту, способность к рефлексии.

Конкурентоспособность, а следовательно, и новое качественное состояние специалиста можно отнести к числу стратегических ценностей, которые наряду с ориентацией на собственные силы и предприимчивостью способствуют развитию экономики, где общение и взаимодействие людей, принадлежащих к различным культурам, очевидно.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гаранина О.Д. Особенности коммуникации в кросскультурной среде // Материалы научно-практической конференции сотрудников международных служб вузов Москвы и Московской области. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2002. С. 17-19.

2. Кузьмин В.И. Международные и внешнеэкономические связи субъектов РФ // Внешнеэкономические связи, №11. 2004. -

3. Кузьминов Я. Рынок труда и спрос на профессии. http://www.eed.ru/higher education.

4. Мнацаканян М.О. Глобализация, интернационализация и национальные культуры. // http://www.rami.ru/publications/gorchakov/mnatsakanyan.rtf .

5. Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения / Под ред. А.Г. Каспржака, Л.Ф. Ивановой. - М: Просвещение, 2004.

6. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. - М.: Аспект Пресс, 2004.

7. Шаров А.С., Широбоков С.Н. Межкультурное образование и опыт общения в социуме // Дети в меняющемся мире. Актуальные проблемы социальной педагогики и социальной работы. -Омск: ОмГПУ, 1998. С.103-115.

8. Широбоков С.Н., Бринев Н.С. Эффективное управление университетом: роль

международного образования в становлении конкурентоспособного вуза // Профессионалы за сотрудничество. Выпуск 6. - М., 2004. С. 51-64.

9. David E. Bloom . Mastering Globalization: From Ideas to Action on Higher Education Reform. in: Globalization: What Issues are at Stake for Universities? Universite Laval, Quebec Canada / Sept.2002, p. 3

10. Higher Education in a Globalized Society. UNESCO Education Position Paper2003, p 5-6

11. Knight, J., and De Wit, H. Internationalization of Higher Education in Asia Pacific Countries, Amsterdam: European Association for International Education, 1997

INTERNATIONAL EDUCATION ROLE IN TRAINING OF HIGH QUALITY SPECIALISTS.

Shirobokov S.N., Chuanov R.A.

International culture communications in sphere of educational globalization and internationalization are considered.

Сведения об авторах

Сергей Николаевич Широбоков, 1970 г.р., окончил Благовещенский государственный педагогический университет (1993), кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ОмГПУ, директор межвузовского центра международного сотрудничества и академической мобильности при Омском государственном педагогическом университете, область научных интересов - сравнительная педагогика, межкультурное образование, международное образование.

Роман Анатольевич Чуянов, 1978 г.р., окончил Омский государственный

педагогический университет (2000), заместитель директора межвузовского центра международного сотрудничества и академической мобильности, область научных интересов -сравнительная педагогика, межкультурное образование, международное образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.