УДК 658.01
РОЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ СОТОВОЙ СВЯЗИ
Ю.В. Пахомова
В статье рассматриваются регуляторы развития предприятия сотовой связи в условиях рыночных отношений. Предложены пути воздействия государства на развитие рынка сотовой связи. Внесены изменения в организационную структуру предприятия сотовой связи
Ключевые слова: методы менеджмента, система, алгоритм
В настоящее время сотовая связь позволяет быстро связаться с пользователями различных городов стран всего мира. Это наиболее актуально в условиях рыночной экономики, т.к. средства для протекания информационных процессов играют важную роль в определении методов управления и принятия решений .
Эффективное управление предприятием сотовой связи зависит от приемов и способов менеджмента, а так же от воздействия органов государственной власти.
Эволюция предприятий сотовой связи способствует быстрой передачи сведений, увеличению общественных, бизнес отношений в интернациональном аспекте.
С помощью сотовой связи достигается формализация профессиональных знаний специалистов в различных областях деятельности, их активное вовлечение в процесс оперативного, тактического и стратегического управления, автоматизированный поиск информации.
В соответствии с этим можно увидеть стабильное приращение систем сотовой связи.
Проникновение сотовой связи в различные области экономики дает возможность увеличить эффективность деятельности на мобильных объектах, максимально использовать ресурсный потенциал, обеспечить мониторинг процессов производства, сформировать концепцию менеджмента транспортных предприятий, расположенных на обширной местности.
Особенность предприятий сотовой связи заключается в более пристальном внимании со стороны государства в отличие от фиксированной связи, т.к. сотовая связь служит механизмом защиты общественных отношений в условиях ограниченного доступа фиксированных сетей.
Государственное регулирование представляет собой законодательно оформленную
систему внешнего воздействия на предприятие
Пахомова Юлия Владимировна - ВГТУ, канд. экон. наук, доцент, тел. 8-903-651-94-36, e-mail: [email protected]
сотовой связи.
Множество выделенных услуг сотовой связи, контролируемых органами государственной власти являются составляющими рыночных отношений.
Регулирование деятельности предприятий сотовой связи, стимулирование их деловой активности основано на принципах прямого управления со стороны государства, и как следствие, не является необходимым и достаточным условием совершенствования деятельности предприятий сотовой связи.
Отсюда следует сдерживание привлечения заемного капитала в деятельность предприятий сотовой связи. Преимущественно - это краткосрочные банковские ссуды. Одновременно увеличиваются процентные ставки за пользование кредитом и расходы предприятий по их погашению. Мотивационные факторы приносят результат, если позволяют учесть требования всех участников рынка услуг связи.
Отдельным звеном являются вопросы организации деятельности предприятий сотовой связи, где рассматриваются организационные формы и правовые основы бизнеса, конкретные методы ценообразования, вопросы финансового планирования предприятия и способы мобилизации капитала, система современного бухгалтерского учета и процедуры заключения сделок.
Один из принципов проблемно-ориентированного управления - опережающее управление. Его задача заключается в выявлении пределов расширения деятельности, прогнозировании инновационных вариантов развития, поиска альтернативных путей принятия решений, выборе новых направлений вложения средств.
Опережающее управление всегда отдает предпочтение будущим прибылям и нововведениям. Без этого невозможны прогресс и устойчивое положение на рынке.
Важнейшие принципы управления включают в себя:
1. Контроль за выполнением принятых решений.
2. Учет прошлого, сбыт и его прогноз на будущее.
3. Учет тенденций развития предприятий сотовой связи и возможных направлений, изменений во внешней среде хозяйствования.
4. Учет стратегических целей и перспектив.
5. Ориентация на экстренный характер, принимаемых решений, производимых преобразований.
6. Непредсказуемость последствий влияния внешних факторов. Ни один из этих принципов не отрицает наличия глобальных целей, хотя они зависят от масштабов и сфер деятельности развития предприятия сотовой связи.
Достижение целей задается стратегией развития предприятия сотовой связи, отражением тех вариантов принятия решений, которые могут противоречить глобальным целям. Стратегия не может задаваться лишь перспективным планом.
Стратегия деятельности определяет возможности сбалансированного управления материально-техническими и денежными ресурсами предприятия сотовой связи.
Менеджер предприятия сотовой связи должен систематически обеспечивать сравнительную окупаемость капитальных вложений по конкретным объектам инвестирования, оценивать степень и уровень риска во временном аспекте.
Необходимость появления нововведений предприятий сотовой связи не всегда может быть очевидной, если к ней подходить с позиции сегодняшнего дня. Это связано с дополнительными затратами, отдача от которых может иметь значительную временную протяженность. Для реализации такого подхода не обойтись без накопленных ресурсов либо привлеченных средств.
Соотношение текущего бюджета и накопления капитала — важный момент в менеджменте предприятий сотовой связи.
Можно выделить следующие операторы сотовой связи, имеющие наибольшее количество абонентов: ОАО «МТС», ОАО «Вымпелком», ОАО «Теле 2» и ОАО «Мегафон», предоставляющие услуги связи. Следовательно, можно говорить о следующей модели рынка — олигополии, для которой характерно стандартизиро-ванность и дифференцированность услуг, высокая степень контроля над ценой. Контроль осуществляется в различных формах, в фиксации цен, разделении или распределении рынка.
Лидерство в ценах — это координация ценового поведения без прямого тайного сговора. Среди участников выделяется предприятие -лидер по вопросам ценообразования. Данное предприятие первое изменяет цены, остальные следуют за ним. Как правило, предприятия -лидеры в своем внутреннем ценообразовании применяют принцип «Издержки плюс» согласно которому по расчету к сумме издержек добавляется накидка, позволяющая учесть примерную прибыль, планируемую компанией к получению после уплаты налогов.
При формировании ценовой политики учитывается реакция со стороны конкурентов, т.е. ведется согласованная деятельность в области ценообразования. Однако ценовые соглашения, как правило, сочетаются с неценовой конкуренцией, возможность которой подкреплена значительными материальными возможностями предприятий сотовой связи.
Продукция предприятий сотовой связи, которые конкурируют между собой, однородна. Больших различий в уровне качества нет. Продукция одного предприятия сотовой связи аналогична продукции другого предприятия сотовой связи.
На данный момент характерен тип связи, сочетающий доступ ТфОП/КБК и Интернет.
Важным элементом эволюции рынка услуг связи становится сочетание стационарной и мобильной связи, способствующее для провайдера стационарной связи увеличению спектра предоставляемых возможностей, а провайдер сотовой связи осуществляет управление всем комплексом предоставления услуг.
Конкуренция предприятий сотовой связи очень высока, т.к.:
1. Число независимо действующих на рынке предприятий сотовой связи очень велико.
2. Выход на рынок всегда сопряжен с острой конкурентной борьбой. На мировых товарных рынках всегда предлагается ряд функционально-однородных товаров и услуг, удовлетворяющих одну и ту же потребность покупателя на равных или незначительно отличающихся условиях. При этом приоритет отдается наиболее предпочтительным товарам и услугам. Вследствие этого, большое значение имеет удовлетворение потребности человека на единицу затрат потребителя (цены). Здесь важную роль играет не только качество товара, его цена, но и также комплектация, технический сервис, коммерческие условия платежа и поставки, эксплуатационные и прочие расходы.
3. Установить цену выше сложившейся рыночной нельзя, потому что по такой цене потребители не будут пользоваться услугами, установить цену ниже рыночной тоже нельзя, уменьшается прибыли предприятия сотовой связи.
Необходимо отметить, что количество абонентов сотовой связи превысит количество абонентов фиксированной связи (рисунок 1.).
Так как важным аспектом современного бизнеса является передача данных, то мобильная связь является его неотъемлемой составляющей. Во многих странах стандарт GSM получил более широкое распространение, чем сотовая связь других стандартов.
Отмечены основные направления деятельности предприятий сотовой связи:
- возможность быстрого соединения абонентов, увеличение скорости Интернет-соединений, отправки СМС и ММС;
- обеспечение доступа к многочисленным функциям сетей беспроводных коммуникаций, предоставление роуминга, мобильного банка, видеозвонков и видеоконференций;
- предоставление каналов связи с высокой пропускной способностью, интернет-сервисов и корпоративных информационных систем с высокой нагрузкой;
- увеличение производительности вследствие ввода в эксплуатацию все большего количества приёмо-передатчиков мобильного оператора.
Рис. 1. Эволюционное изменение количества абонентов услуг сотовой, а так же фиксированной связи.
Достоинством использования сотовой связи четвертого поколения является быстродействие, позволяющее осуществлять регионам экономическую деятельность.
Взаимодействие множества пользователей сотовой связи ^св), т.е. распространенность SIM-карт сотовой связи на 100 жителей (Кс) и
заработка минимального размера оплаты труда (Rmin), доли жителей страны (К) может быть показано следующим образом:
К(ДPсв/К)/(ДZ/Rmm)=(ДZ/nмин))= b0+b1(AZ/Rmin)+b2(AZ/Rmin)2 (1)
Корреляция распространенности SIM-карт сотовой связи на 100 жителей от величины заработка изображена на графике (рис.2).
Кс
$ ■0'90% 1,80% —
-0,10% -0 5 0% -0,80% -0,80%
1
Z
Рис. 2. Корреляция распространенности SIM-карт сотовой связи на 100 жителей от величины заработка.
Полученные значения показывают, что к концу 2014 года число пользователей сотовой связи увеличится до 99%, что дает возможность незамедлительно отреагировать на это изменение увеличением строительства новых передающих станций.
Отмечены операторы сотовой связи, у которых наблюдается увеличение количества абонентов. Это такие операторы как ОАО «МТС», ОАО «ВымпелКом», ОАО «Теле 2», ОАО «МегаФон».
Увеличение количества абонентов сотовой связи в конце 2013 года произошло лишь на 0,5% и составило 109,7 миллионов пользователей, что является незначительным по сравнению с тем же периодом 2012 года.
Это является основанием полагать, что на данный момент увеличение количества абонентов сотовой связи происходит замедленными темпами.
Отмечены следующие направления эволюции предприятий сотовой связи:
1. Дальнейшая реализация потенциала сотовой связи:
- в связи с тем, что сформирована обширная абонентская база пользователей услуг сотовой связи, в ближайшее время резкого увеличения количества абонентов услуг сотовой связи не произойдет;
- взаимодействие механизмов функционирования рыночной экономики сопровождающееся формированием своеобразной инфраструктуры рынка, экономической системы постоянно сталкивающейся с необходимостью передачи и получения информации, позволит операторам сотовой связи предоставлять услуги в том же объеме.
2. Необходимость государственного регулирования, представляющего собой законодательно оформленную систему внешнего воздействия на предприятие сотовой связи.
Проведенное исследование дает возможность предложить пути воздействия государства на деятельность предприятий сотовой связи:
1. Предоставление со стороны государства возможностей для конкуренции предприятий сотовой связи в равноправных условиях.
Это позволит предприятиям сотовой связи улучшить качество продукции, функциональные параметры и особенности, дизайн исполнителя, надежность работы, качество обслуживания, скорость обслуживания, сервисные программы, степень доступности к покупателям, стимулирование сбыта с помощью рекламы, обеспечить контроль над ценой.
2. Осуществление деятельности по совершенствованию выдачи лицензий и сертификатов.
3. Выделение компаниям услуг сотовой связи дополнительных полос частот.
4. Функционирование компаний услуг сотовой связи должно основываться предоставлении взаимовыгодных условий присоединения.
Воздействие государства на деятельность предприятий сотовой связи должно осуществляться в соответствии с пониманием экономической независимости предприятий, многих путей эффективного хозяйствования, возможностей роста производительности труда, разграничения управления.
В настоящее время, приоритетным для предприятий сотовой связи является возможность создания условий, позволяющих в полной мере удовлетворять потребности абонентов услуг сотовой связи. Большое значение в данном аспекте имеет повышение эффективности управления деятельностью предприятий сотовой связи на ос-
нове рационализации структуры управления.
Потребность в рационализации структуры управления вызвана следующим:
- невысокая результативность управленческой деятельности предприятий сотовой связи, отличающаяся масштабами, количеством и структурой решаемых проблем, связей между ними, разнообразием применяемых методов организационных принципов, степенью новизны применяемых решений, степени оперативности, самостоятельности, ответственности, рискованности решений.
- существует необходимость предвидеть (планировать), организовывать работу на долгосрочную перспективу, контролировать ее в той или иной мере, координировать и регулировать деятельность людей, мотивировать и активизировать ее и, наконец, исследовать все процессы деятельности людей, чтобы находить наилучшие варианты управленческих решений;
- недостаточная степень выполнения обязательств субъектов управления перед собственниками предприятий сотовой связи по операциям движения капитала, текущей прибыли, накоплений и инвестиций;
- однородность продукции предприятий сотовой связи, которые конкурируют между собой. Больших различий в уровне качества нет. Продукция одного предприятия сотовой связи аналогична продукции другого предприятия сотовой связи;
- сложность поиска отчетных данных о движения капитала, экономической деятельности предприятий сотовой связи с целью в ложе -ния средств банками и другими источниками.
Рационализации структуры управления предприятия сотовой связи включает:
1. изучение предприятия сотовой связи и характера его деятельности;
2. определение целей и задач управления предприятием сотовой связи;
3. создание набора функций управления, необходимой численности персонала и технических средств управления;
4. распределение состава подразделений и должностных лиц, функций и объема работ по подразделениям;
5. регламентация связей и соподчиненно-сти по подразделениям. Для оценки текущего и перспективного
состояния организационной структуры предложена процедура рационализации структуры управления предприятия сотовой связи (рис. 3).
Анализ изменения рынка услуг сотовой связи (изменения потребительского поведения)
* ' !
Выявл ганизэ ТЮЙ енне «слабых» мест существующей ор-щионной структуры предприятий сото- Я.ЯИ -*-
1
да 'нет
Рис. 3. Процедура рационализации структуры управления предприятия сотовой связи.
Для рационализации структуры управления предприятия сотовой связи применяется следующие методы:
а) аналогии, суть которого в проектировании структуры управления предприятия сотовой связи, схожей со структурой управления других предприятий сотовой связи;
б) экспертной оценки, когда оценивается действующая структура управления предприятия сотовой связи. Затем после проведения экспертной оценки происходит рационализация структуры управления предприятия сотовой связи;
в) определение целей, в соответствии с которыми создается структура управления предприятия сотовой связи, позволяющая реализовать выполнение целей;
г) построение графиков системы управления, наглядно демонстрирующих динамику изменений;
д) математическое моделирование, определяющее параметры рационализации структуры управления предприятия сотовой связи.
Данные методы используются в совокупности и помогают выявить оптимальные пути альтернатив.
Для оценки текущего и перспективного
состояния организационной структуры предложена процедура рационализации структуры управления предприятия сотовой связи (рис. 3).
Предложенная процедура рационализации структуры управления предприятия сотовой связи представляет собой систему мер и операций, обеспечивающих на базе глубокого комплексного анализа прогноз и гибкое реагирование на изменение рыночной конъюнктуры всей деятельности предприятия сотовой связи.
В результате преобразований структура управления предусматривает и обеспечивает слаженную координацию и взаимодействие всех операций и служб предприятия сотовой связи.
Комплексное исследование рынка показывает, каким путем предприятия сотовой связи обеспечивают нужную программу предложения и сбыта товаров и услуг. Конечная цель — наиболее оптимальное удовлетворение потребностей человека через товар или услугу. С этой целью предприятия сотовой связи предусматривают специальный анализ предлагаемых товаров и услуг, их соответствие требованиям внутренних и внешних потребителей, разработку предложений по созданию новой продукции с учетом выявленных неудовлетворенных потребностей, модификацию уже выпускаемых товаров с целью их приспособления к меняющимся требованиям покупателей, изучение тенденции развития товара под воздействием НТР, разработку прогноза перспективной структуры рынка и подготовку предложений по опережающей организации производства товаров и предоставления услуг, которые будут пользоваться спросом в перспективе.
Необходимо использовать комплексный подход к управлению деятельностью предприятий сотовой связи, учитывающий воздействие государства на деятельность предприятий сотовой связи, а так же осуществлять процедуру рационализации структуры управления предприятия сотовой связи как единства организационной, экономической и социальной систем управления.
Изменения организационной структуры, направленные на создание условий для эффективного достижения целен развития предприятия
Литература
1. Кучерявый, А.Е. Саморганизующиеся сети [Текст] / А.Е. Кучерявый, А.В. Прокопьев, Е.А. Кучерявый СПб, Издательство "Любавич", 2011 г.
2. Пантелеев, А.Ю. Формирование финансовой основы местного самоуправления [Текст] / А.Ю. Пантелеев // Финансы. - 2005. - № 11.
3. Скопина, И.В. Развитие региональных потребительских рынков [Текст] / И.В. Скопина - Киров: Издательство ВятГУ. - 2004. - 385 с.
4. Мобильные системы.ру Шр://ц'цгц'.тоЫ1е-systems.ru/
5. Информационно-аналитическое агентство «СОТОВИК»: www.sotovik.ru
6. Афанасьев, В.В. Факторы развития сетей сотовой связи России [Текст] / В.В. Афанасьев // Мобильные системы. - 2005. - № 9. (14-20)
7. Кудин, А.В. Управление качеством услуг и конкурентоспособность [Текст] / А. В. Кудин, В. Н. Максименко // Управление качеством. - 2010. - N 5.
8. Гольдштейн, Б.С. Сети связи [Текст] / Б.С. Гольдштейн, Н.А. Соколов, Г.Г. Яновский Учебник для вузов. БХВ-Петербург, 2010 г.
9. Курнышев, В. В. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования: учебник для вузов [Текст] / В. В. Курнышев, В. Г. Глушкова. - М.: Кно-Рус,2012. - 254 с.
10. Друкер, П. Менеджмент [Текст] / П. Друкер, Дж. А. Макьярелло.- М.: ООО "И.Д. Вильямс", 2010. — 704 с.
11. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента [Текст] / Н.И. Кабушкин. - 11-е изд., испр. - М.: Новое знание, 2009. — 336 с.
12. Кузнецова, М.Н. Факторы, влияющие на эффективность системы управления организацией [Текст] / М.Н. Кузнецова // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2012. - Т.8. - № 10.1. - С. 115-119.
Воронежский государственный технический университет
MANAGEMENT ROLE IN BUSINESS RANNING OF CELLULAR COMMUNICATION
Yu.V. Pakhomova
The article is devoted to regulators in development of the enterprise of cellular communication in the conditions of the market relations. Recommendations about improvement of state regulation in development of the cellular market communication are offered. The algorithm of adoption of administrative decisions is developed in improvement of organizational structure of the cellular communication company
Key words: management methods, system, algorithm