Научная статья на тему 'Роль медицинского регистратора в эффективном управлении развитием российских медицинских учреждений'

Роль медицинского регистратора в эффективном управлении развитием российских медицинских учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
3090
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИСТРАТУРА / МЕДИЦИНСКИЙ РЕГИСТРАТОР / МЕДИЦИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ / УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ / ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Обухова Юлия Николаевна

Научная статья посвящена анализу роли медицинского регистратора в эффективном управлении развитием российских медицинских учреждений. В статье рассмотрены основные теоретико-методологические подходы к оптимизации работы медицинских учреждений на основе изменений в организации деятельности работников поликлинической регистратуры. Статья адресована специалистам в сфере управления персоналом, корпоративного менеджмента и организации здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MEDICAL RECEPTIONIST''S ROLE IN THE REINFORCEMENT AND IMPROVEMENT OF THE HEALTHCARE IN RUSSIA

The article deals with the analysis of the medical receptionist''s role aimed at reinforcement and improvement of the healthcare in Russia. The article reviews both the main theoretical and methodological approaches to the optimization of the healthcare due to the changes in the business activity of the medical receptionists. The article is addressed to the specialists in the spheres of human resources management, corporate management and organization in healthcare.

Текст научной работы на тему «Роль медицинского регистратора в эффективном управлении развитием российских медицинских учреждений»

ЮНОбухова РОЛЬ МЕДИЦИНСКОГО РЕГИСТРАТОРА

В ЭФФЕКТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ РАЗВИТИЕМ РОССИЙСКИХ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Аннотация. Научная статья посвящена анализу роли медицинского регистратора в эффективном управлении развитием российских медицинских учреждений. В статье рассмотрены основные теоретико-методологические подходы к оптимизации работы медицинских учреждений на основе изменений в организации деятельности работников поликлинической регистратуры. Статья адресована специалистам в сфере управления персоналом, корпоративного менеджмента и организации здравоохранения.

Ключевые слова: регистратура, медицинский регистратор, медицинская организация, социальный механизм, управление развитием, эффективное управление.

JuHya ^^уа THE MEDICAL RECEPTIONIST'S ROLE IN THE REIN-

FORCEMENT AND IMPROVEMENT OF THE HEALTHCARE IN RUSSIA

Abstract. The article deals with the analysis of the medical receptionist's role aimed at reinforcement and improvement of the healthcare in Russia. The article reviews both the main theoretical and methodological approaches to the optimization of the healthcare due to the changes in the business activity of the medical receptionists. The article is addressed to the specialists in the spheres of human resources management, corporate management and organization in healthcare. Keywords: reception (in the clinic), a medical receptionist, healthcare institution, a social mechanism, management development, effective management.

Как и в «нулевые» годы начала XXI в., в современных отечественных СМИ нередко можно услышать о том, что в нашей стране остро не хватает врачей и медсестер, фактически исчезли узкие специалисты в сфере здравоохранения. В связи с этим важно обратить внимание на связующее звено между пациентом и врачом - поликлиническую регистратуру, которая отвечает за запись пациентов к специалистам, вызов врача на дом и хранение карт. На наш взгляд, наличие хорошо подготовленного и грамотно обученного административного персонала решает до 70% проблем записи к тому или иному специалисту.

Согласно данным министерства здравоохранения, на модернизацию электронной регистратуры, которую в 2013 г. ввели почти четыре тысячи медучреждений по всей России, за последние два года в нашей стране было потрачено около 28 млрд руб. [7].

Тем самым была усовершенствована техническая составляющая - медицинские учреждения оснастили терминалами с электронной записью к специалистам, сайты поликлиник выложили электронные записи в Интернет. Но появились новые проблемы: большинство пожилых не умеют пользоваться Интернетом и, следовательно, электронная запись для них недоступна, а если и находят-таки способ сделать это с чьей-либо помощью, то случается, что терминалы поликлиниках по техническим причинам могут быть обесточены, «виснут» и не отвечают на запросы [8]. С нашей точки зрения, это происходит потому, что основным элементом в управлении развитием медицинских учреждений были и остаются люди, в частности - медицинские регистраторы.

Таким образом, задачей нашего исследования является определение роли медицинского регистратора в эффективном управлении развитием медицинских учреждений.

В основной части исследования рассмотрим такие специализированные термины, как «регистратура», «медицинский регистратор», «медицинская организация».

Большой медицинский словарь дает следующее толкование термину «регистратура»: (от лат. registro, registratum - вносить в список) подразделение амбулаторно-поликлинического учреждения, осуществляющее запись больных на прием к врачу при первичном обращении, регулирование их потока, хранение медицинских карт, регистрация листков нетрудоспособности. Следовательно, медицинский регистратор - это работник регистратуры, в обязанности которого входит запись пациентов

© Обухова Ю.Н., 2014

на прием к врачу при обращении в медицинскую организацию, регулирование потока пациентов, хранение медицинских карт, регистрацию листков нетрудоспособности. Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 апреля 2008 г. № 176н, медицинский «регистратор отсутствует именно потому, что «медицинский регистратор» -это должность, а не специальность. Таким образом, медицинский регистратор правомерно относится к среднему медицинскому персоналу.

Медицинские учреждения или лечебно-профилактические учреждения - специализированные лечебно-профилактические заведения, в которых людям с теми или иными заболеваниями оказывается полный спектр медицинских услуг: диагностика, лечение, реабилитация после перенесенных болезней. До 2011 г. в нашей стране широко использовался термин «медицинское учреждение», на смену которому с принятием Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» пришло понятие «медицинская организация». Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская организация - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В целях данного закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 6 августа 2013 г. № 529н «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций» установлена следующая номенклатура медицинских организаций по виду медицинской деятельности:

1) лечебно-профилактические медицинские организации;

2) медицинские организации особого типа: центры, бюро, лаборатории, медицинский отряд, в том числе специального назначения (военного округа, флота);

3) медицинские организации по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Академик А.В. Решетников в своих научных работах под медицинской организацией (учреждением) понимает следующее. Медицинская организация (учреждение) - это объединение медицинских работников, оказывающих согласно своим социальным ролям, определяемым профессиональной подготовкой, социальными и этическими ценностями, нормами и образцами поведения лечебно-диагностическую, профилактическую и медико-санитарную помощь, проводящих санитарно-эпидемиологические мероприятия, обеспечивающих охрану и укрепление общественного здоровья [4]. В своем исследовании также использован термин «медицинское учреждение» наравне с понятием медицинская организация.

В литературе концепт «управление» применительно к системе здравоохранения и медицинским учреждениям рассматривают с трех позиций. Первое понимание связано с представлениями об управлении как об организованном виде деятельности [2]. Вторая позиция связана с управлением как воздействием одной системы на другую, одного человека на другого или группу людей (Г.Е. Бесстремянная, А. С. Заборовская, В. А. Чернец, С. В. Шишкин) [6]. Третье толкование характеризуется субъект-субъектным подходом к управлению (А.В. Решетников, В.И. Франчук), при котором взаимодействие субъектов управления является сложным социальным процессом, изменяющим не только управляемых, но и управляющих, в свою очередь эти изменения взаимосвязаны и взаимообусловлены [4].

Современное представление о социальном механизме организации раскрывается благодаря научным работам в социологии управления - В.И. Франчука, А.В. Пацулы, Е.Э. Злотницкого.

Итак, социальный механизм организации рассматривается как ее «ядро» и складывается из трех частей: объекта управления, механизма текущего управления, механизмов адаптации и развития [3]. Объект управления составляют исполнители (социальные субъекты и физические лица). Механизм текущего управления осуществляет непосредственное управление объектом, выполняя решения механизмов адаптации и развития. И наконец, заключительный из указанных механизмов является

главным, ведущим механизмом, осуществляет выявление проблем организации и принятие управленческих решений [5].

В общем механизме управления можно выделить экономический, организационный и социально-культурный компоненты. Примерами социальных механизмов в управлении развитием медицинских учреждений могут быть следующие:

- реализация Программы государственных гарантий;

- влияние на муниципальные образования для их подключения к общей политике здравоохранения субъекта Российской Федерации;

- государственное предпринимательство: оказание платных медицинских услуг хозрасчетными медицинскими учреждениями;

- финансирование системы здравоохранения;

- медицинская экспертиза в медицинских страховых компаниях;

- реализация многоуровневой системы организации медицинской стационарной помощи;

- оптимизация амбулаторно-поликлинической сети и лечебно-профилактических учреждений.

В связи с этим важно подчеркнуть, что социальные механизмы могут быть стихийными, т.е. развивающимися сами по себе, и целевыми, формируемыми людьми под определенную цель [3]. Новая философская энциклопедия дает следующее определение концепту «развитие»: развитие - это высший тип движения и изменения в природе и обществе, связанный с переходом от одного качества, состояния к другому, от старого к новому. Всякое развитие характеризуется специфическими объектами, структурой (механизмом), источником, формами и направленностью. Социальное развитие любой организации подразумевает весь механизм, приводящий в действие человеческую активность, цепь потребностей, интересов, мотивов и целей, которые побуждают людей к труду, и деловая ориентация и ценностные установки персонала приобретают конкретику [1].

На практике эффективное управление персоналом регистратуры можно увидеть в частных клиниках, когда каждый администратор заинтересован сделать собственную запись к специалисту более «прибыльной». Администратор всегда взаимодействует с пациентом и при записи пациента к врачу, и при напоминании о визите, и при отмене пациентом своего визита. При этом у администратора, как правило, всегда существует список тех пациентов, которые смогут прийти на освободившееся время. С введением электронной записи в России такие параметры не учитываются - ведь даже, несмотря на технические новшества, медицинские регистраторы должны проверить электронную запись и подтвердить ее, распечатав специальный талон на прием к врачу.

На наш взгляд, принципиально важно обратить внимание на то, что регистратор - значимое звено в цепочке «пациент-регистратор-врач». Иными словами, регистратура - это элемент эффективного управления развитием медицинских организаций.

Президент общероссийской общественной организации «Лига защитников пациентов» -Александр Саверский считает, что пациентам надо идти жаловаться на работу регистратуры сначала главному врачу, потом в прокуратуру и тогда механизм новой электронной записи заработает быстрее.

В связи с этим очевидно, что указанные рекомендации могут спровоцировать психоэмоциональную напряженность как у работников регистратуры и их руководителей, так и у самих пациентов.

Наша научная статья адресована специалистам в сферах корпоративного менеджмента и организации здравоохранения, т.к. напрямую от руководителей разного ранга зависит возможность повышения значимости должности медицинского регистратора в медицинской организации.

Библиографический список

1. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: Учебник / А.Я. Кибанов; под ред. А.Я. Кибанова. - 4-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 695 с.

2. Ореховский П.А. Города и реформы / Под ред. П.А. Ореховского. - Обнинск, Институт муниципального управления, 2002. - 254 с.

3. Пацула А.В., Злотницкий Е.Э. Социальное управление брендами территорий. Учебное пособие для студентов / А.В. Пацула, Е.Э. Злотницкий. - М.: ГУУ, 2011. - 140 с.

4. Решетников А.В. Социология медицины (введение в научную дисциплину): Руководство / А.В. Решетников. - М.: Медицина, 2011. - 855 с.

5. Франчук В.И. Социальное управление: самоуправление, менеджмент и политическое руководство / В.И. Франчук. - М.: Спутник+, 2007. - 48 с.

6. Шишкин С. В. Здравоохранение в регионах Российской Федерации: механизмы финансирования и управления / С.В. Шишкин, Г.Е. Бесстремянная [и др.] - М.: Поматур, 2006. - 270 с.

7. Белый М. Виртуальное лечение. Система электронной записи к врачам оставила многих россиян без медицинской помощи «Новые Известия», 29.01.2013 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.newizv.ru/society/2013-01-29/176730-virtualnoe-lechenie.html

8. Портал государственных услуг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gosuslugi.ru/

АЕ. Терехова ОБЗОР МЕТОДОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ

Н.Ю. Верба Аннотация. В статье рассматриваются вопросы становления термина методология в

управлении проектами, обзор организаций, занимающихся стандартизацией в области управления проектами, а также рассматриваются группы стандартов наиболее популярных и часто используемых в той или иной области управления. Ключевые слова: методология, стандарт, управление проектом

Anna Terehova REVIEW PROJECT MANAGEMENT METHODOLOGY

Nadezhda Verba Abstract. The article examines the formation of the term project management methodology, the

survey of organizations dealing with the standardization in the field ofproject management, as well as addresses of standards most popular and commonly used in some areas of management. The authors give a classification of project management standards, methodologies, discuss specific examples of methodologies. Automatable processes analyzed data methodologies and topical application of these methodologies.

Keywords: Methodology, standard, project management.

Одним из неотъемлемых постулатов и теоретических основ управления проектом является методология и методы управления проектами. Если говорить о предпосылках возникновения и становления методов управления проектами, то их объединяет объективность и необратимость.

Одной из предпосылок можно считать технический и экономический рост в экономике, обязательным условием которого является активность и прогресс инвестиционного процесса. Такие наукоемкие отрасли, как авиация, военное вооружение, космос требовали реализации огромных проектов: создание подводной лодки, разработка атомной бомбы и т.п. Если наложить эти факторы на политический климат ХХ века, то главной задачей было не просто реализовать такой проект, а сделать так, чтобы этот проект был завершен в максимально короткие сроки и чтобы он был эффективным и конкурентоспособным.

Следующей предпосылкой является отставание наукоемких предприятий в организации работы по реализации таких проектов. Линейные организационные структуры, в рамках которых происходила реализация сложных и больших проектов, не соответствовали требованиям и условиям, продиктованным в ходе работ, их координации и распределения ответственности.

Не менее важной предпосылкой является отсутствие целостной концепции методов и свода правил при управлении проектами, а также незрелость и неготовность теоретической базы на то момент к созданию теории управления и дисциплины менеджмента. Таким образом, был дан толчок к развитию и становлению теории управления и, как следствие, разработке методов и методологий управления проектами.

Рассмотрим, откуда берут начало первые методологии. 1910 г. для теории управления проектами проходил под именем американского ученого Генри Ганта [1]. Именно он разработал технику

© Терехова А.Е., Верба Н.Ю., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.