Научная статья на тему 'Роль математики в подготовке будущих инженеров по нефтегазовому профилю'

Роль математики в подготовке будущих инженеров по нефтегазовому профилю Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1782
323
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иляшенко Л. К., Миннебаева Э. И.

Математика относится к числу тех наук, которые определяют развитие и ускорение научно-технического прогресса. Без достаточной математической подготовки невозможно осуществлять решение практических задач в любой сфере профессиональной деятельности человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иляшенко Л. К., Миннебаева Э. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль математики в подготовке будущих инженеров по нефтегазовому профилю»

6. Касимов Р.Я. Рейтинговая автоматизированная система управления обучением студентов: в 3 ч. Методология использования типовых СУБД / Р.Я. Касимов // Новые информационные технологии в образовании: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. - М.: НИИВО, 1996. - Ч. 3. - 32 с.

7. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии : учеб. для студ. высш. и сред. учеб. заведений / сост. С.А. Смирнов [и др.]; под ред. С.А. Смирнова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 512 с.

8. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 2 / К.Д. Ушинский. - М.; Л., 1948. - 300 с.

РОЛЬ МАТЕМАТИКИ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ ПО НЕФТЕГАЗОВОМУ ПРОФИЛЮ

© Иляшенко Л.К.*, Миннебаева Э.И.*

Сургутский институт нефти и газа (филиал) Тюменского государственного нефтегазового университета, г. Сургут

Математика относится к числу тех наук, которые определяют развитие и ускорение научно-технического прогресса. Без достаточной математической подготовки невозможно осуществлять решение практических задач в любой сфере профессиональной деятельности человека.

Преподавание математики в технических вузах призвано решить в контексте формирования компетентного специалиста триединую задачу: обучение математике с целью использования математического аппарата при изучении других дисциплин - естественнонаучных, общетехнических, специальных; развитие математического потенциала будущего инженера; воспитание научного мировоззрения будущего инженера. В процессе развития математического мышления формируются компоненты нелинейного мышления, без которых немыслимо становление технического мышления [1].

Структура профессиональной подготовки инженера в техническом вузе включает в себя следующие составляющие: естественнонаучную, гуманитарную, инженерную, производственно-практическую. Естественнонаучная подготовка обеспечивает базу для овладения будущими специалистами основ технических наук. Она требует решения целого ряда проблем, связанных с оптимальным отбором содержания учебных дисциплин, структурных составляющих, постановкой целей и задач учебных курсов, разработкой

* Доцент кафедры Естественно-научных дисциплин, к.п.н.

* Студент специальности «Прикладная геология».

критериев эффективности процесса усвоения студентами предметных, специальных и профессиональных знаний [4]. Естественнонаучная составляющая в подготовке инженера представлена курсами математики, информатики, физики, теоретической механики и химии. Они позволяют будущим специалистам усвоить закономерности возникновения и функционирования технического знания, научиться использовать их в практической деятельности.

Математическая подготовка становится все более необходимой и неотъемлемой частью общеобразовательной подготовки будущих инженеров и технических работников, поскольку специалист технического профиля должен уметь использовать математический аппарат для решения производственных задач [2]. В процессе изучения специальных дисциплин, выполнения курсовых и дипломных проектов происходит закрепление, конкретизация, расширение, углубление знаний и навыков студентов, полученных в курсе математики. Этот курс в максимальной степени должен учитывать потребности специальных дисциплин. Изучение математики и её методов в курсе технических дисциплин позволяет будущему специалисту приобрести необходимые базовые знания, расширять кругозор, развивать мышление. Все это способствует в будущем успешной профессиональной деятельности.

Реализация целей обучения в настоящее время возможна лишь при условии использования современных методов обучения, реализации внутри-предметных и межпредметных связей, прикладной направленности обучения математики [7]. На технических специальностях математика начинает изучаться уже с первого семестра. Несмотря на то, что математика является одной из самых абстрактных наук, абстрактность эта не означает оторванности ее понятий от понятий действительного мира. Глубина идей, заложенных в тех или иных математических понятиях, позволяет найти им приложения в различных сферах.

Математика относится к числу тех наук, которые определяют развитие и ускорение научно-технического прогресса. Без достаточной математической подготовки невозможно осуществлять решение практических задач в любой сфере профессиональной деятельности человека. Особенно важны и необходимы глубокие и основательные математические знания для будущих инженеров, призванных эффективно решать всевозможные проектировочные, расчетные, технологические и другие задачи в сфере машиностроения, автомобильной и авиационной промышленности. Полноценное усвоение математических теорий, тех или иных разделов математики и даже отдельных учебных вопросов математических курсов в технических вузах сегодня немыслимо вне рассмотрения прикладного аспекта изучаемого содержания, прямой или опосредованной связи со сферой профессиональной деятельности будущего специалиста. Именно математика, являясь универсальным языком для описания и исследования процессов и явлений различной природы, в наибольшей мере способствует развитию у будущего специалиста данных качеств [5].

Выпускник технического вуза должен знать: аналитические и численные методы анализа математических моделей нефтегазовых процессов; экономико-математические методы при выполнении экономических расчетов и в процессе управления; методы проектирования технологических процессов; владеть: математическим аппаратом и средствами компьютерной графики для расчетов параметров технологического процесса; методами определения оптимальных и рациональных технологических режимов работы оборудования. Сформированные умения применять математический аппарат для нужд инженерной деятельности в период обучения в вузе играют важную роль в решении данных задач. Изучение математики интеллектуально обогащает студента, развивая гибкость и строгость мышления, необходимые для будущего инженера. Поэтому одним из важных качеств, необходимых будущему инженеру по нефтегазовому делу, является математическая компетентность. В современных экономических условиях инженер в нефтяной отрасли должен уметь: проводить фундаментальные и прикладные исследования в области нефтегазового дела; создавать новые технологии; выполнять опытно конструкторские разработки; анализировать состояния и динамики объектов деятельности с использованием необходимых методов и средств [4]. Исходя из этого, в процессе обучения большая роль отводится приобретению математических знаний.

Математика, как уже было сказано, относится к числу базовых дисциплин, которая изучает основные геометрические и алгебраические понятия, основные теоремы, а также методику решения математических задач, создает универсальную базу для изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, закладывает фундамент последующего обучения в магистратуре и аспирантуре. Она дает цельное представление о возможностях изучения законов окружающего мира на языке теорем и формул, помогает бакалаврам необходимыми знаниями для решения научно-технических задач в теоретических и прикладных аспектах. Целью изучения дисциплины также является познакомить и научить студентов пользоваться основным кругом понятий и результатов, рассматриваемых в изучаемых курсах, привить им соответствующую математическую культуру и дать необходимый аппарат для изучения других естественнонаучных дисциплин, а также решения прикладных задач.

Дисциплина предназначена и для приобретения навыков строго научного анализа ситуаций, с которыми бакалавру придется сталкиваться при создании новых технологий в процессе дальнейшей работы по специальности. Именно математические методы, развитые в современном естествознании, по сути, лежат в основе преподавания всех дисциплин общеинженерного цикла, а также во многих дисциплинах специализации. Освоение дисциплины должно повысить уровень интеллектуальной культуры студента [3].

Изучение математики в вузе дает в распоряжение будущих инженеров не только определенные знания, но и развивает способность ставить, исследовать и решать самые разнообразные задачи, в том числе и профессио-

нальные. Полученные студентами математические знания являются фундаментом для дисциплин естественнонаучного, общепрофессионального и специального циклов. Универсальность математических методов позволяет обнаруживать существующие взаимосвязи разных дисциплин.

Можно сделать вывод, что основной целью обучения математике в техническом вузе состоит в том, чтобы студент, во-первых, получил фундаментальную математическую подготовку в соответствии с учебной программой, а во-вторых - овладел навыками математического моделирования в области будущей профессиональной деятельности, то есть умел применять полученные математические знания на практике.

Надо отметить, что Государственные образовательные стандарты лишь перечисляют разделы математики, обязательные для изучения студентами, а также профессиональные задачи, к решению которых должны быть готовы выпускники. Анализ этих профессиональных задач, характеризующих компетентность выпускников, показывает, что для их успешного решения требуются как фундаментальные знания по математике, так и навыки применения этих знаний на практике. Таким образом, образовательные стандарты задают начальные и конечные параметры математической подготовки. Формирование же содержания этой подготовки, способствующего повышению компетентности будущих инженеров, является актуальной и непростой научно-методической задачей, при решении которой важно установить баланс фундаментальности с профессиональной направленностью математической подготовки, без которого невозможно достичь высокого качества обучения. Основной задачей реализации профессионально-направленного обучения математике является формирование его содержания для различных направлений инженерного образования. Решение этой задачи предусматривает введение в обучение профессионально-значимого материала, показывающего связь математических понятий, фактов, методов с будущей профессиональной деятельностью студентов при сохранении логической целостности предмета [6].

Инновационные технологии, внедряемые в современный нефтегазовый комплекс, предъявляют повышенные требования к знаниям инженера в области фундаментальных наук, предъявляемые к выпускникам высших учебных заведений инженерного профиля [3]. Они должны обладать глубокими профессиональными знаниями и умениями, владеть математическими методами и применять их в практической деятельности. Как учебный предмет математика обладает огромным прикладным и гуманитарным потенциалом: своим содержанием, методами и средствами позволяет выявлять существенные связи реальных явлений и процессов в производственной деятельности; развивает навыки математического исследования прикладных проблем, умения строить и анализировать математические модели инженерных задач. Поэтому рассмотрение комплекса прикладных задач в курсе математики должно не только устанавливать связи математики со специальными дисциплинами и иллюстрировать эффективность математических методов,

но и аккумулировать математические знания в единую целостность. В этом, в частности, заключается основа для понимания единства математики, повышение качества освоения ее содержания, мотивации и интереса к овладению будущей профессией, потребности в инженерно- ориентированных математических знаниях и методах.

Тем не менее, анализ математической подготовки студентов в инженерном вузе показывает, что большинство студентов воспринимают математику как чисто абстрактную дисциплину и не испытывают потребности в расширении и углублении математических знаний и не умеют использовать их при изучении специальных дисциплин [1].

Список литературы:

1. Гнеденко Б.В. Математическое образование в вузах / Б.В. Гнеденко. -М., 1981. - С. 6.

2. Гришанова Н.А. Развитие компетентности специалистов как важнейшее направление реформирования профессионального образования / Н.А. Гришанова // Инновации в образовании. - 2000. - № 3. - С. 67-69.

3. Жураковский В.М. Инновационные исследования в центре инженерной педагогики / В.М. Жураковский, В.М. Приходько, З.С. Сазонова // Высшее образование в России. - 2009. - № 2. - С. 79-83.

4. Иляшенко Л.К. Формирование математической компетентности будущего инженера по нефтегазовому делу: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Л.К. Иляшенко. - Сургут, 2010. - 210 с.

5. Кудрявцев Л.Д. Мысли о современной математике и ее изучении / Л.Д. Кудрявцев. - М.: Наука, 1977. - 65с.

6. Мурадханов И.В. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности специалистов по бурению нефтяных и газовых скважин: дисс. . канд. пед. наук: 13.00.08 / И.В. Мурадханов. - Ставрополь, 2007. - 175 с.

7. Семин Ю.Н. Интеграция содержания инженерного образования: Дидактический аспект / Ю.Н. Семин. - Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2000. - 140 с.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

© Сухинина К.В.*, Плотникова И.И.*

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Задачи новой школы - это раскрытие способностей каждого ученика, который будет готов к жизни в высокотехнологичном конкурент-

* Доцент, кандидат биологических наук.

* Старший преподаватель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.