Научная статья на тему 'Роль малого предпринимательства в инновационном пути развития экономики региона'

Роль малого предпринимательства в инновационном пути развития экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
293
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИОННО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ENTERPRISE ACTIVITY / INNOVATIVE POTENTIAL / AN IS INNOVATIVE-INDUSTRIAL COMPLEX / INTRODUCTION OF INNOVATIONS / INNOVATIVE ACTIVITY / THE INVESTMENT POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юшина О. М.

Автор обосновывает значение малого бизнеса как одного из приоритетных направлений реформирования и модернизации экономики. Отсутствие научно-технической политики в регионах является главным недостатком, не позволяющим концентрировать финансовые ресурсы на приоритетных направлениях. Новый российский бизнес участвует в основном в целевом финансировании краткосрочных инновационных проектов, не носящем постоянный характер. В качестве основного пути решения проблемы повышения уровня инновационности экономики должно стать создание консорциума ведущих научных центров, университетов, лабораторий, частных малых инновационных фирм и администрации области. Государственное и муниципальное регулирование и поддержка инновационного предпринимательства должны носить системный комплексный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author proves the importance of small businesses as a priority of reforming and modernizing of the economy. Lack of the scientific and technical policy in the regions is the main drawback which does allow to concentrate financial resources on the priority areas. The new Russian business participates primarily in the short-term target funding of the innovative projects, not having a permanent nature. The main ways to solve the problem of increasing the level of the innovativeness of the economy should be the creation of a consortium of the leading research centers, universities, laboratories, private companies and small innovative regional administration. State and municipal regulations and support of the innovative entrepreneurship should have a system complex character.

Текст научной работы на тему «Роль малого предпринимательства в инновационном пути развития экономики региона»

УДК - 334.722.1

РОЛЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ИННОВАЦИОННОМ ПУТИ РАЗВИТИЯ

ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

О.М. Юшина

Автор обосновывает значение малого бизнеса как одного из приоритетных направлений реформирования и модернизации экономики. Отсутствие научно-технической политики в регионах является главным недостатком, не позволяющим концентрировать финансовые ресурсы на приоритетных направлениях. Новый российский бизнес участвует в основном в целевом финансировании краткосрочных инновационных проектов, не носящем постоянный характер. В качестве основного пути решения проблемы повышения уровня инновационности экономики должно стать создание консорциума ведущих научных центров, университетов, лабораторий, частных малых инновационных фирм и администрации области. Государственное и муниципальное регулирование и поддержка инновационного предпринимательства должны носить системный комплексный характер.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, инновационный потенциал, инновационно-производственный комплекс, внедрение инноваций, инновационная деятельность, инвестиционная политика.

Развитие малого и среднего инновационного предпринимательства в настоящий период становится одним из приоритетных направлений реформирования и модернизации экономики. В Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ в статье 22 говорится о поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства. Значимость малого инновационного бизнеса обусловлена его специфическими свойствами, ключевыми из которых являются оперативность, мобильность и способность в сжатые сроки обеспечить привлечение людских, финансовых и организационных ресурсов.

Быстрая реализация научных достижений может осуществить переход на выпуск новой конкурентоспособной на мировом и внутреннем рынках продукции, развитие материально-технической базы производства на основе передовых технологий, обеспечивающих снижение издержек производства. Вместе с тем научные потенциалы регионов различны. Это предполагает использование дифференцированного подхода к разработке региональной научно-технологической политики. Как и в экономическом развитии, одни выступают донорами, другие - потребителями. Например, Москва, на территории которой расположено 30 % научного потенциала России, может выступать, с одной стороны, поставщиком наукоёмкой продукции в другие регионы России, с другой - источником новых технологий для их производства. Межрегиональный рынок научно-технической продукции должен получить адекватное развитие, но пока функционирует недостаточно.

В нашей стране следует восстановить отношение к науке как к национальному богатству и важнейшему ресурсу социально-экономического развития. В этой связи большое значение имеет обмен научно-технической информацией и технологиями, обеспечивающими повышение конкурентоспособности товаров и услуг российских товаропроизводителей. Необходимо эффективно использовать научный потенциал России под контролем государства. Государство и региональные власти должны организовать движение новых технологий и ускорение их реализации в соответствии с государственными и региональными приоритетами.

Потребность в инвестициях для технического перевооружения производства на базе современных технологий достаточно велика и не обеспечивается реальными источниками финансирования. Кроме того, реальный эффект от инноваций порой недостаточен и связан с высокой степенью риска. Поэтому огромное значение имеет концентрация государственных и региональных ресурсов на разработке наиболее эффективных приоритетных проблем и их целевое использование с контролем и обеспечением получения реального результата.

Решение этих проблем имеет большое значение для регионов как с высоким, так и с низким инновационным потенциалом. К последним относится и Брянская область. Для них научно-техническая политика должна заключаться главным образом в привлечении достижений науки и технологий в региональное производство коммерческими структурами, а также по инициативе и при поддержке региональных властей.

К основным причинам низкой эффективности технологического развития производства следует отнести: крайне недостаточное финансирование науки, отсутствие заинтересованности коммерческих структур в технологическом развитии производства и воспроизводственных процессов, а также несовершенство методов бюджетного финансирования НИОКР (по-прежнему недостаточное внимание отводится реализации полученных результатов). Однако главный недостаток - это отсутствие научно-технической политики в регионах, не позволяющее концентрировать финансовые ресурсы на приоритетных направлениях. Новый российский бизнес участвует в основном в целевом финансировании краткосрочных инновационных проектов, но финансирование не носит постоянного характера. Систематической информации о финансировании науки региональными властями нет. Самофинансирование остаётся основным источником покрытия затрат на технологические и иные инновации. В Брянской области наблюдается такая же тенденция.

Особого внимания региональных властей заслуживают региональные научно-технической программы. Их характерной чертой является направленность на решение межотраслевых программ, участие в разработке нескольких научных организаций и предприятий. Подобных программ, касающихся отдельно именно инновационного предпринимательства в Брянской области нет, кроме того, до сих пор слабо развита

инфраструктура поддержки инновационной деятельности.

В целом инновационная политика Брянской области не имеет чёткой направленности в решении конкретных экономических проблем региона. На Западе общепризнано, что локальные факторы играют определяющую роль в формировании направлений технологической политики и соответственно в определении стратегических ориентиров частных компаний. Именно «локализация» технологической политики на начальной стадии инновационной деятельности позволяет определить перспективную специализацию, сформировать принципы селекции технологий, которые могут быть адаптированы к условиям местного производства.

Развитие высокоэффективной промышленности невозможно без реформирования и перехода на инновационное производство, шгорое повлечёт за собой комплексный переход на развитие инновационного общества.

Стратегической целью развития научно-технической и инновационной сферы является сбалансированное развитие высокоэффективного инновационного производственного, управленческого комплекса и сектора научных разработок, обеспечивающего увеличение производства инновационной и наукоёмкой продукции, повышение её конкурентоспособности на основе передовых технологий и превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста.

Научно-технический потенциал региона недостаточен для полномасштабного развития научнотехнического и инновационного сектора. Однако наличие нескольких крупнейших точек роста создаёт условия, которые необходимо реализовывать, образуя высокотехнологичные, наукоёмкие промышленные производства, повышая уровень развития сектора прикладных разработок, поддерживая организации, обеспечивающие наиболее высокий эффект роста производства и занятости. Развитие научно-технического и инновационного комплекса осуществляется на основе:

• признания научно-технической и инновационной сферы экономически и социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил региона, а также формирование экономики инновационного типа;

• стимулирования создания эффективного функционирования и развития рыночной инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности в регионе;

• стимулирования межрегионального и международного научно-технического сотрудничества;

• единства образовательного, научного и производственного процессов и их направленности на экономическое, социальное и духовное развитие;

• исследования и разработки, внедрения нововведений и технологий, связанных со структурными крупномасштабными изменениями промышленной системы, способными повысить конкурентоспособность Брянской области, обеспечить переход к новому технологическому укладу;

• оптимального сочетания государственного регулирования и самоорганизации рыночных структур;

• полномасштабного информационного обеспечения развития научной и инновационной деятельности

региона.

В ходе разработки мероприятий по развитию инновационно-производственного комплекса необходимо обратить внимание на увеличение вливания инвестиций в науку, а также иных инновационных инвестиций, в частности, на создание и обеспечение роста числа новых организаций с качественными ресурсами. Здесь также важна инвестиционная политика органов государственного управления Брянской области, эффективное использование инструментария для привлечения дополнительных ресурсов. Необходимо обеспечить соискателям инвестиций возможность получения информационных, консалтинговых, ипотечных, лизинговых и других услуг.

Кроме того, необходимо реализовать ряд мер по увеличению общего уровня инновационности всей экономической деятельности области. Основой инновационного развития области является создание и поддержка малых научно-производственных инновационных фирм, которые будут проводниками нововведений и инноваций в регионе.

Основные мероприятия по реализации сценария активного развития инновационного производственного комплекса подразумевают:

• создание научно-технической и инновационной инфраструктур, обеспечивающих как разработку и исследование, так и доведение новых наукоёмких технологий до предприятий и организаций реального сектора экономики и обратную связь - информацию о спросе производителя и инвестора к интересным для рынка и потенциально коммерциализуемым научным исследованиям и разработкам;

• расширение частно-государственного партнёрства в сфере развития сектора исследований и разработок и технологической модернизации отраслей экономики;

• содействие всем предприятиям, организациям, учреждениям, вузам области в проведении инвентаризации и оценки принадлежащей им интеллектуальной собственности;

• создание разветвлённой инфраструктуры инновационной деятельности, в том числе систем информационного обеспечения, государственной экспертизы научно-технических и инновационных проектов, сертификации инновационной продукции, подготовки и переподготовки кадров для инновационной деятельности;

• использование новых источников долевого финансирования региональных научно-технических программ и инновационных проектов, механизмов финансово-промышленных групп и венчурного финансирования;

• создание механизма эффективного взаимодействия региональных органов власти с федеральными органами с целью поддержки научных исследований в регионе;

• укрепление прямых связей между предприятиями, вузами и научно-исследовательскими институтами, создание интегрированных производственных структур, творческих групп с целью увеличения числа и объёмов

контрактов по внедрению технологий;

• создание совместной с соседними регионами и областями Украины и Белоруссии специальной научновнедренческой и инновационной зоны с единой инфраструктурой инновационного предпринимательства. Это позволит обеспечить приток инвестиций со стороны республиканских центров на реализацию научно-исследовательских и инновационных проектов, представляющих общий интерес, соединить научные мысли России и соседних государств, повысить уровень межгосударственного и межрегионального взаимодействия в этой области.

В качестве основного пути решения проблемы повышения уровня инновационности экономики должно стать создание консорциума ведущих научных центров, университетов, ведущих вузов, лабораторий, центров крупнейших предприятий области, учебно-консультационных центров, частных малых инновационных фирм и администрации области. Этот орган должен осуществлять координационные функции всего инновационного процесса от разработки до коммерционализации. На этот орган необходимо возложить полномочия по отбору перспективных проектов, которые могут софинансироваться за счёт созданного фонда. Такая система позволит сформировать единую инновационную цепочку.

Существующую систему можно осуществлять на базе функционирующего в области центра трансферта технологий.

Создание инновационной экономики позволит региону и стране успешно конкурировать на внешнем и внутреннем рынках. Основным ресурсным рычагом должно стать финансирование инновационных проектов, создание фондов. Именно на первых этапах реализации стратегии наполнение фонда и финансирование должны быть осуществлены преимущественно из бюджетных средств или на основе частно-государственного партнёрства. В дальнейшем доля финансирования фондов, конкретных проектов должна снижаться в пользу средств частного сектора, при этом основу управления составит нормативно-правовое регулирование этого направления.

Малое инновационное предпринимательство играет всё большую роль в экономике нашей страны. Малый бизнес стал одним из существенных источников насыщения потребительского рынка товарами и услугами, наполнения бюджетов всех уровней. Свободные трудовые ресурсы вовлекаются в различные виды предпринимательской деятельности и создают возможность для выхода экономики из кризиса.

Инновационная деятельность малых предприятий - не только фактор повышения эффективности нашей экономики, но и механизм повышения конкурентоспособности отечественных предприятий на мировом рынке, а поэтому необходимо улучшить финансирование данных предприятий для их экономического развития.

Любое предприятие добивается поставленных целей и выполняет свои стратегические планы преимущественно благодаря нововведениям. Однако успех разработки и внедрения инноваций во многом зависит от рациональности организации процессов и приносимой ими отдаче. Само переустройство организации уже является инновацией, а переустройство организации ради перехода на выпуск новой продукции - инновация вдвойне. Для такой перестройки используют либо реструктуризацию (изменение структуры предприятия в целях улучшения управления, повышения производительности труда, эффективности производства,

конкурентоспособности выпускаемой продукции, а также снижения издержек), либо реинжиниринг (перестройку, перепроектирование деловых процессов для достижения значительного, скачкообразного улучшения деятельности компании).

Таким образом, предложенный комплекс мероприятий будет содействовать выстраиванию эффективной региональной инновационной стратегии и содействовать повышению роли регионов как субъектов государственной инновационной политики. Перспективы развития сектора малого и среднего инновационного бизнеса во многом зависят от четкой и последовательной государственной и муниципальной политики, следовательно, государственное и муниципальное регулирование и поддержка инновационного предпринимательства должны носить системный комплексный характер.

The author proves the importance of small businesses as a priority of reforming and modernizing of the economy. Lack of the scientific and technical policy in the regions is the main drawback which does allow to concentrate financial resources on the priority areas. The new Russian business participates primarily in the short-term target funding of the innovative projects, not having a permanent nature. The main ways to solve the problem of increasing the level of the innovativeness of the economy should be the creation of a consortium of the leading research centers, universities, laboratories, private companies and small innovative regional administration. State and municipal regulations and support of the innovative entrepreneurship should have a system complex character.

The key words: enterprise activity, innovative potential, an is innovative-industrial complex, introduction of innovations, innovative activity, the investment policy.

Список л итературы

1. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 23.12.2010) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // www.consultant.ru

2. Закон Брянской области «О программе социально-экономического развития Брянской области на 20092013 годы» от 26 ноября 2008 г. № 103-3 // www.bryanskobl.ru

3. Постановление администрации Брянской области «Об утверждении стратегии социальноэкономического развития Брянской области до 2025 года» от 20 июня 2008 г. № 604 // www.bryanskobl.ru

4. Иванченко В., и др. Инновационно-структурированное воспроизводство и государство // Экономист. 2010. № 1.

5. Скоробогатов А. «Особый путь» России и стимулирование инновационной активности // Вопросы

экономики. 2009. № 2.

6. Факторы и условия развития национальной экономики. Уч. пос./ Под ред. Л.А. Гришуниной. Саратов: ИЦ «Наука». 2010.

Об авторе

Юшина О.М. - ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет путей сообщения» (МИИТ) (Брянский филиал МИИТ) yushina-oksana@rambler.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.