Научная статья на тему 'Роль куратора учебной группы в изучении и коррекции мотивации учения (на материале исследования студентов медицинского вуза)'

Роль куратора учебной группы в изучении и коррекции мотивации учения (на материале исследования студентов медицинского вуза) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
697
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ГРУППА / МОТИВЫ УЧЕНИЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНАЯ АДАПТАЦИЯ / EDUCATIONAL GROUP / MOTIVES OF THE DOCTRINE / EDUCATIONAL ACTIVITY / EDUCATIONAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тельнюк Ирина Владимировна

В статье показана роль куратора учебной группы в изучении мотивов учебной деятельности студентов медицинского вуза. Раскрываются особенности организации и проведения психолого-педагогического исследования в целях повышения качества знаний студентов и освоения кураторами учебных групп методов психолого-педагогического сопровождения учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тельнюк Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of curator in studying motives of learning activity of students of medical high school

In the article the role of curator in studying motives of learning activity of students of medical high school is shown. Psychological research aimed at improvement of quality of knowledge of students by curators is revealed and methods of psychological support of educational process.

Текст научной работы на тему «Роль куратора учебной группы в изучении и коррекции мотивации учения (на материале исследования студентов медицинского вуза)»

УДК 37.015:378

И. В. Тельнюк

Роль куратора учебной группы в изучении и коррекции мотивации учения (на материале исследования студентов медицинского вуза)

В статье показана роль куратора учебной группы в изучении мотивов учебной деятельности студентов медицинского вуза. Раскрываются особенности организации и проведения психолого-педагогического исследования в целях повышения качества знаний студентов и освоения кураторами учебных групп методов психолого-педагогического сопровождения учебного процесса.

In the article the role of curator in studying motives of learning activity of students of medical high school is shown. Psychological research aimed at improvement of quality of knowledge of students by curators is revealed and methods of psychological support of educational process.

Ключевые слова: учебная группа, мотивы учения, учебная деятельность, учебная адаптация.

Key words: educational group, motives of the doctrine, educational activity, educational adaptation.

Институт «кураторства» в высших учебных заведениях играет важную роль в психолого-педагогическом сопровождении студентов на всем протяжении их обучения [4-5, 10]. В условиях медицинского вуза куратор учебной группы, наряду с психолого-педагогическим сопровождением студентов, осуществляет целый ряд функций, обеспечивающих преемственную связь в становлении системы отношений субъектов педагогического взаимодействия («педагог предметного цикла или конкретной клинической кафедры» - «студент»). В целом же, куратор учебной группы реализует следующие функции:

а) осуществляет индивидуальный и групповой контроль и анализ посещаемости студентами учебных занятий;

б) изучает особенности профессиональной направленности и мотивацию учебной деятельности студентов на различных этапах обучения;

в) оказывает консультативную помощь в решении индивидуальных проблем обучающихся в условиях учебно-воспитательного процесса.

По мнению В. А. Худика и соавт. [11], куратор учебной группы осуществляет контроль учебной (более широко — социальной) адаптации студентов на различных этапах их обучения в вузе. Соответственно этому, функциональная направленность деятельности куратора расширяется, что положительно отражается на таких показателях учебного процесса, как:

• успеваемость,

• становление профессиональной компетентности,

• готовности к будущей профессиональной деятельности по избранной специальности.

Исследования В. А. Худика [11] свидетельствуют, что в основе детерминации учения (например, у студентов педагогического вуза) лежит мотивационная переменная, валентность которой изменяется с учетом ряда факторов:

• уровень когнитивно-личностного развития,

• социально-бытовая организация жизнедеятельности,

• психолого-педагогическая готовность к освоению профессиональной направленности личности по избранной специальности,

• круг интересов и мотивация поведения,

• личностные потребности и пр.

Указанные факторы становятся предметной областью научнометодической работы преподавателя вуза и, в частности, куратора учебной группы. Детерминанты учебной деятельности студентов выступают важным мотиватором освоения профессии [1, 4, 9] и положительно влияют на дальнейшую социальную адаптацию в целом [10, 11]. Образовательная среда медицинского вуза прямо или косвенно выступает одним из центральных звеньев формирующейся внутренней учебной мотивации, относящейся к будущей медицинской профессии. Поэтому психолого-педагогическая атмосфера, исходящая от педагогов (преподавателей медицинского вуза), приобретает особое практическое значение, поскольку именно педагог является носителем и «передатчиком» знаний, умений и навыков, приобретаемых студентов в процессе обучения. При этом меняющиеся условия образовательной среды связаны со спецификой предметно-профессиональной подготовки студентов, когда теоретическая часть наполняется практическими занятиями, клинической практикой, значительно порождающей интерес к профессии, т. е. выступает обусловливающим фактором развития профессиональной мотивации будущей лечебной деятельности. А поскольку общей конечной целью обучения в вузе является профессиональная подготовка специалистов, то отношение студентов к своей будущей

профессии можно рассматривать как форму и меру принятия конечных целей обучения [2, 6-9].

С учетом актуальности поставленных перед куратором учебной группы задач, нами было организовано научно-прикладное исследование, направленное на изучение важных сторон психологопедагогического сопровождения обучающихся в условиях освоения ими профильных медицинских дисциплин, обеспечивающих мотивированное отношение к учебе. Иными словами, целью исследования было - показать возможности применения куратором учебной группы приемов учебно-методического сопровождения образовательного процесса по конкретной учебной дисциплине, и в первую очередь, по изучению мотивов учения у студентов медицинского вуза.

Изучение мотивов учебной деятельности студентов, осваивающих различные дисциплины, а также выявление опосредованных детерминант, влияющих на успешность обучения, обусловило решение следующих задач исследования:

1) теоретическое осмысление мотивации учения, как фактора развития и профессионального становления личности будущего специалиста;

2) поиск и обоснование приемов методического сопровождения индивидуальной и групповой посещаемости занятий студентами, а также индивидуальной и групповой успеваемости по той или иной учебной дисциплине, влияющих на рефлексивную оценку мотивации учения;

3) экспериментальное изучение мотивов учебной деятельности студентов и их корригирование в условиях учебно-образовательной среды вуза.

В теории и практике научного исследования обучающихся в условиях медицинского вуза мы придерживались выдвинутых учеными:

• о специфике «психологического поля» личности (К. Левин, Б. В. Зейгарник);

• мотивационной направленности личности (Е. П. Ильин);

• личностной и профессиональной адаптации в процессе обучения (Н. В. Бордовская, А. А. Реан).

Все они были учтены нами при анализе психологопедагогической характеристики учебно-образовательной среды, оптимальные критерии которой формировались у студентов на различных этапах обучения. К данным характеристикам мы отнесли:

а) психологическую готовность к обучению;

б) сформированные навыки и умения учиться;

в) особенности учебной адаптации студентов;

г) интересы и мотивы учения.

Характеристики-детерминанты успешности учебной деятельности рассматривались нами в контексте итоговых задач, которые стояли перед педагогом-куратором учебной группы. Освоение кураторами групп возможностей применения различных психологопедагогических процедур изучения студентов позволило повысить уровень их профессионально-педагогической компетентности, управления процессами учебной адаптации, успеваемости и становления профессиональной направленности личности по избранной лечебной специальности.

Материал и методы исследования. Исследование проводилось на группах студентов СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова кураторами учебных групп1. Всего исследованием было охвачено 214 студентов, из них студентов 1 курса - 48 чел., 2 курса - 60 чел., 3 курса -30 чел., 4 курса - 36 чел., 5 курса - 40 чел. Куратор учебной группы анализировал индивидуальную и групповую посещаемость, а также индивидуальную и групповую успеваемость по определенной учебной дисциплине. Наряду с этим проводилось экспериментальное изучение мотивов учения, то есть учебной деятельности в связи с получением профессии по избранной специальности. С этой целью проводилось также «анкетное исследование для выявления условий оптимизации учебного процесса по читаемой дисциплине».

Опишем вкратце методы исследования.

Психолого-педагогическая характеристика учебной группы

Психолого-педагогическая характеристика оформлялась с учетом требований, где содержалась следующая информация — описание (паспорт) учебной группы:

• факультет и специальность, по которой обучаются студенты,

• курс и количество студентов в группе,

• посещаемость занятий каждым студентом и группой в целом

(в %),

• успеваемость каждого студента и группы в целом (в %).

При анализе посещаемости внимание обращали на причины, обусловливающие пропуск занятий:

а) уважительная причина;

б) без уважительной причины.

Важно также было знать мотивы пропусков занятий, чтобы в дальнейшем определиться в тактике взаимоотношений со студентами, найти пути оптимизации в реализации учебных занятий.

Индивидуальный и групповой показатель успеваемости студентов документировался в процессе выполнения студентами раз-

1 А. Г. Донской, Е. В. Капелюш, Н. Н. Микрюкова, Н. Б. Соколова, М. Ю. Шаганов, Л. О. Шайлиева.

личных учебных занятий по той или иной дисциплине. Как правило, педагог ведет журнал, в котором выставляются оценки (в традиционном смысле) или баллы (в условиях балльно-рейтинговой оценки знаний).

Таким образом, анализ индивидуальной и групповой успеваемости студентов представлялся в виде процентных отношений, что позволило видеть частную и общую количественную характеристику усвоенных студентами знаний. Однако наряду с этим важно было уметь осуществлять и качественный анализ процесса успеваемости студентов, что связано с навыками анализа ошибок, трудностей и прочих показателей, детерминирующих средние и низкие оценки знаний по учебной дисциплине.

Изучение учебной мотивации студентов. Методика, предложенная А. А. Реаном и В. А. Якуниным [3], позволяет объективировать иерархию мотивов учения, выявить предпочтения и динамику мотивации на различных этапах обучения. Студенту предлагалось внимательно прочесть инструкцию, после чего из приведенного ниже «списка мотивов учебной деятельности» выбрать пять из них, наиболее значимых для него, отметив знаком «х» в соответствующей строке на бланке.

Анализ анкетного опроса на основании проведенного педагогом исследования позволил выявить ведущие мотивы учения, их значимость в личностном развитии обучающегося и группы студентов в целом.

Выявление условий оптимизации проведения учебных занятий. С этой целью была разработана анкета-опрос, направленная на изучение условий оптимизации проведения учебных занятий по читаемой дисциплине, что может способствовать повышению мотивации к учебной деятельности. Вопросы анкеты-опроса имели закрытый характер, когда студентам предлагалось выбрать один из вариантов ответа.

Анализ полученных результатов рассматривался в аспекте интерактивных оценок об особенностях преподавания учебной дисциплины. Обработка результатов исследования представлялась как количественно, так и качественно. В случаях, когда группа не имела необходимого статистического числа (меньше 25 человек), результаты исследования представлялись качественно - в виде наблюдающихся тенденций или описания значимых случаев.

Результаты и их обсуждение. Кураторы учебных групп, выступавшие в роли исследователей, освоили методы психологопедагогического сопровождения обучающихся, что определило их роль в учебно-воспитательном процессе, в формировании устано-

вок учебной деятельности студентов на различных этапах их обучения в медицинском вузе. Кроме того, кураторы учебных групп освоили методический аспект организации и проведения педагогических исследований, позволяющих изучать и корригировать мотивационные предпочтения в процессе освоения студентами различных дисциплин предметно-профессиональной подготовки. Систематизация полученных данных по исследуемым группам студентов позволила выявить учебные тенденции и возможности их управления при непосредственном интерактивном отношении субъектов образовательного процесса.

Полученные данные по всем исследуемым группам студентов свидетельствуют о позитивных тенденциях в формировании успешной мотивации учения в связи освоением предметных дисциплин будущей лечебно-профессиональной деятельности.

Коэффициент индивидуальной и групповой посещаемости занятий достаточно высокий у студентов I курса, тогда как он незначительно падает у студентов III курса и существенно снижается у студентов старших курсов (22,8; 21,2 и 18,1 соответственно). При этом по некоторым дисциплинам также наблюдалось колебание коэффициента индивидуальной и групповой посещаемости занятий, что, очевидно, было связано с размытостью рефлексивной оценки студентами значимости того или иного учебного предмета для профессионального становления.

Показатели индивидуальной и групповой посещаемости занятий тесно связаны с балльно-рейтиноговой оценкой успеваемости студентов. У студентов первого курса коэффициент индивидуальной и групповой успеваемости зависел от сформированных еще в школьные годы навыков учения и мотивационных установок на положительные результаты. Это может свидетельствовать об особенностях учебной адаптации, когда пробелы школьных знаний могли влиять на показатели индивидуальной успеваемости отдельных студентов (например, по таким предметам, как физика, биохимия). Для студентов средних и старших курсов показатель индивидуальной и групповой успеваемости отражал динамику учебной адаптации, когда пропуски занятий или неподготовленность к занятию объективно вели к отработкам и повышению качества знаний. В целом же, показатель индивидуальной и групповой успеваемости у студентов свидетельствовал об уровне когнитивного развития личности и общей положительной учебной мотивации по избранной специальности.

Применение методики по изучению учебной мотивации студентов показало наличие общей для всех исследуемых групп тенден-

ции - доминирование основного мотива в учебе - «стать высококвалифицированным специалистом» (72 % лиц от общего числа опрошенных). Следующим важным мотивом учения выступил мотив, связанный с будущей успешностью профессиональной деятельности - «учусь, потому что хочу обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности» (57 % из общего числа опрошенных студентов). Около половины респондентов (46 %) считают необходимым получить глубокие и прочные знания по целому ряду предметов, связанных с их будущей профессиональной деятельностью. При этом часть из них «ждут одобрения успеваемости со стороны педагогов» (40 %), что оказалось характерным для студентов старших курсов, тогда как «одобрение успеваемости со стороны родственников» чаще ждут студенты !-Мурсов (около 30 % опрошенных). «Интеллектуальное удовлетворение от учебы» отметили примерно 40 % опрошенных студентов, причем данная тенденция возрастает у студентов средних и старших курсов (около 80 % опрошенных). Студенты начальных курсов обучения считают, что «не следует пропускать занятия», «необходимо быть всегда подготовленным к занятиям» (около четверти опрошенных лиц), «получать хорошие и отличные отметки», чтобы «получать в дальнейшем стипендию» (около 20 % опрошенных). Менее значимыми оказались мотивы, связанные с подражанием («не отставать от сокурсников», «быть примером...»), которые имели место у студентов 1-2 курсов (менее 10% опрошенных).

Результаты интерактивного опроса по оптимизации учебного процесса в связи с усвоением той или иной учебной дисциплины показали, что студенты желают обсуждать с педагогами вопросы организации учебного процесса, направленные на повышение уровня знаний и формирующихся навыков в избранном виде профессиональной деятельности.

Свое знакомство с конкретной учебной дисциплиной студенты связывают со школой и педагогами медицинского вуза, успешность освоения которой, по их мнению, зависит от «складывающихся отношений с педагогами» (около 68 % опрошенных) и «интересными и увлекательными подходами в обучении» (80 %). Около 72 % опрошенных всех обследуемых групп студентов считают, что занятия по той или иной учебной дисциплине предусмотрены «учебным планом» и «итогом освоения учебной дисциплины» является «получение знаний и некоторого опыта будущей профессиональной деятельности», хотя и есть такие студенты, которые ориентированы при изучении определенной дисциплины на «получение зачета» (24,6 %). Для студентов старших курсов характерны ответы типа:

«осознание вопросов по данной учебной дисциплине, где я выступаю в роли клинициста-педагога», правда процент таких выборов незначительный (около 17,4 %), что свидетельствует о возможной своей идентификации с педагогом, носителем той или иной предметной области лечебно-профессиональной деятельности. Мотивация на успешное усвоение знаний по конкретной учебной дисциплине связана с «интересом к предмету» (46 %) и будущей «лечебной работой» (более 62 % опрошенных). Среди форм обучения предпочтение отдается традиционным формам - лекционным и практическим занятиям (около 64 % опрошенных всех обследуемых групп). В то же время, студенты старших курсов (около 25 % опрошенных) считают, что «тренинги» и «самостоятельная работа», как формы обучения, позволят обрести коммуникативные навыки и способность индивидуального участия в учебном процессе. Контроль знаний по традиционным формам поддерживают более половины опрошенных из числа всех студентов, однако, встречаются и такие варианты ответа, где рекомендуется выставлять оценки «на основе посещения всех занятий» (23 %) и учет знаний «может являться не обязательной формой для данной дисциплины» (менее 12 % от числа опрошенных из всех исследуемых групп студентов). Содержательная часть учебных дисциплин, по мнению студентов, должна быть связана с формированием у них понимания профессиональных понятий и стиля клинического мышления как важных факторов становления профессионализма и готовности к будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, возможности применения методов психологопедагогического сопровождения студентов медицинского вуза педа-гогами-кураторами учебных групп свидетельствуют об улучшении и оптимизации учебно-воспитательного процесса в целом, когда индивидуальные и групповые показатели успешности обучения влияют на мотивацию учения студентов, формирования у них представлений в конкретной области изучаемой учебной дисциплины.

Педагог-куратор учебной группы имеет возможность отслеживать динамику участия обучающихся в различных формах учебной деятельности, развивать и корригировать навыки и умения учиться, раскрывать интерес в конкретной области знания и будущей лечебно-профессиональной деятельности, в которую интегрируются студенты по мере освоения различных учебных дисциплин и видов лечебной практики.

Формирование и корригирование мотивационных компонентов учения у студентов медицинского вуза осуществляется в ходе интерактивных отношений субъектов образовательного процесса, где

роль куратора учебной группы становится неотъемлемой в общей цепи учебно-образовательных программ, направленных на успешную учебную адаптацию и формирование компетентности будущего специалиста.

Список литературы

1. Аверин В. А., Бухарина Т. Л. Психология медицинского образования: Опыт акмеологического исследования. - СПб., 1995.

2. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие / под ред.

A. С. Роботовой. - М.: Академия, 2007.

3. Ильин Е. П. Мотивации и мотивы. - СПб.: Питер, 2000.

4. Кудрявая Н. В., Уколова Е. М., Иолчанова А. С., Смирнова Н. Б, Зорин К. В. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации. - 2-е изд., испр. и доп. / под ред. акад. РАМН, проф. Н. Д. Ющука. - М.: ГОУ ВуНМЦ, 2005.

5. Куратор студенческой группы: Метод. разраб. по орг. воспитат. работы куратора в учеб. группе / М-во высш. и сред. спец. образования РСФСР, Ле-нингр. ин-т авиац. приборостроения; [Артамонова Н.В. и др.]. — Л.: ЛИАП, 1986.

6. Педагогика: учеб. пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Высш. образование, 2007.

7. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие / под ред.

B. А. Сластёнина. - М.: Академия, 2004.

8. Пидкасистый П. И., Фридман Л. М., Гарунов М. Г. Психологодидактический справочник преподавателя высшей школы. - М., 1999.

9. Реан А., Бордовская Н., Розум С. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2005.

10. Современный куратор: наставник или партнер?: (из опыта работы кураторов студенческих групп): научно-методическое пособие / под ред. Е. В. Тонкова и Л. Д. Рагозиной. - Белгород: Изд-во БГУ, 2007.

11. Худик В. А., Качалова А. В., Щеглов В. И. Становление «психологического поля» личности у лиц юношеского возраста с профессиональнопедагогической направленностью: моногр. - СПб.: Изд-во РГПУ, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.