Научная статья на тему 'Роль куратора студенческой группы в воспитательной системе вуза'

Роль куратора студенческой группы в воспитательной системе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1236
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРАТОР / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / CURATOR / PROFESSIONAL COMPETENCE / EDUCATIONAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акутина С. П.

Представлено новое видение инновационной деятельности куратора в современных условиях развития высшего образования, классификация функций куратора; характеристики деятельности целенаправленность, мотивированность, продуктивность. Выявлены компоненты педагогической готовности куратора к наставнической деятельности мотивационно-потребностный, когнитивный и деятельностно-практический; предложены педагогические условия осуществления успешности кураторской деятельности: ценностное отношение педагогического коллектива вуза к воспитательной работе со студентами, нормативно-правовое обеспечение работы куратора, совершенствование профессиональной компетентности куратора, взаимосвязь и взаимозависимость компонентов воспитательной системы в многофункциональной воспитывающей среде вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль куратора студенческой группы в воспитательной системе вуза»

Акутина С.П. ©

Доктор педагогических наук, профессор кафедры общей педагогики и педагогики профессионального образования, начальник отдела по воспитательной работе Арзамасского филиала Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского

РОЛЬ КУРАТОРА СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

ВУЗА

Аннотация

Представлено новое видение инновационной деятельности куратора в современных условиях развития высшего образования, классификация функций куратора; характеристики деятельности - целенаправленность, мотивированность, продуктивность. Выявлены компоненты педагогической готовности куратора к наставнической деятельности - мотивационно-потребностный, когнитивный и деятельностно-практический; предложены педагогические условия осуществления успешности кураторской деятельности: ценностное отношение педагогического коллектива вуза к воспитательной работе со студентами, нормативно-правовое обеспечение работы куратора, совершенствование профессиональной компетентности куратора, взаимосвязь и взаимозависимость компонентов воспитательной системы в многофункциональной воспитывающей среде вуза.

Ключевые слова: куратор, профессиональная компетентность, воспитательная система. Keywords: curator, professional competence, educational system.

В последнее десятилетие в психолого-педагогической теории и практике высшего образования активно обсуждается проблема восстановления воспитательных систем в русле лучших советских традиций учебно-воспитательного процесса. Необходимо обозначить, что воспитательные системы, призванные формировать будущего специалиста в соответствии с социальным заказом государства в огромной массе свое были разрушены при сохранении относительной воспитательной работы, которая велась фрагментарно и бессистемно что, естественно, определяет низкое качество такой деятельности и приводит к тому, что воспитание студенческой молодежи осуществляется под стихийным воздействием социальной среды.

Теоретико-методическое рассмотрение и анализ педагогических источников показал, что значительные перемены в социально- экономическом, политическом и духовно-нравственном укладе нашей стране отразились на развитии воспитательных систем и привели к кардинальному пересмотру целей воспитания современного студенчества, изменению социокультурной среды вуза, субъектов воспитательной системы. Наступила настоятельная необходимость обоснования инновационной деятельности куратора, соответствующей новым целям, задачам, углубленному содержанию и сообразным новым требованиям к методам и направлениям воспитательной работы. В таких условиях деятельность наставника (куратора) в большинстве случаев носит формальный характер и не отвечает новым требованиям воспитательной работы в современном вузе в контексте профессиональной подготовки специалистов.

Кураторская деятельность рассматривается, как целенаправленная, профессионально-педагогическая и психологическая деятельность преподавателя высшего учебного заведения с академической группой студентов в учебное и внеучебное время, направленная на создание эффективных педагогических условий успешного профессионального и личностного развития каждого студента.

© Акутина С.П., 2013 г.

Кураторы студенческих групп выполняют роль воспитательного механизма, так как никто другой не владеет теми знаниями о проблемах каждого студента в отдельности и всех вместе, не общается так близко со студентами, как куратор-наставник. Кураторы объединяют администрацию и студенчество, выступают проводниками воспитательной политики руководства. Кураторство в России в системе высшего образования является традиционной формой взаимодействия между преподавателями и студентами, имеет глубокие исторические корни, и в современных условиях вуза наполнено новым качеством и содержанием.

Одним из первых официальных документов, посвященных кураторской работе в российской высшей школе, является Инструкция для кураторов Томского технологического института, утвержденная в 1903 г. императором Николаем II. В ней была четко очерчена основная функция куратора «ходатайствовать перед академическими органами об удовлетворении уважительных и в законных формах заявленных нужд и потребностей студентов, ... а также заботиться об удовлетворении духовных и материальных потребностей студентов, ... в том числе устройства научных и литературных кружков, кружков для занятий искусствами, физическими упражнениями, организации студенческих библиотек и читален, столовых, чайных, кассы, приходить студентам на помощь при искании дешевых и здоровых квартир» [3, 125]. Со времени официального одобрения в России введения института классных наставников в их обязанности входила организационная деятельность (содействие в поддержании дисциплины на занятиях, проведение различных совещаний с педагогами, ведение учебной документации), а также наблюдение за развитием личности студента, его изучение, воспитание в нем уважения к законам и нравственным принципам.

Кураторская работа в вузе - это профессиональная деятельность, связанная с психолого-педагогической и социальной поддержкой студентов. Особенно это актуально в современных условиях развития личности, когда еще психосоциальное развитие личности еще продолжается, часто психологический возраст студентов отстает от физиологического. Это проявляется в том, что юноша не всегда чувствует ответственность за свои поступки, его не интересуют собственное развитие, он может поддаться влиянию других людей, его психика весьма неустойчива и противоречива. У многих еще требуется развивать социальную и гражданскую позицию, умение общаться, развивать, творческие способности, умения самовыражения и т.д. Такие студенты требуют деликатного управления их учебной и внеучебной деятельностью со стороны педагогов

В настоящее время все более несомненным и очевидным становится вопрос, что успешное решение кураторами задач профессионального выращивания специалиста в вузе в определяющей степени зависит от оптимальной и своевременной включенности студентов в преобразовательную учебную и внеучебную деятельность. Подобный подход к подготовке специалиста ориентирует вуз на поэтапное, ступенчатое определение и реализацию задач профессионализации студентов в вузовской практике через адаптацию, социализацию, соуправление, самоуправление, профессионализацию.

Каждый этап процесса профессионального роста студентов сопряжен с изменениями социально-психологических особенностей студентов. Включенность куратора в процесс этих изменений определяется принципом «постепенно убывающей помощи», т.е. переходом от роли «опекающего» на первом курсе к роли «консультанта» на старших курсах. В связи с этим уместно представить задачи, решаемые куратором по семестрам:

- в 1 и 2 семестре - это адаптация, направленная на сохранность контингента, формирование межличностных отношений в группе, сохранение психического и физического здоровья;

- в 3 семестре - успешная социализация студентов, соуправление, проявляющиеся в стимулировании самостоятельности, самоорганизации, повышении качества учебной деятельности, помощи в поиске способов решения проблем межличностных отношений, сохранении психического и физического здоровья;

- в 4 семестре - самоуправление и профессионализация, выраженные в развитии профессиональной мотивации, ценностных ориентаций, профессионально значимых качеств,

стимулировании самоопределения, решении учебных и внеучебных задач в пользу личностного роста, успешного обучения, вовлечении в научную деятельность вуза, дизайне образовательной траектории;

- в 5 семестре и далее - профессионализация, т.е. переход от одной стадии профессионального становления к другой, смена социальной ситуации развития личности, изменение содержания ведущей деятельности, освоение либо присвоение новой социальной роли, поэтапное развитие понимания социального статуса учебной профессии, профессиональной этики, формирование устойчивых профессиональных ценностей, установок, мотивов.

Из рассмотренных задач работы куратора вытекают и функции. В педагогической литературе представлены различные классификации функций куратора, они многообразны и могут меняться в зависимости от задач, поставленных в ходе воспитательного процесса.

Мы поддерживаем точку зрения В.А. Сластенина, который отмечает, что главными функциями кураторской работы являются: системно-организующая, коммуникативная, воспитательная, проектирующая, организационно-деятельностная, развивающая, методическая, стимулирующая, диагностирующая, оценивающая, охранно-защитная, корректирующая [6]. Указанные функции определяют важнейшие направления

деятельности куратора.

Функции куратора, несмотря на их многообразие, находятся в тесной взаимосвязи между собой. Учитывая этот факт, останавливаемся на классификации функций деятельности кураторов, предложенной нами [1].

Системно-организующая функция предполагает структурирование куратором учебной и внеучебной жизни академической группы совместно со всеми субъектами образовательно-воспитательного процесса вуза. Следовательно, обеспечивает активность и функционирование воспитательной среды.

Коммуникативно-рефлексивная функция включает в себя все многообразие деятельности куратора: содействие развитию студенческого само-управления; вовлечение каждого студента в общественную жизнь группы; оказание шефской помощи младшим курсам в эффективной адаптации к студенческой жизни; активизация творческого потенциала группы; приобщение студентов к здоровому образу жизни; повышение возможности самореализации каждого студента; развитие инициативы студентов; обучение методам рефлексивного самоанализа, самооценки своих поступков, поведения. Следовательно, обеспечивает взаимодействие всех субъектов воспитательной системы, создание их общностей.

Социально-педагогическая функция куратора заключается в ответственном отношении к учебе, воспитании уважительного отношения к будущей профессии. Куратор совместно со старостой академической группы осуществляет постоянный контроль за посещением учебных занятий студентами, организует участие студентов в важных учебных делах факультета и института, развивает заинтересованность к выбранной профессии в ходе прохождения практики, проведения экскурсий; координирует деятельность по реализации единых педагогических требований к студентам, приобщает к участию в волонтерской работе. Следовательно, куратор напрямую оказывает влияние на эффективность воспитательной системы.

Организационно-воспитательная функция куратора студенческой группы связана с наиболее значимыми проблемами воспитания личности как будущего специалиста-профессионала, семьянина. В своей деятельности куратор использует богатый набор педагогических форм, методов, средств воспитательной работы со студентами. Куратор, осуществляя воспитательную функцию, приобщает студентов к системе культурных традиций и ценностей факультета, оказывает помощь в решении важных для группы коллективных личностно-ориентированных творческих дел, приобщает к трудовому воспитанию, активизирует творческий потенциал каждого студента и группы в целом, приобщает студентов к освоению культурных ценностей, духовно-нравственных идеалов,

эстетической культуры, этической морали и правил этикета, гражданской ответственности будущих специалистов. Следовательно, куратор способствует обеспечению активности и многообразия воспитательной среды.

Аналитико-диагностическая функция обеспечивает знакомство куратора со своей группой. Она содержит различные формы, методы и приемы изучения личности студента; позволяет отследить степень результативности воспитательного эффекта во взаимодействии. Для этого куратором совместно с психолого-педагогической службой вуза и факультетов применяются различные педагогические анкеты, опросники, диагностические методики, направленные на определение важных психологических составляющих личности: определение ценностных ориентаций по методике М.Рокича, диагностика семейных отношений, опросники удовлетворенности браком и родительского отношения В.В. Столина, «анализ семейного воспитания» Э.Г. Эйдемиллера, методика «незаконченные предложения», гомеостатический метод исследования отношений в малой группе, исследование стиля межличностных отношений и др., а также групповые и индивидуальные консультации, которые помогают куратору группы более эффективно организовывать работу со студентами, помочь в снятии социально-психологических проблем, помочь в преодолении трудностей, обеспечить эффективное управление студенческим коллективом.

Куратор помогает студентам в изучении личностных особенностей, собирая и накапливая необходимые сведения, которые помогают куратору в эффективной деятельности: данные о семье, социальное положение, адрес проживания семьи, место работы родителей, адрес проживания студента в период учебы, школа, в которой обучался студент до поступления в ВУЗ, перечень общественных поручений, материальная обеспеченность, участие в научно-исследовательской и кружковой работе, приоритетные досуговые интересы.

Научно-методическая функция в деятельности куратора является весьма важной, так как решает задачи становления и развития личности студента в специалиста -профессионала, используя множество методического комплекса. Методическая работа куратора включает совместную разработку групповых мероприятий, обучает технологиям проведения воспитательных дел, внедряет инновационные технологии воспитательной работы (тренинги, творческие вечера, посиделки); методически грамотно формулирует студентам рекомендации по самовоспитанию, самообразованию, самосовершенствованию, организации и проведению свободного времени; помогает в организации приоритетных направлений научно - исследовательской работы (участие в конференциях, олимпиадах, конкурсах, социально-значимых проектах, научных КВНах, научных форумах, открытых семинарах).

Креативная функция куратора предполагает расширение возможностей творческой деятельности студентов в соответствии с его индивидуальными потребностями и способностями в учебной и внеучебной деятельности[1].

Снижение уровня тревожности и эффективной адаптации к студенческой жизни куратор обеспечивает через специально организуемые процедуры учебного и внеучебного плана. Они проходят, как в коллективном, так и в индивидуальном порядке. Сюда можно отнести кураторские часы, включающие беседы, деловые игры, информирование с целью разъяснения различных ситуаций учебного процесса, возможностей и прав студентов, коллективные мероприятия, способствующие созданию сплоченного коллектива в учебной группе, дружеской атмосферы, помощи в решении социальных проблем (особенно для живущих в общежитии и на частных квартирах), участие в работе органов студенческого самоуправления, тематическое общение, индивидуальные опросы, интервьюирование, работу психологов. Это позволяет более тесно согласовать цели и содержание воспитательной системы, что является значимым с точки зрения системообразующего элемента в работе куратора.

Кураторская работа, как вид профессиональной деятельности, обладает различными характеристиками, среди которых можно выделить следующие: целенаправленность, мотивированность, продуктивность. Продуктивность является одной основных

характеристик деятельности куратора-наставника [1]. В науке выделяют пять основополагающих уровней продуктивности, которые представлены нами в таблице.

Таблица 1

Уровни продуктивности кураторской деятельности в вузе

Уровни Название уровня продуктивности Характеристика продуктивной деятельности куратора

1-й уровень непродуктивный студентам предлагается самим обращаться по интересующим их вопросам, куратор сам не проявляет инициативы и заинтересованности

2-й уровень малопродуктив-ный куратор помогает обратившимся студентам, иногда проявляет инициативу, но ему не хватает знаний для психологического анализа ситуации и понимания потребностей студентов, для разрешения конфликтных ситуаций. Иногда у него в силу интуиции и жизненного опыта, получается действовать успешно сообразно ситуации

3-й уровень среднепродук-тивный куратор владеет отрывочными, бессистемными знаниями в области психофизиологических особенностей развития студентов и их потребностях, способностью разрешения некоторых конфликтных ситуаций, но он не стремится пополнять свои знания в этой области

4-й уровень продуктивный куратор обладает необходимыми формальными психолого-педагогическими знаниями, применяет их на практике и стремится пополнять, понимая их необходимость в связи с возникающими сложными ситуациями

5-й уровень высокопродукив-ный куратор рассматривает сложные ситуации как задачу для развития и саморазвития студентов и себя. Он творчески подходит к сложившимся ситуациям, сам организует развивающие ситуации, педагогические эксперименты, инновации и постоянно пополняет свои профессиональные знания с целью их применения в практической деятельности

Важным в работе куратора является педагогическая готовность к воспитательной, наставнической деятельности. В психолого-педагогической науке «готовность» рассматривается как психическое состояние, установка на активное действие (Е.С. Кузьмин, В.Н. Мясищев, Д.Н. Узнадзе) и как личностное качество, обеспечивающее эффективность деятельности (И.А. Зимняя, В.А. Крутецкий, В.А. Сластенин, Н.М. Трофимова). Ученые выделяют различные виды готовности: методологическая, социально-психологическая, практико-ориентированная, психофизиологическая, организационно-педагогическая. Готовность преподавателя к кураторской деятельности представляется как сложное, целостное психическое образование, включающее мотивационно - потребностный, когнитивный и деятельностно-практический компоненты.

Мотивационно-потребностный компонент представляет собой систему мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений. Его специфичность состоит в оценочном отношении к миру, к деятельности, к людям, к самому себе, к своим способностям, их развитию. Только при осознании куратором необходимости заниматься

педагогической деятельностью и положительной мотивации, возможна плодотворная работа со студенческим коллективом на основе целеполагания и рефлексии.

Когнитивный компонент готовности содержит систему знаний о способах практической деятельности куратора, поскольку без знаний невозможно целенаправленное формирование куратора-педагога.

Деятельностно-практический компонент готовности преподавателей к кураторской деятельности, опыт педагогического взаилюдействия и воспитательной деятельности рассматриваются как системообразующее качество. Именно оно, призвано обеспечить процессуальную готовность к решению проблем, к творческому преобразованию действительности. Это качество имеет, согласно И.Я. Лернеру, «специфическое содержание», которое, помимо единства знаний о способе деятельности и опыте его реализации, воплощенного в умениях и навыках, обязательно включает опыт педагогического творчества, предполагающий не воспроизведение уже накопленной культуры, а ее развитие и создание элементов новой [5].

Функционирование воспитательной системы, построенной на гуманистических основаниях и принципах, признает субъектов этого процесса главной ценностью, как носителей собственного опыта, особого культурного, сложного и противоречивого мира. Цель реализации личностно-ориентированного подхода в воспитательной системе понимается как создание условий для проявления возможностей и способностей индивида, выращивание в нем норм и культуры нравственного выбора, рефлексивных механизмов поведения, самоопределения и самореализации в деятельности, готовности принимать ответственные решения.

Нами выявлены и научно обоснованы следующие педагогические условия осуществления успешности кураторской деятельности:

1. Ценностное отношение педагогического коллектива вуза к воспитательной работе со студентами.

Ценностное отношение к воспитательной деятельности - априори имеющееся в педагогическом сообществе, которое позволяет выработать и принять общие воспитательные цели через согласование их с целями отдельных субъектов воспитательной системы. В кризисном этапе функционирования воспитательной системы вуза такая цель определяется некоторой небольшой группой единомышленников. Она должна быть «принята» большинством субъектов. Процесс «принятия» целей происходит в деятельности через согласование их с целями самих субъектов воспитательной системы. Для продуктивности этого процесса необходим специальный механизм, стимулирующий деятельность субъектов по отношению к воспитательной системе. Таким механизмом как раз может выступить работа куратора, опирающаяся на ценности педагогического коллектива.

2. Нормативно-правовое обеспечение работы куратора.

Чтобы кураторская деятельность отвечала результатам воспитательной системы вуза, необходимо закрепление норм деятельности кураторов, ее системно-образующих функций в разработанной и реализованной педагогическим коллективом высшего образовательного учреждения нормативной базе по воспитательной работе, то есть фактически, она обеспечивает ценностное отношение к выполнению и пониманию миссии вуза. Формально существующие локальные акты определяют цели, задачи, права, обязанности, механизмы взаимодействия, уровни ответственности, возможные способы принятия решений, меры стимулирования.

К ним относятся различные нормативные акты и документы (наличие Концепции воспитательной системы вуза (факультета), Положение о работе кураторе, журнал куратора, нормативные документы о количестве часов, отводимых на работу куратора, план воспитательной работы со студенческой группой); организационно-методическое обеспечение деятельности кураторов (Программа курсов повышения квалификации кураторов «Школа молодого куратора», методические разработки для кураторов, различные Памятки для студентов, методические семинары Совета кураторов, круглые столы);

электронное обеспечение (сайт «Тебе - куратор», «психолого-педагогическая служба», «студенческий профком», «отделение общественных профессий»), которые способствуют согласованности и взаимодополнению компонентов воспитательной системы, ее результативному функционированию, поскольку представляют интересы всех субъектов с учетом специфики вуза, его традиций, перспектив развития.

3. Совершенствование профессиональной компетентности куратора.

Выделение в качестве необходимого педагогического условия - компетентность

куратора, обусловлено политикой государства и регионов к реализации воспитательной работы в современных вузах:

- главным воспитывающим фактором должно стать гуманистическое взаимодействие между преподавателем и студентом в учебной и внеучебной деятельности на основе герменевтического подхода;

- преподаватель должен быть носителем высокой духовно-нравственной и социально-психологической культуры, которая является доминирующей в его профессионально -педагогической деятельности;

- преподаватель вуза должен быть источником не только профессиональной информации, но и посредником между студентом и культурой. Уровень общей культуры студента во многом определяется культурой преподавателей, оказывающих влияние на их становление как специалистов и как будущей российской интеллигенции [2].

Увеличение требований к личности преподавателя, его общей культуре, субъектности указывает на необходимость выработки профессионально - педагогической компетентности высокого уровня. Преподаватель не просто преподает и воспитывает, он создает условия для профессионального и личностного развития студента, стимулирует его познавательную и исследовательскую активность, актуализирует механизм его саморегуляции, самостановления, саморазвития, что возможно только на основе перестройки личностных установок преподавателя, в связи с чем, актуализируется необходимость профессионально-педагогической компетентности высокого уровня.

4. Взаимосвязь и взаимозависимость компонентов воспитательной системы в многофункциональной воспитывающей среде.

При построении воспитательной системы в вузе необходимо запустить механизм, позволяющий скоординировать и согласовать между собой многочисленные ее компоненты, установить взаимодействие между ними.

В состав основных компонентов воспитательной системы вуза входят следующие составляющие.

Таблица 2

Основные компоненты и элементы воспитательной системы высшего учебного заведения

Компоненты воспитательной системы Составные части компонентов (элементы)

1.Индивидуально-групповой компонент 1. Администрация, педагоги, сотрудники учреждения образования 2. Куратор академической группы. 3. Студенты. 4. Родители студентов. 5. Социальные партнеры, участвующие в воспитательном процессе и жизнедеятельности высшего учебного заведения.

2.Ценностно-ориентационный компонент 1. Ценности сообщества студентов и педагогов. 2. Основополагающие цели воспитания будущего специалиста. 3.Перспективы жизнедеятельности студенческой общности. 4. Принципы и ключевые идеи построения

воспитательной системы образовательного учреждения.

3. Функционально-деятельностный компонент 1. Системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения. 2. Основные функции воспитательной системы. 3.Управление и самоуправление воспитательной системой.

4.Отношенческо-коммуникативный компонент 1. Отношения в сообществе студент-педагог. 2.Внутренние и внешние связи воспитательной системы.

5. Диагностико-результативный компонент 1. Критерии и показатели эффективности воспитательной системы. 2. Формы, методы и приемы диагностики деятельности ВС. 3. Рефлексивный анализ и оценка функционирования воспитательной системы

Взаимодействие между компонентами приведет их эффективному взаимовлиянию и взаимосвязи при наличии коллективного субъекта. Результатом такого взаимодействия станет согласование целей субъектов и самой воспитательной системы. В логике нашего исследования, на этапе становления воспитательной системы, в качестве такого коллективного субъекта выступает кураторская деятельность.

В педагогике категории, связанные с воспитанием, относят к многообразным и многофункциональным, начиная от многообразия целей, моделей, парадигм и т.д. Так, многообразие, как характеристика педагогического прогресса, проявляется в многообразии содержания, позволяющем учесть интересы, наклонности и способности, многообразие видов деятельности, в которых учащийся может проявить и развить себя.

Согласно педагогической теории воспитание является многофакторным процессом. На него оказывают влияние природная среда, иерархия общественных ценностей; семья, школа и вуз, детские и молодежные организации; повседневная и профессиональная деятельность, искусство, средства массовой коммуникации и т.д. Под многообразием и многофакторностью воспитания мы понимаем многовариантность воспитательных задач, стоящих перед кураторами на разных курсах, разнообразие содержания и видов воспитательной деятельности, неоднозначность проявления закономерностей присвоения воспитуемыми норм и ценностей воспитания в зависимости от индивидуальных особенностей.

Учитывая это, кураторская деятельность достигает своих целей в ходе работы со всеми сферами личности студентов и педагогов, то именно она обеспечивает достижение целей через воспитательную, психологически безопасную среду, выраженную в многообразии социальных, культурных, интеллектуальных, внеучебных, творческих, художественных, спортивных и других аспектов воспитывающей среды для студентов и педагогов. Такое многообразие будет востребовано, если оно адекватно и учитывает различные характеристики студентов и преподавателей. Эта адекватность может гармонично удовлетворять целям и задачам воспитательной системы на разных этапах ее функционирования. Именно тогда куратор, опираясь на многофункциональность, сможет использовать различные воспитательные технологии для решения конкретных педагогических задач в своей профессиональной деятельности.

Литература

1. Акутина, С.П. Профессионально-ценностное воспитание студентов в условиях современного российского образования. /С.П. Акутина.// Актуальные проблемы

становления личности в современном мире: психолого-педагогические аспекты профессионального воспитания: материалы Международной научно-практической конференции 19-20 февраля 2009 г.- г. Магнитогорск: МаГУ, 2009.- 241 с. - С.32-36.

2. Борытко, Н.М. Пространство воспитания: образ бытия: Монография / науч. ред. Н.К. Сергеев. - Волгоград: Перемена, 2000. - 225 с.

3. Гончаров, Н.К. Из истории русской школы (роль и место классных наставников и надзирателей в дореволюционной школе) / Н.К. Гончаров // Советская педагогика. 1938. №6. с. 120 -137.

4. Зеер, Э.Ф. Социально-профессиональное воспитание в вузе: практико-ориентир. монография / Э.Ф. Зеер, И.И. Хасанова.- Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003.- 158 с.

5. Лернер, И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей // Научное творчество/Под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского.- М.: Наука, 1969.- 446с.

6. Сластенин, В.А. Методика воспитательной работы. /Под ред. В.А. Сластенина. - М., 2002.- С. 143.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.