Научная статья на тему 'Роль креативности и инноваций в современной деловой культуре'

Роль креативности и инноваций в современной деловой культуре Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1166
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИЯ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЛИЧНОСТЬ / ДЕЛОВАЯ КУЛЬТУРА / CREATIVITY / INNOVATION / CREATIVE POTENTIAL / INDIVIDUAL / BUSINESS CULTURE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шамов Игорь Вячеславович

Статья посвящена анализу роли феноменов креативности и инноваций в современной деловой культуре. Инновационный тип развития выдвинул совершенно новые требования к личности. Утверждается, что креативность сегодня становится необходимым и неотъемлемым условием конкурентоспособности личности, предприятия и страны в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of creativity and innovations in modern business culture

The article is devoted to the analysis of a role of phenomena of creativity and innovations in modern business culture. The innovative type of development made absolutely new demands to the personality. It affirms that today creativity becomes a necessary and integral condition of competitiveness of the personality, the enterprise and the country as a whole.

Текст научной работы на тему «Роль креативности и инноваций в современной деловой культуре»

УДК 1°1:°°8 И. В. ШАМОВ

Вятский государственный университет, г. Киров

РОЛЬ КРЕАТИВНОСТИ И ИННОВАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ДЕЛОВОЙ КУЛЬТУРЕ

Статья посвящена анализу роли феноменов креативности и инноваций в современной деловой культуре. Инновационный тип развития выдвинул совершенно новые требования к личности. Утверждается, что креативность сегодня становится необходимым и неотъемлемым условием конкурентоспособности личности, предприятия и страны в целом.

Ключевые слова: креативность, инновация, творческий потенциал, личность, деловая культура.

Современные тенденции деловой культуры связаны с переходом мирового сообщества к инновационному типу развития. Инновационный тип развития, базируясь прежде всего на постоянно наращиваемой мощи экономики, возможностях и силе науки и техники, становится доминирующей линией в развитии современной цивилизации. В основе инновационного типа развития лежит целенаправленный процесс поиска, подготовки и реализации нововведений, позволяющих повысить эффективность функционирования общественного производства, уровень удовлетворения потребностей общества и, в целом, обеспечить улучшение качества жизни человека.

Переход к постиндустриальному обществу ознаменовал, в свою очередь, переход человечества к информационной эре, которая базируется не на механической технике, а на интеллектуальной технологии, делает приоритетными знания в качестве главного источника всего научно-технического прогресса. Основой прогресса человечества сегодня стала образованность и креативность личности.

Поэтому в наступившей постиндустриальной эпохе важнейшим источником конкурентного преимущества предприятий и организаций являются прежде всего не материальные активы и природные ресурсы, а интеллектуальная собственность, инвестиции в человеческий капитал.

Авторы книги о современных тенденциях деловой культуры «Бизнес в стиле фанк» профессора Стокгольмской школы экономики К. Нордстрем и Й. Риддерстрале отмечают, что если ранее благополучие стран исторически строилось на сочетании природных, финансовых и трудовых ресурсов, то сегодня нельзя добиться процветания только за счет этих ресурсов. «Целые страны все больше и больше конкурируют на ниве знаний... Не важно, идет ли речь о Германии, Турции, США или Бельгии, превосходство в знаниях — это последнее оружие, оставшееся в конкурентной борьбе» [1].

Таким образом, в современном деловом мире, основанном на информации, знаниях, в роли товара выступают не только предметы материального производства, но и идеи. По словам Б. Гейтса, основателя корпорации «Майкрософт», именно идеи помогли им «взлететь от незаметной компании» до лидера компьютерной индустрии: «Нам приходили в голову идеи, которые выпустили из виду гиган-

ты того времени. Мы постоянно думаем, не просмотрели ли чего-нибудь, что позволит «Майкрософту» остаться на вершине» [2].

В условиях рыночной экономики конкурирующие самостоятельные фирмы заинтересованы в обновлении продукции, наличии рынка нововведений (инноваций), основу которых составляют креативные идеи и решения.

Отметим, что инновации представляют собой достижения человеческого ума (открытия, изобретения, научные и конструкторские разработки и усовершенствования) для повышения эффективности в той или иной сфере деятельности. Инновации могут быть технологическими, экономическими, управленческими, политическими, культурными, экологическими. Мир инноваций столь же велик, сколь разнообразны виды человеческой деятельности.

Объективной реальностью в настоящее время стало приобретение наукой и инновационным бизнесом определяющего значения, которое позволяет идеи превращать в конкурентные достижения. Но сегодня даже приобретение передовой технологии не является гарантированным условием создания конкурентного преимущества. Выигрывают те предприятия, которые быстро распознают конкурентные возможности новой технологии, эффективно комбинируя свои материальные и нематериальные активы.

Современный отечественный ученый Н. Лапин отмечает, что для успешного использования нематериальных активов важно различать явные (формальные) и неявные (неформальные) знания. Формальные знания — это доклады, отчеты и пр., составляющие около 20 % знаний организации. Остальная часть (почти 80 %) — это то, что невозможно формализовать. Эти знания представляют собой опыт, интуицию, умения, отношения, то есть то, что приобретается на практике или частично передается от одного лица к другому.

Вместе с тем они являются важнейшим фактором, определяющим отношение человека к своей работе, его поведение как участника деловых отношений.

Знания приобретают практическую ценность при условии существования сферы их применения. Наступательная роль знаний реализуется креативной деятельностью, которая в конечном итоге

обеспечивает доступ на новые рынки и создает барьеры для входа конкурентов [3].

Основой инновационной деятельности является творчество. Вот почему в этом фундаментальном процессе важно исследование особенностей креативности, деятельности, по существу, являющейся его основой. Не будем четко разграничивать понятия «творчество» и «креативность» лишь с одной оговоркой, что понятие «креативность» в большей степени подходит для сферы бизнеса. Креативность как творчество, способность к исследованию ориентирована на практический результат. Креативность охватывает определенную совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих творческому проявлению.

Новые идеи и решения возникают в результате совместного участия логического и интуитивного мышления человека, благодаря функционированию логики и интуиции в конкретных проблемных ситуациях. Творчеству благоприятствует восприимчивый интеллект, обогащенный разнообразным опытом. «Креативность нельзя приравнивать к интеллекту. Креативность включает способность к синтезу. Креативность подразумевает не только пылкий интерес, но и уверенность в своих силах. Человек должен обладать здоровой самоуверенностью, чтобы не бояться выступать с новаторскими идеями и делать ошибки, не обращая внимания на критику. Без сомнений тоже нельзя обойтись, но они не могут всегда брать верх, невзирая на скептицизм и насмешки», — замечает известный американский исследователь феномена креативности Р. Флорида [4, с. 45-46].

Отсюда можно сделать вывод, что показателем высокого уровня креативных способностей являются такие качества личности, как чувство внутренней свободы, увлеченность, нестандартность, готовность к риску, самостоятельность и уверенность в себе. Другими словами, креативность — с одной стороны, это творческий процесс, ориентированный на поиск и формулирование новых идей, с другой — это личностная категория, отражающая динамику духовного развития личности в условиях реализации креативного процесса, ориентированного на социально значимую деятельность.

В новых инновационных условиях деловой культуры креативная деятельность становится не только практически целесообразной, но во многом определяющей конкурентоспособность и прибыльность деятельности конкретных высокотехнологичных предприятий и организаций.

Р. Флорида замечает, что в своих профессиональных занятиях и других сферах жизни мы сегодня ценим креативнось как никогда высоко и культивируем ее с особенным усердием.

Творческая деятельность — отличительная черта человека как вида — в наше время приобретает невиданный размах. Креативность — «способность создавать значимые новые формы», согласно словарю Вебстера, — превратилась в основной источник конкурентного преимущества.

Практически в любой области производства, от автомобилестроения до индустрии моды, пищевой промышленности и информационных технологий, побеждает в конечном итоге тот, кто обладает творческим потенциалом. Это справедливо для любой исторической эпохи, начиная с этапа сельскохозяйственной революции и вплоть до революции промышленной. Однако только в последние несколько десятилетий мы пришли к ясному

осознанию этого факта и начали действовать соответственно [4, с. 19-20].

Креативность сегодня становится атрибутом самоактуализации и самореализации личности. Креативные люди стремятся к внутренней гармонии через реализацию возможности проявлять свои способности в любом деле; творческая работа воспринимается ими как награда, способ самореализации, является источником радости, определяет смысл жизни. Понимание экзистенциальной ценности актуального момента позволяет ценить не только результат, но и сам процесс деятельности.

Следует заметить, что высокую субъективную оценку значимости возможностей творческой активности личности, ее самоактуализации обеспечивает увлеченность как самой профессиональной деятельностью, так и межличностное взаимодействие в процессе выполнения профессиональных обязанностей.

Креативные, ориентированные на творчество и ценности самоактуализации и самореализации люди, способны вносить в свою деятельность системные изменения, они психологически готовы к инновациям в профессиональной деятельности.

Таким образом, креативность, ориентированная на созидательную, экономически и социально прагматичную деятельность, генерирование новых идей, быстрое разрешение проблемных ситуаций является одной из актуальных проблем в современной деловой культуре. Исследования в данной области, выводы и предложения жизненно необходимы современным компаниям и в целом государству, заинтересованному в поиске инновационного потенциала своего развития.

России пора отказаться от ориентации на традиционные позиции на мировых рынках сырья и топлива. По этому поводу крупнейший американский менеджер ХХ столетия Якокка Ли замечал: «Вопрос. Как называется страна, экспортирующая сырье и импортирующая готовые изделия? Ответ: Колония» [5]. Современный ученый С. Некрасов считает, что задача сегодняшнего дня — демократическими методами обеспечить установление нового инновационного и креативного общественно-экономического устройства: гуманного, эффективного и справедливого. Легитимность такого социально-эволюционного призыва не вызывает сомнений. Для его реализации потребуется переход от прежних монетаристских реформ к их следующему этапу — «неоиндустриальному», вбирающему в себя позитивные черты предшествовавших формаций, использующему весь накопленный историей культурный потенциал и специфическую ментальность русского народа [6].

Безусловно, сегодня идет жесткая конкуренция во всех сферах жизнедеятельности, но необходимо понимать, что конкурентоспособным предприятие, страну делает не столько суперсовременное оборудование, сколько люди, раскрывающие свой интеллектуальный и творческий потенциал. Как отмечает крупнейший менеджер Японии, один из основателей корпорации «Сони» Акио Морита: «Никакая теория, программа или правительственная политика не могут сделать предприятие успешным; это могут сделать только люди» [7]. Или, как пишет американский исследователь У. Паундстоун: «Самыми важными активами компаний стали люди. Теперь подбор кадров — это уже не поиск нескольких руководителей, которые будут управлять командой легко заменимых «робочеловеков». Крупнейшие

фирмы из списка Fortune 300 ощущают такое же давление на рынке, как и компании-новички. Бизнес понимает, что его выживание зависит от способности заполнить каждую вакансию наиболее талантливыми людьми с гибким интеллектом» [8].

И в этом плане у нашей страны есть огромный, неисчерпаемый потенциал. Согласно исследованиям Р. Флориды, в России сейчас около 13 миллионов представителей креативного класса, ей принадлежит второе после США место в мире по абсолютному числу работников, занятых в креативных профессиях. По проценту от общей рабочей силы это ставит ее на 16-е место. В мировом индексе креативности — она попадает на несколько менее впечатляющее 25-е место» [4, с. 10]. Поэтому Россия должна использовать свои креативные кадры, чтобы занять достойное место в новом мировом порядке. Сейчас стоит задача раскрыть творческий потенциал личности сотрудника, человека труда.

Соответственно, креативность в наши дни выступает в качестве наиболее ценного товара — не являясь при этом собственно товаром. Креативность исходит от людей. Несмотря на то что человека можно нанять на работу или уволить, его творческие способности нельзя купить или продать или включить и выключить по желанию. Но это процесс, который можно осваивать и развивать. Вот почему, к примеру, мы наблюдаем зарождение новых порядков на предприятиях и в офисах. График работы, корпоративные правила и форма одежды стали более либеральными, подчиняясь особенностям творческого процесса. Потому что нормы и ценности креативного человека весьма отличаются: индивидуализм, самовыражение и открытость различиям ценятся больше, чем гомогенность, конформизм и «приспособленчество» организационной эпохи. Потому «работодатели, сотрудники фирм и сообщества, где эти фирмы расположены, обязаны поощрять и стимулировать креативность всеми доступными способами» [4, с. 20].

По каким бы объективным законам ни развивался мир, движущей силой всех изменений всегда остается человек. Сегодня деловая культура во многом определяет личность и предъявляет к ней совершенно особые требования и делает акцент на таких качествах, как образованность и креативность. Эти качества сегодня становятся условиями приема на работу. Вероятно, знания и креативность стали основными конкурентными преимуществами личности, потому что обладают такими выгодными характеристиками, как глобальность, неисчерпаемость, нематериальность, инвариантность к способам применения.

Помимо прочего, значимость креативности и инноваций в нашей стране сегодня актуализируется непростой ситуацией, складывающейся на мировой политической арене. В условиях объявленных санкций и необходимости избавиться от прямой

зависимости от цен на энергоресурсы, слезть с так называемой «нефтяной иглы» потребность раскрытия творческого потенциала народа трудно переоценить, так как возможности его реализации многогранны. Результатом творческой работы может быть все что угодно: теория, изобретение, творческое понимание проблемы, творческое управление как процессом, так и людьми. Суть же всех проявлений и возможностей проявления творчества сводится к одному — к представлению о лучшем, более совершенном, более качественном, более красивом, более полезном, более справедливом.

Конкурентоспособность организации, экономики и государства в целом, в широком смысле этого слова, определяется не использованием отдельной идеи, а постоянно воспроизводимой способностью генерации и внедрения системы таких идей, инноваций в жизнь. Поэтому ключ к устойчивому развитию общества — это непрерывное творческое развитие.

Библиографический список

1. Нордстрем, К. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта [Электронный ресурс] / К. Нордстрем, Й. Риддерстрале. — Режим доступа : http://ariom.ru/1itera/2003-Мт1ЛипкгЛипкгЫт (дата обращения: 10.04.2015).

2. Лоу, Дж. Говорит Билл Гейтс [Текст] / Дж. Лоу ; пер. с англ. М. Пановой. — М. : АСТ; Транзиткнига, 2004. — С. 99.

3. Лапин, Н. М. Креативнось как инновационный ресурс развития экономики [Текст] : дис. ... канд. эконом. наук / Н. М. Лапин. - Тамбов, 2008. С. 38.

4. Флорида, Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее [Текст] / Р. Флорида. — М. : Издат. дом «Классика-XXI», 2007. — С. 45 — 46.

5. Ли, Я. Карьера менеджера [Электронный ресурс] / Я. Ли. — Режим доступа : http://www.koob.ru/books/career_ of_menedger.rar (дата обращения: 10.04.2015).

6. Некрасов, С. Н. Генезис культурологической концепции креативности: культурный потенциал русского человека как источник креативности модернизации без мобилизации [Текст] / С. Н. Некрасов // Международный журнал экспериментального образования. — 2010. — № 11. — С. 84.

7. Морита, А. Сделано в Японии [Электронный ресурс] / А. Морита. — Режим доступа : http://www.koob.ru/books/ wea1th/sony_sde1ano_v_yaponii.zip (дата обращения: 10.04.2015).

8. Паундстоун, У. Как сдвинуть гору Фудзи? [Электронный ресурс] / У. Паундстоун. — Режим доступа : http:// roya11ib.ru/read/paundstoun_ui1yam/kak_sdvinut_goru_fudzi. Мт1#0 (дата обращения: 12.04.2015).

ШАМОВ Игорь Вячеславович, ассистент кафедры

философии и культурологии.

Адрес для переписки: Igor_Shamoff@mai1.ru

Статья поступила в редакцию 12.05.2015 г. © И. В. Шамов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.