Научная статья на тему 'Роль косвенного налогообложения в бюджетной системе РФ'

Роль косвенного налогообложения в бюджетной системе РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
742
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ / НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ / АКЦИЗ / КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РФ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / INDIRECT TAXES / VALUE ADDED TAX / EXCISE DUTY / THE CONSOLIDATED BUDGET OF THE RUSSIAN FEDERATION / THE FEDERAL BUDGET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фаррахова Е. Г.

В статье исследуется роль косвенных налогов в бюджетной системе РФ посредством анализа показателей консолидированного бюджета РФ и федерального бюджета. Поднимаются основные проблемы косвенного налогообложения при формировании доходов бюджета государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль косвенного налогообложения в бюджетной системе РФ»

Фаррахова Е.Г. ©

Доцент, к.э.н., кафедра налогов и налогообложения, Набережночелнинский филиал Института экономики, управления и права (г. Казань)

РОЛЬ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РФ

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 13-02-00316).

Аннотация

В статье исследуется роль косвенных налогов в бюджетной системе РФ посредством анализа показателей консолидированного бюджета РФ и федерального бюджета. Поднимаются основные проблемы косвенного налогообложения при формировании доходов бюджета государства.

Ключевые слова: косвенные налоги, налог на добавленную стоимость, акциз, консолидированный бюджет РФ, федеральный бюджет.

Keywords: indirect taxes, value added tax, excise duty, the consolidated budget of the Russian Federation, the federal budget.

Традиционно к косвенным налогам в Российской Федерации относят налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы. В большинство международных классификаций к косвенным налогам причисляют также и таможенные пошлины, однако в России таможенные пошлины и сборы выведены за рамки налогового поля и составляют так называемые доходы от внешнеэкономической деятельности.

Косвенные налоги поступают в консолидированный бюджет РФ в составе НДС и акцизов, взимаемых с товаров, работ, услуг, как реализуемых на территории РФ, так и с товаров, ввозимых на территорию РФ, которые формируют до 19% доходов консолидированного бюджета РФ (таблица 1). Отмечается замедление темпов прироста всех доходных показателей консолидированного бюджета РФ в 2012 году по сравнению с 2011 годом.

Таблица 1

Динамика косвенных налогов в доходах консолидированного бюджета РФ в 2010-2012гг. [4]

Показатель 2010 г. Млрд. руб. 201 1 г. 2012 г.

Млрд. руб. Темп прироста, % Млрд. руб. Темп прироста, %

Доходы бюджета - всего 16 031,9 20 855,4 30,1 23 435,1 12,4

Налоговые доходы без страховых взносов 8 942,6 11 261 25,9 12 655,3 12,4

Налоги на товары (работы и услуги) реализуемые на территории РФ, в т.ч. 1 770,5 2 357,5 33,2 2 670,1 13,3

- НДС 1 329,1 1 753,6 31,4 1 886,4 7,6

- Акцизы 441,4 603,9 36,8 783,6 29,8

Налоги на товары ввозимые на территорию РФ, в т.ч. 1 199,6 1 543,8 28,7 1 713,1 11,0

- НДС 1 169,5 1 497,2 28,0 1 659,7 10,9

- Акцизы 30,1 46,6 54,8 53,4 14,6

Всего косвенных налогов, в т.ч. 2 970,1 3 901,3 31,4 4 383,2 12,4

© Фаррахова Е.Г., 2013 г.

- НДС 2 498,6 3 250,4 30,1 3 546,1 9,1

- Акцизы 471,5 650,5 37,9 837 28,7

ВВП 46 308,5 55 799,6 20,5 62 599,1 12,2

Доля косвенных налогов в

доходах консолидированного бюджета РФ, % 18,5 18,7 1,1 18,7 0

Доля косвенных налогов в

налоговых доходах консолидированного бюджета РФ, % 33,2 34,6 4,2 34,6 0

Доля косвенных налогов в ВВП РФ, % 6,4 6,9 7,8 7,0 1,4

При этом темп прироста косвенных налогов в целом соответствует темпу прироста налоговых доходов консолидированного бюджета РФ, хотя это относиться в первую очередь к акцизам, т.к. поступления от НДС растут более медленными темпами, это связано, прежде всего, с индексацией ставок акцизов, предусмотренных в 2012 - 2014 годы, которые реализуются для повышения эффективности налогообложения акцизами. При этом опережающими темпами индексируются ставки акцизов на табачную и алкогольную продукцию. Кроме того, последнее время произошли изменения порядка исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, среди которых наиболее важными видятся: уточнение порядка и установление ставки НДС в размере 0% в отношении отдельных операций; установление порядка применения корректировочных счетов-фактур; уточнение порядка восстановления сумм НДС по отдельным операциям.

33,2 34-,б 3 4,6

деля хсгвЕкшт. налсгсы- деля хегтгккьт налег-сьь дсля ксгьЕккьсх кзлегтб лсхсда1£.1;{1н-ижщ:.эс,[1ж=!Т1 налогсгык дсхсщгх ВВП

хокгс лгдг. огадж^п

Рис. 1. Динамика косвенных налогов в формировании доходов консолидированного бюджета

РФ и ВВП РФ в 2010-2012гг.,% [4]

Роль косвенных налогов подтверждается рисунком 1. Если в 2010 году косвенные налоги составили 18,5% в сумме доходов консолидированного бюджета РФ, то в 2012 году эта цифра составила 18,7%. Повышается их роль и в налоговых доходах до 34,6%.Так же увеличивается и отношение косвенных налогов к ВВП страны: с 6,4% в 2010 году до 7 % в 2012 году. Все вышеперечисленное говорит о стабильно повышающейся роли косвенных налогов в бюджетной системе РФ. Данный факт может положительно характеризовать современную экономическую и налоговую политику страны, поскольку данные налоги взимаются не с фактических доходов хозяйствующих субъектов и экономически активного населения.

Иная тенденция прослеживается в отношении роли косвенных налогов в доходах

федерального бюджета РФ.

60 5М 57,5

доля к осененье; налогов в доля косе^иных налогов в доля косвенных налогов в доходах фгд.5юджгта налоговых доходах ВВП

федЛнщжета

Рис. 2. Динамика роли косвенных налогов в формировании доходов федерального бюджета и в

ВВП РФ в 2010-2012гг.,% [4]

Происходит снижение доли косвенных налогов, как в целом в доходах, так и в налоговых доходах федерального бюджета. При этом роль акцизов в федеральном бюджете стабильно увеличивается с 1,7% до 3,1%, а НДС снижается с 30,1% в 2010 году до 27,6% в 2012 году. Отметим, что в федеральный бюджет полностью (по нормативу 100%) поступает только один налог - НДС. Полное поступление НДС в федеральный бюджет закономерно -это самый доходный налоговый источник. Его доля в налоговых доходах консолидированного бюджета составляет около 35%, а в доходах федерального бюджета -более 55%. Естественно, федеральный бюджет, будучи основным звеном бюджетной системы РФ, на которого возложена обязанность проведения единой налоговой, бюджетной, экономической политики, выравнивании уровня экономического развития территорий, нуждается в поступлении значительных доходных источников, которым в настоящее время в сложившейся налоговой системе является НДС.

В современной мировой практике доходы федерального бюджета; как правило, формируются за счет наиболее крупных, стабильно поступающих доходов, позволяющих обеспечивать бесперебойное финансирование жизненно необходимых для функционирования государства расходов. В России к таким доходам относятся: НДС и платежи при пользовании природными ресурсами.

2010 г. 2011г. 2012 г.

• госпошлина ПНДЛИ □ акцизы аНДС • налог на прибыль организаций Рис. 3. Структура основных налоговых доходов федерального бюджета в 2010-2012гг. [4]

Согласно данным рисунка 3, большая часть налоговых поступлений федерального бюджета обеспечивается за счет двух налогов - НДС и акцизов, которые в совокупности образуют 2 составляющих доходов федерального бюджета - налогов на товары (работы,

услуги), реализуемые на территории РФ и налогов на товары (работы, услуги), ввозимые на территории РФ. В совокупности эти 2 вида поступлений занимают практически половину налоговых доходов федерального бюджета, причем их значение увеличивается. При этом большая часть НДС формируется за счет НДС на товары, работы и услуги, реализуемые на территории РФ (так называемый «внутренний НДС»).

Значительная доля косвенных налогов в доходах федерального бюджета связана с увеличением импорта, с ростом цен, с резким ростом акцизов на многие подакцизные товары. Кроме того, НДС относится к группе так называемых «ненефтегазовых доходов», ему свойственна незначительная зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры [1,4].

Поскольку косвенные налоги занимают столь значительный удельный вес в составе налоговых доходов федерального бюджета, следует отметить, что поступления по данным налогам зависят от двух факторов: от объема реализуемых товаров (работ, услуг) на территории страны, а так же от объема импорта. Чем выше 2 этих показателя, тем больше сумм налоговых поступлений в федеральном бюджете.

Вместе с тем НДС является налогом достаточно дорогим и сложным в администрировании, при возмещении его из бюджета зачастую используются различные незаконные схемы. Как показывают проверки Счетной палаты РФ, масштабы мошенничества с использованием фирм-однодневок в целях незаконного присвоения возмещенного НДС по-прежнему принимают угрожающие размеры. Более того, это, пожалуй, сегодня одна из самых коррупционных сфер деятельности, что в очень сильной степени разлагает как бизнес, так и государственный аппарат. Зачастую те, кому положено получать возмещение, его не получают, а в то же время существует огромное количество всевозможных схем.

Все это обосновывает необходимость рассмотрения замены НДС налогом с продаж, что уже не первый год обсуждается и предлагается российскими экономистами, которые преследуют основную цель - пополнить доходы бюджета. Потому что, как считают сторонники налога с продаж, реформировать НДС не видится возможным, значит, его следует заменить другим косвенным налогом, или сохранить, но введя дополнительный налог с продаж [3,43].

Несомненно, налог с продаж повлияет на социальные и экономические аспекты налоговой системы в стране, изменит налоговую нагрузку на юридических и физических лиц, а также приведет к изменениям в межбюджетных отношениях, и именно поэтому данные положения требуют серьезного анализа экономических, социальных и иных последствий.

Литература

1. Вардуль, Н. Налог Делающий Судьбу. Что происходит с НДС? Как от частных перемен перейти к общим? // Финансовая газета.— 2012 .— № 34 (1078) .— С.1, 4.

2. Мандрощенко, О.В. Налоговая система и ее влияние на развитие инвестиционной деятельности // Финансы и кредит.— 2012 .— № 41(521) .— С.14-20.

3. Пансков, В.Г. Налог с продаж или НДС: что эффективнее? // Финансы.— 2012 .— № 7 .— С.43-47.

4. Официальный сайт Федерального казначейства РФ - Режим доступа: www.roskazna.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.