Научная статья на тему 'Роль контроллинга в системе управления бизнесом'

Роль контроллинга в системе управления бизнесом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
944
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕСОМ / КОНТРОЛЛИНГ / МИССИЯ / СТРАТЕГИЯ / ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белякова Е. А.

Рассматриваются сущность, функции и виды контроллинга. Показана роль контроллинга как целеориентированного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль контроллинга в системе управления бизнесом»

настоящее время существует ряд серьезных проблем, препятствующих их эффективной деятельности.

Следовательно, необходимо разработать критерий необходимости и целесообразности интеграции, выявить оптимальные модели финансового взаимодействия, обеспечивающие эффективность деятельности интегрированного объединения в целом и всех его элементов.

По нашему мнению, потенциально более эффективными являются группы с достаточно высокой степенью взаимоучастия в капитале, обеспечивающие взаимное представительство в органах корпоративного управления, управляемость «технологических цепочек» и корпоративных программ, сбалансированность развития промышленных, сельскохозяйственных, банковских и торговых структур, т. е. всех участников конкретного интегрированного субъекта хозяйствования.

Библиографический список

1. Бачурин А.В. Рынок и подъем экономики. М.: Изд-во РАГС, 2006.

2. Беляева И.Ю. Интеграция корпоративного капитала и формирование финансово-промышленной элиты (российский опыт). М.: ФА, 2005.

A. V. Chumakova

Forms and modern lines of integrational interaction of managing subjects

In the article the grouping of the integrated structures formed on the basis of vertical integration is lead, the optimum models of the financial interaction providing efficiency of activity of integrated association are revealed.

Key words: the integrated capital, base of integration, the object, the integrated associations.

УДК 005.59

E.A. Белякова, аспирант, 8-916-088-17-29, e belyakova @mail.ru, (Россия, Москва, МЭСИ)

РОЛЬ КОНТРОЛЛИНГА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕСОМ

Рассматриваются сущность, функции и виды контроллинга. Показана

роль контроллинга как целеориентированногоуправления.

Ключевые слова: система управления бизнесом, контроллинг, миссия,

стратегия, целевая программа.

Современные условия диктуют бизнесу, с одной стороны, необходимость ориентироваться на желания клиентов, с другой стороны, необходимость повышать результативность управляемости самого бизнеса. В связи с этим необходим новый взгляд на управление. Таким целеориентированным управлением, направленным на стратегию, является контроллинг.

Контроллинг интегрирует традиционные методы планирования, учета, анализа и контроля в единую систему сбора, обработки, обобщения информации и принятия управленческих решений. Следует заметить, что сама эволюция управления бизнесом предполагает и даже требует разных подходов к управлению в разное время. И сегодня стало понятным, что такой современный подход должен учитывать стратегию бизнеса на перспективу.

Кроме того, можно сказать, что контроллинг является механизмом саморегулирования в системе управления бизнесом, который обеспечивает обратную связь в контуре управления. В системе контроллинга по информационным каналам осуществляется взаимосвязь между органом и объектом управления: орган управления доводит до объекта управления целевую программу действий, а управляющие воздействия, в свою очередь, получают по каналам обратной связи информацию о текущем состоянии и результатах объекта управления (рис. 1).

внешняя среда

ей

«и

Л

О

X

а

«и

X

ю

Система управления бизнесом

и

к

и

н

о

«

и

«

со

О

и

а

2

«

ч

и

ей

Л

С

ей

«и

Л

о

X

а

«и

X

ю

внешняя среда

Рис. 1. Схема процесса контроллинга в системеупраеления бизнесом

Целевая программа — это исходный пункт в управлении, желаемое состояние объекта управления, так называемое будущее состояние, которое необходимо достичь. Определенная траектория развития также может служить целевой программой. В исходном состоянии система носит неопределенный характер. И само управление нивелирует неопределенность

действий на основе переработки информации, развитие объекта управления становится все более предсказуемым. После перевода системы в новое желаемое состояние управление должно вновь обеспечить поддержание системы в этом состоянии. С каждой новой поставленной перед системой целью осуществляется перевод системы в новое состояние. Управление имеет непрерывный характер в силу динамичности целей развития системы. И именно наличие обратной связи обеспечивает воздействие контроллинга на объект управления за счет координации ресурсов, чем и достигается саморегулирование бизнеса.

Основная цель контроллинга — ориентация управления на сохранение и дальнейшее успешное развитие бизнеса. Подцелями, которые являются базисами в достижении основной цели, являются:

- увеличение стоимости бизнеса при оптимизации финансового результата;

- достижение взаимной заинтересованности участников деятельности бизнеса: сотрудников и собственников бизнеса.

Проведенный нами анализ показал, что функции контроллинга зависят от того, какую концепцию управления выберут собственники и руководители бизнеса. Другими словами, от того, какие цели стоят перед бизнесом и какие виды управления включены в деятельность бизнеса, обеспечивающие достижение этих целей, зависят функции контроллинга:

- постановка целей и координация управленческой деятельности для достижения целей бизнеса;

- оптимизация управленческого процесса;

- информационная, аналитическая, организационная и методическая поддержка менеджмента.

Поэтому для каждого бизнеса могут быть различные функции контроллинга, зависящие от многих обязательств. Следует также отметить, что контроллинг не заменяет менеджмент, систему управления и даже не занимается планированием, учетом, анализом как таковыми, контроллинг дает организационную, методическую, информационную, консультационную поддержку этих процессах, обеспечивая менеджмент необходимой информацией. Служба контроллинга и руководство принципиально различаются по сфере ответственности: за результаты деятельности бизнеса отвечает только руководитель. Руководитель может делегировать полномочия, но он не может делегировать ответственность. В свою очередь контроллинг ответственен, прежде всего, за правильную наполняемость процесса координации и поддержки менеджмента, достоверность предоставляемых результатов. В табл. 1 сведены принципиальные отличительные аспекты менеджмента и контроллинга.

Таблица 1

Основные отличительные аспекты менеджмента и контроллинга

Параметр Менеджмент Контроллинг

Функции - планирование; - постановка целей и координация;

- организация; - оптимизация управления;

- мотивация; - консалтинг менеджмента.

- контроль.

Направленность управленческая - методическая;

функций - организационная;

- координационная.

Ответственность результаты дея- - правильная наполняемость процесса

тельности бизнеса поддержки менеджмента;

- достоверность предоставляемых резуль-

татов.

Современный менеджмент выделяет оперативные и стратегические цели бизнеса. Следовательно, контроллинг включает в себя также два аспекта: оперативный и стратегический (табл. 2). Оба аспекта имеют схожую структуру задач и функций, отличаются по смыслу и времени ориентации и исполнения задач [1].

Стратегический контроллинг обеспечивает длительное существование бизнеса и отслеживает движение бизнеса к намеченным долгосрочным целям. Стратегический контроллинг, определяя бизнес на потенциал успеха, включает в себя: стратегическое планирование, стратегической анализ, стратегический контроль и другие функции. Стратегический контроллинг предполагает консультирование менеджеров и собственников бизнеса в определении генеральной стратегии, стратегических целей бизнеса и мероприятий, направленных на их достижение, а также предоставление информации для принятия стратегических решений. Стратегический контроллинг призван на помощь руководству в выявлении и оценке потенциала направлений деятельности бизнеса, определении их успеха.

Таблица 2

Сравнительная характеристика оперативного и стратегического контроллинга

Параметр Контроллинг Оперативный Стратегический

Цель финансовый результат потенциал успеха

Задачи обеспечение деятельности бизне- обеспечение деятельности биз-

са в краткосрочном периоде неса в долгосрочном периоде

Основные функ- - оперативное планирование; - учет; - стратегическое планирование и анализ;

ции - информация; - учет;

- мониторинг; - информация;

- контроль; - регулирование. - мониторинг; - контроль; - регулирование.

- бюджетирование; - анализ конкуренции;

- CVP анализ; - разработка сценариев;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- ABC анализ; - портфельный анализ;

Инструменты - система JIT; - анализ потенциала;

- ФСА; - GAP анализ;

- методы расчета СП; - инвестиционный анализ. - SWOT анализ.

Оперативный контроллинг содержит оперативное планирование, оперативный контроль и предоставление оперативной информации, ориентируя бизнес на конкретный финансовый результат в краткосрочном периоде.

Оба аспекта контроллинга взаимодополняют систему контроллинга, используя достаточно разнообразные и специфичные методы. Структура контроллинг должна быть построена в соответствии с функциональной структурой бизнеса. Стратегический контроллинг определяет цели и задачи для оперативного контроллинга. Операционная деятельность осуществляется на низших уровнях управления в соответствии со стратегическим планом развития бизнеса, и, следовательно, осуществляется оперативный контроллинг, который определяет степень такого соответствия и дает рекомендации низшему управленческому составу по корректировке курса операционной деятельности. Оперативный контроллинг направляет информацию стратегическому контроллингу, который, в свою очередь, оценивает целесообразность выбранного стратегического плана и разрабатывает необходимые рекомендации топ-менеджменту.

Контроллинг является неотъемлемой частью управления бизнесом. Схематическое изображение роли контроллинга в системе управления бизнесом представлено на рис. 2. Видно, что оперативный и стратегический контроллинг, оказывая организационно-методическую и информационно-аналитическую поддержку менеджменту, координируют деятельность направлений бизнеса, т. е. «намагничивают» вектора бизнеса в сторону исполнения миссии, а значит, к достижению целей бизнеса.

Ресурсы подразделений работают в первую очередь на достижение целей направлений, к которым относятся финансы, персонал, маркетинг, инновации и т. п. Стратегические цели зависят от условий внешней и внутренней среды бизнеса.

Обязательными условиями контроллинга в контуре управления являются:

- наличие каналов информации о состоянии объекта управления и результатов управления;

- наличие источников формирования управленческих воздействий;

- наличие взаимосвязи между подсистемами управления;

- возможность сопоставления полученного состояния с исходным.

Система управления бизнесом

Рис. 2. Роль контроллинга в системеупраеления бизнесом

Таким образом, равновесное состояние бизнеса с внешней средой и бизнеса как совокупности функциональных звеньев обеспечивается через внедрение контроллинга в систему управления бизнесом.

Библиографический список

1. Фалько С.Г. Контроллинг для руководителей и специалистов. М.: Финансы и статистика, 2008. 272 с.

E.A. Belyakova

Controlling role in the management system of business

The object of the exploration is an essence, functions and types of controlling. The article should introduce you to the role of controlling as purpose-oriented management.

Keywords: management system of business, controlling, mission, strategy, target program.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.