Научная статья на тему 'Роль компьютерных технологий в индивидуальной работе студентов'

Роль компьютерных технологий в индивидуальной работе студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА УЧАЩЕГОСЯ / ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриев К. И.

Рассматриваются некоторые средства стимулирования самостоятельной учебной деятельности обучающихся, в условиях применения компьютерных технологий, обращая внимание на психологические аспекты учебно-воспитательной деятельности. Кроме общих замечаний предлагаются некоторые пути реализации изложенных положений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF COMPUTER TECHNOLOGIES IN STIMULATION OF INDEPENDENT STUDENT WORK

Author makes a review of some methods of improving student's independence in the educational process with the use of computer technologies from the psychological aspects. Also suggested some ways for realization of stated concepts.

Текст научной работы на тему «Роль компьютерных технологий в индивидуальной работе студентов»

УДК 378.02:372.8

К.И. Дмитриев , аспирант ГАГУ, г. Горно-Алтайск

РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

Рассматриваются некоторые средства стимулирования самостоятельной учебной деятельности обучающихся, в условиях применения компьютерных технологий, обращая внимание на психологические аспекты учебно-воспитательной деятельности. Кроме общих замечаний предлагаются некоторые пути реализации изложенных положений.

Ключевые слова: информационная культура учащегося, программированное обучение

Взаимосвязанная деятельность учителя и обучающихся осуществляется с помощью средств обучения — носителей учебной информации. В средствах обучения сосредоточено педагогически обработанное содержание обучения. Обучающийся по отношению к средствам рассматривается нами, прежде всего, как субъект деятельности. Вместе с тем, в руках учителя средства обучения выступают и в роли средств презентации содержания обучения, контроля и управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся. Появление в последние десятилетия средств обучения, ориентированных на использование персональных компьютеров, существенно усилило их влияние на процесс обучения. Один и тот же материал может быть представлен несколькими средствами обучения, каждое из которых обладает своими дидактическими возможностями. Учитель должен знать эти возможности, уметь распределять учебный материал по различным средствам обучения, формировать из них комплект средств обучения — систему носителей учебной информации, предназначенную для решения стоящей дидактической задачи.

Следует учитывать, что обучающийся должен рассматриваться как субъект деятельности, активно взаимодействующий со средствами обучения — носителями учебной информации. В них сосредоточено педагогически обработанное содержание обучения. Из средств обучения, которые могут быть использованы для решения дидактической задачи, формируют комплект средств обучения — систему носителей учебной информации.

При работе с информацией целесообразно выделить три группы интеллектуальных умений студентов, а именно:

1. Умения получать информацию.

2. Умения перерабатывать полученную информацию.

3. Умения применять информацию в профессиональной деятельности.

Тип, вид, уровень сложности конкретной деятельности в какой-либо области научного знания предъявляют вполне определенные требования к информационной культуре обучаемого. Информационная культура личности есть ее интегральная характеристика, проявляющаяся в системе личностных качеств человека. Как характеристика личности информационная культура определяет содержание и сложившиеся у человека способы информационного обмена с окружающей средой (природной, социальной) в единстве его результативной и процессуальной, материальной и духовной составляющих. При смене сферы предметной деятельности содержание информационной культуры, обеспечивающее результативность данной деятельности, претерпевает некоторые модификации. Поэтому имеет смысл говорить о предметной (специальной) информационной культуре учащегося (ИКУ). Определяя понятие общей информационной культуры личности, мы имеем ввиду ту систему ее элементов, которая обладает свойством широкого переноса и востребована в любой сфере человеческой практики.

Возвращаясь к сути нашего исследования следует подчеркнуть, что слово «технология» вошло в лексикон

педагогической науки и частных дидактик тогда, когда внимание специалистов обратилось к искусству воздействия на личность ребенка. В современных словарях это слово толкуется в традиционном, сугубо техническом значении. Под технологией, как правило, понимается совокупность методов обработки сырья и процессов производства, а также их научное описание. А между тем это слово, пришедшее к нам от греков, судя по составляющим его корням, было рассчитано на более универсальное использование: технос — искусство, мастерство; логос — учение. Следует подчеркнуть, что отличие педагогических технологий от методики обучения заключается в том, что педагогические технологии удастся воспроизводить и тиражировать и при этом гарантировать высокое качество учебно-воспитательного процесса или решения тех педагогических задач, которые заложены в педагогической технологии. Методики чаще всего еще не гарантируют нам должного качества.

Широкое внедрение компьютеров в образование, прежде всего, связано с появлением такого понятия, как «компьютерные технологии обучения». Понятие «компьютерная технология обучения», с учетом широких возможностей современных вычислительных средств и компьютерных сетей, часто используется в том же смысле, что и информационная технология обучения. В то же время применение термина «компьютерная технология» вместо термина «информационная технология» встречает возражения. Они связаны с тем, что информационные технологии могут использовать компьютер как одно из возможных средств.

Компьютерные технологии обучения - это такая система обучения, одним из технических средств которой является компьютер. Реализовать компьютерную технологию обучения возможно лишь при наличии соответствующего учебно-методического комплекса, а также компьютерной грамотности учителя и учеников.

Основными педагогическими целями использования компьютерных технологий в развивающем обучении являются следующие:

1. Развитие творческого потенциала обучаемого, его способностей к коммуникативным действиям, умений экспериментально-исследовательской деятельности, культуры учебной деятельности; повышение мотивации обучения.

2. Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса, повышение его эффективности и качества.

3. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества (подготовка пользователя средствами компьютерных технологий).

4. Формирование самостоятельной познавательной деятельности, определяющей суть педагогической системы развивающего обучения.

Рассмотрим некоторые средства стимулирования самостоятельной учебной деятельности в условиях применения компьютерных технологий.

Сознавание. Самостоятельность в значительной степени связана с сознаванием. Сознавание связано с умением поставить цель, спланировать свою деятельность, решить интересующую проблему на уровне рефлексии.

Оценка. Важным мотивирующим фактором для самостоятельной деятельности является оценка. Причём не только и не столько со стороны преподавателя, сколько со стороны коллектива — класса, сверстников, товарищей. В этом случае мы имеем дело со спонтанным образованием коллектива вокруг общей идеи, общего интереса, в основе которого оказывается возникающая в ходе самостоятельной познавательной деятельности рефлексия.

Сотрудничество. О самостоятельности учащихся можно говорить в двух аспектах. Самостоятельность ученика как индивида и самостоятельность группы учащихся относительно преподавателя. Во втором случае, коллектив играет не только оценочную, стимулирующую, но и креативную роль. Такие группы могут сформироваться спонтанно в соответствии с концепциями проектной методики [1, 2, 3]. В результате может быть сформирован учебный проект. В школе его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. [1, с. 5].

Доверие. Самостоятельность подразумевает доверие, но очень часто доверие стимулирует самостоятельность. Доверие может проявляться со стороны преподавателя -многие работы, необходимые для организации обучения средствами компьютерных технологий могут быть выполнены самими учениками, причем на более высоком уровне, т.к. во-первых, учащийся концентрируется на единственной задаче; во-вторых, зачастую у многих учащихся навыки работы с компьютерной техникой сформированы лучше, чем у преподавателя. В условиях применения компьютерных технологий взаимодействие ученика и учителя — это тесное сотрудничество, в результате которого часто идет двунаправленный обмен знаниями.

Все описанные факторы соответствуют целям развивающего обучения и реализуются в сотрудничестве при использовании метода проектов. В условиях применения компьютерных технологий этот метод оказывается эффективным средством мотивации самостоятельной деятельности учащихся.

Поиск оптимальной технологии обучения привел нас к более глубокому анализу дидактических возможностей программированного обучения.

Как известно, программированное обучение (особенно по разветвленной программе, когда учащиеся движутся по различным «траекториям в зависимости от уровня своих знаний) решает вопрос индивидуализации обучения. Учащийся выбирает тот темп и ту «траекторию» прохождения программы, которые отвечают его способностям и уровню знаний. Для нас ценно, что разветвленные программы позволяют ученику самому выбирать индивидуальный путь, оптимальный по трудности и доступности.

В то же время опыт показал, что программированное обучение, построенное на традиционном подходе, мало

эффективно; изучение всего содержания при помощи программированных пособий нецелесообразно и приводит к различным отрицательным эффектам. Оно, например, не решает проблемы общения учителя с учащимися и последних между собой. Обеспечивая высокую индивидуальность обучения в учебном процессе, оно не способствует формированию коллективных наклонностей обучающихся и не использует дидактических возможностей общения, которое, как известно, положено в основание развивающего обучения.

Все это позволило нам выдвинуть идею о совмещении возможностей программированного и развивающего обучения, благодаря которому появляется возможность оптимально использовать индивидуальные и коллективные формы обучения, которые в системе развивающего обучения заложены в рамках закона Л.С. Выготского о развития психических функций ребенка: «Всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды - вначале как деятельность коллективная, второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребенка» [4, с. 387].

Опыт работы показал, что использование средств программированного обучения в сочетании с системой развивающего обучения может приводить к образованию системы, в которой реализуются основные педагогические цели обучения, направленные на повышение самостоятельности и творческой активности обучающихся.

В заключение следует подчеркнуть, что применение компьютера — это обязательное условие современного обучения. В определенной мере можно говорить, что в начале XXI века заканчивается этап знакомства с компьютерными технологиями, освоения их в условиях реального учебного процесса, создания в отдельных вузах современной компьютерной инфраструктуры, выпуска принципиально новых мультимедийных учебных продуктов. Возникают естественные вопросы: как оценить полученный опыт и что делать дальше? Одно уже бесспорно и ясно: традиционное понимание учебного процесса трудно согласуется с использованием компьютерных технологий и эти трудности отнюдь не преодолеваются, а постоянно нарастают, приобретая порой экзотические формы, например, создание в мировой компьютерной сети полностью неформальных образовательных сообществ; вытеснение университетов «реальных» университетами «виртуальными». Проблема «компьютерных технологии и образования» оказывается гораздо более фундаментальной, чем казалось раньше. Компьютерные технологии «не желают сводиться» только к новым средствам обучения, они претендуют на создание методической системы обучения, ориентированной на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на развитие умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационноучебную, экспериментально - исследовательскую деятельность, осуществлять различные виды самостоятельной деятельности по обработке информации.

Библиографический список

1. Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие [Текст]. — 5-е изд., испр. — М.: «Русская Редакция», 2006.

2. Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий: программа Intel «Обучение для будущего»: уч.-метод. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 540200 (050200) «Физико-математическое образование» [Текст] / [под ред. Е.Н. Ястребцева; пер с англ. Ники Кожевниковой, Дмитрия Ханина, Татьяны Кнышевой]. — М.: Интуит.ру, 2006.

3. Шилова, О.Н. Как разработать эффективный учебно-методический пакет средствами информационных технологий: Методическая лаборатория программы Intel «Обучение для будущего» [Текст] / О. Н. Шилова, М. Б. Лебедева; под ред.: Е.Н. Ястребцева. — М.: Интуит.ру, 2006.

4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: Сб. науч. Трудов [Текст] / Л.С. Выготский. — М., 1991.

Статья поступила в редакцию 17.01.08.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.