Научная статья на тему 'Роль коммуникации в системе мотивации персонала'

Роль коммуникации в системе мотивации персонала Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
6272
697
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Терентьева Юлия Васильевна

В структуре любой организации большое значение имеют коммуникативные связи. Чем больше каналов коммуникации, тем эффективнее можно выстроить систему управления и мотивации персонала. Коммуникативные связи обеспечивают вхождение человека в должность, знакомство с коллективом, обустройство рабочего места, получение необходимой для работы информации. Коммуникация служит также дальнейшему развитию каждого сотрудника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The place of the communication at the staff motivation system

The communicative bonds are very important for the body of every organization. The more communication channels has the organization, the better and more effective can be build the management system and the system of the staff motivation. The communicative bonds help the person to assume office, to become acquainted with the collective, to arrange the work place, to get the necessary information. The communication as well ensures every staff member his/her further development.

Текст научной работы на тему «Роль коммуникации в системе мотивации персонала»

Ю.В. Терентьева

РОЛЬ КОММУНИКАЦИИ В СИСТЕМЕ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА

В структуре любой организации большое значение имеют коммуникативные связи. Чем больше каналов коммуникации, тем эффективнее можно выстроить систему управления и мотивации персонала. Коммуникативные связи обеспечивают вхождение человека в должность, знакомство с коллективом, обустройство рабочего места, получение необходимой для работы информации. Коммуникация служит также дальнейшему развитию каждого сотрудника.

Раскрытие значения такого многогранного явления, как коммуникация, касается всех сфер жизнедеятельности человека (межличностные взаимоотношения, отношения в малых группах, отношения в организациях, массовые коммуникации). В менеджменте большое значение имеют проблемы мотивации персонала. Исследование роли коммуникации в системе мотивации персонала организации актуально при возрастании связей в обществе и развитии СМК (средства массовой коммуникации).

Объектом настоящей работы является коммуникативное пространство персонала организации, а предметом исследования - роль коммуникации в системе мотивации персонала.

Целью данного исследования является определение значения коммуникативных источников в построении системы мотивации персонала в организации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие конкретные задачи: определить суть коммуникации как символического обмена и организацию как коммуникативную структуру, выявить мотивацию персонала посредством установления коммуникативного взаимодействия. Для решения поставленных задач в работе используются концепт-анализ, сравнительный метод, функциональный подход, системный подход.

В любой организации, на любом предприятии при формировании коллектива возникает проблема мотивации персонала. Руководитель должен определить, каким образом мотивировать сотрудников, что им необходимо на работе. Вопрос мотивации персонала тесно связан с зарождением и развитием менеджмента. Истоки мы можем найти в древнегреческой, древнеримской философии. Первые разработки в ХУ11-Х1Х вв. принадлежат основоположникам научного менеджмента (Джонн Локк, Томас Гоббс, Адам Смит, Роберт Оуэн, Джон Стюарт Милль, Альфред Маршалл и др.); в XX в. они получили дальнейшее развитие в трудах Ф.У. Тейлора, Ф. Джилберта, А. Файоля, Э. Мэйо и др.

Проблемой мотивации персонала в организации занимались различные ученые, ими создано большое количество теорий. Маслоу первым осознал конституцию и законы построения человеческих потребностей. Во-первых, он понял, что не сама по себе потребность движет человеком, а степень ее неудовлетворения (т. е. актуальность ее для индивида). Во-вторых, Маслоу указал критерий, благодаря которому потребности выстраиваются в иерархию. Проблемы мотивации исследовал также Херцерг. Он предлагал разделить все потребности на 2 группы: гигиенические и мотивирующие. Факторы гигиены, соответствующие низшим потребностям, по Маслоу, не оказывают мотивирующего воздействия на сотрудников, они могут только закрепить работников на предприятии и стабилизировать персонал. Мотивацией для сотрудников могут высту-

пать само содержание труда, выражающееся в достижении, признании, самой работе, возможности творческого роста, и ответственность [1. С. 112-118]. Говоря о теориях мотивации, необходимо также упомянуть теорию стилей руководства Д. Макгрегора, в которой он выделил два подхода к управлению («теория Х» и «теория Y»); инстинктивную теорию мотивации У. Джемса, который определил два важных инстинкта менеджеров: честолюбие и стремление к соперничеству; теорию мотивации достижения Д. Макклелланда. Все эти теории отрабатывались на практике, каждая из них имеет полное право на существование, но выдвинем предположение, что основой всех теорий мотивации является теория коммуникации.

Возможно, именно коммуникация является основным мотивирующим фактором для сотрудников. От того, как в организации будет построена коммуникативная система, будет зависеть лояльность сотрудников и их стремление к работе.

Термин «коммуникация» появляется в ХХ в., но это не говорит о том, что самой коммуникации до этого не было. Данный термин широко употреблялся в кибернетических дисциплинах в значении «обмен информацией, который происходит в любых системах общества». В социальных науках делается акцент на роли субъекта в коммуникации. Изучаются процесс межличностной коммуникации, роль коммуникации в управленческом процессе, коммуникация в организациях, а также процесс производства и распространения массовой коммуникации.

Коммуникация в обществе существовала всегда. Человек постоянно вплетен в коммуникативные сети. Понятие «коммуникация» является многозначным, оно включает все формы коммуникации, существующие в мире. Словарь иностранных слов дает такое определение: коммуникация - это путь сообщения, связь одного места с другим. Это одно из первых смысловых наполнений данного термина, речь в данном случае идет о воздушных, водных, инженерных коммуникациях. С середины XIX в. входит в оборот другое значение данного термина - общение, сообщение; приобретает огромное значение язык коммуникации. В XX в. термин «коммуникация» приобретает еще одно значение - средство связи, процесс сообщения информации с помощью технических средств. Похожие термины мы находим во многих языках: польский - kommunikacia - сообщение, передача; латинский -communicatio - сообщение, передача, от слова communicare - сообщать, беседовать, от communis - общий [2. С. 370]. Значение термина «коммуникация» на всех языках - это общность, связь, информационный обмен между участниками взаимодействия.

В коммуникативистике представлены практически все направления современной теоретической социоло-

гии - позитивизм, социальная феноменология, ортодоксальный неомарксизм, технологический детерминизм и другие. Позитивисты утверждают, что «коммуникация» и «массовая коммуникация» - производные от действующих в окружающей среде структур с их различными функциональными требованиями. Социальная феноменология говорит о том, что массовая коммуникация - целенаправленный процесс конструирования реальности - делает упор на изучении механизмов такого конструирования. Технические детерминисты видят в массовой коммуникации не более чем технологический процесс распространения информации посредством различных технических приспособлений [3. С. 17-18].

Значение термина «коммуникация» каждый автор раскрывает по-своему. В рамках изучения коммуникации, влияющей на мотивацию сотрудников, для нас важны определения, в которых делается акцент на социальном содержании коммуникации. Так, Т. М. Дризе под коммуникацией понимает механизм, обеспечивающий социальность: коммуникация цементирует

общество [4. С. 90]. К подобному пониманию коммуникации обращались и многие другие авторы, изучающие общество. Сам факт существования людей в сообществе предполагает различные связи, подобно сетям пронизывающие всю социальную систему. Эти связи начинаются от простых разговоров между отдельными людьми. Затем в эти сети включаются и более серьезные акторы, такие как общественные организации, партии, экономическая, политическая и другие элиты общества, международные организации и т.д.

Более полное определение социальной коммуникации, на наш взгляд, дает М.М. Назаров: «Коммуникация - одна из форм взаимодействия людей в процессе их деятельности, представляющая собой процесс обмена сообщениями, в которой содержатся результаты отражения людьми действительности; способы общения, позволяющие передавать и принимать разнообразную информацию; передача информации, идей, оценок или эмоций от одного человека (или группы) к другому (или другим), главным образом посредством символов» [5. С. 8]. Суть коммуникации заключена в символической структуре. Люди или группы обмениваются различными сообщениями, выраженными в символах, в которых отражается реальность, то, как понимает человек действительность и окружающий мир. В данном определении показывается символическая структура обмена информационными сообщениями.

Коммуникация носит символический характер. Главное в коммуникации - процесс построения символического сообщения. Отправитель сообщения конструирует свое послание, в итоге оно приобретает символическую форму. Это сообщение передается по определенным каналам, прежде чем доходит до получателя. И от того, как будут раскодированы символы, зависит успех диалога.

Человек посредством символов конструирует для себя новый мир, отличный от его физического воплощения. Э. Кассирер называет это новым способом адаптации к окружающей среде. Человек живет не только в физическом, но и в символическом универсуме. Язык, миф, искусство, религия - части этого уни-

версума. С их помощью человек адаптируется к окружающему миру. По мере роста символической реальности физическая реальность отдаляется от человека [6. С. 470-471]. Символ кодирует информацию. Он несет сообщение как об отдельном явлении физического мира, так и о целых процессах, происходящих в нем. Для того чтобы символическое сообщение в процессе коммуникации было адекватно понято получателем, должно существовать единое символическое пространство, в котором происходит обмен сообщениями.

В переводе с других языков (франц. organisation, от позднелат. organizo) организация означает «сообщаю стройный вид, устраиваю». Организация предполагает внутреннюю упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных автономных частей целого. Организация также означает объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур. Организация - группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Любая координация действий осуществляется через коммуникацию. Коммуникация в организации - это информационные взаимодействия, в которые люди вступают при выполнении функциональных обязанностей или должностных инструкций. Г. Аммельбург определял организацию через 3 основные функции: организация, коммуникация, мотивация. Организация в данном случае - это структура, конструкция, делающая возможным протекание процессов, связанных с движением. Коммуникация - это функция управления, позволяющая при помощи правильно организованной передачи информации обеспечить надежное соединение всех звеньев предприятия и их взаимодействие. Мотивация при этом выполняет роль регулятора всех прочих функций, роль психики в организме [7. С. 481]. Необходимым условием для существования организации является координация деятельности работников для достижения поставленных целей. Это требует правильной организации системы приема, передачи и переработки информации. Для того чтобы управление было эффективным на всех этапах, необходима развитая система коммуникаций, обеспечивающая синхронность и точность понимания передаваемого.

Коммуникация в организациях как поток разнонаправленных и взаимонаправленных сообщений протекает в определенном русле и направлена на достижение конкретной цели. Цель определяется стратегией развития предприятия. Поэтому иногда важно корректировать ход коммуникации, если она отклоняется от достижения поставленной цели. Коммуникация, манипулируя образами, создает определенные смыслы относительно топ-менеджмента, руководителей отдельных подразделений, стратегии развития предприятия и взаимодействия организации с другими организациями. Важно постоянно держать коммуникацию в организации под контролем; хотя этого и трудно добиться, но это дает возможность не только быть в курсе происходящих в данный момент событий, но и предсказывать дальнейшее поведение и изменение настроений сотрудников. Именно коммуникация выступает мотивирующим фактором для сотрудников. Каналы комму-

никации - это средства передачи мотивирующих символических сообщений. Для управления коммуникативными потоками важно понимать коммуникативную структуру данной организации: демографическую, профессиональную и неформальную.

Сверху от руководства спускаются цели, задачи, планы развития. Они приобретают форму приказов, распоряжений, прямых выступлений руководителей. Данная информация необходима сотрудникам для выполнения своих должностных обязанностей и удовлетворения потребностей. Руководители должны посредством коммуникации мотивировать сотрудников. Горизонтальные коммуникации обеспечивают необходимую социальную поддержку. Посредством горизонтальных коммуникативных связей сотрудники обмениваются информацией, разрешают проблемы и конфликты, координируют задачи; идет также установление коммуникативных взаимодействий - реализация потребности в общении, социальной поддержке, одобрении.

Руководству предприятия важно управлять всеми каналами коммуникации, которые используют сотрудники. Для этого необходим постоянный анализ аудитории, т.к. у каждой группы сотрудников свое информационное поле (набор, совокупность источников информации), из которого она получает знания о деятельности предприятия. Необходим анализ информации из данных источников, а также выявление, какой информации не хватает сотрудникам для комфортной работы на данном предприятии. В каждой отдельной организации это можно определить путем анкетирования, интервью. Для того чтобы мотивировать сотрудников предприятия, достаточно распространять необходимый поток сообщений в тех каналах коммуникации, которыми пользуется данная аудитория.

Для понимания значения коммуникации в системе мотивации персонала в организации следует больше опираться на теорию Херцберга. Коммуникация выступает еще одним мотивирующим фактором. Коммуникация в рамках структуры организации является глобальной мотивирующей системой, на основе которой могут развиваться остальные мотивирующие факторы: стремление к достижению, признание, возможность творческого роста и т. д. Для удовлетворения данных потребностей большое значение имеет развитость каналов коммуникации в организации. По каналам коммуникации сотрудники поддерживают общение между собой, узнают о деятельности предприятия в целом. Каналы коммуникации служат поддержанию творческого роста и развития сотрудников предприятия. Чем больше развита коммуникативная сеть, тем больше она выступает как единый организм, служащий достижению главных целей организации.

Чтобы мотивировать сотрудников предприятия, каждого конкретного отдела, важно выстроить коммуникационную цепочку, идущую от сотрудников к руководству. Распространяя определенные символические сообщения, руководитель выстраивает систему мотивации на предприятии. Коммуникативные каналы служат также для обратной связи (от сотрудников), чтобы руководитель мог принимать решения. При этом имеет значение количество каналов коммуникации. Чем более развита сеть коммуникативного взаимодействия,

тем более втянут, каким-то образом даже привязан, сотрудник к данной организации.

Для успешного построения системы мотивации сотрудник должен быть окружен каналами коммуникации с самого начала работы в данной организации, он должен обладать информацией о деятельности предприятия и своих структурных подразделений. На начальном этапе, этапе устройства на работу и вхождения в должность, требуется информация непосредственно о должностных обязанностях, о структурном подразделении, куда сотрудник устроился, об основных этапах истории предприятия. У сотрудников со стажем более одного года появляется потребность в развиватии, карьерном росте, они хотят иметь представление о стратегии развития организации.

Условно источники информации можно разделить на внешние и внутренние. Внешние источники информации проецируют новости, события не только для сотрудников, но и для населения. Для них важно преподнести имидж предприятия, освещать динамику развития, перспективы роста и т. д. К внешним источникам информации чаще всего относят программы, репортажи, передачи о данной организации, которые транслируются через СМИ (телевидение, радио, Интернет, пресса).

Внутренние источники информации - это источники, которые распространяют свое действие преимущественно на сотрудников данного предприятия. Часть этих источников также нацелена на поддержание имиджа предприятия в глазах сотрудников, на структурирование и нормирование деятельности подразделений. Но есть и неформальные источники информации, которые как параллельная власть существуют наравне с официальными. Распространение данной информации протекает через неформальные беседы, общение, переписку и т. д. Такая информация необходима сотрудникам для удовлетворения потребности в общении, дружеских взаимоотношениях.

Чаще всего доминируют внутренние источники получения информации. Большая часть сотрудников основную информацию получает в разговорах с коллегами, из корпоративных газет, на встречах и собраниях на предприятии, из приказов и распоряжений.

Сотрудникам необходима информация для удовлетворения информационных потребностей, ощущения причастности к организации. Для успешного развития предприятия важно, чтобы они были включены в организацию, в общую стратегию развития. Посредством распространения информации по каналам коммуникации сотрудников можно мотивировать.

Часто в больших организациях происходит разлом между топ-менеджментом и остальными сотрудниками. Высшее руководящее звено понимает направление движения предприятия, а остальные сотрудники, даже те, кто занимает отдельные руководящие должности, могут не улавливать данного движения. С профессиональным ростом у них появляется желание расти и развиваться дальше, достигать высот, но они перестают видеть свою роль в организации. Для мотивации таких сотрудников необходимо подключать как можно больше коммуникативных каналов. Необходимо создать иллюзию сопричастности к организации, придать

значение и важность каждому сотруднику. Для этого следует распространять недостающую информацию по тем каналам коммуникации, которые пользуются большим доверием. Сотрудники чаще доверяют информации, которая распространяется через «близкие», «ощутимые» источники (корпоративная газета; информация, исходящая напрямую от руководителей; корпоративный сайт; официальные и нормативные документы).

Дли того чтобы сотрудники представляли стратегию развития предприятия, а также состояние, в котором оно находится, можно вводить или расширять рубрики в корпоративной газете, а также регулярно поддерживать их на корпоративном сайте:

1) в каждом номере публиковать краткую информацию, представлять основные достижения и важные события в каждом из городов, где представлена продукция данного предприятия. Это будет способствовать пониманию масштабов деятельности, иллюстрировать географию присутствия;

2) вести рубрику по каждой торговой марке (если данное предприятие производит какие-то продукты или товары), отображающую появление новых продуктов, проведение рекламных кампаний;

3) вести рубрику, рассказывающую о достижениях в работе каждого отдела, чтобы достичь понимания роли каждого отдела, каждого подразделения в общей стратегии развития предприятия;

4) вести историческую рубрику о интересных фактах, событиях из истории предприятия.

Сотрудники часто испытывают потребность в обучении. Оно необходимо как на первоначальном вхождении в должность, так и в перспективе (необходимо составлять программы развития). Важно чтобы корпоративные программы обучения были доступны всем сотрудникам. О них необходимо регулярно рассказывать в корпоративной газете, на Интернет сайте, на регулярных собраниях с начальником отдела по управлению персоналом и т.д.

Сотрудники должны узнавать о показателях развития не только из внешних источников информации (СМК), но и внутри организации вовлекаться в общий процесс развития, чтобы каждый сотрудник понимал свою роль. Этому могут способствовать регулярные собрания с руководителями (не только с непосредственными, но и с топ-менеджерами).

Построение системы мотивации на предприятии -сложный, но важный процесс. Именно коммуникация играет решающую роль в построении системы мотивации сотрудников. С одной стороны, благодаря коммуникации выявляются потребности сотрудников, с другой стороны, каналы коммуникации служат распространению мотивирующей информации. Происходит круговорот символической информации между руководителями и подчиненными, между отдельными субъектами властных отношений. В этом круговороте власть принадлежит тем, кто устанавливает подобные правила игры, т. е. тем, кто может контролировать этот символический обмен.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кравченко А.И. История менеджмента: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академический Проект, 2000. 352 с. Режим доступа:

http://managementhistory.narod.ru/kravchenko.htm

2. Современный словарь иностранных слов: Толкования, словоупотребления, словообразования, этимология. М.: Цитадель, 2001. 928 с.

3. Дьякова Е.Г. Политологическая рефлексия над политематической научной дисциплиной: Политология и теория массовой коммуникации

// Полис. 2006. № 4. С. 17-25.

4. Дризе Т.М. Социальная коммуникация и фундаментальная социология на рубеже XXI в // Вестник МГУ. Сер. 18. 1999. № 4. С. 90-98.

5. НазаровМ.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и правила исследований. М.: Изд-во УРСС, 1999. 240 с.

6. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М.: Гардарика, 1998. 784 с.

7. Основы теории коммуникации: Учебник / Под ред. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2005. 615 с.

Статья представлена научной редакцией «Философия, социология, политология» 1 сентября 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.