Научная статья на тему 'Роль кинофестивалей в формировании культурной среды крупного города (на примере города Омска)'

Роль кинофестивалей в формировании культурной среды крупного города (на примере города Омска) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1207
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
КИНОФЕСТИВАЛИ / ФИЛЬМ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хилько Н. Ф.

В статье рассказывается о функциональном назначении любительских кинофестивалей в развитии культурной среды большого города на примере Омска. Анализируются идентичные фестивали документального и малого игрового кино в города Сибири и Урала, Твери их тематика и формы фестивальной деятельности, география участников, состав культурной среды зрителей и участников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль кинофестивалей в формировании культурной среды крупного города (на примере города Омска)»

Роль кинофестивалей в формировании культурной среды крупного

города (на примере города Омска)

Н. Ф. Хилько,

доктор педагогических наук, профессор, Омский государственный университет

Аннотация. В статье рассказывается о функциональном назначении любительских кинофестивалей в развитии культурной среды большого города на примере Омска. Анализируются идентичные фестивали документального и малого игрового кино в города Сибири и Урала, Твери их тематика и формы фестивальной деятельности, география участников, состав культурной среды зрителей и участников.

Ключевые слова: кинофестивали, компоненты культурной среды, тематика, формы фестивальной деятельности.

Media Education Practice

Role of film festivals in formation of the cultural environment of the large city (on the

example of the city of Omsk)

Dr. Nikolai Hilko, Omsk State University

Abstract. In article it is told about a functional purpose of amateur film festivals in development of the cultural environment of the big city (on the example of Omsk). Identical festivals of documentary and small game cinema to the cities of Siberia and Urals, Tver their subject and forms of festival activity, geography of participants, structure of the cultural circle of the audience and participants are analyzed.

Keywords: film festivals, components of the cultural environment, subject, forms of festival activity.

Известно, что в настоящее время экранные технологии в целом в различных регионах страны играют ключевую роль в формировании активной гражданской позиции россиян. Именно документальное кино как ничто другое способно задавать «тон игры» в области культурной политики и рефлексивного управления. Факты жизни, усиленные образной

выразительностью художественных киносредств, как отражает «Меморандум Союза кинематографистов РФ и подходы к развитию сферы неигрового кино», утвержденный 6-м съездом кинематографистов в 2004 году, позволяют человеку самоопределиться во времени и среде через познание сущности социальных изменений в обществе, чтобы выработать свое гражданское отношение к ним.

В ряде городов Сибири: Омске, Новосибирске, Ханты-Мансийске, Томске, Красноярске ежегодно проходят фестивали документального кино под эгидой Союза кинематографистов РФ, других общественных организаций: «Встречи в Сибири», «Сибирь», «Любительское кино + ргой», «Светлое кино», «Дитя Вселенной». На протяжении девяти лет в Омске проходит международный кинофорум документального кино имевший ранее название «Встречи в Сибири», а теперь» - «Сибирь». Он проходит при поддержке Правительства Омской области, департамента культуры и искусства города и концентрирует в себе лучшие достижения неигрового кино в разных формах показа: короткий или полный метраж.

Зрители имеют возможность свободного просмотра и обсуждения проблем социального и публицистически острого кино. Преобразовавшись в «фестиваль фестивалей», он показывает достижения других кинофорумов России»: Флаэртиана» (Пермь), Открытого кинофестиваля документального кино «Россия» (Екатеринбург), фестиваля ВГИК, фестиваля Каннска Красноярского края и др. Он развивает традиции отечественного документального кино в различном гражданском, социальном и метальном измерении, открывает возможности усиления социально-гражданской активности россиян.

Для развития фестивалей важным становится создание социально-ценных, проблемных произведений, отражающих происходящие изменения в общественной жизни, проблемы и катаклизмы. Эта тематика включает в себя: образы заброшенных, исчезнувших и исчезающих деревень, детей-инвалидов, забытой памяти. Это сюжеты по охране памятников истории и культуры, о мигрантах. Это съемки ветеранов войн и труда, в особенности -Великой Отечественной войны, живых свидетелей, памяти о жертвах ГУЛАГА, спецпереселенцах («Живая история»), каторжного труда в СССР, тема охраны заповедных мест России, отшельников, творческих фанатов, великой любви к искусству. Особое значение приобретают темы долголетия, переоценке отношений к трудовому героизму в современных условиях, религиозных традиций, сохранения народной культуры. Острым становится раскрытие на экране отношений к экстремизму и национализму. Наиболее важным становится и показ зрителю тем детской и взрослой беспризорности, бездомности, проблем врачебной халатности, медицинских, юридических

ошибок и невиновных преступниках, стоящих человеческих жизней, сиротское детства, вандализма, охраны природы.

Концепции развития сферы неигрового кинематографа (Белые столбы, 2004) и антропологического кино сосредотачивают в себе множество предложений по развитию гражданского самосознания у российского зрителя. Можно сказать, что кинодокументалистика - есть способ гражданской самоидентификации нации, который не позволяет нашей стране, то есть людям, забыть свое великое прошлое.

Фестиваль «Любительское кино + Profi» проводится в Омске уже восьмой раз. Он носит открытый общероссийский характер с привлечением авторов из стран СНГ. География участников охватила 20 городов России и два из Беларуси, Литвы и Украины - это традиционные с советских времен киногорода (Минск, Днепропетровск и Каунас). Для показа зрителям в конкурсной и внеконкурсной программе было представлено 42% от заявленных работ. На фестивале было использовано восемь форм фестивальной деятельности: творческие встречи, творческий тренинг, мастер-класс с режиссером Дмитрием Астраханом, конкурс экранных работ, обмен творческим опытом, внеконкурсный показ фильмов, специальные показы, питчинг.

Мастер-класс как форма творческого обмена давно хорошо зарекомендовала себя среди студенческой молодежи. В составе мастер-класса был традиционный показ нарезки из фильмов и рассказ о пути к мастерству и достижении личного опыта через самоанализ и самосовершенствование. В данном случае с Дмитрием Астраханом речь шла о театральной режиссуре. Ставшей основой кинорежиссуры - основой успеха в фильмах «Ты у меня одна», «Все будет хорошо» и др. Эти фильмы времен 1990-х хорошо отразили сложные перипетии этого непростого и запутанного времени.

Тематика фестиваля отразила множество социальных проблем современного общества: нравственные пороки, отношение молодежи к старшему поколению, к родителям, стремление к первенству, дружба и любовь, мечта о благополучии. Переплетение фантастики игровых видеоминиатюр, реализма «малого» кино - свидетельство подхода к данной трактовке показанных на кинофестивале сюжетов. Функциональное назначение фестивальных мероприятий - отбор и профессиональное становление талантливой молодежи и самореализация взрослых авторов. Традиционное «поучение» мэтров кинематографии, «прорыв» на большой экран и зрительскую аудиторию, мало того, оценка ими всех достижений -это было серьезным уроком для участников такого типа премьерных кинопоказов. Впервые в городе прошла презентация различных

видеопроектов, направленная на получение определенной финансовой поддержки со стороны продюсеров - питчинг, показавший достаточное количество интересных инициатив и начинаний у молодых авторов.

Профессионально-ориентированный творческий тренинг «Поступи во ВГИК» был направлен на лиц, на лиц, мечтающих стать актерами и поступить в актерско-режиссерскую мастерскую под руководством народного артиста России, лауреата Государственных премий, профессора Сергея Александровича Соловьева. Только одна четверть участвовавших в проекте (15 из 63) были допущены к прослушиванию и получили приглашения на поступление в актерско-режиссерскую мастерскую. Такая устойчивая связь с творческой лабораторией Омского госуниверситета (кафедрой кино-, фото-, видеотворчества) и Московским вузом способствует обогащению культурной среды города Омска.

Театрализованная церемония открытия фестиваля в образной форме представила зрителям и участникам гостей фестиваля, членов жюри. Особое внимание было обращено на связь фестивалей различных лет, преемственность в развитии различных форм показа и представления кинопроизведений. Тематика фестивальных показов связана с актуальностью темы Крыма, показом загадочных удивительных явлений планеты, Во многих картинах ощущается связь иллюзий и реальности (например, фильм Максима Зыкова (ВГИК) Это кажется, что прошло, а на самом деле, может, и не прошло», «Звезда» Анны Меликян. Вообще феномен массовой зрелищности на фестивале сработал наиболее мощно: аншлаг, переполненные залы свидетельствовали о неподдельном интересе зрителей, молодежи к программе кинофорума.

Культурная среда современного крупного города отражает, как справедливо пишет Ю.Р. Горелова, «исторические, ...социальные, политические, художественно-эстетические, интеллектуальные и духовно-нравственные традиции, характеризующие как общемировые и национальные тенденции развития культуры, так и специфические черты, присущие локальному культурному пространству, каким выступает город» [Горелова, 2011. с. 5].

На наш взгляд, взаимодействие традиций и тенденций, отраженное в культурной среде создателей и зрителей кинопроизведений, позволяет находить точки соприкосновения, которые служат одновременно стимулом и механизмом развития культурной среды кинофестивального пространства города.

Этот фестиваль в определенной мере вместе другим его фестивалем-спутником «Маленькое кино большого города», который также ежегодно проходит в Омске и отражает творчество юных кинолюбителей до 18 лет,

также «уделяет внимание разработке научно-методической базы по книопедагогике и медиаобразованию» [YI Тверской межрегиональный кинофестиваль..., 2015.] является идентичным и продолжает традиции ежегодного Тверского межрегионального кинофестиваля. Особенно важно, что здесь также активно происходит формирование разноуровневой и разновозрастной сред социализации участников [Мурюкина, 2014. с. 61.], взаимное обогащение и взаимодействие, развитие талантов молодежи. Здесь также проходят просмотр фильмов, обсуждения с авторами, творческие встречи с российскими режиссерами, мастер-классы, но в отличии от омского форума, проходит еще и научно-практическая конференция.

Рис. 1. Культурная среда кинофестивального пространства - участники и зрители любительских кинофестивалей

Таким образом, культурная среда большого города - это творческая и художественная интеллигенция, профессионально- и хобби-ориентированное студенчество, участники киноклубов и любительских фото- видеостудий, активные школьники, любители киноискусства и видеотворчества среди взрослых авторов, поклонники талантов своих друзей; прототипы персонажей игровых сюжетов, самодеятельные актеры, их окружение, просто зрители. Все эти посетители кинофестивалей являются потенциально развивающей силой, определяющей стратегии развития данных кинофорумов.

Литература

Горелова Ю.Р. Облик и образ города: теория и практика культурологического анализа. В 2-х ч. Ч.1: Учебное пособие. Омск: Омский эконом. институт, 2011. 176 с. Мурюкина Е.В. Медиаобразовательная конференция на V Тверском межрегиональном кинофестивале «Детское кино - детям» // Медиаобразование. № 3. 2014. С. 61. YI Тверской межрегиональный кинофестиваль «Детское кино- детям!» // Программа. Тверь. 2015. 20 с.

References

Gorelova, Y.R. The appearance and image of the city: the theory and practice of cultural analysis. In 2 parts. Part 1: Textbook. Omsk: Omsk Economic Institute, 2011. 176 p. Muryukina, E.V. Media education conference at the V Festival the Tver inter-regional "Baby movie - children" // Media Education. № 3. 2014, p. 61.

YI Tver inter-regional festival "Children's film for children" // Program. Tver. 2015. 20 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.