УДК 378.096:614.254
РОЛЬ КАФЕДРЫ СЕМЕЙНОЙ МЕДИЦИНЫ В ПОДГОТОВКЕ СЕМЕЙНЫХ ВРАЧЕЙ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБРАЗОВАНИЯ
М. Ж. Еспенбетова, А. У. Нуртазина
Семипалатинская государственная медицинская академия,
Казахстан
ROLE OF FAMILY MEDICINE DEPARTMENT IN TRANING OF FAMILY DOCTORS AND EFFICIENCY OF TEACHING USING INNOVATIVE EDUCATION TOOLS
M. Zh. Espenbetova, A. U. Nurtazina
Semey State Medical Academy, Kazakhstan
© М.Ж. Еспенбетова, А.У. Нуртазина, 2008 г.
Авторы статьи делятся своим опытом работы в области преподавания семейной медицины в Казахстане. Кафедра семейной медицины активно работает в направлении подготовки семейных врачей на додипломном и постдипломном уровнях, используя интерактивные методы, объективный структурированный клинический экзамен (ОСКЭ), видеоконсультирование, что позволяет добиться лучших результатов по сравнению с рутинными методами обучения.
Ключевые слова: семейная медицина, преподавание.
The authors of the article shared their experience of work in the field of training of family medicine in Kazakhstan. Family Medicine department play active role in training of doctors at undergraduate and postgraduate levels using interactive methods, objective structural clinical examination (OSCE), videocon-sultation, which allow achieving better results compare to traditional methods of teaching.
Key words: family medicine, training.
Принятая в Казахстане стратегия реформирования системы здравоохранения имеет в своей основе, прежде всего, изменение ее первичного (амбулаторно-поликлинического) звена. Международный опыт показал приоритетную роль семейной медицины в здравоохранении, как с экономических позиций, так и в плане оптимальной организации и результативности работы первичной медико-санитарной помощи и системы здравоохранения в целом. Законодательная нормативная база способствовала открытию при всех медицинских академиях Казахстана тренинговых семейно-врачебных амбулаторий, а также реформированию многопрофильных поликлиник в семейно-врачебные амбулатории. Таким образом в г. Семипалатинске в 1998 г. были организованы кафедра семейной медицины и тренинговая се-мейно-врачебная амбулатория (СВА) № 12 с прикрепленным населением 10 тыс. человек.
Основные направления деятельности кафедры:
1) Додипломное обучение: 5, 6-й курсы СГМА.
2) Интернатура, клиническая ординатура.
3) Факультет повышения квалификации и переподготовка семейных врачей.
Программа додипломного образования по семейной медицине включает обучение на кафедре 5-го и 6-го курсов по основным разделам семейной медицины: терапия, педиатрия, акушерство и гинекология, хирургия в амбулаторных условиях.
Начиная с 5-го курса, студенты активно вовлечены в обучение с использованием интерактивных методов, что позволяет добиться лучших результатов по сравнению с традиционными методами обучения, когда студент играет пассивную роль «сосуда», наполняемого знаниями. Интерактивные методы обучения позволяют мобилизовать студентов на самостоятельное и быстрое решение поставленной задачи, побуждают к поиску необходимой информации. Оценка практических навыков проводится с использованием объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ) по врачебным манипуляциям и клиническим ситуациям по программе, разработанной сотрудниками кафедры. В лекционный курс введена новая тема «Введение в доказательную медицину», ведутся занятия в компьютерном классе, где студентов обучают поиску информации в Интернете с помощью профессиональных медицинских
Вопросы профессиональной подготовки
сайтов и современных поисковых машин. В течение последних двух лет в интернатуре преподается 5-дневный цикл по доказательной медицине, он знакомит с основными принципами «медицины, основанной на доказательствах», дает основы клинической эпидемиологии, дизайн современных научных исследований, правила анализа научной литературы.
Одним из наиболее значимых инноваций, внедренных на кафедре семейной медицины, является ОСКЭ — объективный структурированный клинический экзамен. «Объективный» — экзамен обеспечивает объективную оценку реальных клинических знаний и навыков экзаменуемого; «структурированный» — экзамен основан на четких правилах, которым должны неукоснительно следовать и экзаменатор и экзаменуемый; «клинический» — отражает клиническую суть экзамена. ОСКЭ успешно применяется в медицинских вузах западных стран, США и Канаде для оценки практических навыков.
Внедрение ОСКЭ на кафедре семейной медицины проводилось по нескольким направлениям: 6 курс, интернатура, клиническая ординатура, курс повышения квалификации семейных врачей. На 6-м курсе ОСКЭ включен в аттестацию практических навыков в конце каждого цикла поликлинической терапии, поликлинической педиатрии. В интернатуре ОСКЭ используется при аттестации практических навыков по циклам: поликлиническая терапия, поликлиническая педиатрия, акушерство и гинекология, хирургия в амбулаторных условиях, а также при проведении полугодовой и годовой аттестации практических навыков врачей-интернов. В клинической ординатуре и на цикле повышения квалификации врачей ОСКЭ применяется на промежуточном и выходном этапах сдачи экзамена. По каждой дисциплине профильные специалисты разработали программы ОСКЭ по врачебным манипуляциям и клиническим ситуациям.
Проведена стандартизация каждой станции по времени: в среднем 5-10 минут в зависимости от вида задания. Количество станций варьирует от 6 до 15.
Плодотворным результатом работы коллектива кафедры является составление сборника задач ОСКЭ, включающего более 120 стандартов обследования больных и клинических ситуаций, первое издание которого было спонсировано Британским Советом и вышло под его логотипом.
Обучение преподавателей кафедры проводилось их же коллегами, имеющими диплом мастер-тренера по семейной медицине (5 человек). Ими была разработана программа по основным разделам ОСКЭ. Обучение проводилось в течение 4 дней по 3 часа. В конце состоялся импровизированный экзамен по шести станциям с использова-
нием муляжей и статистов, имитирующих больных. Апробация ОСКЭ на себе дала возможность прочувствовать все «плюсы» и «минусы» составленных задач, провести их коррекцию, побыть в роли экзаменующихся, ощутить психологические нюансы методики. В качестве обратной связи было проведено анкетирование преподавателей, в ходе которого выявлено следующее.
1. Все преподаватели считают ОСКЭ более прогрессивным методом контроля знаний студентов.
2. Большинство (84%) рекомендуют включить его в учебный процесс.
3. 76% респондентов психологически готовы к работе с ОСКЭ.
4. 24% не хотят менять традиционный подход к экзамену по ряду причин (увеличение объема работы, изменение стереотипа экзамена, информационная нагрузка и др.).
5. Отмечены следующие положительные моменты ОСКЭ: объективность (98%), четкость действий (92%), выработка автоматизма врачебных манипуляций (92%), самостоятельность в решении проблемы (89%).
Опыт проведения экзамена в виде ОСКЭ и анкетирование экзаменаторов и экзаменуемых показал, что этот метод стандартизирует как знания преподавателей в виде конкретных схем и плана действий в клинических ситуациях, так и оценку знаний и врачебных манипуляций студентов; устраняет элемент субъективизма со стороны преподавателя; способствует выработке автоматизма в выполнении врачебных манипуляций; формирует четкость действий; максимально приближает к реальной клинической ситуации; мобилизует экзаменуемого на быстрое решение проблемы; дает полную самостоятельность; повышает культуру проведения экзамена. Сравнение эффективности стандартного экзамена с ОСКЭ выявило более высокий коэффициент эффективности ОСКЭ, чем стандартного экзамена. Это объясняется предварительной отработкой задач и навыков ОСКЭ в течение учебных циклов.
Другим направлением работы кафедры является изменение формы проведения практических занятий. Традиционное практическое занятие ориентировано на разбор темы занятия по типу «вопрос-ответ», когда преподаватель задает группе вопросы, как правило, по определенной стандартной схеме, а студенты отвечают. Данный тип опроса предполагает механическое запоминание учебного материала, не требует активности мышления и творческого подхода к решению проблемы, и больше ориентирован на преподавателя. Практические занятия на кафедре организованы по типу работы в малых группах, когда студентов делят на группы по 3-4 человека. Методика работы в малых группах направлена на то, чтобы научить студента критически анализировать
Вопросы профессиональной подготовки
различные идеи за короткое время, максимально сконцентрироваться на решении основной проблемы. Студенты получают возможность обмена информацией и навыков оптимальной работы в команде. Таким образом, новая учебная информация отрабатывается и закрепляется.
Еще одним инновационным приоритетом кафедры является видеоконсультирование, внедренное в интернатуре врачей общей практике, начиная с 2001 г. Каждый врач-интерн в начале учебного года получает задание курировать одну семью, на членов которой заводятся учебные амбулаторные карты. Врач-интерн ведет наблюдение за прикрепленной семьей в течение учебного года, делает регулярные записи в амбулаторной карте согласно плану динамического наблюдения, если это необходимо, изучает психологический климат в семье, характер взаимоотношений между членами семьи, проводит беседы профилактического характера, консультирует под руководством преподавателя-наставника. В конце учебного года каждый врач-интерн выбирает одного члена семьи для видеозаписи консультации, предварительно получив разрешение пациента на проведение видеозаписи. По окончании работа анализируется и оценивается группой преподавателей с участием самого врача-интерна. Видеоматериал оценивают по правилам Пендлтона с созданием оптимального психологического комфорта для экзаменуемого. При этом вопросы задают в позитивно-безличной форме, например, «Что было сделано хорошо?», «Что можно было бы сделать лучше?». Заполняется специальный оценочный лист, результат заносят в графу «работа с больным» на годовой аттестации практических навыков.
Кроме того, на кафедре имеется компьютерный класс, включающий 9 компьютеров, дооснащен
муляжами тренажерный класс. Самостоятельная работа студентов и врачей-интернов осуществляется при выполнении практической части занятия (прием, работа с документацией под контролем преподавателя, работа в малых группах), решении ситуационных задач, освоении практических навыков (использование метода разрешения проблем, анализа критической ситуации) на каждом занятии. На сегодня в компьютеры загружено несколько медицинских информационных и образовательных программ, используется имеющаяся на кафедре библиотека CD и DVD-дисков на русском и английском языках.
Большое значение на кафедре придается психологическим аспектам практики семейной медицины. 4 сотрудника прошли обучение международной программе по межличностному общению, данный курс введен в интернатуру. Также на кафедре с 2006 г. волонтер из Австрии проводит цикл занятий по психологическим аспектам работы семейного врача с подростками, больными СПИД, алкоголизмом, по психологическим особенностям работы в семье. С 2007/8 учебного года в связи с внедрением нового образовательного стандарта в систему высшего медицинского образования в Казахстане, все сотрудники кафедры поэтапно проходят обучение новой дисциплине «коммуникативные навыки». Данный цикл будет проводиться кафедрой для студентов младших курсов начиная со следующего года.
Таким образом, внедрение иновационных методов в обучающий процесс на кафедре семейной медицины показало их высокую эффективность как в плане освоения практических навыков, так и в систематизации и рациональном использовании знаний.
Литература
1. Новые педагогические технологии / Под ред. Х. М. Каримова. — Ташкент. — 2001.
2. Объективный структурированный клинический экзамен в системе подготовки семейных врачей / Под ред. М. Ж. Еспенбетова, А. У. Нуртазина. — Семипалатинск. — 2003.
3. Chambers R., Wall D. Teaching made easy. A manual for health professionals. — TJ International Ltd, Padstow; Cornwall. — 2000.
Адрес для контакта: [email protected]