РОЛЬ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
© Катенева И.Г.*
Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск
Статья посвящена изучению роли издательской деятельности некоммерческих организаций в реализации социальных проектов. Подробно рассматриваются виды и формы издательской продукции, рассчитанные на различные субъекты социальной сферы (журналистов, массовую аудиторию, объектов социальной защиты, специалистов по изучению социальных проблем). Объектом исследования являются издательские проекты пятидесяти некоммерческих организаций, занимающихся разработкой и реализацией социальных программ на территории Российской Федерации.
Ключевые слова издательская деятельность, социальные проекты, некоммерческие организации.
Сегодня отмечается увеличение роли деятельности некоммерческих организаций (НКО) в реализации социальных проектов [Социально ориентированные НКО, 2011]. Социальный проект - это программа, направленная на решение социальных проблем незащищенных слоев населения, за счет привлечения безвозмездной финансовой, психологической и волонтерской помощи.
В настоящее время социальные благотворительные проекты направлены на решение проблем в различных сферах общества: профилактика и лечение детских и взрослых заболеваний; оказание поддержки многодетным семьям; социализация пенсионеров и инвалидов; помощь малоимущим; профилактика бездомности; решение проблем алкогольной и наркотической зависимости; сохранение экологии и культурных ценностей [Фролова, 2009].
Одним из важных аспектов результативности социальных проектов, разрабатываемых и реализуемых некоммерческими организациями, является активное освещение их работы в современных масс-медиа. Для популяризации деятельности некоммерческих организаций и привлечения внимания к реализуемым социальным проектам в 1994 году в России по инициативе благотворительных фондов «Душа человека» и «Нет алкоголизму и наркомании», педагогического объединения «Радуга» и группы единомышленников было создано специализированное информационное агентство «Агентство социальной информации» (АСИ).
* Доцент кафедры Журналистики, кандидат филологических наук.
Для формирования позитивного образа третьего сектора и акцентирования внимания СМИ на социальной работе НКО редакция «АСИ» начала активно заниматься издательской деятельностью. В рамках различных грантов стали разрабатываться и издаваться информационные материалы для журналистов по освещению деятельности НКО. В качестве яркого примера можно привести брошюру «Информационные материалы для журналистов по освещению деятельности СО НКО, для федеральных и региональных органов власти и местного самоуправления по поддержке СО НКО, благотворительности и добровольчества», которая была разработана и выпущена специалистами «АСИ» в 2011 году в рамках Государственного контракта на оказание комплекса услуг по информационной поддержке реализации мероприятий по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций, заключенного с Министерством экономического развития Российской Федерации.
В брошюре объемом 32 страницы представлен широкий спектр полезной информации: определение понятия социально ориентированных НКО, их виды и характеристика; описание основных положений и принципов реализации программы поддержки социально ориентированных НКО; анализ проблем, с которыми сталкиваются корреспонденты, когда пишут материалы о социальной деятельности некоммерческих организаций (результаты контент-анализа); юридические вопросы, связанные с разработкой и размещением социальной рекламы; полезные интернет-ресурсы, в которых представлена социальная деятельность НКО.
«Информационные материалы для журналистов...» отличаются содержательностью (наличие ссылок на юридические документы, полезные исследования и интернет-ресурсы), продуманной структурой, краткостью и лаконичностью, адаптированностью подачи информации для целевой аудитории (материал оформлен в вопросно-ответной форме).
На основе анализа работы пятидесяти НКО, занимающихся реализацией социальных проектов на территории Российской Федерации, были выявлены следующие направления издательской деятельности, которые определяются выбором объектов воздействия:
1. Издания для средств массовой информации - информационные материалы, бюллетени, справочники, сборники по итогам социологических исследований и мониторинга деятельности СМИ, практические пособия.
К этой категории относится пособие «Найди меня, мама! Материалы в помощь журналисту», подготовленное в 2006 году АНО «Студио-Диалог» и изданное общественной организацией «День аиста». Пособие создано коллективом авторов, являющихся специалистами в сфере журналистики (редактор сайта «Наши дети», обозреватель АСИ, ведущая и выпускающий редактор радиопрограммы «Адреса милосердия»), психологии (психолог службы устройства детей в семьи, кандидаты и доктора психологических наук, занимающиеся исследованиями в этой области), юристы.
В практическом пособии представлены различные аспекты сиротства как социального феномена, обзор опыта НКО и специалистов-практиков по семейному устройству детей-сирот, анализ опыта работы социальных корреспондентов различных типов СМИ, специализирующихся на данной теме. Также представлен словарь терминов, касающихся семейного устройства, даны статистическая и историческая справки, которые помогут журналистам подготовить грамотный и квалифицированный материал.
2. Для массовой аудитории - листовки, брошюры, специализированные СМИ.
Издательская деятельность в этой сфере направлена на развенчание стереотипов, касающихся рассматриваемой социальной проблемы и расширения знаний массовой аудитории о современной социальной сфере и перспективах ее развития в России. Ярким примером является брошюра «Обычные люди», подготовленная в 2011 году в рамках международного проекта «Помощь взрослым людям с умственными и множественными ограничениями». Брошюра адресована потенциальным волонтерам, а также семьям, в которых живут молодые люди с особенностями психофизического развития.
В издании представлены интервью с молодыми людьми, в которых они рассказывают, чем увлекаются, о чем мечтают, кем хотят быть№ комментарии родителей, в которых представлены проблемы и варианты их решения. Также в брошюре опубликованы материалы специалистов, посвященные анализу общественных стереотипов об инвалидах, разбору вопросов трудоустройства и трудовой занятости людей с ограниченными возможностями.
3. Для объектов социальной защиты, то есть представителей, незащищенных слоев населения, которым оказывается финансовая, психологическая, медицинская, волонтерская помощь - брошюры, справочники, рекомендации.
Одним из действенных и долгосрочных проектов можно назвать разработку «Справочника бездомного», который был выпущен в Москве в 2012 году совместно Отделом по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ и филиалом «Центр помощи бездомным» Некоммерческой организации «Благотворительный Фонд "Помощник и покровитель"».
В справочнике объемом 74 страницы дана контактная информация о государственных, общественных и религиозных организациях Москвы, оказывающих помощь бездомным. Информация структурирована по следующим блокам: «Где поесть», «Где помыться», «Где лечится», «Где одеться», «Социальная защита», «Приюты», «Общежития». Каждые полгода справочник обновляется и печатается новым тиражом в 10.000 экземпляров.
4. Для НКО, специализирующихся на решении конкретных социальных проблем, а также специалистов социальных служб, работающих в данной сфере - рекомендации, брошюры, учебно-методические пособия, практические пособия.
Одним из востребованных издательских продуктов стало пособие для организаций инвалидов «Работа со средствами массовой информации», разработанное командой, в которую вошли региональная общественная организация инвалидов «Перспектива» (Москва), организации «Мост надежды» (Ереван), Объединения инвалидных организаций Азербайджана «Лотос» (Баку) и Международная Ассоциация женщин-инвалидов Грузии (Тбилиси). В этом пособии описывается алгоритм разработки и реализации долгосрочного проекта сотрудничества организации инвалидов со СМИ, представлены инструменты мониторинга публикаций и сюжетов об инвалидах, описаны стратегии сотрудничества с разными типами редакций.
5. Для специалистов по изучению конкретной сферы социальных вопросов, чьи исследования могут быть использованы для освещения различных аспектов данной проблемы в СМИ и формирования общественного мнения -материалы по итогам научных изысканий, сборники научных статей и т.д.
Представители «третьего сектора» активно проводят семинары, круглые столы, научные конференции; инициируют научные исследования, как правило, социологического формата. Чаще всего в центре внимания социологов и психологов оказываются проблемы сиротства и бездомности. Типичной иллюстрацией выпуска такого типа издательской продукции является сборник «Социальные и правовые аспекты проблемы бездомности в России», в котором представлены материалы межрегионального исследования, проведенного в 2007 году в рамках проекта «Социальная реинтеграция бездомных в Санкт-Петербурге».
Некоммерческие организации, чья деятельность обладает максимальной действенностью и эффективностью, активно работают во всех направлениях издательской деятельности. Ярким примером являются издательские проекты общественных организаций (Фонд «Институт экономики города Москвы», Православная служба «Милосердие», Православное Народное Движение «Курский Вокзал. Бездомные дети», Благотворительная организация «Ночлежка»), объединенных в сеть «Если дома нет».
В разделе «Библиотека» сайта www.eslidomanet.ru представлена весь спектр издательской продукции данной сети:
1. Издания для средств массовой информации.
Как отмечают исследователи вопросов бездомности, именно масс-медиа культивируют стереотипы о бездомных и формируют отношение общества к данной страте [Бездомность и язык вражды, 2009], поэтому сеть общественных организаций «Если дома нет.», организовала целый архив материалов для СМИ, сформировала теоретическую и практическую базу для журналистов, освещающих вопросы бездомности.
2. Для массовой аудитории регулярно издаются листовки, брошюры и различные виды социальной рекламы (например, социальный фильм «Бездомность и язык вражды»), направленные на преодоление социальных
предрассудков и формирование объективного отношения к проблеме бездомности.
3. Издательская продукция для объектов социальной защиты.
Сеть общественных организаций «Если дома нет.» ведет активную просветительскую и организаторскую деятельность среди самих бездомных: в формате листовок, брошюр и информационных бюллетеней регулярно сообщается информация о времени и месте работы передвижных пунктов горячего питания, патрулей социальной и медицинской помощи. Формируются и издаются сборники, в которых публикуются телефоны и адреса государственных, общественных и религиозных организаций Москвы, оказывающих помощь бездомным людям. Совместно с общественной организацией «Новые социальные решения» выпускается бесплатный уличный журнал «Путь Домой», где печатаются истории бездомных людей, прошедших программу реабилитации и процедуру ресоциализации.
Таким образом, издательская детальность становится важным направлением в работе некоммерческих организаций занимающихся социальными проектами, так как позволяет эффективно сотрудничать с различными представителями социальной сферы (учитывать интересы и потребности различных сегментов целевой аудитории) и формировать единое пространство для коммуникации, что является базовым компонентом в решении конкретных социальных проблем, а также оказании финансовой и психологической помощи представителям определенных социальных групп, которые относятся к незащищенным слоям населения.
Список литературы:
1. Бездомность и язык вражды в средствах массовой информации: сборник материалов. - СПб.: Межрегиональная Сеть «За преодоление социальной исключенности», 2009. - 80 с.
2. Социально ориентированные НКО: Информационные материалы для журналистов. - М.: АСИ, 2011. - 35 с.
3. Фролова Т.И. Человек и его мир в социальной повестке дня. Гуманитарные технологии в журналистике. - М.: АСИ, 2009. - 288 с.