Научная статья на тему 'Роль инвентаризации в процедурах несостоятельности'

Роль инвентаризации в процедурах несостоятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
379
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кутер М.И., Тхагапсо Р.А.

О возникновении инвентаризации, как основного приема бухгалтерского учета можно сказать словами О.О. Бауэра: "…инвентаризация составляет часть бухгалтерии и поэтому ее возникновение находится в тесной связи с возникновением самой бухгалтерии. Инвентаризацию можно считать первой ступенью развития бухгалтерии…" [2. С. 123]. Инвентаризация представляет собой определенную последовательность практических действий по документальному подтверждению наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации с целью обеспечения достоверности данных учета и отчетности, и выполнения контрольной функции учета. Многие исследователи сходятся во мнении, что хотя сама инвентаризация как эффективный инструмент контроля появилась очень давно, сам термин пришел к нам из латинского языка, где inventar или inventarium означало "опись", на современном этапе оно означает "совокупность предметов". Инвентарь играет главную роль в информационной системе бухгалтерского учета, предоставляя исчерпывающий перечень всех составных частей имущества и обязательств хозяйствующего субъекта не только в денежном, но и в натуральном выражении, подчеркивая индивидуальные свойства вещей или прав. Изначально суть инвентаризации заключалась в ее информационной составляющей, собственник просто хотел узнать, что у него есть. С течением времени ее роль повысилась и приобрела контрольный характер: все имущество распределялось между конкретными людьми, вводился текущий учет за всеми поступлениями и выдачами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль инвентаризации в процедурах несостоятельности»

/éfaZAccfr xajfrucméefrHux

РОЛЬ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ В ПРОЦЕДУРАХ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

М.И. КУТЕР, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой бухгалтерского учета и аудита Кубанского государственного университета

Р.А. ТХАГАПСО Кубанский государственный университет

О возникновении инвентаризации как основного приема бухгалтерского учета можно сказать словами0.0. Бауэра: «...инвентаризация составляет часть бухгалтерии, и поэтому ее возникновение находится в тесной связи с возникновением самой бухгалтерии. Инвентаризацию можно считать первой ступенью развития бухгалтерии...» [1, с. 123]. Инвентаризация представляет собой определенную последовательность практическихдействий по документальному подтверждению наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации в целях обеспечения достоверности данных учета и отчетности и выполнения контрольной функции учета.

Многие исследователи сходятся во мнении, что хотя сама инвентаризация как эффективный инструмент контроля появилась очень давно, сам термин пришел к нам из латинского языка, где inventar или inventarium означало «опись», на современном этапе оно означает «совокупность предметов». Инвентарь играет главную роль в информационной системе бухгалтерского учета, предоставляя исчерпывающий перечень всех составных частей имущества и обязательств хозяйствующего субъекта не только в денежном, но и в натуральном выражении, подчеркивая индивидуальные свойства вещей или прав. Изначально суть инвентаризации заключалась в ее информационной составляющей — собственник просто хотел узнать, что у него есть. С течением времени ее роль повысилась и приобрела контрольный характер: все

имущество распределялось между конкретными людьми, вводился текущий учет за всеми поступлениями и выдачами. Периодически данные этого учета сравнивались с тем, что было в наличии. Исторически сложившаяся в статической практике роль инвентаризации заключалась в выявлении имущественного положения собственников и построении баланса фиктивной или реальной ликвидации.

Обязательность проведения при ликвидации юридического лица инвентаризации имущества определена в п. 2 ст. 12 Федерального закона «О бухгалтерском учете» и в п. 2 ст. 129 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (от 26.10.2002 №127-ФЗ). Начиная с процедуры внешнего управления (п. 2 ст. 99), законодательство о несостоятельности вменяет в обязанности арбитражного управляющего проведение инвентаризации имущества организации-должника, хотя право на участие в инвентаризации имеет и административный управляющий на этапе финансового оздоровления (п. 4 ст. 83). При этом проведение инвентаризации обязательств установлено только в законе «О бухгалтерском учете», что в условиях несостоятельности можно объяснить лишь обязательностью формирования реестра требований кредиторов — документа, в котором указываются сведения о каждом кредиторе, размере его требований по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам, об очередности удовлетворения каждого требования. Реестр закрывается по

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгорш -и тсРАтжкЫ

17

истечении срока, указанного в сообщении арбитражного управляющего.

В условиях несостоятельности инвентаризация по степени значения для хозяйствующего субъекта приравнивается к обязательной ежегодной и должна охватывать все категории имущества и обязательств. Инструктивными материалами предусмотрен специальный порядок ее проведения, по результатам инвентаризации уточняют данные бухгалтерского учета организации-должника.

Инвентаризация имущества и обязательств на этапе конкурсного управления (см. рисунок) проводится до составления промежуточного баланса. Нормативной базой, определяющей порядок проведения инвентаризации, выступают Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49. При большом объеме работ создается несколько рабочих инвентаризационных комиссий, в состав которых, кроме работников должника, должны входить представители арбитражного управляющего или независимых аудиторских организаций.

Инвентаризация в ходе конкурсного производства — это не только сличение фактических остатков материальных ценностей с учетными данными, ной комплексная процедура анализа и аудита сделок с имуществом и обязательствами, позволяющая расторгнуть сделки, приведшие к ущемлению интересов должника или к неправомерному удовлетворению требований кредиторов, и возвратить выбывшее имущество в конкурсную массу. В юридических документах содержится информация о выплате вознаграждений, подписании договоров, приобретении собственности, слиянии или предоставлении долгосрочных займов, предоставлении обеспечения, гарантий, определении круга лиц, имеющих право подписи. Необходимо собрать сведения о видах деятельности, организационной структуре, партнерах, долгосрочных планах, наличии филиалов или зависимых хозяйствующих единиц, истории развития организации, степени ответственности и правах руководителей разных уровней. Эта информация позволит определить возможные пути вывода активов из-под контроля организации, отследить использованные схемы и принять наиболее рациональные меры по возврату имущества.

Порядок проведения инвентаризации в условиях несостоятельности

18

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгоръЯ те "КРЖЖсм

Для повышения эффективности процедур поиска и возврата имущества, обоснованного его списания с учета необходимо уделять значительное внимание структуре бухгалтерского баланса как основного источника информации для участников судебных разбирательств в процедурах несостоятельности. Структуру имущества организации-банкрота можно представить следующим образом:

— имущество, отраженное в бухгалтерском учете и имеющееся в наличии;

— имущество, отраженное в бухгалтерском учете либо в договорной или технической документации, но не выявленное в ходе инвентаризации;

— имущество, не числящееся в учете, но имеющееся в наличии (инструмент, инвентарь, оборудование, созданное силами работников и не принятое к учету; неоприходованные запасные части и материалы, полученные от демонтажа основных средств; используемые объекты с истекшим сроком полезного использования). В инвентаризационных описях должно быть

отражено фактическое наличие имущества по этим трем группам, которое сопоставляется сданными бухгалтерского учета.

По мнению профессора В.В. Панкова [2, с. II], дополнительными источниками получения достоверной информации об имуществе организации-должника на данном этапе служат сведения из комитета по управлению имуществом, ФНС РФ, регистрационной палаты, ГИБДД, территориального земельного комитета и т.д. Обращение в указанные органы позволяет получить исчерпывающие сведения об имуществе, владельцем которого на момент открытия конкурсного производства выступает организация-банкрот.

В инвентаризационных описях следует обособленно отражать имущество, которое не включается в конкурсную массу, а именно социально значимые объекты (дошкольные, школьные, лечебные, спортивные сооружения), объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения. И жилищный фонд, и непроданные социально значимые объекты подлежат передаче в собственность муниципального образования в лице органов местного самоуправления при принятии такого решения собранием кредиторов, при этом конкурсный управляющий обязан уведомить названные органы.

Также исключаются из конкурсной массы имущественные права, связанные с личностью должника, к числу которых относят лицензии на осу-

ществление определенных видов деятельности. Следовательно, стоимость подобных объектов подлежит списанию с отнесением на финансовые результаты.

Если на имущество или его часть был наложен арест или обращено взыскание по исковым заявлениям налоговых органов, поставщиков или по фактам проверки налоговой полицией в качестве обеспечения уплаты налогов или выполнения обязательств по договорам, то ограничения распоряжаться этим имуществом, снимаются с момента открытия конкурсного производства, и они инвентаризируются в общем порядке.

Особое внимание следует уделить списанию дебиторской задолженности организацией-банкротом. Независимо от того, была ли списана организацией-банкротом задолженность или нет, конкурсный управляющий должен принимать меры к ее взысканию до истечения срока исковой давности. Необходимо направить уведомления о ликвидации всем дебиторам, выявленным поданным бухгалтерского учета, и акты сверки задолженности.

Оценивая дебиторскую задолженность, необходимо иметь в виду, что ст. 196 ГК РФ устанавливается общий срок исковой давности по дебиторской задолженности в три года, если участниками договора не предусмотрены другие сроки. При отнесении дебиторской задолженности к нереальной для взыскания следует помнить, что в соответствии со ст. 419 ГК РФ обязательства организации-дебитора прекращаются лишь при ликвидации его как юридического лица.

Бухгалтерские регистры не всегда отражают точно всю сумму обязательств ликвидируемого юридического лица, поэтому проведение инвентаризации обязательств организации-должника рассматривается как одна из основных задач ликвидационной комиссии.

Согласно действующему законодательству выявлению всей совокупности обязательств хозяйствующего субъекта способствует опубликование в печати сообщения о его ликвидации, где оговаривается срок, в течение которого кредитор может предъявить требования к организации-банкроту (не менее 2 мес со дня опубликования сообщения в печати). Одновременно с этим конкурсный управляющий на основе имеющейся информации об обязательствах организации-банкрота обязан разослать уведомления каждому кредитору с указанием суммы обязательств перед ним и просьбой предоставить заверенные копии документов, подтверждающие задолженность организации-должника перед

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж80РШ Ъ 'ПРА'КЖ'иъ*

19

кредитором. При этом выявляемые в ходе инвентаризации неучтенные обязательства перед кредиторами, подтвержденные соответствующими документами, должны быть в обязательном порядке восстановлены на счетах бухгалтерского учета.

После того как ликвидационная комиссия и конкурсный управляющий произвели инвентаризацию обязательств организации-банкрота, выявили объем предъявленных требований, произвели списание нереальной кредиторской задолженности и определили совокупность признанных требований кредиторов, появляются возможности проведения группировки обязательств в очереди и составления реестра требований кредиторов.

Установление очередности — один из основных принципов конкурсного права, поскольку именно таким образом разрешается конкуренция прав кредиторов, о которой говорили российские дореволюционные ученые. Смысл и цель конкурсных отношений — осуществить удовлетворение одновременно всех кредиторов (насколько полно это возможно), а не последовательно (в соответствии со сроками требования).

Для осуществления очередности в удовлетворении требований кредиторов необходимо следовать двум принципам:

— переход к последующей очереди осуществляется только после полного удовлетворения требований предыдущей;

— при недостаточности средств для всех кредиторов в рамках одной очереди осуществляется пропорциональное удовлетворение.

При недостаточности имущества ликвидируемого лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

В заключение необходимо отметить, что по результатам инвентаризации составляется акт. Особенность акта в том, что он содержит подробную пояснительную записку, в которой излагаются сведения о правовом статусе организации, структурных подразделениях, органах управления, активах и их движении, краткие выводы о состоянии имущества, о законности совершенных с ним сделок и планируемые мероприятия по взысканию задолженностей. К акту прилагаются инвентаризационные описи, оформленные в соответствии с требованиями законодательства РФ. Данный акт выступает составной частью отчета конкурсного управляющего перед собранием (комитетом) кредиторов и арбитражным судом.

Литература

1. Слово о счетах и записях: Сборник цитат и афоризмов о бухгалтерском учете. / Авт.-сост. М.Ю. -Медведев. - М.: Техинпресс, 2002. - 546 с.

2. Панков В.В., Павлюченко В.А. Учет и отчетность при банкротстве (конкурсном производстве)// Финансовая газета. — 2001. — № 2, 4, 5.

20

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгорШ ъ ъРАКЖиы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.