Научная статья на тему 'Роль интерактивных учебных пособий в обучении школьников в условиях введения ФГОС второго поколения'

Роль интерактивных учебных пособий в обучении школьников в условиях введения ФГОС второго поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2647
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / INTERACTIVE TUTORIAL / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES / ELECTRONIC TEXTBOOK / FSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саликов Денис Александрович

Рассматривается проблема использования интерактивных учебных пособий в обучении школьников. Основное внимание акцентируется на возможностях интерактивных учебных пособий, которые могут позитивно влиять на учебный процесс в связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INTERACTIVE TUTORIALS IN TRAINING PUPILS IN THE CONDITIONS OF INTRODUCTION OF FSES

The article studies the problem of interactive tutorials usage in teaching students. The attention is focused on the possibilities of interactive tutorials which can positively affect the learning process in the conditions of transition to federal state educational standards of the second generation.

Текст научной работы на тему «Роль интерактивных учебных пособий в обучении школьников в условиях введения ФГОС второго поколения»

УДК 37.013:004 ББК Ч404.44

ГСНТИ 14.35.07

Код ВАК 13.00.02

Саликов Денис Александрович,

учитель информатики, заместитель директора по ИКТ, муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Ухо-ловская средняя общеобразовательная школа Ухоловского муниципального района»; аспирант, Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина; 390000, г. Рязань, ул. Свободы, д. 46.

РОЛЬ ИНТЕРАКТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: интерактивное учебное пособие; электронные образовательные ресурсы; электронный учебник; федеральные государственные образовательные стандарты.

АННОТАЦИЯ. Рассматривается проблема использования интерактивных учебных пособий в обучении школьников. Основное внимание акцентируется на возможностях интерактивных учебных пособий, которые могут позитивно влиять на учебный процесс в связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения.

Salikov Denis Aleksandrovich,

Computer Science Teacher, Deputy Director for ICT Implementation, Municipal Budget Educational Institution of Uholovsky municipal district “MBEI Uholovsky School”; Post-graduate Student, Ryazan State University named after S. A. Esenin, Ryazan, Russia.

THE ROLE OF INTERACTIVE TUTORIALS IN TRAINING PUPILS IN THE CONDITIONS OF INTRODUCTION OF FSES

KEY WORDS: interactive tutorial; electronic educational resources; electronic textbook; FSES.

ABSTRACT. The article studies the problem of interactive tutorials usage in teaching students. The attention is focused on the possibilities of interactive tutorials which can positively affect the learning process in the conditions of transition to federal state educational standards of the second generation.

З

аметнои тенденцией развития сферы общего образования в последние годы стало использование информационных технологий в учебном процессе. Требования к выпускникам школ постоянно расширяются. Это, в свою очередь, заставляет школы стремиться к повышению качества образовательных услуг, что недостижимо без активного использования новых информационных технологий в образовательном процессе. Особое место среди них занимают интерактивные учебные пособия.

Внедрение современных педагогических технологий подразумевает широкое использование ИКТ в образовательном процессе. К данным технологиям относятся, в частности, презентации, автоматизированная поддержка лекционных курсов, аудио- и видеоконференции и т. д. Информационное обеспечение образовательного процесса включает в себя средства доступа к распределенным информационным ресурсам, банку электронных библиотек, подсистемам дистанционного обучения (электронные лекции, учебно-методические материалы, удаленный контроль знаний, интерактивные электронные ресурсы и т. д.) [1]. Актуальность данного исследования заключается в том, что в настоящее время отсутствует адекватная современным идеям образования концепция создания и использования компьютерных обучающих средств, в частности интерактивных учебных пособий.

Цель настоящей статьи состоит в определении роли интерактивных учебных по-

собий для профильного обучения в рамках введения федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.

По своей природе интерактивное учебное пособие является электронным образовательным ресурсом (ЭОР). В современных условиях информатизации для успешного решения задач образования учителю необходимо быть компетентным не только в области грамотного использования готовых электронных образовательных ресурсов, но и в области создания и применения авторских ЭОР, реализующих личные методические находки на основе использования прикладных и инструментальных программных средств для мультимедийного сопровождения занятий классно-урочной системы и системы внеклассных занятий и мероприятий.

ЭОР - это учебные материалы, хранимые и передаваемые в цифровой форме, для создания и воспроизведения которых используются информационные и коммуникационные технологии, ориентированные на достижение следующих целей:

• предоставления учебной информации с привлечением средств технологии мультимедиа;

• осуществления обратной связи с пользователем при интерактивном взаимодействии;

• контроля результатов обучения и продвижения в учении;

• автоматизации процессов информационно-методического обеспечения учебно-

© Саликов Д. А., 2014

воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением [2].

В настоящее время определение термина «интерактивное учебное пособие» не сформулировано. Чтобы лучше разобраться в сущности этого понятия, обратимся к терминам «учебник», «учебное пособие», «электронный учебник».

Под учебником, в соответствии с существующими определениями этого термина, понимается:

- средство обучения;

- источник учебной информации;

- основной и ведущий вид учебной литературы [3].

Учебное пособие, наряду с учебником, является разновидностью учебной литературы. В письме Минобразования РФ от 23 сентября 2002 г. «Об определении терминов “учебник” и “учебное пособие”» отмечено, что «учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника, пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме».

Таким образом, под учебным пособием понимается:

- средство обучения;

- источник учебной информации;

- вид учебной информации, дополняющей учебник.

С учетом всего вышеизложенного обратимся к понятию «электронный учебник» и сформулируем определение термина «интерактивное учебное пособие».

В результате рассмотрения различных трактовок термина «электронный учебник», приходим к выводу, что под ним понимается:

- электронное средство обучения;

- источник учебной информации;

- дополнение печатного издания;

- основное учебное электронное издание.

Сравнив понятия учебника и электронного учебника, мы видим, что они практически идентичны. Следовательно, можно предположить, что понятия «учебное пособие» и «электронное учебное пособие» будут также идентичны.

Исходя из определения термина «учебное пособие», сформулируем определение термина «электронное учебное пособие». Электронное учебное пособие - это электронное средство обучения, являющееся источником учебной информации и дополняющее учебник, содержащее темы учебного материала в более расширенном плане. Очевидно, что понятие «интерак-

тивное учебное пособие» будет частично схоже с понятием «электронное учебное пособие», но для его формулировки нам потребуется определить термин «интерактивный режим». Интерактивный режим (от англ. interaction - взаимодействие) -режим диалога, непосредственное взаимодействие человека и компьютера [4].

На основе вышеизложенного сформулируем понятие «интерактивное учебное пособие». Интерактивное учебное пособие -это электронное средство обучения, являющееся источником учебной информации и дополняющее учебник, содержащее темы учебного материала в более расширенном плане и работающее в режиме непосредственного взаимодействия человека и компьютера.

Дав формулировку понятия, отражающего исследуемый объект, перейдем к определению его роли для профильного обучения школьников в свете введения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения.

Реализация большинства поставленных перед системой общего образования Российской Федерации задач невозможна без использования современных методов и средств информатизации, к которым относятся информационно-коммуникационные технологии.

При перечислении информационнометодических условий реализации примерной основной образовательной программы основного общего образования сказано, что образовательное учреждение должно иметь интерактивный электронный контент по всем учебным предметам, в том числе содержание предметных областей, представленное учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться. В связи с этим сложно переоценить преимущества интерактивных учебных пособий.

Внедрение в образовательный процесс интерактивных учебных пособий позволяет активизировать учебную деятельность и повысить результативность процесса обучения в целом, способствует развитию самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности школьников, повышению их познавательного интереса.

Преимущества интерактивных учебных пособий перед традиционной учебной литературой состоят в том, что они:

- создают условия для самообразования обучаемого с возможностью выбора места и времени работы, а также темпа обучения;

- позволяют в большей степени индивидуализировать обучение;

- дают возможность работать с моделями изучаемых объектов и процессов;

- дают возможность представления в мультимедийном формате уникального контента (картин, рукописей, видеохроник и т. д.);

- дают возможность автоматизированного контроля и выставления объективной оценки знаниям учащегося.

Основное преимущество применения интерактивного учебного пособия - это наличие обратной связи между учеником и элементами пособия.

К основным для интерактивного учебного пособия можно отнести возможности:

- построения простого и удобного механизма навигации в пределах одного пособия;

- встроенного автоматизированного контроля знаний школьника;

- специального варианта структурирования материала;

- адаптации учебного материала пособия к уровню знаний обучаемого, что является катализатором резкого роста уровня мотивации школьника.

В методике преподавания интерактивное учебное пособие рассматривается как новый тип учебного материала. Назначение интерактивного учебного пособия заключается в предоставлении больших возможностей учащемуся в аспекте объема знаний и выработки навыков. Это позволяет организовать индивидуальный процесс обучения с проверкой уровня усвоения учебного материала.

Поставленные цели можно реализовать следующим образом: школьник получает задание для практической части работы, четкий инструктаж по ее выполнению и самостоятельно выполняет работу, опираясь на материалы интерактивного учебного пособия. Учитель же лишь играет роль консультанта в сложных вопросах.

Использование интерактивного учебного пособия в учебном процессе способствует:

- росту качества образования;

- снижению затрат (материальных и интеллектуальных) на организацию и проведение занятий;

- повышению оперативности обеспечения учебного процесса учебно-методическими средствами при изменении структуры и содержания обучения.

Стоит отметить, что не существует единых методических рекомендаций для учителя по использованию интерактивного учебного пособия в образовательном процессе. Не совсем ясны место и роль педагога в обучении, которое построено на применении интерактивных учебных пособий, сте-

пень его участия в процессе обучения и характер работы.

Непременным условием использования интерактивных учебных пособий является личная заинтересованность педагога в их применении. Преподаватель должен осознавать, что применение интерактивного учебного пособия помогает ему решать некоторые педагогические задачи более эффективно (например, развить навыки практической работы, управлять учебной деятельностью, активизировать внимание обучаемых на изучаемом материале и т. д.).

Позитивное влияние оказывает применение интерактивных учебных пособий и на учителя - они позволяют ему раскрыть свой творческий потенциал, чему служат:

- проведение практических и лабораторных занятий в форме самостоятельной работы за компьютерами (за учителем остается роль руководителя и консультанта);

- быстрый, эффективный и беспристрастный контроль знаний обучающихся, определение содержания и уровня сложности заданий;

- индивидуализация заданий, особенно в части домашних и контрольных заданий.

Из всего вышесказанного можно заключить, что интерактивные учебные пособия в настоящее время являются актуальным направлением в развитии информационных технологий, нацеленных на помощь учителю и обучающемуся в образовательном процессе в рамках реализации ФГОС второго поколения. Использование интерактивных учебных пособий в школе отвечает требованиям, предъявляемым ФГОС второго поколения к организации образовательного процесса. Интерактивное учебное пособие представляет собой принципиально новое педагогическое программное средство, предназначенное прежде всего для предоставления новой учебной информации, дополняющее печатные издания, служащее для дифференцированного и самостоятельного обучения и позволяющее в ограниченной мере контролировать полученные знания и умения обучающегося. Используя стандартный понятийный аппарат учебной литературы и понятие «электронный учебник», мы выделили характеристики понятия «интерактивное учебное пособие», рассмотрели возможности применения интерактивного учебного пособия в учебном процессе, определили роль интерактивных учебных пособий в обучении школьников в условиях введения ФГОС второго поколения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Герова Н. В., Лихачев В. Е. Информационные технологии в системе качества высшего и среднего образования : моногр. / Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина. Рязань, 2009.

2. Данилова О. В. Подготовка студентов педвузов в области разработки и использования ЭОР // Информатика и образование. 2010 № 4. С. 120-122.

3. Овчинникова Е. Н. К определению терминов «учебник» и «учебное пособие» // Гуманитарные научные исслед. 2012, май. URL: http://human.snauka.ru/2012/05/1189.

4. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2006.

Статью рекомендует канд. техн. наук, доц. М. В. Лапенок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.