Научная статья на тему 'Роль интеллектуальной собственности в преодолении экономической отсталости'

Роль интеллектуальной собственности в преодолении экономической отсталости Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
605
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ПРАВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / НАИМЕНЕЕ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ / НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гурова М. В.

В статье изучается роль интеллектуальной собственности в технологическом и экономическом развитии, исследуются причины ужесточения прав интеллектуальной собственности на национальном и международном уровне в условиях глобализации экономики, обосновывается необходимость формирования баланса между частными и общественными интересами в регулировании отношений интеллектуальной собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль интеллектуальной собственности в преодолении экономической отсталости»

Гурова М.В.

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

РОЛЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ПРЕОДОЛЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОТСТАЛОСТИ

В статье изучается роль интеллектуальной собственности в технологическом и экономическом развитии, исследуются причины ужесточения прав интеллектуальной собственности на национальном и международном уровне в условиях глобализации экономики, обосновывается необходимость формирования баланса между частными и общественными интересами в регулировании отношений интеллектуальной собственности.

Ключевые слова: инновационное развитие, права интеллектуальной собственности, наименее развитые страны, национальная стратегия интеллектуальной собственности.

В условиях инновационного развития увеличивается роль знаний, растет их рыночная ценность, как для компаний, так и для национальных экономик, это ведет к росту проблемы защиты прав авторов. Собственность авторов на информацию и знания, произведенные в результате их интеллектуальной деятельности в области промышленности, науки, литературы и искусства, которые, поступая на рынок, приобретают экономическую ценность, называют интеллектуальной собственностью (ИС). Для их защиты общество формирует такой институт, как права интеллектуальной собственности (ПИС): это юридические правила, нормы и регулирующие акты, которые предотвращают неразрешенное использование интеллектуальных продуктов. ПИС распространяются на широкий круг видов интеллектуальной собственности: промышленная собственность, литературная и художественная собственность, закрытая информация.

В «Докладе о наименее развитых странах за 2007 год» (ЮНКТАД) отмечается, «что защита прав интеллектуальной собственности в корпоративных стратегиях перешла от оборонительной к наступательной позиции, включая противодействие входу потенциальных конкурентов, поскольку патенты и авторские права рассматриваются как единственное средство получения ценности от нематериальных активов» [10, 92].

Интеллектуальная собственность носит инвестиционный характер. Например, в российском законе «Об иностранных инвестициях» одним из видов иностранной инвестиции признаются «имеющие денежную оценку исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная соб-

ственность)» [3]. ИС может играть роль значимого стратегического актива, поэтому обязательства о защите прав интеллектуальной собственности включаются во многие двусторонние инвестиционные соглашения, что отражает важность защиты этого нематериального актива в инвестиционных операциях, особенно в том случае, когда они связаны с развитием передовых технологий [9]. Проблема использования интеллектуальной собственности регулируется и на наднациональном уровне: в двусторонних, региональных и многосторонних соглашениях. Многостороннее регулирование находит отражение в конвенциях и соглашениях по различным видам интеллектуальной собственности, заключаемых в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) и Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС).

Всемирная организация интеллектуальной собственности была создана в 1967 г. Главная ее цель заключается в том, чтобы «содействовать охране интеллектуальной собственности во всем мире путем сотрудничества государств и в соответствующих случаях во взаимодействии с любой другой международной организацией» [2]. Накануне тридцатилетнего юбилея ВОИС началась разработка Всемирной декларации по интеллектуальной собственности, которая завершилась в 2000 г. Цель этого документа заключается в том, чтобы разъяснить преимущества интеллектуальной собственности и охраны ПИС и тем самым внести вклад в глобальную систему интеллектуальной собственности и ВОИС.

В декларации подчеркивается связь права интеллектуальной собственности с теми правами, которые закреплены в статье 27 Всеоб-

Гурова М.В.

Роль интеллектуальной собственности..

щей декларации прав человека, принятой Организацией Объединенных Наций в 1948 г.:

■ «Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами».

■ «Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является».

Всемирная декларация прав интеллектуальной собственности указывает, в чем заключается их ценность. Прежде всего ПИС стимулируют авторов и обеспечивают на равной основе доступ пользователей к благам творческой деятельности. Они являются важной и неотъемлемой частью правовых систем, нацеленных на то, чтобы регулировать на справедливой основе гражданское поведение авторов и пользователей и, таким образом, обеспечивать универсальную охрану интересов всех. Кроме этого, права интеллектуальной собственности являются ключевым инструментом в решении главной задачи, стоящей перед человечеством, а именно: развитие для всех. В контексте этой задачи эффективные системы интеллектуальной собственности являются необходимой предпосылкой для привлечения капиталовложений в важнейшие секторы национальной экономики, особенно в развивающихся странах и странах с переходной экономикой.

В декларации определены руководящие принципы и рекомендуемые действия. В числе руководящих принципов наряду с необходимостью признания и высокой оценки вклада авторов и недискриминации в отношении держателей прав по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии указывается на необходимость развития прав интеллектуальной собственности с тем, чтобы «обеспечить надлежащий баланс между охраной прав авторов и интересами пользователей интеллектуальной собственности» [1] . Еще один принцип, имеющий важное значение для развития, - это признание необходимости предпринять «особые усилия по обеспечению возможностей для развивающихся стран и стран с переходной экономикой воспользоваться нормально функционирующими и эффективными системами интеллектуальной собственности, включая оказание соответству-

ющей юридической помощи, модернизацию ведомств интеллектуальной собственности, помощь в подготовке людских ресурсов и совершенствовании механизмов защиты» [1].

Ценности и принципы в отношении интеллектуальной собственности, заявленные в декларации, обосновывают необходимость ее защиты с точки зрения таких критериев, как справедливость, эффективность, развитие. В документе указывается, что «исторически интеллектуальная собственность была и остается одним из основных и необходимых элементов прогресса и развития всего человечества» [1]. Однако в их реализации на практике возникает ряд противоречий. Главное противоречие заключается в том, что права интеллектуальной собственности, составляющие главную институциональную предпосылку рыночной оценки заслуг авторов и их вклада в развитие знаний, могут препятствовать быстрому распространению новых знаний в интересах всего общества в целом. В связи с этим в литературе формулируется проблема, известная как «компромисс в отношении знаний» (knowledge trade-off). Одну сторону этого компромисса составляет потребность обеспечить возможности для производителя знания получить вознаграждение, другую

- потребность общества в максимальном и быстром распространении знаний. Требуется баланс между стремлением автора к максимизации частной выгоды, с одной стороны, и оптимальным с точки зрения общества использованием знаний, с другой стороны. В условиях глобализации экономики это противоречие воспроизводится и на международном уровне в отношениях между развитыми и развивающимися странами в вопросе передачи технологий.

В экономике происходят изменения, которые ведут к снижению эффективности действующей системы защиты прав интеллектуальной собственности. Их описание дается в публикации ОЭСР «Инновации и рост: необходимость инновационной стратегии» [8, 10]. Во-первых, появились новые технологии, которые изначально не были защищены патентной системой, особенно в сфере программного обеспечения и биотехнологий. Во-вторых, глобализация привела к тому, что имитация и подделки хорошо вознаграждаются по мере расширения рынка и становятся более доступными, так как целый ряд стран испытывают значительный рост тех-

нологических мощностей, который не сопровождается соответствующим развитием систем по защите ПИС. В-третьих, ИКТ, и особенно Интернет, значительно облегчают копирование креативного содержания.

В этих условиях появляется тенденция ужесточения защиты прав интеллектуальной собственности. Во многих странах принимаются законы, направленные на усиление их защиты, например, патентование теперь распространяется на генетические материалы и на разработки в области программного обеспечения, защита авторских прав продлена в Европе в 1993 г. и в США в 1998 г. на срок до 70 лет после смерти автора и распространена на произведения, созданные в цифровом формате. Международные стандарты защиты ПИС, особенно по отношению к развивающимся странам, были значительно ужесточены в Соглашении ВТО по торговым аспектам интеллектуальной собственности (ТРИПС), в соглашениях ВОИС.

Главным аргументом в пользу ужесточения защиты ПИС является то, что они обеспечивают стимулы для изобретений и инноваций. Однако преимущества от защиты ПИС в мировой экономике распределяются неравномерно: 74% всех патентов приходится на США, Японию, Республику Корею, Китай и Европейский патентный отдел, доля НРС в глобальном патентовании остается незначительной, при этом большая ее часть приходится на нерезидентов [9, 93].

В «Докладе о наименее развитых странах за 2007» год указывается на то, что жесткие требования в Соглашении ВТО по торговым аспектам интеллектуальной собственности были приняты в 1994 г. под сильным давлением компаний из США, Японии и Европы, действующих в фармацевтике и индустрии развлечений [10, 95]. Для наименее развитых стран (НРС) предусмотрены некоторые льготы:

- переходный период (до 2006 г.), продленный до 1 июля 2013 г., а по фармацевтическим продуктам - до 2016 г.;

- техническая помощь в создании национальной правовой основы регулирования ПИС;

- отдельные изъятия в использовании патентов (использование для экспериментальной работы, государственное использование и др.).

Однако в двусторонних и региональных соглашениях на НРС зачастую накладывают-

ся дополнительные к ТРИПС обязательства, которые существенно сокращают льготы. В рамках ВТО многие развивающиеся страны выступают за реформирование этого многостороннего соглашения [4, 367-368], на сегодняшний день приняты некоторые изъятия, которые учитывают их интересы [5].

Опыт многих развивающихся стран указывает на то, что глобальная политика в области ПИС, осуществляемая ВТО, ВОИС и другими международными организациями, носит узкий юридический характер и не учитывает проблемы развития, она может препятствовать экономическому развитию стран, которые являются «чистыми» импортерами технологий и сильно зависят от знаний, получаемых из-за рубежа. В научной литературе, посвященной проблемам интеллектуальной собственности, поднимается вопрос о том, в какой степени существующие правила и методы защиты ПИС обеспечивают баланс между стимулированием инноваций, с одной стороны, и расширением доступа к знаниям - с другой. Еще один дискуссионный вопрос: в какой степени контроль, которым обладают владельцы ПИС, может угрожать конкуренции, справедливому использованию и распространению технологий.

Во многих публикациях указывается на то, что регулирование ПИС должно быть эффективным и обеспечивать баланс стимулов к инновационной деятельности с учетом доступа к знаниям [6, 18]. Эта проблема включает такие аспекты как изъятия и ограничения в использовании ПИС (например, изъятия в связи с исследовательской деятельностью (research exemptions) и правила честного использования (rules on fair use)). Указывается также на необходимость поощрять экономическое использование ПИС, например, посредством надлежащих методов лицензирования, совместного лицензирования и создания патентных пулов.

В настоящее время Всемирная организация интеллектуальной собственности признает наличие асимметрий в глобальном распределении знаний. На 31-й сессии Генеральной Ассамблеи ВОИС (сентябрь 2004 года, Женева) Бразилия и Аргентина при поддержке Боливии, Кубы, Доминиканской Республики, Эквадора, Ирана, Кении, Сьерра-Леоне, Южной Африки, Республики Танзании и Венесуэлы выступили с предложением учредить Повестку развития

(Development Agenda). В связи с этим была инициирована дискуссия, посвященная Повестке развития. Ее философскую основу составляет признанный ВОИС тезис о том, что права интеллектуальной собственности должны устанавливаться в соответствии с уровнем развития в разных странах мира и что защита частных интересов должна быть сбалансирована с более широким кругом общественных интересов [10, 100].

В рамках ВОИС проблемы развития были включены в Программу сотрудничества в целях развития. Она нацелена на создание и укрепление учреждений по вопросам интеллектуальной собственности, обеспечение юридического консультирования и помощи, поддержку местной инициативной, инновационной и креативной деятельности, подготовку государственных служащих и работников делового сектора, распространение патентной информации и знаний об интеллектуальной собственности. Программа предназначена главным образом для развивающихся стран и стран с переходной экономикой в вопросах эффективного использования интеллектуальной собственности как инструмента социального, экономического и культурного развития. Ее цели согласуются с программой ООН «Цели развития на пороге третьего тысячелетия ООН» (Millennium Development Goals). В связи с принятием Повестки развития в этой программе появились новые приоритеты [7, 2]. Во-первых, это помощь в создании активов интеллектуальной собственности и получении реальных выгод от их владения. Во-вторых, юридическое и общее консультирование в вопросах использования изъятий, предусмотренных в рамках ТРИПС и соглашений ВОИС, которые предоставляют определенные льготы для развивающихся стран, также в вопросах заключений региональных соглашений.

Для развития этого направления в рамках ВОИС в 2004 г. был создан Сектор экономического развития (WIPO Economic Development Sector), а для разработки Повестки развития -специальный комитет (Provisional Committee on Proposals Related to a WIPO Development Agenda (PCDA)). В 2007 г. были утверждены рекомендации в отношении технической помощи, разработки норм, изъятий, проблем политики и общественных интересов, а также пере-

дачи технологий, ИКТ и доступа к знаниям. Кроме того, ВОИС осуществляет мониторинг национальных стратегий интеллектуальной собственности. Содействие в их разработке осуществляет Отдел интеллектуальной собственности и новых технологий ВОИС (Intellectual Property and New Technologies Division).

Национальная стратегия интеллектуальной собственности - это совокупность инструментов, используемых правительством с целью способствовать эффективному созданию, развитию и управлению интеллектуальной собственностью. Она направлена на создание, владение и управление активами в целях экономического роста и удовлетворения национальных потребностей. С ее помощью государство определяет возможности использования ИС для продвижения и укрепления научных и технологических исследований, разработок и их коммерциализации. Стратегия интеллектуальной собственности включает краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные компоненты, согласованные с другими национальными стратегиями и институциональной политикой в области науки, образования, финансов, торговли и т. д. В России разработку национальной стратегии интеллектуальной собственности осуществляет Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент), представляющая интересы нашей страны в ВОИС. В охране прав интеллектуальной собственности Россия пока еще заметно уступает многим странам мира. В рейтинге глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index), который осуществляет Всемирный экономический форум, в 2007 г. Россия занимает 58-е место [12, 14]. При его определении учитываются многочисленные факторы, в том числе институциональное развитие, в частности защита частной собственности и ПИС. В рейтинге защиты прав частной собственности наша страна занимает 122-е место и 115-е место в защите ПИС, что указывает на низкий уровень определения этих прав и защиты их законом [12, 376-377].

Таким образом, права интеллектуальной собственности - это институциональная предпосылка, которая создает стимулы в производстве, распространении и использовании знаний. Однако для полной реализации их преимуществ в условиях глобализации и неравномерного со-

циально-экономического развития необходимо преодолеть ограниченное понимание, которое сводит их к юридическому содержанию. В условиях интернационализации инноваций и роста взаимной зависимости стран мира в произ-

водстве и использовании информации и знаний, активов интеллектуальной собственности эта проблема должна решаться в контексте социально-экономического и инновационного развития.

Список использованной литературы:

1. Всемирная декларация по интеллектуальной собственности [Электронный ресурс]: [сформулирована и одобрена Консультативным комитетом ВОИС по вопросам политики 26 июня 2000 г.]/Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент). - 5 с. - Режим доступа: http://www.fips.ru/npdoc/INTERLAW / declar_wipo.htm, свободный. — Загл. с экрана.— Яз. рус.

2. Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности [Электронный ресурс]: [подписана в Стокгольме 14 июля 1967 года и изменена 2 октября 1979 года]/Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент). - 10 с. - Режим доступа: http://www.fips.ru/npdoc/INTERLAW/wipo/ wipo_conv_1.htm, свободный. — Загл. с экрана.— Яз. рус.

3. Российская Федерация. Законы. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации [Текст]: [федер. закон №160-ФЗ: принят Гос. Думой 25 июня 1999 г.] - 11 с. - Режим доступа: http://www.corp-gov.ru/upload/file/act 160.doc, свободный. — Загл. с экрана.— Яз. рус.

4. Development, Trade, and the WTO: A Handbook [Text] /Hoekman Bernard, Aaditya Mattoo, and Philip English [editors]. -Washington, The International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank, 2002. - 672 p. - ISBN 0-8213-4997-X.

5. Garrison, C. Exceptions to Patent Rights in Developing Countries// UNCTAD - ICTSD Project on IPRs and Sustainable Development Issue Paper [Electronic resource]/ International Centre for Trade and Sustainable Development (ICTSD). -Geneva, 2006. - №17. - 92 p. - Mode of access: http://www.iprsonline.org, free download. - Engl. - ISSN 1681-8954.

6. Globalisation and Structural Adjustment. Summary Report of the Study on Globalisation and Innovation in the Business Services Sector [Electronic resource]/OECD. - Paris, 2007. - 23 p. - Mode of access: http://www.oecd.org, free download. - Engl.

7. Information on WIPO’s Development Cooperation Activities (January 2000 - June 2005) [Electronic resource]/ WIPO/EDS/ INF/1 Rev. WIPO. - Geneva, 2005. - 561 p. - Mode of access: http://www.wipo.org, free download. - Engl.

8. Innovation and Growth: Rationale for an Innovation Strategy [Electronic resource]/OECD. - Paris, 2007. - 29 p. - Mode of access: http://www.oecd.org, free download. - Engl.

9. Intellectual Property Provisions in International Investment Arrangements//IIA Monitor. International Investment Agreements [Electronic resource]: UNCTAD/WEB/ITE/IIA/2007/1. - New York and Geneva, 2007. - №1. - 8 p. - Mode of access: http:/ /www.unctad.org, free download. - Engl.

10. The Least Developed Countries Report. Knowledge, Technological Learning and Innovation for Development [Text]/ UNCTAD/ LDC/2007. United Nations Publication. - United Nations, New York and Geneva, 2007. -189 p. - ISBN 978-92-1-112717-1.

11. OECD Science, Technology and Industry Scoreboard 2007 [Text]/OECD. - Paris, 2007. - ISBN 978-92-64-03788-5. - 129 p.

12. Porter, M., Sala-i-Martin, X., Schwab, K. The Global Competitiveness Report 2007-2008 [Text]: World Economic Forum/ Michael E. Porter, Xavier Sala-i-Martin, Klaus Schwab. - Palgrave Macmillan, New York, 2007. - 519 p. - ISBN-13: 978-1-40399637-4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.