Научная статья на тему 'Роль институционализации налогового консультирования в налоговых отношениях'

Роль институционализации налогового консультирования в налоговых отношениях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
440
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налог / крупнейший налогоплательщик / налоговое консультирование / tax / the largest taxpayer / tax consultation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Артеменко Дмитрий Анатольевич, Пименов Сергей Вячеславович

Актуальность настоящего исследования обусловлена тем фактом, что усложнившеесясовременное законодательство в сфере налогообложения сделало необходимым расширения системы налого-вого консультирования для того, что бы экономические агенты могли полностью и в срок исполнить своиналоговые обязательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Артеменко Дмитрий Анатольевич, Пименов Сергей Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF THE INSTITUTIONALIZATION OF TAX CONSULTATION IN THE TAX RELATIONS

Relevance of the real research is caused by that fact that the become complicated modern legislation in the sphere of the taxation made necessary expansions of system of tax consultation in order that economic agents could fulfill completely and in time the tax obligations.

Текст научной работы на тему «Роль институционализации налогового консультирования в налоговых отношениях»

Научный вестник ЮИМ №3' 2015

Финансы

УДК 336.02 ББК 65.261 А 86

РОЛЬ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ

(Рецензирована)

Артеменко Дмитрий Анатольевич,

доктор экономических наук, профессор Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону. Тел.: (928) 229 65 51, e-mail: dа[email protected]

Пименов Сергей Вячеславович,

аспирант Ростовского международного института экономики и управления, г. Ростов-на-Дону. Тел.: (863) 240 24 93, е-mail: [email protected]

Аннотация. Актуальность настоящего исследования обусловлена тем фактом, что усложнившееся современное законодательство в сфере налогообложения сделало необходимым расширения системы налогового консультирования для того, что бы экономические агенты могли полностью и в срок исполнить свои налоговые обязательства.

Ключевые слова: налог, крупнейший налогоплательщик, налоговое консультирование.

ROLE OF THE INSTITUTIONALIZATION OF TAX CONSULTATION IN THE TAX RELATIONS

Artemenko Dmitry Anatolyevich,

Doctor of economic Sciences, Professor of the Southern Federal University. Rostov-on-Don.

Ph.: (928) 229 65 51, e-mail: dа[email protected]

Pimenov Sergey Vyacheslavovich,

Graduate student of the Rostov International institute of economy and management, Rostov-on-Don. Ph.: (863) 240 24 93, е-mail: [email protected]

Summary. Relevance of the real research is caused by that fact that the become complicated modern legislation in the sphere of the taxation made necessary expansions of system of tax consultation in order that economic agents could fulfill completely and in time the tax obligations.

Keywords: tax, the largest taxpayer, tax consultation.

Согласование интересов бюджетной системы и экономических агентов в налоговом процессе создает базис для повышения эффективности деятельности хозяйствующих субъектов, свободной реализации экономических инициатив, обеспечивая рост общественного благосостояния. но нельзя не учитывать роль конфликта фискальной функции налогов с регулирующими компонентами налоговой политики, являющегося сдерживающим фактором для достижения качественных результатов в условиях напряженного исполнения бюджетов

всех уровней. Усиление фискальной активности налогового администрирования препятствует вполне нормальному стремлению налогоплательщика к уменьшению налоговых издержек через выбор оптимального с позиции налогообложения вида предпринимательской деятельности, использования установленных законом льгот и освобождений. Кроме того, современные тенденции налогообложения характеризуются усложнением технических правил расчета сумм налогов и процедур взаимодействия с налоговыми органами, противоречия-

43

Финансы

Научный вестник ЮИМ №3' 2015

Таблица!

Определение понятия «налоговое консультирование»

Гущина Т. Н. Демишева Т. А. Дедкова Е. Г. Черник Д.Г., Кирина Л.С., Балакин В.В. Башкирова Н.Н., Сугробова Е. Б. Дорошина О.П.

направление экономикоправового консалтинга и самостоятельная сфера экономической деятельности вид профессиональной деятельности по оказанию на платной основе услуг налогоплательщикам, содействующих оптимальному исполнению обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством услуги, оказываемые на возмездной основе, по ведению налогового учета и разработке не запрещенных законодательно схем налоговой оптимизации, учитывая особенности деятельности организации-клиента способ реализации прав конкретного налогоплательщика на получение квалифицированной помощи профессионала Деятельность по передаче клиентам знаний о системе налогообложения и происходящих в ней изменениях сочетание пассивной помощи в виде оказания услуг при выполнении налоговых обязанностей и активного консалтинга с целью минимизации налоговой нагрузки в рамках законодательства

ми в толковании положений законодательства, неопределенностью перспектив установления уровня налоговой нагрузки.

В наше время присутствует конфликт интересов:

- безусловный приоритет налоговой политики со стороны государства - увеличение доходов за счет налоговых поступлений.

- организации-налогоплательщики преследуют иные цели - эффективное развитие, на основе экономической независимости, обеспечения достойного уровня жизни работников, достижения приемлемой для собственников и потенциальных инвесторов отдачи на вложенный капитал.

В связи с вышесказанным данные противоречия необходимо урегулировать путем установления справедливой величины налоговых изъятий и налоговой оптимизации.

Данное обстоятельство явилось основным фактором, детерминирующим возникновение практики налогового консультирования, ориентированного на управление налогооблагаемой базой, то есть выбор наиболее выгодного варианта экономической деятельности не только с точки зрения роста доходов организации, но и снижения затрат на уплату налогов с учетом законодательных ограничений. Более того, нельзя не отметить, что совершенствование современной системы налогообложения в России и усиление ее фискальной направленности существенно усложняет расчет многих видов налогов, что повлекло значительные расходы на подготовку налоговой отчетности и прохождение процедур налогового контроля, не уменьшив при этом риски дополнительных расходов в результате некорректного применения налогового законодательства.

Большинством исследователей налоговое консультирование рассматривается как разновидность услуги, оказываемой в рамках профессиональной деятельности независимых специалистов, обладающих знаниями в сфере налогообложения (табл. 1).

В проекте Федерального закона «О налоговом консультировании налоговое консультирование определено как вид профессиональной деятельности по оказанию заказчику (консультируемому лицу) на платной основе услуг, содействующих должному исполнению налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами и иными лицами обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах1. Однако, не справедливо рассматривать налоговое консультирование только как услуги, оказываемую специалистами на договорной основе, ведь оно может быть представлено как обеспечение рационального выбора стратегии поведения налогоплательщика.

Решение налогоплательщика об уклонении от уплаты налога или его минимизация принимается в случае, если ожидаемые выгоды превышают потенциальные издержки. Возможна и ситуация, когда налогоплательщик идет на превышение допустимого законом уровня налоговых обязательств добровольно, исключая собственные риски неоднозначного толкования законодательства, содержащие негативный потенциал налоговых конфликтов.

Необходимость рационализации выбора определяется не только оценкой уровня налоговой нагрузки, но и степенью индивидуальной финансовой ответственности налогоплательщика, а также иных

1 Официальный сайт Палаты налоговых консультантов [Электронный ресурс]. URL:http://www. palata-nk.ru/php/content.php?id=2452 (дата обращения: 20.11.2013).

44

Научный вестник ЮИМ №3' 2015

Финансы

обязанных лиц, которая установлена налоговым законодательством в виде финансовых санкций (денежных взысканий), а также мерами административной и уголовной ответственности. Вот лишь некоторые факторы, оказывающие влияние на результат принимаемого решения:

1. Ограниченная рациональность индивидов. Это обстоятельство предполагает риск просчета вследствие ограниченных знаний о методике формирования налогового обязательства и неполноты исходной информации, что вынуждает налогоплательщика руководствоваться определенным набором налоговых схем, сведения о которых могут быть получены как самостоятельно, так и от других лиц, в том числе - от финансовых и налоговых органов и независимых специалистов по налогообложению. Не обладая всей полнотой знаний налогового законодательства, налогоплательщик может совершить налоговое правонарушение, в том числе - не предумышленно.

2. Неразвитость институциональной среды, включающей совокупность законодательных и нормативно-правовых актов, а также судебных решений по налоговым спорам, которая призвана обеспечить выбор из допустимых альтернативных вариантов принимаемого решения, а также экономить ресурсы, затрачиваемые на поиск приемлемого варианта.

3. Вероятность оппортунизма со стороны налоговых органов, экономическая предопределенность которого связана с превышением ожидаемых фискальных выгод над необходимостью соблюдения прав налогоплательщика на применение льготных условий, предусмотренных законом.

4. Стремление к минимизации трансакционных издержек, связанных с исполнением налоговой обязанности, взаимодействием с налоговыми администраторами в процессе осуществления контрольных мероприятий, уплатой пеней и штрафных санкций, применением обеспечительных мер по принуждению к уплате (приостановление операций по счетам, арест имущества, запрет на совершение операций с имуществом, взыскание задолженности за счет имущества).

Воздействие всех выше указанных факторов в совокупности, изменения налогового законодательства, наличие внутренних противоречий, а так же неопределенность и возможная иррациональность правил вынуждают налогоплательщика искать меры поддержки, позволяющие обеспечивать уверенность в правильности выбора решений по налогообложению. Услуги налогового консультирования - вот что сможет обеспечить существенное содействие налогоплательщику в такой ситуации.

В рамках неоинституционального подхода ин-

ститут налогового консультирования может быть представлен[1, 255]:

- как совокупность правил, призванных упорядочить конкретные взаимоотношения и повысить их предсказуемость за счет четкого определения функциональных ролей, возможностей и ограничений действий в сфере налогообложения, условий взаимодействия участников отношений;

- как способ согласования на контрактной основе интересов участников налоговых отношений, обеспечиваемого достижением равновесия в процессе формирования и исполнения налоговых обязательств.

Необходимо отметить, что в современных исследованиях экономического содержания института налогового консультирования нашли свое отражение обе концепции. Так, Т.Н. Гущина рассматривает налоговое консультирование как встроенный рыночный механизм, задачами которого является создание равных условий хозяйствования, формирование эффективной модели бизнеса, снижение налоговых рисков с учетом специфики деятельности хозяйствующего субъекта в конкурентной среде[3, 90-95].

С учетом приведенных подходов, институт налогового консультирования выступает системой поддержки принятия решений налогообязанными лицами (налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами, банками), основанной на использовании профессиональных суждений и тенденций правоприменительной практики относительно применения нормативно закрепленных правил исполнения налоговой обязанности и принуждения к ее исполнению.

В современных условиях, когда на передний план выходят такие проблемы, как профилактика налоговых правонарушений и предупреждение ущерба, возникшего вследствие нерациональных (с точки зрения возможных налоговых последствий) решений по распределению результатов экономической деятельности, развитие системы налогового консультирования особенно актуально. [2, 118]

Сокращение трансакционных издержек участников налоговых отношений, устранение деформаций в применении институционализированных правил налогообложении, гарантия прав законопослушных налогоплательщиков на информирование и помощь в исполнении налоговой обязанности - вот далеко не полный список благ, которые могут быть обеспечены с помощью налогового консультирования.

Налогоплательщик при принятии решения о выполнении налоговых обязательств и о реализации гарантированных ему прав стремится, что бы соотношению выгод и издержек исполнения тре-

45

Финансы

Научный вестник ЮИМ №3' 2015

бований налогового законодательства было как можно более рациональным. Если ожидаемые выгоды превышают потенциальные издержки, налогоплательщик мотивируется к уклонению от обязательств или к их минимизации. С другой стороны, налогоплательщик может сознательно платить налоги в сумме, превышающей установленный законом уровень, стараясь исключить риск неоднозначного толкования законодательства.

В ходе усиленного развития культуры налоговых отношений отмечается развитие налоговое консультирование в следующих направлениях: [ 4, 93-94]:

- профессиональная деятельность налоговых консультантов, аудиторов, юристов, адвокатов, медиаторов, арбитражных управляющих, финансовых посредников, выступающих в качестве независимых специалистов. При этом, налоговые консультанты выполняют специализированные функции налогового консультирования, в то время как остальные специалисты осуществляют консультирование по налоговым вопросам в виде сопутствующих услуг;

- реализация публичных функций государственными органами по разъяснению положений налогового законодательства. Здесь предполагается ведение разъяснительной работы, консультирование по запросам налогоплательщиков по конкретным ситуациям и осуществление налогового аудита при досудебном урегулировании налоговых споров.

- деятельность специалистов и специализированных подразделений в составе крупных и крупнейших налогоплательщиков, осуществляющих консультирование дочерних компаний, территориально обособленных подразделений в виде вну-

треннего контроля, налогового учета, применения трансфертных цен.

Таким образом, объективные условия развития налоговых отношений приводят к расширению состава субъектов, осуществляющих консалтинг по налоговой проблематике как на основе договорных отношений в рамках гражданского оборота, так и в рамках публичных услуг. Кроме того, налоговое консультирование охватывает многообразие не только субъектов, но и объектов, экономических условий осуществления консультационной деятельности и финансирования этой деятельности. Это обстоятельство требует упорядочить функционирование данной сферы, что предполагает процесс институционализации, включающий в себя моделирование институтов налогового консультирования разных типов с целью их рациональной организации и обеспечения соблюдения корпоративных (частных) и публичных интересов.

ИСТОЧНИКИ:

1. Артеменко Д.А., Артеменко Г.А. Формирование и оценка трансакционных издержек налогового администрирования // Journal of Economic Regulation. - 2013. - Т. 4. - № 3. - С. 113-120.

2. Артеменко Д.А. Механизм налогового администрирования: теория, методология, направления трансформации. - Ростов н/Д: Содействие-21 век, 2010. - С.255-261.

3. Гущина Т.Н. Теоретические основы налогового консультирования // Экономические и гуманитарные науки. - 2009. - № 5. - С. 91-93.

4. Демишева Т.А. Организация и методика налогового консультирования. - М.: МЦФЭР, 2004. -С. 12.

5. Дорошина О.П. Развитие налогового консультирования в России и его общественная роль // Вестник ТИСБИ. - 2011. - № 4. - С. 23.

46

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.