Научная статья на тему 'Роль иностранного языка в подготовке специалиста для химической промышленности в техническом вузе'

Роль иностранного языка в подготовке специалиста для химической промышленности в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
280
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ / КАРЬЕРНЫЙ РОСТ / ХИМИЧЕСКИЙ / МОТИВАЦИЯ / НАСЫЩЕНИЕ / СОДЕРЖАНИЕ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ КУРСЫ / ПОДГОТОВКА МЕНЕДЖЕРОВ / PROFESSIONAL INCREASE / PROMOTION / CHEMICAL / MOTIVATION / SATURATION WITH / CONTENTS / SPECIAL COURSES / TRAINING MANAGERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макаев Х. Ф.

Проанализирована роль дисциплины «Иностранный язык» в повышении мотивации у студентов будущих инженеров химической промышленности к их дальнейшему профессиональному и карьерному росту через ее соответствующее насыщение специальным содержанием, введение нетрадиционных для обычной системы технических вузов спецкурсов, введение в методику обучения элементов подготовки менеджеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF ENGLISH IN TRAINING A SPECIALIST FOR CHEMICAL INDUSTRY AT A TECHNICAL HIGHER SCHOOL

Positive role of English in heightening of students' motivation, of future engineers of chemical industry, to their further professional increase and promotion through its appropriate saturation with special contents, introduction of special courses unusual for common higher school system, introduction into the teaching method the managers training elements is stated.

Текст научной работы на тему «Роль иностранного языка в подготовке специалиста для химической промышленности в техническом вузе»

УДК 378.12.147+8

Х. Ф. Макаев

Роль иностранного языка в подготовке специалиста для химической промышленности в техническом вузе

Филиал Уфимского государственного нефтяного технического университета в г. Стерлитамаке

453118, г. Стерлитамак, пр. Октября, 2; тел. (3473) 24-24-80; факс (3473) 24-24-08

Проанализирована роль дисциплины «Иност ранный язык» в повышении мотивации у сту дентов — будущих инженеров химической про

мышленности к их дальнейшему профессиональному и карьерному росту через ее соответствующее насыщение специальным содержанием, введение нетрадиционных для обычной системы технических вузов спецкурсов, введение в методику обучения элементов подготовки менеджеров.

Ключевые слова: профессиональный рост, карьерный рост, химический, мотивация, насыщение, содержание, специальные курсы, подготовка менеджеров.

В условиях современного мира одним из существенных компонентов профессиональной деятельности специалистов всех видов промышленности, в том числе и химической, стало умение профессионального иноязычного общения, а роль дисциплины «Иностранный язык» в технических вузах значительно возросла в их профессиональной подготовке. В связи с этим, новый Государственный стандарт высшего профессионального образования требует учета профессиональной специфики иностранного языка, его нацеленности на реализацию задач будущей профессиональной деятельности выпускников '.

Острой проблемой в выборе необходимых методик преподавания иностранного языка, в повышении мотивации его изучения является непонимание студентами перспективных связей этой дисциплины со специальными, тем более, что эти связи могут быть опосредованными и отсроченными.

В контексте поставленной задачи одна из целей преподавателя иностранного языка — довести до сознания каждого студента видение и понимание возможности, предоставляемой профессией для его будущего продвижения и уровня достижений, которая и станет главным мотивом глубокого изучения иностранного языка.

Это определило выбор одного из способов решения поставленной задачи: внесение таких изменений в преподавание иностранного языка в техническом вузе, которые будут надежно формировать мотивацию к профессиональному и карьерному росту. Содержание этих из-Дата поступления 30.03.06

менений определяет не только программа-минимум (профессионально-квалификационная характеристика специалиста), но и программа-максимум его профессионального и карьерного роста (ближние и перспективные цели подготовки специалиста), реализуемые через профилирование иноязычной подготовки.

Сегодня с расширением международных производственных связей владение иностранным языком для специалистов химической промышленности приобрело коммерческую ценность. Иностранный язык начал восприниматься как реальное средство общения специалистов из разных стран и условие успешности международной научной деятельности. Поэтому учебный процесс проходил с учетом современных требований к иноязычной деятельности специалиста.

Требования включают письмо при создании и обмене лицензиями ноу-хау, свободное говорение и аудирование, адекватный перевод, сложные комплексные умения оперативного патентно-библиографического поиска и рецензирования, подготовка и проведение деловых бесед и выступлений, составление и ведение документации, использование паралингвисти-ческих элементов.

Для реализации этих требований на учебных занятиях особое внимание уделялось отработке навыков составления делового письма с профессиональным содержанием, телеграмм, телексов и телефаксов, заявления о приеме на работу в иностранную фирму, написания автобиографии, которые должны быть присущи специалисту любой сферы, химической промышленности в частности. Правила заполнения анкет о приеме на работу, сопроводительного письма, резюме и жизнеописания (автобиографии), написания деловых писем изучались на основе изучения образцов данных документов.

В настоящее время объем необходимых для человека знаний очень велик. На занятиях и во внеурочное время преследовалась цель: научить студентов «самостоятельно пополнять свои профессиональные знания, ориентироваться в потоке информации по специальности» 2.

На формирование внутренней мотивации к усвоению профессиональных знаний и инос-

Таблица

Данные опроса специалистов химической промышленности г. Стерлитамака (246 чел.) о роли иностранного языка в их профессиональном и карьерном росте

Вопросы Ответили положительно

Считаете ли Вы необходимым изучение иностранного языка в техническом вузе? 211 чел.

Как Вы считаете, может ли или мог бы иностранный язык являться составляющей Вашей дальнейшей профессиональной деятельности? 126 чел.

Может ли знание иностранного языка способствовать Вашему карьерному росту? 94 чел.

Согласны ли Вы с мнением, что знание иностранного языка может увеличить Вашу заработную плату? 107 чел.

транного языка как одного из носителей этих знаний повлияли элементы, имитирующие будущую профессиональную деятельность инженера и управленца. К ним относятся, например, ситуации иноязычного профессионального общения (знакомство с коллегами, обсуждение принципа работы механизмов, составление договора, проведение деловой встречи, собрания, прием на работу и т. д.), подготовка отзыва на техническую характе-ристику детали, составление технической документации на разработанную деталь, заказов, заявок, инструкций и др.

Повышению мотивации студентов — будущих инженеров химической промышленности к дальнейшему профессиональному и карьерному росту через иноязычную подготовку в вузе способствовали рассказы о роли иностранного языка и данные опроса специалистов данной области промышленных предприятий г. Стерлитамака, проведенного в 2005 г. (табл.). Результаты опроса показывают положительное отношение примерно половины опрошенных специалистов к изучению и знанию иностранного языка. Вместе с тем, прослеживается тенденция увеличения количества таких специалистов по сравнению с результатами опроса 2001 г.

В ходе обучения языку использовались диверсифицированные в зависимости от уровня начальной иноязычной подготовки программы, периодические специализированные и общественно-политические издания на иностранном языке, призванные реализовать связь практики преподавания английского языка с профилирующими дисциплинами и потребностями дальнейшего карьерного роста. Тематическое соответствие учебным программам профилирующих дисциплин помогало формированию семантического поля специальности. Насыщенность текстов специальной технической лексикой и терминологией позволяла усвоить подъязык специальности. Профилированная информационная насыщенность и новизна информации обусловили интерес к изучаемому материалу.

Формированию необходимых инженеру

химической промышленности профессиональных умений, предусмотренных квалификационными характеристиками, способствовало применение заданий и приемов, стимулирующих мыслительную деятельность студентов. Они позволили создать на занятиях по иностранному языку предпосылки для приобретения инженерно-значимых знаний, осуществления мыслительных действий и операций (анализ, синтез, сопоставление, прогнозирование и т. д.), которые, являясь общими для творческой деятельности в любой области, «широко используются при дальнейшем применении извлеченной при чтении информации» 3. В ходе иноязычной подготовки будущие специалисты получали «языковые, поведенческие и специфические навыки: навыки повседневного офисного общения, ведения деловых переговоров, проведения бизнес-презентаций и деловой переписки, составления деловых документов» 4.

Итак, эволюция карьеры инженера во многом зависит от качества подготовки специалиста, большую роль в совершенствовании которой играет иноязычная подготовка. Варьирование лексического и текстового материала, формирование чувства ответственности, помощь в осознании престижности деятельности и перспектив профессионального роста, некоторое информационное обеспечение в области карьерного роста, обучение навыкам взаимодействия с иностранными источниками и специалистами, делового письма и т. д. закладывают мотивационную и содержательную основу стремления к такому росту.

Литература

1. ГОС ВПО Направление подготовки дипломированного специалиста «Химическая технология органических веществ и топлива».— М.: Министерство образования РФ, 2000.

2. Гарбер Т. О.//ИЯВШ.-1981.-Вып. 16.-С. 101.

3. Синявская Е. В., Полякова Т. Ю. // ИЯВШ.-1987.- Вып. 19.- С. 6.

4. Федорова Л. М. // Проблемы лингвистики и методики преподавания иностранных языков. Вып. IV.- М.: Изд.-во Моск. ун-та, 2000.- С. 116.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.