Научная статья на тему 'Роль иностранного языка в подготовке конкурентоспособного специалиста в ветеринарном вузе'

Роль иностранного языка в подготовке конкурентоспособного специалиста в ветеринарном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
419
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / СПЕЦИАЛИСТ / ВЕТЕРИНАРНЫЙ ВУЗ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / FOREIGN LANGUAGE / SPECIALIST / VETERINARY HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / PROCESS OF STUDY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сатиева Л. Ф.

Речь идет о роли иностранного языка в подготовке конкурентоспособного специалиста в ветеринарном вузе. Вузовский курс иностранного языка является одним из звеньев системы «школа -вуз послевузовское обучение» и продолжает школьный курс. С каждым днем потенциал иностранного языка как учебного предмета усиливается, потому что современный подход к его обучению является личностно ориентированным, что отвечает новой педагогической парадигме, деятельностно коммуникативно когнитивному подходу, который дает возможность выстраивать учебный процесс как процесс познания и общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль иностранного языка в подготовке конкурентоспособного специалиста в ветеринарном вузе»

УДК 4:331.761+378:619

РОЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПОДГОТОВКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА В ВЕТЕРИНАРНОМ ВУЗЕ

Сатиева Л. Ф.

Казанская государственная академия ветеринарной медицины

Ключевые слова: иностранный язык, специалист, ветеринарный вуз, процесс обучения.

Key words: foreign language, specialist, veterinary higher educational institution, process of study.

Успешность подготовки будущих специалистов к жизни и труду в наше время невозможна без всестороннего развития, которое осуществляется средствами различных учебных дисциплин, в том числе и иностранного языка. Владение иностранным языком является обязательным компонентом в подготовке конкурентоспособного специалиста в ветеринарном вузе. Вузовский курс иностранного языка является одним из звеньев системы «школа -вуз - послевузовское обучение» и продолжает школьный курс. Вузовский курс носит коммуникативно направленный и профессионально ориентированный характер. Цель курса - приобретение студентами коммуникативной компетенции, уровень которой на отдельных этапах языковой подготовки позволяет использовать иностранный язык как в профессиональной (производственной и научной) деятельности, так и для целей самообразования.

Целостная система вузовской подготовки по иностранному языку на разных этапах предполагает, с одной стороны, автономный характер обучения на каждом этапе, а с другой стороны - взаимосвязь всех этапов обучения, при которой достижение целей каждого этапа позволяет пользоваться в той или иной форме иностранным языком и обеспечивает возможность продолжения обучения на следующем этапе.

Наряду с практической целью, курс иностранного языка в неязыковом ветеринарном вузе ставит образовательные и воспитательные цели: а) расширение кругозора студентов, повышение уровня их общей культуры и образования, культуры мышления, общения и речи; б) реализация готовности специалистов содействовать налаживанию межкультурных и научных связей, принимать участие в международных конференциях и симпозиумах, уважать духовные ценности других стран и народов. Поэтому роль иностранного языка в подготовке конкурентоспособного специалиста в ветеринарном вузе очень велика.

С каждым днем потенциал иностранного языка как учебного предмета усиливается, потому что современный подход к его обучению является личностно - ориентированным, что отвечает новой педагогической парадигме, деятельностно - коммуникативно -когнитивному подходу, который дает возможность выстраивать учебный процесс как процесс познания и общения, учитывая также потребности, интересы, темп развития личности студента, а также осуществлять педагогическую поддержку в становлении студента. Все это помогает подготовить высококвалифицированного, конкурентоспособного специалиста, способного работать в новых, изменившихся экономических условиях с учетом рынка труда и развития международных связей. Современное состояние подготовки конкурентно - способных кадров в системе высшего профессионального образования в соответствии с усложнением целей, средств и структуры учебно - познавательной деятельности предполагает совершенствование учебно - воспитательного процесса, обеспечивающего расширение объема и повышение прочности знаний, умений и навыков студентов, формирование их творческих способностей, необходимых для профессиональной компетентности.

Будущие конкурентоспособные специалисты в сфере ветеринарии должны научиться видеть проблему в окружающей его действительности, критически анализировать факты и принимать целесообразные решения, если при этом они смогут самостоятельно приобретать новые знания и применять их на практике, менять свою профессиональную жизненную ориентацию, повышая собственную квалификацию, то личностные ценности образования будут значимы не только для них, но и для государства.

Демократические преобразования в обществе на первое место ставят индивидуальность, самостоятельность, образованность, неординарность и инициативу личности специалиста с новым типом мышления, достаточным уровнем подготовки и практических умений и навыков, способного к саморазвитию, умеющего работать с людьми и готового воспитать будущее поколение творчески мыслящим, мобильным и конкурентоспособным. Все это заметно актуализирует потребности современного рынка труда.

Для того, чтобы подготовить человека к жизни в постоянно меняющемся мире, необходимо развивать механизмы его само- и жизнетворчества. Образование уже сейчас должно давать человеку не только сумму базовых знаний, не только набор полезных необходимых навыков труда, но и умение воспринимать и осваивать новое: новые знания, новые виды и формы трудовой деятельности, новые приемы организации и управления, новые эстетические и культурные ценности.

Всего этого можно достичь только в рамках гуманитарного блока дисциплин, куда входит и иностранный язык, а ветеринарные дисциплины

дают лишь точные знания в рамках приобретаемой специальности. Именно иностранный язык дает возможность в своих рамках объединить как гуманитарную, так и медицинскую сторону образования, предлагая изучению огромный спектр информации как в области каких - то общечеловеческих понятий, так и относительно последних разработок и открытий в науке и медицине за границей.

Главная цель обучения иностранному языку в ветеринарном вузе -обеспечить активное владение выпускниками вуза иностранными языками как средством формирования и формулирования мысли как в сфере повседневного общения, так и в сфере соответствующей специальности.

Как отмечает И. Л. Бим, «при обучении иностранным языкам возникают безграничные воспитательные возможности, если иностранный язык используется как средство для приобщения учащихся к духовной культуре других народов, если он выступает как способ познания действительности, как способ самопознания и самовыражения личности в процессе общения» [1]

Теория обучения иностранному языку в вузе - сложный многогранный процесс выполнения системы действий. Процесс лингвистической подготовки очень динамичен, так как осуществляется в постоянно изменяющихся условиях и в развитии индивидуальных особенностей студентов и личности преподавателя.

Значимость лингвистической подготовки в процессе формирования личности будущего конкурентноспособного специалиста обусловливает необходимость такого построения учебного процесса по иностранному языку, который носил бы непрерывный характер: участие в работах научных кружков, самостоятельная работа на различных сайтах Интернета, чтение зооветеринарной литературы по специальности и т.д.

Содержание образования в вузе должно служить обеспечению уровня общей и профессиональной культуры, адекватной мировому уровню образования, а процесс обучения иностранному языку в ветеринарном вузе уникален по своим образовательным возможностям. Он обладает огромным потенциалом внести свой вклад в развитие человека как ответственной личности и яркой индивидуальности, в том числе и в рамках своей специальности.

ЛИТЕРАТУРА: 1. Бим И. Л. Коммунистическое воспитание школьников средствами иностранного языка / И.Л.Бим // Иностранные языки в школе.1984. № 3.С. 9 - 14. 2.Копылова В. В. Методика проектной работы на уроках иностранного языка : методическое пособие. - 2-е изд. / В. В. Копылова. - М.: Дрофа, 2004. 3.Сороковых Г. В. Программа -концепция формирования субъекта образования в процессе изучения иностранного языка в неязыковом вузе / Г. В. Сороковых. - М.: НВИ-ТЕЗАУРУС, 2004. 4.Тер - Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: учебное пособие / С.Г. Тер - Минасова. - М.: Слово, 2000.

РОЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПОДГОТОВКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА В ВЕТЕРИНАРНОМ ВУЗЕ

Сатиева Л. Ф.

Резюме

Речь идет о роли иностранного языка в подготовке конкурентоспособного специалиста в ветеринарном вузе. Вузовский курс иностранного языка является одним из звеньев системы «школа -вуз -послевузовское обучение» и продолжает школьный курс. С каждым днем потенциал иностранного языка как учебного предмета усиливается, потому что современный подход к его обучению является личностно -ориентированным, что отвечает новой педагогической парадигме, деятельностно - коммуникативно - когнитивному подходу, который дает возможность выстраивать учебный процесс как процесс познания и общения.

THE ROLE OF FOREIGN LANGUAGE IN TRAINING OF COMPETITIVE SPECIALIST IN VETERINARY HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Satieva L. F.

Summary

This article deals with the role of foreign language in training of competitive specialist in veterinary higher educational institution. Foreign language course in higher school is one of the links in the system of «school -higher educational institution - post higher educational institution training». The possibilities of foreign language as a subject intensifies day by day, because the modern approach to its learning is personally aimed that meets the new pedagogic paradigm, communicative approach which helps to make the process of study as the process of investigation and communication.

УДК 336:651

СОВРЕМЕННАЯ ПАРАДИГМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Сафин Ф.М.

Казанская государственная академия ветеринарной медицины.

Ключевые слова: парадигма, множественность, плюрализм экономического развития, объективные, субъективные основы парадигмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.