Научная статья на тему 'Роль инноваций в управлении долгосрочной эффективностью бизнеса'

Роль инноваций в управлении долгосрочной эффективностью бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
713
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ / МЕХАНИЗМ ВЛИЯНИЯ ИННОВАЦИЙ НА ЭКОНОМИКУ ПРЕДПРИЯТИЯ / CONTRIBUTION OF INNOVATION INTO ENTERPRISE'S ECONOMY / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИННОВАЦИЙ / ТРАДИЦИОННЫЙ И СИСТЕМНЫЙ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ИННОВАЦИЙ / INNOVATION / CLASSIFICATION OF INNOVATIONS / ECONOMICAL EFFECT / INNOVATION EFFICIENCY / TRADITIONAL AND SYSTEMATIC METHODS OF INNOVATION EFFICIENCY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Азимина Екатерина Валерьевна

В статье обоснована роль инноваций как одного из важных методов управления долгосрочной эффективностью бизнеса, разработана классификация инноваций с точки зрения их влияния на эффективность как производителя, так и потребителя продукции, описан механизм такого влияния. Сформулированы возможные подходы к управлению инновациями, обоснована перспективность «системного» подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of innovation in long-term efficiency management

The article describes innovation as an important method of long-term efficiency management, developed classification of innovations based on economical impact of innovations on Producer as well as on Consumer. Formulated alternative approaches to innovation efficiency management and perspective of systematic approach are given.

Текст научной работы на тему «Роль инноваций в управлении долгосрочной эффективностью бизнеса»

МЕТОДОЛОГИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ

ЕВ. АЗИМИНА

Екатерина Валерьевна АЗИМИНА — кандидат экономических наук, профессор СПбГЭУ.

В 1990 г. окончила Ленинградский инженерно-экономический институт, работала в бизнесе, в последнее время старшим вицепрезидентом ОАО «Пивоваренная компания “Балтика”».

Автор 23 публикаций.

Сфера научных интересов — теория и практика управления долгосрочной эффективностью предприятия.

^ ^ ^

РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В УПРАВЛЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ БИЗНЕСА

В основе действующей модели мировой системы хозяйствования лежит принцип экономического роста, предполагающий, что неудовлетворенные материальные потребности человечества практически неограниченны, надо лишь найти правильные формы их удовлетворения и стимулировать производителя на их вещественное воплощение.

При этом нынешняя ситуация в мировой экономике в целом и в России в частности позволяет сделать вывод о том, что влияние основных макроэкономических трендов на эффективность хозяйствования может быть оценено как негативное. Так, смещение структуры спроса в результате демографических сдвигов и глобализационных процессов не позволяет рассчитывать на долгосрочное экстенсивное развитие во многих регионах мира, включая Россию. Постоянное давление на издержки производства через очевидную ограниченность натуральных ресурсов, несмотря на все предпринимаемые попытки поиска более дешевых искусственных альтернатив, продолжают оказывать негативное воздействие на эффективность. Резкое возрастание политической напряженности и связанные с ним центробежные процессы, которые ослабляют или даже разрушают складывающиеся годами кооперационные связи, — все это сдерживает или ограничивает рост как целых экономик, так и их отдельных субъектов — предприятий.

Как выжить в такой ситуации, где найти иные, альтернативные источники вожделенного роста, которые помогут обеспечить долгосрочную эффективность бизнеса, что, по сути, и есть условие выживания в экономической среде. Безусловно, одним из таких источников являются инновации, открывающие путь к удовлетворению новых или уже известных потребностей или позволяющие делать это более рациональным, экономичным способом.

Понятие «инновация» было введено австрийским экономистом Й. Шумпетером. Под этим термином он понимал использование новых комбинаций существующих производительных сил для решения коммерческих задач и видел в инновациях источник развития экономических систем [7]. Несмотря на то, что к настоящему моменту в научной литературе приведено множество различных определений инновации, ее экономическая сущность, так четко выраженная выше, осталась неизменной.

Под инновацией в широком смысле понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, технического, финансово-экономического, коммерческого, организационного и иного характера, приносящее дополнительный экономический эффект от такого использования.

Если инновация — это способ получения дополнительного экономического эффекта, что следует из определения, то инновационность — способность бизнеса и его субъектов — предприятий к осу-

ГРНТИ 82.15.01 © Е.В. Азимина, 2014

108

Е.В.Азимина

ществлению инноваций — является одним из залогов поддержания долгосрочной эффективности вопреки негативному фону макроэкономических факторов.

Следует отметить, что «инновация» — очень емкое понятие, поэтому при исследовании того или иного аспекта инновационной деятельности крайне полезно использование классификации инноваций, их выделение в определенные группы по признаку, вытекающему из цели исследования. В научной литературе можно найти множество различных подходов к классификации инноваций. Так, примером наиболее комплексного подхода можно назвать классификацию, предложенную П.Н. Завлиным [4]. Автор предлагает классифицировать инновации по 12 признакам: по значимости; направленности; отраслевой структуре жизненного цикла; глубине изменения; отношению к разработке; масштабам распространения; роли в процессе производства; характеру удовлетворяемых потребностей; степени новизны; времени выхода на рынок; причинам возникновения; по предмету и сфере приложения. Одной из наиболее часто используемых в современной теории является классификация, предложенная А.И. Пригожиным [6], которая предполагает подразделение инноваций:

1) по распространенности — на единичные, диффузные;

2) по месту в производственном цикле — на сырьевые, обеспечивающие (связывающие), продуктовые;

3) по преемственности — на замещающие, отменяющие, возвратные, открывающие, ретровведения;

4) по охвату ожидаемой доли рынка — на локальные, системные, стратегические;

5) по инновационному потенциалу и степени новизны — на радикальные, комбинаторные, совершенствующие.

Следует отметить, что четвертый и пятый критерии в классификации А.И. Пригожина, учитывающие масштаб и степень новизны инноваций, интенсивность изменений, в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций и могут быть опосредованно использованы для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений. При этом они не содержат описания возможных видов экономического эффекта от инноваций в их взаимосвязи с различными типами инновационных изменений.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что, несмотря на большое количество разработок по классификации инноваций, ни одна из них в исходном виде не подходит для оценки роли инноваций в управлении долгосрочной эффективностью бизнеса, так как не содержит экономического результата как отдельного критерия классификации.

Очевидно, что, говоря о долгосрочной эффективности и влиянии на нее инноваций, важно определить показатель, который будет использован для ее оценки в динамике. Современная наука и практика предлагают много разных показателей, включая такие комплексные показатели, как рыночная капитализация (MCap) или экономическая прибыль (EVA); финансовые — рентабельность бизнеса (EBIT/EBITDA margin), рентабельность вложенного капитала (ROCE); коммерческие — объем продаж (S), доля рынка (MS), удовлетворенность потребителей (CS). Следует отметить, что, говоря о долгосрочной эффективности, важно анализировать не абсолютное значение того или иного показателя, а его динамику изменения на горизонте времени, принятом на том или ином предприятии как плановый период стратегии (как правило, 3-5 лет). Для целей оценки влияния инвестиций на экономику предприятия наиболее комплексным и лишенным влияния со стороны «неуправляемых предприятием» факторов представляется показатель ROCE — возврат на вложенный капитал, так как в нем нашли воплощения два самых основных для оценки эффективности показателя: результат работы предприятия — прибыль, и количество ресурсов, вовлеченных для достижения этого результата.

Все инновации, осуществляемые в хозяйственной системе, могут быть разделены на три крупных вида, отличающиеся друг от друга [1, 2, 5]:

• по целевой ориентации (направленности);

• месту (очередности выполнения) в едином инновационном цикле;

• механизму их влияния на экономические результаты хозяйствования.

К первому виду относятся инновации, нацеленные на улучшение качества и расширение возможностей потребления и заключающиеся в создании новых продуктов, т. е. новых вещных форм удовлетворения потребностей или новых потребительских свойств продуктов. Данные инновации осуществляются на начальных стадиях инновационного цикла, в рамках проведения изыскательских (научно-

МЕТОДОЛОГИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ

109

исследовательских) работ (НИР), проектных (опытно-конструкторских) работ (ОКР) и дизайнерских работ. Условно назовем такие инновации конструкторскими или продуктовыми (см. рис., блок 1).

Коммерциа-

лизация

научных

разработок

Виды

инноваций

Содержание инноваций

Повышение

конкурен-

тоспособ-

ности

'в"

Л к

Н

К

ч

о

Ё

Ю

Рис.

Применительно к промышленному производству можно выделить три конкретные формы таких инноваций. Во-первых, выпуск новых модификаций соответствующих продуктов, удовлетворяющих известные и конкретные потребности (см. рис., блок 5). Результатом данной формы конструкторской инновации является либо улучшение качества удовлетворения потребностей за счет повышения качества продукта (более совершенные формы, лучший дизайн), повышения удобства эксплуатации, либо сокращение потребности ресурсов на производство и доставку продукта за счет упрощения и рационализации самой конструкции изделия. Возможно получение обоих эффектов одновременно.

Второй формой таких инноваций является выпуск новых продуктов для удовлетворения известной потребности (см. рис., блок 6). Данная форма конструкторской инновации нацелена на существенное повышение качества удовлетворения потребности и поэтому связана с созданием, как правило, более сложных и, следовательно, более дорогих продуктов. Основным источником эффективности данной формы является сокращение количества изделий, необходимых для удовлетворения некоторого фиксированного объема потребностей, вследствие улучшения их эксплуатационных характеристик.

Под третьей формой продуктовых инноваций понимается выпуск принципиально новых продуктов или модификаций, уже известных для удовлетворения потребности в престиже (см. рис., блок 7). При этом под престижем будем понимать «престиж социальный — значимость, привлекательность, приписываемая в общественном сознании различным сторонам деятельности людей: социальному положению, профессии, действиям людей, их психологическим качествам (инициативность, интеллектуальность), физическим достоинствам (красота), различным благам, а также социальным группам, институтам, организациям. Тесно переплетается с авторитетом, уважением, влиянием» [3]. Абсолютный эффект от этой формы конструкторской инновации заключается в расширении разнообразия удо-

110

Е.В.Азимина

влетворяемых потребностей, что субъективно воспринимается потребителем как улучшение качества жизни. Для предприятия — производителя данного продукта эффект состоит в расширении эксплуатационных свойств продукта и, как следствие, росте объемов продаж, а также возможности увеличения цены на свой продукт и, тем самым, более высокой рентабельности выпускаемой продукции, росте нематериальных активов предприятия.

Описанные выше три направления продуктовых инноваций в равной степени относятся к изделиям как конечного, так и производственного потребления. Но если для изделий конечного потребления источники эффективности описаны практически исчерпывающе, то для средств производства есть дополнительная возможность приносить эффект, связанный с ростом производительности труда от их применения у потребителя инновационного продукта.

Ко второму виду инноваций относятся инновации, способствующие снижению затрат на процесс преобразования исходного материала в готовый продукт (технологический процесс). Этот вид инноваций (назовем их технологическими (см. рис., блок 2)) выполняется на следующей за ОКР стадии единого инновационного цикла — стадии технологической подготовки производства (ТПП). Он также имеет три различные формы и заключается во внедрении более производительных техпроцессов (см. рис., блок 11), внедрении новых ресурсосберегающих технологий (см. рис., блок 12), внедрении более экологичных технологий (см. рис., блок 13). Экономический эффект при этом достигается в первой форме за счет роста объемов производства и/или снижения постоянных затрат на единицу продукции, во втором — за счет сокращения затрат на единицу продукции и сокращения цикла «исследование — производство — реализация» (И — П — Р) в результате снижения запасов товарно-материальных ценностей. В третьей форме эффект не так очевиден и прямолинеен, проявляя себя через избегание потенциальных штрафов и роста издержек на их уплату, в удовлетворении потребности в престиже у потребителя (пример: рост объемов продаж продуктов, произведенных на основе «экологически чистых» технологий, по цене выше средней для данных категорий продуктов). Более того, можно с большой долей уверенности утверждать, что значимость этой формы инноваций и величина эффекта от ее внедрения в будущем будут только расти.

Третий вид — организационные инновации (см. рис., блок 3) — заключается во внедрении новых форм и методов организации производства и управления, обеспечивающих экономию ресурсов на производство продукции. Организационные инновации осуществляются на заключительном этапе инновационного цикла после этапа ТПП. Исторически данный вид инноваций реализовывался через одну форму — внедрение новых организационных форм и методов в управлении предприятием (см. рис., блок 14), однако на современном этапе, с развитием сетевых методов управления [6], все чаще организационные инновации находят свое воплощение через внедрение организационных форм и методов управления окружающей средой предприятия (см. рис., блок 15).

При этом основными источниками эффективности организационных инноваций являются следующие:

во-первых, рост объема выпускаемой продукции и, как следствие, снижение себестоимости за счет относительного сокращения величины условно-постоянных накладных расходов, приходящихся на одно изделие.

во-вторых, сокращение длительности производственного цикла как части цикла И — П — Р, имеющее своим экономическим результатом уменьшение связывания оборотных средств в производственных запасах, незавершенном производстве и запасах готовой продукции;

в-третьих, сокращение так называемых «потерь из-за упущенных возможностей», т. е. выбора лучших вариантов управленческих решений, связанных с развитием предприятия, приближение этих решений к оптимальным.

Следует отметить, что приведенное разделение инноваций на конструкторские, технологические и организационные весьма условно. Все три вида неразрывно и тесно связаны друг с другом, эта взаимосвязь обусловлена системностью эффекта инновации, потенциал которого, зарождаясь и накапливаясь на разных стадиях цикла И — П — Р, реализуется лишь при потреблении продукта инновации. Поэтому, чтобы превратить потенциальную возможность эффекта, заложенную в конструкторской инновации, необходимо разработать технологию, а также организовать производство и сбыт соответствующего продукта в необходимых масштабах. В связи с этим организационная инновация является непременным условием реализации инновации конструкторской и технологической. Более того, от

МЕТОДОЛОГИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ

111

нее зависит также эффективность, а следовательно, и целесообразность этих нововведений, поскольку она обеспечивает соответствующие масштабы производства и сбыта нового продукта.

При этом необходимо помнить, что современные экономические условия, характеризующиеся высокой глобализацией производства и потребления, с преобладанием доли продуктов рафинированного потребления, наряду с ускорением научно-технического прогресса, ставят перед субъектом инновации жесткие временные ограничения, требуя постоянного сокращения цикла И — П — Р. В таких условиях в управлении эффективностью закономерно возрастает роль комплексных инноваций, заключающаяся в создании новых хозяйственных систем, т. е. в строительстве и вводе в эксплуатацию новых подразделений, цехов, заводов, электростанций и т. п. При этом по степени новизны и уровню интегрированности можно выделить три типа таких производств.

К первому типу относятся комплексные высокомеханизированные и автоматизированные процессы и производства, для которых характерно практически полное слияние в единую систему (и, следовательно, инновацию) конструкторской и технологической частей (см. рис., блок 9). При этом организационно-управленческая составляющая продолжает оставаться относительно автономной. Обычно остаются неинтегрированными в единую систему полностью или частично транспортные операции. Очевидно, что в этом случае основным источником эффекта является повышение производительности труда и, как следствие, сокращение издержек на единицу продукции, при этом возможен дополнительный эффект за счет сокращения цикла И — П — Р и повышения качества продукции.

Отдельно следует остановиться на ограничениях инновационного потенциала у этой формы комплексных инноваций. Традиционно основой для автоматизации труда являются стандартизация и унификация предметов труда, способствующие развитию специализации производства. Но чем выше уровень специализации производства, тем больше затраты на переналадку. В результате для получения эффекта от таких инноваций требуется большой размер партий производства. Иными словами, данная форма требует масштабов производства, соответствующих крупносерийному или массовому типу производства. При этом ряд наблюдаемых в настоящее время тенденций в развитии современной экономики, таких как рост разнообразия потребностей в условиях преобладания рафинированного типа потребления, сокращения срока жизни изделий, позволяют сделать вывод о том, что развитие идет, скорее, в сторону сокращения размеров партий производства продуктов, их более тесной привязки к конкретной форме потребностей.

Второй тип комплексных инноваций связан с управлением информацией на базе автоматизации ее потоков и методов обработки. Всевозрастающая специализация труда, движимая стремлением к росту производительности труда и обусловленная внедрением вышеупомянутых автоматизированных процессов и более сложной техники, ведет к усложнению информационного обмена в ходе хозяйственной деятельности, поскольку чем больше участников задействовано в процессе производства продукта (товара, услуги), тем больше усилий и информации требуется для организации и управления данным процессом.

Таким образом, с одной стороны, все больше труда должно быть затрачено на сбор, обработку и обмен необходимой информации, с другой стороны, рост динамичности хозяйственных процессов требует постоянного сокращения сроков предоставления информации, необходимой для управления. В такой ситуации автоматизация процессов управления и информационного обслуживания производства является одним из главных направлений инновационной деятельности, заключающихся в создании автоматизированных информационных систем (АИС). Говоря о влиянии этого типа комплексных инноваций на эффективность, следует отметить следующую его специфику. Несмотря на то, что прямым эффектом от внедрения АИС, как правило, является сокращение численности сотрудников в управляющей подсистеме предприятия и, тем самым, сокращение расходов на ее содержание, наиболее значимый, хотя во многом косвенный эффект достигается в управляемой системе за счет улучшения взаимодействия всех участников цепочки создания стоимости, за счет роста коллективной производительности труда, сокращения длительности цикла И — П — Р, снижения разного рода потерь и простоев.

Внедрение АИС, основанных на использовании современных возможностей компьютерной техники и сетевых технологий, открыло возможности для комплексной автоматизации производства, создания гибких автоматизированных производств (ГАП) и гибких производственных систем (ГПС), представляющих собой третий тип комплексных инноваций (см. рис., блок 10). ГПС представляют

112

Е.В.Азимина

собой производственные системы, в которых комплексно и полностью автоматизировано выполнение всех операций — от подачи исходного материала до выпуска готовой продукции, а также процесс оперативного управления, включая перенастройку оборудования на выпуск новой продукции. Благодаря современным возможностям компьютерных технологий, позволяющих полностью автоматизировать процесс перестройки работы оборудования по всей производственной цепочке с одного продукта на другой, в ГПС преодолеваются ограничения по минимальному масштабу производства, характерному для автоматизированных процессов, сохранив все возможности получения эффекта от повышения производительности труда, повышения качества продукта и сокращения цикла И — П — Р. При этом дополнительно возможно получение синергетического эффекта от единого управления материальными и информационными потоками. Очевидно, что данное направление автоматизации можно считать наиболее перспективным, так как в его рамках может быть обеспечена наибольшая экономия трудовых и материальных ресурсов и, следовательно, наибольшие темпы роста эффективности производства.

Предложенная на рисунке классификация инноваций, с точки зрения их влияния на долгосрочную эффективность деятельности предприятия как субъекта хозяйственной деятельности, позволяет четко проследить механизм реализации инновационного потенциала той или иной формы инноваций в конкретный экономический эффект, как для производителя продукта, так и его потребителя, и связь с интегральным показателем долгосрочной эффективности (ROCE).

Данный механизм влияния инноваций на экономику представляет многосторонний интерес в управлении предприятием. Так, определение эффективности конкретной инновации для предприятия — производителя нового продукта предусматривает решение, как минимум, следующих задач:

— определение затрат на производство продукта, минимальной цены и реально-возможной цены. При этом под минимальной понимается цена, которая полностью покрывает все издержки на производство продукта, а под реально-возможной — цена, при которой его производство будет целесообразно при заданных целевых параметрах рентабельности бизнеса и инвестиций;

— выявление круга потенциальных потребителей с учетом их покупательской способности;

— оценка их ориентировочной потребности при минимальной и реально-возможной ценах;

— определение максимальной потребности по всем возможным потребителям для всех возможных модификаций изделий (например, продукция двойного назначения — оценка потребности как в военной, так и в мирной сферах экономики);

— оценка максимально допустимых затрат на рекламу и продвижение продукта на рынок;

— выбор оптимальной стратегии поведения на рынке: выбор сегмента рынка, каналов продаж и т. п.;

— исследование возможностей кооперации для увеличения роста объемов производства как самого изделия, так и его отдельных элементов.

Как уже отмечалось, инновации являются одним из важных инструментов управления долгосрочной эффективностью бизнеса в современных условиях. При этом всевозрастающий динамизм развития потребностей общества, рост неопределенности под воздействием макроэкономических факторов ведут к ужесточению требований к срокам окупаемости инвестиций в инновации со стороны инвесторов, что на практике означает необходимость поиска методов повышения эффективности инноваций.

Как представляется, существуют два пути в управлении эффективностью инновации:

Первый путь — «Традиционный», в рамках которого оценивается существующая на рынке потребность, исходя из нее, определяется реально-возможная цена, от этого — объем потребления и таких условиях рассчитывается плановая эффективность инновации. Если она соответствует требованиям со стороны инвестора, приступают к этапу реализации. После вывода продукта на рынок ведется контроль фактических результатов, в случае необходимости осуществляется корректировка рыночной стратегии и снова оценка. И на основании полученных по факту результатов делается вывод об успешности продуктовой инновации. Данный путь применим для инноваций, представляющих собой, как правило, модификации продуктов и направленных на удовлетворение известной потребности.

Второй путь — «Системный» — предназначен для управления эффективностью инновации, представляющей собой действительно новый продукт, который открывает для потребителей качественно новый этап в удовлетворении их потребности. Этот путь заключается в разработке конструкции и оценке перспективной идеи с точки зрения затрат на производство и реально-возможных цен, исходя из расчета объемов производства, базирующихся на величине потребности, удовлетворение

МЕТОДОЛОГИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ

113

которой легло в основу идеи нового продукта. Риск того, что полученные параметры эффективности будут неудовлетворительными для инвестора, велик. Поэтому параллельно с этим осуществляется поиск использования идеи в других областях, для удовлетворения иных потребностей. Реализация такого подхода к управлению эффективностью инноваций требует иного подхода к управлению инновационным процессом со стороны менеджмента проекта (предприятия-производителя), их интенсивной работы по поиску новых потребностей, которые могут быть удовлетворены с помощью инновационного продукта или его модификаций. Такой поиск необходим для максимально возможного расширения использования нового продукта, с целью увеличения масштабов производства как самого изделия, так и любых его элементов, в том числе за счет кооперации. Таким образом, в условиях, когда инновации являются одним из немногих стабильных источников роста, что равнозначно процветанию в существующих условиях рыночной экономики, принципиально меняется роль менеджмента в инновационном процессе. От роли «координатора», отвечающего за своевременную реализацию идеи, контроль за выполнением целевых показателей, координацию действий при отклонениях от «идеальной» траектории, к роли «соинноватора», который превентивно должен обеспечить эффективность инновации за счет новых заказов, расширения сферы и направления использования как самого продукта, так и инновационной идеи, в нем заложенной, через создание новых продуктов и модификаций для удовлетворения других потребностей, иногда в совершенно иных сферах производства и потребления, отличных от базовых, которые легли в основу инновации.

Примером практической реализации системного подхода может служить инновация — авиатопливомер, разработанный ОАО «Техприбор» [7]. В условиях кризиса отечественного авиастроения, малого числа заказов новый продукт нерентабелен. На его основе был создан прибор для учета нефти, поступающей из скважин. Представителям нефтяной отрасли удалось доказать его преимущества. По итогам переговоров был получен большой заказ, эффективность инновации резко выросла, окупаемость инвестиций достигла требуемого уровня.

Именно такое поведение требуется от менеджмента предприятия в рамках новой инновационной парадигмы теории менеджмента, с наступлением которой современная наука связывает разрешение накопившихся противоречий в функционировании современного корпоративного капитализма. Расширение практического применения системного подхода к управлению эффективностью инноваций открывает перед предприятиями новые возможности роста, столь необходимые на современном этапе развития экономики России, характеризующемся явными рецессивными признаками.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азимина Е.В. Целеполагание в системе управления ОАО «Пивоваренная компания “Балтика”» // Вестник ИНЖЭКОНа. 2011. Вып. № 3 (46).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Азимина Е.В., Андреев В.Н. Организация управления хозяйственными системами. СПб.: Нестор-История, 2011. 212 с.

3. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норинт, 2004.

4. Инновационный менеджмент: справочное пособие / под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Мендели. М.: ЦИСН, 1998. 238 с.

5. Петров В.М., Маслов А.Н. Управление инновационным предприятием: вопросы теории и практики. СПб.: Геликон плюс, 2011.

6. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики). М.: Политиздат, 1989. С. 270-275.

7. Шумпетер Й. Теория экономического развития / пер. с нем. B.C. Автономова, М.С. Любского, А.Ю. Чепу-ренко. М.: Прогресс, 1982. 456 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.