Научная статья на тему 'Роль инноваций в развитии современного образования'

Роль инноваций в развитии современного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2825
606
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брылёва У. В.

В статье рассматривается понятие инновации в педагогической деятельности, составляющие готовности педагога к учебной деятельности, модель освоения инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль инноваций в развитии современного образования»

тивность и успешность их профессиональной деятельности в будущем. Таким образом, на основании результатов исследования мы можем говорить о следующих особенностях возникновения, течения разрешения кризисов профессионального самоопределения у студентов ГБОУ СПО НТПК № 2: у студентов гармоничного и сензитивного типов личности кризис профессионального самоопределения по времени непродолжителен (3 и 4 курс), характеризуется средней степенью проявлений, к 5 курсу разрешается угармонич-ных - чаще всего конструктивно, у сезитивных - чаще всего как стагнация; у студентов интровертивного типа кризис также непродолжителен повремени (3 и 4 курс), а по степени проявлений - слабовыраженный, к 5 курсу разрешается преимущественно конструктивно; у студентов доминирующего и тревожного типов кризис профессионального самоопределения продолжителен по времени (с 1 по 4курс), характеризуется высокой степенью проявлений, к 5 курсу разрешается удоминирующего - преимущественно конструктивно, а у тревожного - с равнойдолей вероятности конструктивно или путем стагнации.

Список литературы:

1. Минияров В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-кор-рекционный аспект). - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО«МОДЭК», 2000. - 256 с.

2. Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннегоконфлик-та. - М., 2001. - С. 53.

РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Брылёва У.В.*

Центр диагностики и консультирования «Локус», г. Майкоп

В статье рассматривается понятие инновации в педагогической деятельности, составляющие готовности педагога к учебной деятельности, модель освоения инновационной деятельности.

Согласно мнению Президента РФ Дмитрия Медведева, ключевая роль в реализации инноваций в развитии современного образования принадлежит нашим российским педагогам. Общеизвестно, что отечественная педагогика накопила уникальный опыт. Та база, которой мы располагаем, является действительно одной из наиболее востребованных в мире, и она в какой-то пе-

* Педагог-психолог, аспирант Тольяттинского государственного университета.

риод создала нам весьма высокий уровень образования. Наша главная задача в сегодняшней жизни - его не растерять и приумножить.

Появление термина «инновация» обязано долгой эволюции термина «развитие», который зародился в русле философского учения Аристотеля, а затем в классической латинской литературе. Однако необходимо отметить, что он употреблялся в обыденном смысле: «распутывание мнений» у Аристотеля; «раскрытие книги» у Цицерона. Лишь у Н. Казанского это понятие приобрело подлинно философское содержание, а именно: линия есть развертывание точки. Вольф К.Ф. был первым ученым, употребившим это слово в качестве философского термина для выражения процесса новообразования, преобразования старого в новое.

В науке термин «инновация» стал использоваться в XIX веке при изучении антропологии и этнографии. В XX в. Й.А.Шумпетер ввел в научный оборот термин «инновация» как экономическую категорию. Его научные труды явились основой в становлении новой области знаний - инноватики -науки о преобразовании новых видов и способов человеческой деятельности в социально-культурные нормы и образцы. В 30-е годы прошлого столетия в работах А. Адамса, А. Маслоу, Ф. Тейлора и других ученых инновации трактовались как «нововведение, внедрение новых форм организации и управления» [8, с. 76].

К началу XXI в. человек в процессе своего интеллектуального совершенствования стал активно использовать имеющуюся в себе важную способность саморазвития путем создания новшеств. Личность, избравшая целью и формой своей деятельности безостановочное интеллектуальное познание, обретает уникальную способность познавать самого себя и окружающий мир, применять силу своего интеллекта в дальнейшем расширении области познания. Нужно отметить, что инновационные процессы изменяют не виды деятельности, а их технологическую способность использовать в качестве прямой производительной силы то, что отличает человека от других биологических созданий - способность генерировать новое знание [8, с. 96].

Исходя из вышесказанного, содержание нововведения может быть представлено как комплексный процесс создания, распространения и использования новшества для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся в ходе развития социокультурных систем. Любая инновация - это изменение того, что уже существует.

Инновационные процессы не обошли стороной и область педагогической деятельности. Инновации педагогического процесса могут рассматриваться и как частный случай изменения образовательного учреждения, вставшего на путь развития. При этом следует помнить, что образовательные учреждения меняются не с целью самих изменений, а вследствие того, что представляют собой часть более широкого процесса развития и должны реагировать на окружающий социум, его требования и возможности. Они

вынуждены неизменно адаптироваться к внешней среде, в которой функционируют, одновременно генерируя изменения в ней самой. Инновационные изменения в образовательном учреждении, по мнению Р.В. Овчаровой, могут касаться следующих аспектов:

- в основной структуре, в применяемой технологии;

- в материально-техническом и методическом обеспечении;

- в управленческих структурах и процессах;

- в организационной культуре;

- в самих людях;

- в эффективности работы организации и т.д. [7, с. 18-23].

По-мнению В.А. Ляудис, изменения, которые происходят сегодня в обществе, неизменно влекут за собой преобразования в работе образовательных учреждений. В настоящее время школа является сложным организмом, стремящимся к развитию, новым возможностям; создающим необходимые условия для удовлетворения потребностей школьников и их родителей, социума; обеспечивающим условия для творческой, профессиональной педагогической деятельности, соответствующей самым современным требованиям [3, с. 56-72].

Заслуживает внимания соотношение понятий «инновация» и «улучшение». Исходя из точки зрения Л.И. Божович, целью нововведений является повышение эффективности деятельности, её качества, экономичности, удовлетворенности работников и «заказчиков» результатами труда, понятие ин-новационности отождествляется также с понятием предприимчивости -внимания, «бдительности» к новым возможностям улучшения работы. Главное отличие слов «инновация» и «улучшение» в том, что инновация позволяет создать дополнительную ценность, связана со внедрением. В рамках этого подхода инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не дала результат. Инновация может относиться как к радикальным, так и постепенным изменениям в процессах, «продуктах» труда, стратегии организации деятельности (инновационная деятельность). Таким образом, инновации рассматриваются с различных точек зрения - в «связке» с технологиями, экономическим развитием, политическими вопросами, изменениями в педагогическим процессе и др. Соответственно, в научной литературе существует многообразие подходов к этой теме. Тем не менее, можно выделить и нечто общее: инновация обычно понимается как внедрение чего-либо нового и однозначно полезного, результативного (например, введение новых механизмов, методик, техник, продуктов, услуг). Инновации связаны с духовными потребностями человека, социальными и политическими преобразованиями, новыми явлениями общественной жизни. Их появление свидетельствует о растущей потребности общества в новом качестве жизни, новом качестве образования [2, с. 13-15].

Минияров В.М. отмечает, что инновационные процессы в образовании являются предметом внимания современной науки. Исследования прово-

дятся по ряду направлений:сущность инновационной педагогической деятельности, ее структура и классификация;механизмы применения и внедрения педагогических новшеств; общие и специфические особенности инновационной деятельности; инновационная деятельность в образовательных учреждениях новоготипа;организация и управление инновационными процессами; прогнозирование, диагностика, обобщение передового педагогического опыта и инновационных процессов;формирование готовности учителя к инновационной деятельности и др. [6, с. 45-47].

Нами были рассмотрены основные аспекты в обеспечении качества школьного образования при использовании педагогами инновационных достижений современной науки. Инновации в образовании связаны с изменениями в содержании образования, в структуре образовательных институтов, в технологии учебно-воспитательных процессов, методах и средствах обучения и воспитания. Инновации необходимым образом касаются и механизма управления образованием. В современных условиях инновационная деятельность является важнейшим инструментом повышения качества и конкурентоспособности образования. Инновационное образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний, в результате активного взаимодействия образования с наукой. Переход российского образования на инновационный путь развития может быть достигнут за счет интеграции фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и производства. В образовательную практику все в большей степени вовлекаются интеллектуальные ресурсы. Научные исследования и разработки являются основанием и условием инновационного образования. Развитие науки и образования, таким образом, представляет собой единство, имеющее целью освоить и распространить инновации. Инновационность выступает важнейшей парадигмой современного образования, которая в условиях процесса глобальной трансформации культуры требует переориентации системы образования, прежде всего профессионального, на инновационный путь развития. Это должно выражаться в пересмотре и обновлении программ обучения в сторону стимулирования творческой деятельности учащихся, реального их участия в выполнении научно-исследовательских работ, переходе к новым формам связи науки, профессионального образования и экономики [2, с. 13-15].

Инновации в образовании - процесс сложный, среди множества факторов, влияющих на него, можно выделить один из главных - педагога. От его отношений к новшеству, его участия в их освоении, от его творческой активности зависит успешность новаций. Личности педагога, его профессиональным способностям, ориентации на творческую инновационную деятельность уделяли внимание К. Ангеловки, В.И. Загвязинский, И.А. Зимняя, И.А. Зязюн, В.А. Кан-Калик, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.Д. Никандров, Р.С. Немов, Л.С. Подымова, Е.И. Рогов, В.А. Сластенин, М.И. Станкин и др. Одним из конкретных специалистов, непосредственно

задействованным в инновационном процессе развивающейся школы, является педагог-психолог. Его деятельности, месту психологической службы в структуре образовательного процесса посвящены работы педагогов и психологов М.Р. Битяновой, И.В. Дубровиной, А.И. Красило, И.В. Коноваловой, Т. С. Леухиной, Г.В. Муканиной.

Матюшкин A.M. утверждает, что инновационная деятельность реализуется во многом благодаря имеющейся психологической готовности к ней. Под готовностью к инновационной деятельности будем в дальнейшем понимать совокупность качеств учителя, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности всего коллектива школы, а также его способности выявлять актуальные проблемы образования учеников, находить и реализовать эффективные способы их решения.

Первая составляющая готовности учителя к инновационной деятельности - мотив включения в эту деятельность. Мотив придает смысл деятельности для человека. Отсутствие мотивации свидетельствует о неготовности учителя к инновационной деятельности с точки зрения его направленности. Материальный мотив или мотив избегания неудач соответствуют слабой готовности к инновационной деятельности. Высокому уровню готовности к инновационной деятельности соответствует зрелая мотивационная структура, в которой ведущую роль играют ценности самореализации и саморазвития.

Вторая составляющая рассматриваемой готовности - комплекс знаний о современных требованиях к результатам школьного образования, иначе, о всем том, что определяет потребности и возможности развития существующей педагогической практики. Но недостаточно только знать о существовании инновационных образовательных моделей, программ, технологий. Чтобы педагог мог хорошо ориентироваться в пространстве возможностей и мог сделать правильный выбор, он должен хорошо понимать условия их эффективного применения. Всякое изменение в деятельности должно быть не только актуальным, но и реалистичным, т.е. соответствующим реально существующим в данной школе условиям. Если, например, педагог хочет строить свою работу, реализуя технологию развивающего, проблемного или исследовательского обучения, а в целом педагогический процесс в школе строится по знаниево-ориентированной модели, то он должен отдавать себе отчет в том, что в этих условиях возможно лишь частичное применение инновационной технологии.

Третий компонент готовности педагога к инновационной деятельности -совокупность знаний и способов решения задач этой деятельности, которыми владеет педагог, т.е. компетентность в области педагогической инновати-ки. Педагог, хорошо подготовленный к инновационной деятельности в этом аспекте: владеет комплексом понятий педагогической инноватики; понимает место и роль инновационной деятельности в образовательном учреждении, ее связь с учебно-воспитательной деятельностью; знает основные под-

ходы к развитию педагогических систем школы; умеет изучать опыт учителей-новаторов; умеет критически анализировать педагогические системы, учебные программы, технологии и дидактические средства обучения; умеет разрабатывать и обосновывать инновационные предложения по совершенствованию образовательного процесса; умеет разрабатывать проекты внедрения новшеств; умеет ставить цели экспериментальной работы и планировать ее; умеет работать в рабочих группах внедренческих проектов и проведения экспериментов; умеет анализировать и оценивать систему инновационной деятельности школы; умеет анализировать и оценивать себя как субъекта инновационной деятельности.

Готовность к инновационной деятельности в современных условиях -важнейшее качество профессионального педагога, без наличия которого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства [1, с. 111].

Отметим, что В.М. Минияров ввел модель освоения инновационной деятельности, которая состоит из:

- цели, задач, четырех компонентов (методологический, содержательный, технологический, методический);

- освоение инновационных идей (ознакомление с существующими инновациями; освоение и использование инновационных идей; творческая реализация инновационных идей);

- результат:

• уровень профессионально-личностного развития;

• уровень творческого развития.

Таким образом, инновационная педагогическая деятельность представляет собой сложный динамический процесс, центральной фигурой которого является педагог. Формирование инновационной готовности педагога предусматривает: сознательный анализ профессиональной деятельности на основе мотивов и диспозиций, проблематизацию и конфликтизацию педагогической действительности, критическое отношение к педагогическим нормативам, рефлексию и построение системы смыслов, открытость среде и профессиональным новшествам, творчески преобразующее отношение к миру, стремление к самореализации. Подымова Л.С. предлагает свою модель системы подготовки педагога к инновационной педагогической деятельности. Ею, в частности, разработаны этапы подготовки педагога к инновационной педагогической деятельности: развитие способности применять технологию творческого поиска, владение основами методологии научного познания, психолого-педагогического исследования, освоение технологии инновационной деятельности, практическая работа на экспериментальной площадке по введению новшества в педагогический процесс. Психологическая поддержка профессиональной деятельности педагога в условиях инновационного обучения требует особого внимания не только современной психолого-педагогической науки, но и практики.

Список литературы:

1. Берулава Г. А. Методологические основы деятельности практического психолога / Г.А. Берулава. - М.: Эксмо, 2003. - 385 с.

2. Божович Л.И. Психодиагностические принципы подготовки школьных психологов / Л.И. Божович // Социальная педагогика. - 1991. - № 8. -С. 13-15.

3. Демиденко М.В. Педагогическая психология / М.В. Демиденко. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 404 с.

4. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова. - М.: Эксмо, 1991. - 318 с.

5. Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем / Н.В. Клюева. - М.: АСТ.,2000. - 140 с.

6. Минияров В.М. Педагогическая психология / В.М. Минияров. - М.: ВАКО, 2005. - 342 с.

7. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования / Р.В. Овчарова. - М.: Глобус, 2001. - 406 с.

8. Реан А.И. Психология и педагогика / А.И. Реан. - М.: Академия, 1998. - 470 с.

9. Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сла-стенин, Л.С. Подымова. - М.: Просвещение, 1997. - 306 с.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

© Желнова Г.В.*

Нижнетагильский педагогический колледж № 2, г. Нижний Тагил

Развитие эмпатических способностей личности в педагогических учебных заведениях рассматривается как одна из проблем качественной подготовки будущего воспитателя в современных условиях. В связи с этим важное значение представляет диагностика уровня педагогической эмпатии, определение ее особенностей у будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений, на основании чего возможно выявление условий, способствующих развитию данного свойства личности у студентов педагогического колледжа.

В статье представлены результаты исследования особенностей эмпа-тии у студентов педагогического колледжа, обучающихся по программе «Специальное дошкольное образование».

* Заведующий учебной частью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.