Научная статья на тему 'Роль информационных и коммуникационных технологий в обеспечении качества и доступности высшего образования'

Роль информационных и коммуникационных технологий в обеспечении качества и доступности высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
523
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ИКТ / ЮНЕСКО / INFORMATION SOCIETY / QUALITY EDUCATION / ICT / UNESCO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кинелёв В. Г.

Статья о новых подходах и концепциях высшего образования в условиях информационного общества. Дано определение качества образования, сформулированы новые требования к образовательному процессу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of information and communication technologies to ensure quality and accessibility of higher education

The article dwells on the new approaches and the concepts of higher education in the information society. The definition of quality education and new requirements for the educational process are presented.

Текст научной работы на тему «Роль информационных и коммуникационных технологий в обеспечении качества и доступности высшего образования»

сетями операторов 3G, GSM, SIPNET и т. д. Особая роль в создании такой сети отводится организации эффективных средств мониторинга и управления. Одним из приоритетных направлений развития инфраструктуры является также подключение к ней высокоскоростными каналами связи удаленных научных стационаров и передвижных мобильных объектов, обсерваторий, полевых баз с учетом возможности использования IP-телефонии и видеоконференц-связи.

Наращивание ресурса СХД, а также внедрение унифицированных решений по доступу к существующим разнородным базам данных позволит сформировать единое информационное пространство междисциплинарных данных.

Важным направлением развития ИИВС также является создание на ее базе Иркутского регионального центра космического мониторинга Земли СО РАН, основными функциями которого будут хранение ДДЗ, обработка, анализ и использование как для нужд Сибирского отделения, так и для органов власти.

Совершенствование информационно-вычислительной составляющей ИИВС ИрНОК будет осуществляться в направлении наращивания вычислительных мощностей и объединения кластеров СКЦ в единый грид-сегмент ИНЦ СО РАН (с дальнейшем включением в грид-сегмент СО РАН) с целью их совместного использования для решения ресурсоемких междисциплинарных задач.

Выводы

Развитая материально-техническая база и телекоммуникационная инфраструктура, большой объем информационно-вычислительных и научно-образовательных ресурсов, обеспеченность квалифицированными кадрами, а также удачное географическое расположение способствуют созданию на базе ИИВС ИрНОК крупного инфо-коммуникационного и вычислительного центра научных и образовательных учреждений Байкальского региона.

Работа выполнена при частичной финансовой поддержке грантов РФФИ № 08-07-00163-a, 09-07-12017-офи_м, Программы ОНИТ РАН (проект № 3), междисциплинарного проекта СО РАН №121.

Литература

1. Батурин В. А., Бычков И. В., Ружников Г. М. и др. Моделирование и управление процессами регионального развития. - Новосибирск: СО РАН, 2001. - 431 с.

2. Батурин В. А., Бычков И. В. и др. Моделирование и оценка состояния медико-эколого-экономических систем в районах. - Новосибирск: СО РАН, 2005. - 248 с.

3. Бычков И. В., Ружников Г. М., Хмельнов А. Е. Информационные технологии в высшем образовании. - Алма-Аты: КазНУ, 2008. Т. 5. С. 86-93.

4. Vassilyev S. N., Stupin G. B. Integrated Information-Computing Network of Irkutsk Scientific Center for Local and Global Transport of Information // State of the Art and Perspec-tives. BBD symposium Work-shop on Data-based and Information System. - Japan, 1998. P. 4.

5. Бычков И. В., Маджара Т. И., Новопашин А. П., Опарин Г. А., Ружников Г. М. Анализ и перспективы развития инфраструктуры интегрированной информационно-вычислительной сети Иркутского научно-образовательного центра // Вестник НГУ. Серия: Информационные технологии, 2008. Т. 6. Вып. 1. С. 25-36.

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КАЧЕСТВА И ДОСТУПНОСТИ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В. Г. Кинелёв, д. т. н., профессор, академик РАО, руководитель кафедры ЮНЕСКО «Общество знаний и новые информационные технологии» Тел/факс: +7 (495) 223-4641, e-mail: v.kinelev@gmail.com Российский новый университет http://www.rosnou.ru

The article dwells on the new approaches and the concepts of higher education in the information society. The definition of quality education and new requirements for the educational process are presented.

Статья о новых подходах и концепциях высшего образования в условиях информационного общества. Дано определение качества образования, сформулированы новые требования к образовательному процессу.

Ключевые слова: информационное общество, качество образования, ИКТ, ЮНЕСКО

Keywords: information society, quality éducation, ICT, UNESCO

Вопросы, связанные с обеспечением доступности и высокого качества высшего образования, всегда были, есть и, уверен, будут важнейшими в решении задач совершенствования и развития университетского образования, ибо ход исторического процесса со всей убедительностью показывает, что ущемление права на получение образования, равно как и его неудовлетворительное качество, ведут к интеллектуальной и культурной деградации личности, обострению социальных проблем и экономическому бессилию государства.

Понимание важности успешного решения этих вопросов для развития личности и общества, осознание определяющей роли в их решении государства возникли с момента появления государства как такового. Еще в IV веке до н. э. Аристотель обращал внимание на то, что «образование есть функция государства, осуществляемая им для вполне определенных и конкретных целей... ибо образование и воспитание создают соответствующие характеры людей: демократическое образование служит демократии и воссоздает ее структурные порядки; олигархическое - столь же неумолимо развивает олигархическую линию. причем лучшее воспитание и образование обеспечивают и лучший вид строя».

Это утверждение не утратило своего значения и в наше время, хотя, безусловно, современная действительность ставит перед образованием и ряд новых сложных проблем, среди которых я бы в первую очередь выделил проблемы, связанные с переходом мирового сообщества к новой форме своей организации и жизнедеятельности - информационному обществу. Современный период развития информационного общества характеризуется всевозрастающими темпами проникновения информационных и коммуникационных технологий во все сферы духовной и практической деятельности человека. В системе высшего профессионального образования информационные и коммуникационные технологии призваны обеспечить удовлетворение потребностей современного поколения, привыкшего жить и учиться в информационно насыщенной среде, овладевшего до поступления в высшее учебное заведение основами компьютерной грамотности и информационной культуры, в получении качественного и доступного образования, отвечающего запросам и требованиям информационного общества. Следовательно, в системе высшего образования существует объективная необходимость развивать и совершенствовать методы использования информационных и коммуникационных технологий, направленные на содействие и поддержку преподавания и обучения, обеспечение доступности и качества университетского образования.

Не имея общего формального определения термина «качество» в контексте образования, полагаю, что можно включить в это понятие такие способности человека, как его способность ориентироваться в различных областях науки, техники и культуры; способность овладения навыками, соответствующими требованиям новейших социальных и производственных технологий; способность к самообразованию как основе его постоянного культурного и профессионального совершенствования. Таким образом, качество образования определяется способностью человека ответить на вызовы современного мира, а научное знание и профессионализм как продукт качественного образования должны обеспечить успешное участие человека в жизни общества. Следовательно, становление и успешное развитие информационного общества невозможно без улучшения качества образования личности и, как следствие, улучшения качества образования общества в целом.

На мой взгляд, в процессе повышения качества образования могут быть выделены необходимые и достаточные условия достижения этой конечной и важнейшей цели образования. К необходимым условиям, я полагаю, следует отнести такие компоненты образования, как наличие в учебных лабораториях и лекционных аудиториях оборудования, позволяющего использовать в процессе преподавания и обучения современные информационные и коммуникационные технологии; высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, способный эффективно использовать эти технологии в учебном процессе; высокопрофессиональные адми-

нистраторы; свободный доступ студентов и преподавателей к качественным учебниками и профессиональной литературе, современным обучающим материалам и дополнительной информации.

Достаточные условия имеют непосредственное отношение к способности каждого отдельно взятого человека преобразовывать полученные знания и навыки в образование, т. е. в персонифицированную систему этических, культурных и профессиональных ценностей, а также в способности применять эту систему в различных областях духовной и практической деятельности человека. Таким образом, ошибочно было бы думать, что уже одно применение информационных и коммуникационных технологий в процессе преподавания и обучения автоматически повысит качество образования. С целью эффективного использования их возможностей необходимо решить целый ряд таких сложных взаимосвязанных проблем, как разработка концептуальных и нормативных документов по интеграции информационных и коммуникационных технологий в систему образования, создание в высших учебных заведениях информационной и коммуникационной среды для ведения образовательного процесса; обеспечение формирования на электронных носителях информации библиотеки учебно-методических ресурсов; создание системы подготовки и повышения квалификации преподавателей по всем аспектам применения информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. Не умаляя важности каждого из этих направлений в общем процессе повышения качества образования, я все-таки хотел бы особо выделить проблему подготовки и повышения квалификации преподавателей и сотрудников высших учебных заведений в сфере применения информационных и коммуникационных технологий в их педагогической, научной и административной деятельности. Без достижения преподавателями, сотрудниками, руководителями вузов необходимой квалификации в использовании информационных и коммуникационных технологий в образовательной, методической, научной и организационной деятельности усилия и средства, вкладываемые в техническое оснащение высших учебных заведений, подключение их к компьютерным сетям и Интернету, создание учебно-методических и организационно-управленческих электронных ресурсов, не принесут должной отдачи.

Все это и обусловило необходимость формирования новых требований к профессиональной компетентности преподавателей высшей школы, получившей название «информационно-коммуникационной компетентности» или сокращенно «ИКТ-компетентности», которая ориентирована на эффективное практическое применение информационных и коммуникационных технологий в их профессиональной деятельности. Следует отметить, что ИКТ-компетентность - в значительной степени не только «знаниевая», но и личностно-деятельная характеристика преподавателя, сотрудника или руководителя высшего учебного заведения, подготовленного к мотивированному и привычному использованию всей совокупности и разнообразия средств и методов, предлагаемых информационными и коммуникационными технологиями, в его профессиональной деятельности. Нельзя не констатировать того обстоятельства, что, к сожалению, в решении этой проблемы высшая школа сегодня явно отстает от тех запросов, которые ставит перед ней информационная культура общества. Это обстоятельство характерно не только для российской системы высшего образования, но и для высших учебных заведений даже в наиболее продвинутых с точки зрения развития и использования информационных и коммуникационных технологий в различных сферах деятельности человека странах мирового сообщества, которые, осознавая имеющиеся проблемы, ведут интенсивные исследования и целенаправленную практическую работу по их эффективному разрешению. Скажу больше, сегодня все страны без исключения находятся на начальной стадии эффективного использования информационных и коммуникационных технологий в процессе преподавания и обучения. Поэтому, на мой взгляд, решение задачи повышения уровня ИКТ-компетентности персонала высших учебных заведений в нашей стране может принести положительные результаты лишь в случае всестороннего изучения и использования отечественного и зарубежного опыта. Так, в странах Западной Европы в качестве мотивации для преподавателей и сотрудников высших учебных заведений в повышении ими своего уровня владения средствами информационных и коммуникационных технологий используются различные, в том числе и индикативные, методы оценки уровня профессиональной ИКТ-компетентности преподавателей, включенные в процедуры экспертной оценки деятельности высших учебных заведений.

Чрезвычайно важно также отметить, что нынешний уровень развития информационных и коммуникационных технологий, те изменения, которые они привнесли в технологии получения знания, преобразования знания в образование и его применение на практике, позволяют успеш-

но использовать их и с целью развития творческого потенциала человека. Объединение в общем тематическом плане не только красочных изображений произведений архитектуры, скульптуры и живописи, но и сопровождение этих изображений многоаспектной текстовой информацией, музыкальными произведениями оказывает сильное эмоциональное воздействие на обучаемого, развивает его художественный вкус и одновременно дает возможность получения качественных знаний в области культуры, искусства, истории развития человечества. Здесь, мне кажется, уместно привести слова О. Уайльда: «Благо, даруемое нам искусством, заключается не в том, какие знания мы благодаря ему получаем, а в том, какими мы благодаря ему становимся». Таким образом, важность и целесообразность использования информационных и коммуникационных технологий в процессе преподавания и обучения обусловлены их способностью эффективно содействовать обеспечению как необходимых, так и достаточных условий для получения качественного образования. При этом, однако, важно не забывать, что, несмотря на все многообразие источников информации и образовательных технологий, трансформирующих информацию в знания, существует только один путь превращения знаний в образование. Это превращение совершается в сознании человека. Именно в результате этого процесса рождается и развивается личность. Сказанное позволяет утверждать, что не существует двух одинаковых образований и что образование, формирующееся в результате такого взаимодействия, отличается тем же своеобразием, что и отдельная личность. В этой связи следует отметить, что информационные и коммуникационные технологии позволяют индивидуализировать процесс обучения, что крайне необходимо для решения одной из основных задач высшего образования - обеспечить каждому студенту возможность получения образования, которое в наибольшей мере соответствует его способностям и личным установкам; создать условия, при которых каждый выпускник университета достиг бы максимально возможного именно для него уровня интеллектуального развития и профессионального мастерства, на что в первую очередь и должна быть ориентирована многоуровневая система подготовки специалистов.

Стремительное развитие информационной составляющей общества ставит перед высшей школой впечатляющую по своим масштабам проблему подготовки населения нашей планеты к жизни и деятельности в совершенно новых для них условиях информационного общества, которая не может быть решена в рамках прежних подходов к образовательному процессу. Новые информационные и коммуникационные технологии во многом разрушают рамки традиционного образования, создают возможности преодоления возрастных, временных и пространственных барьеров, позволяя каждому учиться в течение всей жизни. В связи с этим в последние годы много говорится об «открытом образовании», причем, как правило, это понятие отождествляется с понятием «дистанционное образование». На самом деле это далеко не так. Идея открытого образования в ее нынешнем виде получила распространение в 60-70-е годы прошлого столетия в связи с переосмыслением социальных задач национальных систем образования в условиях постиндустриального общества, когда человечество в полной мере осознало справедливость слов, сказанных за 200 лет до этого маркизом де Кондорсе: «Неравенство в получении образования и неравенство в имущественном состоянии - две основные причины всех социальных бед и потрясений». С дистанционным образованием понятие открытого образования впервые связал Ч. Ведемейер в 1978 году. С момента возникновения этого понятия и до сих пор под открытым образованием понимается, с одной стороны, образование более доступное, чем традиционное, а с другой - способное быстро перестраиваться в соответствии с потребностями личности, а стало быть, предоставлять ей более широкие возможности выбора индивидуального пути в освоении общей и профессиональной культуры, а значит, и возможности получения качественного образования. В рамках открытой образовательной системы каждый человек должен иметь, во-первых, гарантированное государством право получения образования того или иного уровня, независимо от его финансового и социального положения, а во-вторых, -возможность выстроить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует именно его личным способностям и жизненным целевым установкам. Технологии дистанционного обучения, безусловно, позволяют сделать образование более открытым, однако и при дистанционной форме обучения образование может остаться закрытым, если эти технологии по тем или иным причинам, например финансовым, окажутся недоступными какой-то части общества.

И тем не менее в последнее время все явственнее проявляется уверенность в том, что технологии дистанционного обучения могут сыграть большую роль в обеспечении доступности образования для граждан информационного общества. Во-первых, сегодняшний уровень разви-

тия информационных и коммуникационных технологий посредством технологий дистанционного обучения создает реальную базу для построения глобальной образовательной системы как основы для практического воплощения девиза ЮНЕСКО «Образование без границ». На мой взгляд, чтобы создать образовательную среду без границ, человеку необходимо преодолеть два основных препятствия: географические расстояния и различия в способностях разных людей воспринимать и передавать одну и ту же информацию, особенно если речь идет о людях с особыми потребностями, в силу разных причин неспособных получить образование обычными методами. Технологии дистанционного обучения позволяют преодолеть барьеры времени и пространства, обеспечивая непосредственную и интерактивную коммуникацию между преподавателем и студентом, что всегда являлось как определяющей характеристикой, так и неоспоримым преимуществом системы очного обучения. Нет сомнения в том, что в ближайшем будущем дальнейшее продвижение информационных и коммуникационных технологий приведет к широкому распространению так называемых электронных библиотек, открытых виртуальных университетов, глобальных виртуальных кампусов, научных и учебных лабораторий удаленного доступа как основы создания единой образовательной и научной среды для всего мирового сообщества. Хочу особо подчеркнуть, что новые информационные технологии, а также созданная человеком искусственная интеллектуальная среда могут хотя бы отчасти вернуть многим людям способности и коммуникационные возможности, которых их лишила природа, экологические катастрофы, военные конфликты или человеческое насилие.

Вероятно, в этом заключается главная гуманистическая тенденция, связанная с использованием информационных и коммуникационных технологий в образовании и других сферах материальной и духовной деятельности человека. Окинавская хартия глобального информационного общества гласит: «Любой человек, где бы он ни находился, должен иметь доступ к преимуществам глобального информационного общества, и никого нельзя исключать из этого числа».

Другая причина всевозрастающего интереса к дистанционным технологиям обучения обусловлена тем, что в последние десятилетия обозначилась устойчивая тенденция расширения масштабов высшего образования: за период времени, меньший, чем одно поколение, рост количества зачислений в университеты составил более 1 200%. Поэтому самой грандиозной образовательной задачей нашего времени является задача обеспечения всех граждан мирового сообщества достойным образованием с помощью ресурсов мировой информационной экономики. Вместе с тем в реальной жизни перед университетами стоит сложная задача балансирования под давлением извечного треугольника проблем образования. А именно как повысить качество, сократить расходы и обеспечить доступность обучения в высших учебных заведениях. Ставшие заметным явлением в организационной структуре высшего образования последних 20-30 лет системы мега-университетов, к которым относят университеты с числом учащихся не менее 100 тысяч человек, по мнению многих экспертов, успешно совмещают задачи доступности и качества образования и при этом существенно уменьшают его стоимость. Так, Государственный открытый университет им. Индиры Ганди осуществляет 242 000 зачислений в год, а при этом стоимость обучения в нем составляет примерно 35% от стоимости обучения в традиционном университете; в Испании в Государственном университете дистанционного обучения эти цифры равны соответственно 129 000 и 40%; во Французском центре дистанционного обучения - 185 000 и 50%; в Открытом университете Великобритании - 157 000 и 50%. Однако наиболее важной общей особенностью перечисленных учебных заведений является, в первую очередь, не их масштаб, а скорее, тот факт, что все они - учреждения дистанционного обучения. Другими словами, мега-университеты не смогли бы достичь такого успеха и такого уровня обеспечения образованием, применяя традиционную модель университета.

Следует отметить, что на примере мега-университетов мы впервые имеем дело с проникновением в образование технологий и методов полномасштабного индустриального производства. Приведу в качестве примера один из мега-университетов, а именно Университет Южной Африки, который осуществляет руководство над 300 000 самостоятельно поступившими учащимися, для которых он предлагает выбор из более 2 000 отдельных учебных курсов. Это подразумевает создание и поддержку системы управления для зачисленных на курс, отслеживание бюджета учащегося и его успеваемости, хранение и распространение учебных материалов, распечатку и отправку писем кураторов в течение учебного года, а также руководство приемом и раздачу учащимся заданий после проверки. При этом следует отметить, что университет, как и большинство мега-университетов, использует систему семестров, а это значит, что прием на

курсы осуществляется дважды в год. Еще одним из примеров масштабов индустриализации образовательного процесса может служить работа его типографии, которая печатает более 500 млн. страниц в год. Все это требует не только высокой организации всех сторон деятельности университета, но и привлечение для ее обеспечения значительных финансовых ресурсов. Так годовой бюджет Государственного открытого университета им. Индиры Ганди составляет 10 млн. долларов США, Государственного открытого университета в Испании - 129 млн. долларов США, Французского центра дистанционного обучения - 56 млн. долларов США, Открытого университета Великобритании - 300 млн. долларов США, а Университета Южной Африки -128 млн. долларов США.

По мнению многих экспертов, именно мега-университеты успешно справляются с решением проблем доступа и стоимости обучения. Действительно, данные о приеме в мега-университеты говорят сами за себя. Более трех миллионов учащихся обучаются посредством десяти мега-университетов - для такого количества потребовалось бы более 100 больших традиционных очных университетов. Что касается качества образования, мне, как директору Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, за последние 10 лет представилась возможность познакомиться с деятельностью большинства мега-университетов, обсуждать основные направления их деятельности с ректорами университетов, беседовать с преподавателями и специалистами. Выскажу свое мнение об этом явлении: я полагаю, что мега-университеты решают важную задачу обеспечения доступности образования для широких слоев населения тех стран, где они существуют. Вместе с тем проблема качества образования была и остается одной из основных проблем университетов этого вида, недаром в беседе со мной представители этих университетов, желая убедить меня в том, что университеты дают качественное образование, обычно приводили в подтверждение этого такой аргумент - наши технологии обучения позволяют организовать учебный процесс, мало чем отличающийся от очного обучения. Думаю, что здесь пока еще выдается желаемое за действительное: массовое образование в мега-университетах далеко от уровня подготовки специалистов высокого класса в традиционных университетских системах, в которых так нуждается современное общество. И тем не менее процесс индустриализации высшего профессионального образования неуклонно набирает силу.

Хорошо это или плохо? Ряд экспертов утверждают, что крупные открытые системы обучения мега-университетов являются показательной моделью будущего, поскольку наиболее полно и быстро отвечают все возрастающим предложениям технического прогресса. Мега-университеты изначально создаются вокруг определенного вида информационных и коммуникационных технологий, и им не приходится мучиться с проблемой адаптации традиционной университетской системы и традиционного преподавания к новым технологиям обеспечения дистанционного обучения. Их проблемы связаны с тем, как эффективнее использовать все расширяющиеся возможности информационных и коммуникационных технологий для организации образовательной деятельности в больших масштабах. Но есть и другое мнение, что традиционная университетская модель образования будет востребована всегда. Именно она создает ту уникальную среду, то «умное место», где молодые люди могут адаптироваться к жизни и одновременно приобретать новые знания, профессиональные навыки, формировать критическое научное мышление.

Нельзя не согласиться с В. Брауном и Н. Дугидом, что «знания лежат не столько в базах данных, сколько в головах людей». К этому следует добавить, что так называемая традиционная модель университета не существует как безвременное явление. Она изменяется, развивается, реагируя на происходящие в мире изменения. Более того, сегодня именно традиционное университетское образование является тем источником, который питает нарождающееся дистанционное образование. И то обстоятельство, что на протяжении девяти веков идея университета не только сохранилась, но во многих отношениях развивалась и совершенствовалась даже в периоды резких перемен, происходивших в мире, убеждает в ее жизнеспособности и в век торжества информационных технологий.

Подводя итог вышеизложенному, можно высказать убеждение, что информационные и коммуникационные технологии при разумном, целенаправленном и всесторонне подготовленном применении их в процессе преподавания и обучения могут эффективно содействовать повышению качества и расширению доступа к получению высшего образования, отвечающего запросам современного общества и потребностям рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.