Научная статья на тему 'Роль информационно-коммуникационных технологий в осуществлении дифференцированного подхода к обучению грамматике'

Роль информационно-коммуникационных технологий в осуществлении дифференцированного подхода к обучению грамматике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
356
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / LINGUISTIC COMPETENCE / DIFFERENTIATED APPROACH / GRAMMATICAL PHENOMENA / INFORMATIONCOMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Краснощекова Галина Алексеевна

В данной статье речь идет о формировании грамматического компонента лингвистической компетенции у студентов неязыковых вузов. Важную роль играют информационно-коммуникационные технологии в осуществлении дифференцированного подхода к обучению иностранному языку и, в частности, к обучению грамматики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF INFORMATION-COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN REALISATION OF THE DIFFERENTIATED APPROACH TO TRAINING GRAMMAR

In the given article it is spoken about formation of a grammatical component of the linguistic competence of the students in the technical high schools. The informationcommunication technologies plays important role in the realization of the differentiated approach to training foreign language and, in particular, grammar training.

Текст научной работы на тему «Роль информационно-коммуникационных технологий в осуществлении дифференцированного подхода к обучению грамматике»

Известия ЮФУ. Технические науки

УДК 80.001.85

ГА. Краснощекова

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ ГРАММАТИКЕ

В данной статье речь идет о формировании грамматического компонента лингвистической компетенции у студентов неязыковых вузов. Важную роль играют информационно-комм^икационные технологии в осуществлении дифференцированного подхода к обучению иностранному языку и, в частности, к обучению грамматики.

Лингвистическая компетенция; дифференцированный подход; грамма; - .

G.A. Krasnoshchekova

ROLE OF INFORMATION-COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN REALISATION OF THE DIFFERENTIATED APPROACH TO TRAINING

GRAMMAR

In the given article it is spoken about formation of a grammatical component of the linguistic competence of the students in the technical high schools. The information-communication technologies plays important role in the realization of the differentiated approach to training foreign language and, in particular, grammar training.

Linguistic competence; differentiated approach; grammatical phenomena; information-communication technologies.

Теория дифференцированного подхода к обучению грамматике, выдвинутая Л.В. Щербой и развитая в дальнейшем отечественными методистами, подчинена закономерностям обучения, отбора и методической организации

.

Принцип дифференцированного подхода приобретает особое значение в

- , -, .

Применительно к современному видению проблемы вопрос о необходимости дифференцированного подхода к обучению грамматическим явлениям в прямой зависимости от вида речевой деятельности, в которой они применяются, нашел свое отражение в психологических и методических исследованиях. При обучении чтению и аудированию грамматика выступает и как средство, и как предмет специального обучения. При описании грамматических явлений надо «представлять не столько статистическую языковую систему (парадигматические ряды, классификационные зависимости и т.п.), сколько систему функциональную, и именно в рецептивном плане» [5]. Следует также отметить, что при обучении чтению и аудированию грамматика не только выступает в качестве средства раскрытия отношений и связи слов во фразовом единстве, но является

также «организующим стержнем» самого обучения. Благодаря тому, что системность в грамматике выражена более наглядно и более определенно, чем в лек,

чтению в качестве основы планирования и организации учебного материала.

Грамматическое оформление устного или письменного высказывания также теснейшим образом связано с владением лексикой и зависит от уровня лекси-.

на таких лексических единицах, которыми студенты достаточно свободно владеют.

Методистами рассматривается определенная система средств подкрепления процесса формирования грамматических навыков, а именно:

♦ функциональная ориентация п роцесса формирования навыков, направленная на параллельное усвоение формы вместе с функцией грамматического явления при ведущей роли последней;

♦ условная или реал ьная ситуативность, являющаяся непременным условием формирования речевых навыков, способных к переносу;

♦ условно-речевые упражнения (имитативные, подстановочные, трансформационные, репродуктивные), принципиально отличающиеся от любого вида тренировочных упражнений, так как они моделируют ситуации реального речевого общения;

♦ квантование правил как способ управления формированием навыков.

В методике преподавания иностранных языков принцип дифференцированного обучения предполагает:

♦ с позиции дидактико-психологического принципа дифференциацию обучаемых в процессе обучения грамматической стороне речи по их индивидуально-личностным характеристикам, выражающим обучаемость

;

♦ в качестве методического принципа дифференциацию на уровне ор-

, , , -щихся в системе упражнений, а также дифференциацию усваиваемого , , -ваемой речевой деятельности;

( - )

( ).

Многие ученые уделяют серьезное внимание дифференцированному подходу в обучении иностранным языкам, так как они видят в нем один из путей повышения эффективности и оптимизации учебного процесса. Основной стратегией обучения выступает личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса обучаемого, учет его способностей, возможностей и склонностей. Это достигается за счет дифференциации и индивидуали-, .

Однако в качестве основного недостатка в современном состоянии методики преподавания английского языка, серьезно влияющим на уровень сформированное™ грамматических навыков, отмечается не в должном объеме разработанный дифференцированный подход к формированию грамматических навыков, отсутствие модели обучения на основе данного подхода, а также слабое внимание к нему со стороны преподавателя.

,

речи с применением дифференцированного подхода важно выделить следующие

:

1. Учебная деятельность студента должна управляться во всех звеньях и компонентах учебного процесса [4].

2. Управление учебно-познавательной деятельностью осуществляется на

,

.

3. Необходимость индивидуализации обучения грамматической стороне речи вытекает из общего положения о том, что любой процесс усвоения знаний сугубо индивидуален, а, значит, он должен быть индивидуализирован. Личностно-ориентированные технологии предполагают учет индивидуальных особенностей каждого студента [3].

4. , том числе и в процессе формирования грамматических навыков, лежит личностно-деятельностный подход.

5. Индивидуально-психологические особенности должны не просто

, .

Г оворя о применении дифференцированного подхода в обучении грамматической стороне речи, необходимо рассмотреть личностно-ориентированную технологию. Учитывая тот факт, что данная технология имеет принципиально важное значение для гуманистического направления в педагогике, считаем ее наиболее перспективной в свете использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Существует мнение о возможной подмене роли преподавателя или его полной замене при компьютеризации образовании. Мы поддерживаем точку зрения Б.С. Гершунского, Е.И. Машбица, Е.С. Полат, Н.Ф. Талызиной и рассматриваем компьютер как средство поддержки профессиональной дея. -, : , - , -тивная, тренировочная, управляющая и контролирующе-корректирующая, одна, . становится актуальным, когда «мы действительно стремимся изменить пара,

к воспитанию и развитию личности студента, основной цели высшего образования - интеллектуальному и нравственному развитию личности» [2].

Гармоничное сочетание традиционной методики и информационнокоммуникационных технологий в учебном процессе позволит спроектировать индивидуальную траекторию занятий с учетом индивидуальных особенностей , , , условия социализации в современной высшей школе. Следовательно, при обучении грамматической стороне речи использование информационнокоммуникационных технологии поможет выделить дополнительное время слабым студентам для практики, осмысления учебного материала, ликвидацию , -

, , креативности в соответствии с целями и задачами обучения, а также с учетом особенностей познавательной деятельности.

-

вопросам программированного контроля, который обеспечивает систематичность проверок знаний (возможность осуществления текущего контроля относительно небольших совокупностей изучаемого материала с достаточно вы) . -

- -ладеть грамматическими умениями и навыками на разном уровне в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей, но при этом этот уровень должен быть не ниже базового. Оценка деятельности студента определяет его усилия, затраченные на овладение этими знаниями, умениями и навыками, и не ведет к «сдерживанию процесса интеллектуального, творческого развития сту-» [1].

Степень усложнения материала при дифференцированном подходе должна определяться содержанием образования, заложенного в программы . . Под усложнением материала мы понимаем углубление и расширение знаний , , передовых педагогических технологий. Такой же подход применяется к организации материала для студентов с различными особенностями психического развития и типологическими чертами характера. При этом распределение часов в таких группах остается одинаковым при различном объеме содержания и требований к отдельным видам речевой деятельности, владению грамматическими и лексическими навыками. Отбор грамматического материала ведется в соответствии с объемом учебного материала данной ступени обучения. Однако, если студенты более сильной группы овладевают этим объемом активно, то для студентов более слабой группы требуется его рецептивное усвоение. На этапе ознакомления и первичного закрепления, тренировки, а также применения используются универсальные компьютерные средства, предназначенные для выполнения целого комплекса функций и решения ряда лингводидактиче-, , функций и решений узких конкретных задач обучения, а также вспомогатель-, -дентам в процессе обучения.

При составлении индивидуальной траектории обучения студентов работа по овладению грамматической стороной речи, как и любым другим аспектом языка или видом речевой деятельности, может быть вынесена за рамки аудиторной системы и реализовываться в рамках факультативов и спецкурсов с использованием всего потенциала информационно-коммуникационных технологий.

В практике неязыковых вузов, где преподавание ведется дифференци-,

только по итогам учебного года, но также в рамках одного семестра по результатам промежуточного контроля, рекомендаций преподавателя и желания студентов. Таким образом, учебный процесс становится более гибким, создаются благоприятные условия для обучения и развития личности студента.

Все сказанное позволяет сделать вывод, что использование дифференцированного подхода в обучении иностранным языкам призвано повысить мо-

тивацию обучающегося, эффективность учебного процесса, а значит, и его .

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI Века. - М., 1997. - 608 с.

2. Машбиц ЕЛ. Психологические основы управления учебной деятельностью. - Киев, 1987.

3. Пол am Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 1999. - 270 с.

4. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 344 с.

5. . . :

методики. - М.: 1974. - 112 с.

Краснощекова Галина Алексеевна

Технологический институт федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.

E-mail: krasnoshokova@tsure.ru.

347900, г. Таганрог, ул. Р. Люксембург 44, кв. 13.

Тел.: 8(8634)31-53-80; 8(8634)613-161.

Кафедра иностранных языков.

.

Krasnoshchekova Galina Alekseevna

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.

E-mail: krasnoshokova@tsure.ru.

13, sq., 44, R. Lyuksemburg street, Taganrog, 347900, Russia.

Phone: 8(8634)31-53-80; 8(8634)613-161.

Department Chair of foreign languages.

Head of the Department.

658.012.2

..

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ

Рассматриваются особенности и различия индустриальной и постинду-. -деляются основные направления социальных инвестиций на предприятии.

; ;

.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.