Научная статья на тему 'Роль игровой деятельности в развитии предпосылок коммуникации у детей с комплекными нарушениями'

Роль игровой деятельности в развитии предпосылок коммуникации у детей с комплекными нарушениями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
711
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникация / игровая деятельность / дошкольный возраст / комплексные нарушения / communication / play activity / preschool age / complex disorders

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Одинокова Наталья Александровна

В статье рассматривается актуальная проблема важности использования особенностей игровой деятельности в становлении предпосылок коммуникации у детей дошкольного возраста с комплексными, сложными нарушениями развития, так как именно этот этап является сензитивным, в котором закладываются черты личности, характера, поведения, основ самосознания и творческой индивидуальности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Одинокова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF GAME ACTIVITY IN THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATION BACKGROUND IN CHILDREN WITH COMPLETE DISORDERS

The article deals with the actual problem of the importance of using the features of play activity in the formation of prerequisites for communication in preschool children with complex, complex developmental disorders, since this stage is sensitive, in which the personality traits, character, behavior, fundamentals of self-awareness and creative individuality are laid

Текст научной работы на тему «Роль игровой деятельности в развитии предпосылок коммуникации у детей с комплекными нарушениями»

УДК 376

РОЛЬ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ПРЕДПОСЫЛОК КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С КОМПЛЕКНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Одинокова Наталья Александровна.

г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Институт детства, кафедра логопедии и детской речи, доцент, odinokova2008@mail.ru.

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема важности использования особенностей игровой деятельности в становлении предпосылок коммуникации у детей дошкольного возраста с комплексными, сложными нарушениями развития, так как именно этот этап является сензитивным, в котором закладываются черты личности, характера, поведения, основ самосознания и творческой индивидуальности.

Ключевые слова: коммуникация, игровая деятельность, дошкольный возраст, комплексные нарушения.

THE ROLE OF GAME ACTIVITY IN THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATION BACKGROUND IN CHILDREN WITH COMPLETE

DISORDERS

Odinokova Natalya Aleksandrovna.

Novosibirsk, Novosibirsk State Pedagogical University, Institute of Childhood, Department of Speech Therapy and Pediatric Speech, Associate Professor, odinokova2008@mail.ru.

Abstract. The article deals with the actual problem of the importance of using the features of play activity in the formation of prerequisites for communication in preschool children with complex, complex developmental disorders, since this stage is sensitive, in which the personality traits, character, behavior, fundamentals of self-awareness and creative individuality are laid.

Key words: communication, play activity, preschool age, complex disorders.

Одной из самых значимых психолого-педагогических проблем, с которой сталкиваются дети с глубокими ограничениями здоровья при поступлении в школу, является несформированность коммуникативных умений и навыков. Умение общаться, владеть навыками коммуникации играет важную, первостепенную роль в психическом развитии детей с нарушениями ведущих сенсорных каналов: слуха и зрения. Данный факт оказывает негативное влияние на адаптацию такого ребенка к условиям школьного обучения, формирование у него механизмов социального адаптационного поведения. Коммуникацию рассматривают как процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению. Считают, что она включает передачу и прием знаний, идей, мнений,

чувств, воздействие друг на друга участников совместной деятельности. В качестве предпосылок коммуникации выделяют различные основания и стимулы, побуждающие людей к осуществлению каких-либо действий, которые определяются проблемной ситуацией, возникшей в какой-то области исследования.

На основании того, что игра является ведущим видом деятельности детского возраста, использование игровой деятельности может быть как один из стимулов, как одно из основополагающих условий и средств проявить ребенку с глубокими ограничениями здоровья активность, мотив, самореализацию, самовыражение, самосовершенствование, способствующие к проявлению и развитию предпосылок коммуникации.

Отечественная психология традиционно придает игровой деятельности большое значение в общем психическом развитии ребенка. В исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина игра выступает как деятельность, имеющая ближайшее отношение к потребностям ребенка, доступным способам переработки и выражения впечатлений и эмоций.

В настоящее время принимается во внимание определение детской деятельности, в том числе игровой, которое дается в ФГОС ДО, как формы активности ребенка, которая, прежде всего, направлена не на конечный результат, а на сам процесс действия, а также способы ее осуществления, характеризующаяся принятием ребенком условной позиции, т. е. обладает условностью. Е.Е. Кравцова [5] считает игру своеобразным отношением к действительности, которому характерно создание мнимых ситуаций или перенос свойств одних предметов на другие.

В работе с детьми дошкольного возраста игровая деятельность является средством решения многих образовательных задач. В процессе игры дети взаимодействуют друг с другом, учатся строить диалог и вступать в него, планируют высказывания, происходит работа над формированием интонации, логического ударения, смысловых пауз, выразительности и силы голоса. Игровая деятельность способствует развитию дружелюбных качеств, у ребенка формируются навыки взаимоотношения со взрослыми и сверстниками; при взаимодействии во время игры дети соотносят и согласуют свои действия с действиями партнеров по деятельности, у них также формируются невербальные компоненты общения: дети пытаются соотнести позы, жесты, движения со смыслом произносимых слов в соответствии с художественным образом. Особо необходимо выделить, что игровая деятельность является моделированием и отражением жизненного опыта ребенка, в ходе которого участники могут проявлять свои творческие способности, это в свою очередь положительно воздействует на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной, духовной и физической сферы.

Следовательно, игровая деятельность выступает как важнейшее средство переработки полученных знаний и впечатлений из окружающего мира, как способ, в котором ярко проявляются особенности мышлении и воображения, как один из видов активности и эмоциональности, оказывая существенную закономерность развития потребности в общении. Это говорит о том, что игровая

деятельность влияет на развитие психических процессов ребенка, обеспечивает активизацию мышления, внимания, памяти, воображения, тем самым способствуя при взаимодействии партеров во время игры формировать вербальные и невербальные компоненты общения, обеспечивать развитие предпосылок коммуникации. Подбор игр и разработка их тем должна опираться на предварительный анализ выявленных проблем общения между детьми. Для этого тематика игр и использующиеся в них принципы и способы решения данных проблем должны оптимально соответствовать возможностям и потребностям состава игрового детского коллектива. Необходимо заранее продумывать схему построения игры, ее атрибуты, поведение педагога в игре.

Нарушение слуха и зрения относится к сложному дефекту аномалии развития. В последнее время проблема сложных дефектов привлекает все более пристальное внимание. Многочисленный опыт ученых изучения детей с сочетанным нарушением позволяет утверждать, что позднее и неадекватное воспитание и обучение чрезвычайно неблагоприятно отражается на их интеллектуальном развитии, даже на их судьбе. Это говорит о том, что процесс компенсации дефекта требует изначальной коррекции обоих сенсорных нарушений и как можно в более ранние сроки.

Учеными отмечено и подчеркнуто, что дети с нарушениями слуха и зрения без педагогической помощи практически выпадают из системы общения со сверстниками, а взаимодействие со взрослыми носит, как правило, односторонний характер в виде опеки. Среди ограничений социального взаимодействия имеет место быть: сужение контактов, наличие затруднений в исполнении социальных ролей, дефицит информации об участниках взаимодействия, снижение эмоциональной насыщенности взаимодействий. При нарушениях слуха и зрения дети не всегда осознают условность сюжета и могут выполнять только реальные действия с предметами и игрушками в реальной ситуации. Эти ограничения провоцируют нарушение развития средств коммуникации и тем самым затрудняют формирование социальной компенсации. Необходимость организации педагогической работы в специальных условиях, максимально приближенных к естественным ситуациям социального взаимодействия, обуславливает обращение к игре как модели реальной действительности. Имитационный характер игровой деятельности позволяет накопить запас представлений о различных способах поведенческих действий через условное воспроизведение реальных ситуаций, а главное, в игре можно остановить и переиграть ситуацию, многократно повторить тот или иной способ поведения, варьировать состав и последовательность коммуникативных действий.

Ресурсные возможности игровой деятельности детей дошкольного возраста с нарушением слуха и зрения ученые рассматривают с точки зрения следующих позиций: социального содержания, условности сюжета, одновременного ролевого и делового взаимодействия, эмоциональности игровых действий. О.А. Карабанова [3] выделяет положительную роль в развитии компенсаторных процессов и полисенсорного (слухового и зрительного) восприятия. И.Г. Корнилова [4; 5] рекомендует использовать игру для приобретения необходимого жизненного опыта, действий с игрушками, согласования речи и движения, развития

нравственных представлений, формирования устной речи. Данные направления являются базовыми для дальнейшего построения последовательной коррекционно-развивающей деятельности по преодолению трудностей у данной группы ребят, учитывая их индивидуально-личностные особенности, своеобразие познавательной деятельности, специфику освоения сенсорных эталонов, быструю утомляемость, неустойчивость внимания, снижение умственной работоспособности. Важно отметить, что в российской традиции обучения слепоглухих существенным является социальный компонент. Современные методы обучения опираются на развитие остаточного зрения и слуха воспитанников, уменьшая тем самым выраженность дефекта и снижение степени инвалидности. Это говорит о том, чтобы оказать квалифицированную помощь такому ребенку, педагог должен знать едва ли не все отрасли дефектологии, не говоря уже о владении общепедагогической культурой.

Как пишет Т.А. Басилова [1], вследствие того, что основой знакомства с внешним миром для слепоглухого ребенка являются не дистантные, а контактные анализаторы, большое значение имеет особый характер формирования речи. Слепоглухому ребенку слово не может быть дано в глобальной форме, оно дается либо дактильно (посредством пальцев рук), либо в письменной форме (по Брайлю), т.е. через аналитическое чтение, медленное и внимательное чтение с погружением в текст и его анализом. По мнению автора эти две фундаментальные особенности развития слепоглухого ребенка - недистантность восприятия окружающего мира и примат жестовой речи на ранних этапах онтогенеза -предопределяют необходимость создания целостной и своеобразной системы обучения и воспитания. Также Т.А. Басилова отмечает отсутствие спонтанного поведения у детей с нарушением слуха и зрения в процессе игровой деятельности, когда дети не могут адекватно выразить свои мысли и чувства в игровой ситуации. Как считает ученый, это объясняется бедным практическим и чувственным опытом на фоне бисенсорного дефекта.

В свою очередь Г.В. Григорьева [2] подчеркивает, что для формирования спонтанного поведения и развития выразительности речи у детей ... необходимо создавать специальные условия, в которых каждый ребенок мог бы выразить и передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды публично, не стесняясь слушателей.

Следовательно, в связи со значительным затруднением восприятия окружающего мира, которое имеет большое значение в общем развитии и обучении детей с нарушением слуха и зрения, особе внимание следует уделять средствам организации специальной развивающей предметно-пространственной среды, которая в свою очередь будет способствовать обогащению и расширению чувственного и практического опыта у детей, созданию ситуаций, провоцирующих потребность в игре, тем самым стимулирующих мотивированное общение, использование устной речи. Боле того, необходимо подбирать такие эффективные формы игры, искать и использовать такие приемы ее оптимизации, которые в наибольшей мере обеспечат профилактику и устранение трудностей развития коммуникативных навыков в условиях слуховой и зрительной

депривации. Это обуславливает необходимость поиска руководства игрой и разработкой модели руководства данной формой деятельности [6].

Поскольку игра не возникает самостоятельно из разрозненного игрового опыта, И.Г. Корнилова [4] рассматривает следующие критерия определения готовности к игровой деятельности: сформированность игровых действий, знание и адекватное использование средств вербальной и невербальной экспрессии, координация двигательных и речевых актов, активность в установлении контактов со сверстниками.

Из многообразия форм игровой деятельности ролевая игра, обладая социальным содержанием, условностью сюжета, одновременностью ролевого и делового взаимодействия, эмоциональностью игровых действий, создает необходимые условия формирования умений, а в дальнейшем навыков коммуникации. Данный вид игры влияет на развитие не только умственных, но и творческих способностей детей, их активность, социальную готовность. Через имитацию ролевых движений, детей учат как можно правильнее передать заданный образ (птицы, животного, сказочного героя), а имеющие зрительные возможности, могут наблюдать друг за другом. С детьми, имеющими различную степень слухового восприятия, проводится довольно кропотливая и длительная работа по интонированию: скажи тихо, громко, грустно, радостно, удивленно, быстро, медленно. Данные виды упражнений, постепенно оказывает положительное влияние на развитие мелодико-интонационной выразительности, плавности речи, происходит формирование невербальных средств общения в соответствии с эмоциями, которые дети испытывают и отражают в процессе игр. Через систему вопросов, предложенный алгоритм, анализ образца, дети определяют последовательность своих действий [7; 8].

Если ребенок ограничен или лишен возможности самостоятельно наблюдать и подражать действиям педагога или сверстников, то его обучение идет через организацию совместных действий с педагогом: взрослый действует руками ребенка или руки ребенка «следят» за действиями взрослого, которые постепенно превращаются сначала в разделенные со взрослым (педагог начинает действие, а ребенок заканчивает его) и, наконец, в полностью самостоятельные действия [1]. Только при условии личностно-ориентированного взаимодействия ребенка со взрослым и другими детьми может быть обеспечен успех.

Работа по развитию предпосылок коммуникации с использованием ролевых игр может быть дополнена музыкальной деятельностью, которая усилит и сделает акцент на особенности характера героев, поможет детям полнее раскрыть своих персонажей, глубже смоделировать их движения, сопровождаемые и дополняемые стихами, пением, просто репликами, а это в свою очередь окажет содействие и повлияет на совершенствование мелодико-интонационной стороны речи, лексического запаса, логического строя языка. Известно, что движения влияют на повышение активности речедвигательного анализатора, уравновешивают процессы возбуждения и торможения.

Таким образом, в совместных играх дети дошкольного возраста с нарушением слуха и зрения через доступные им образы знакомятся с окружающим миром, звуками (при необходимости используя звукоусиливающую

аппаратуру). Умело поставленные вопросы в диалоге побуждают детей анализировать, делать выводы и обобщения, проявлять эмоции. Активизируется и обогащается их словарный запас, предметные и пространственные представления. Целенаправленное включение в игровую деятельность становится неисчерпаемым источником развития речевых и паралингвистических средств общения, средством воспитания коммуникативной культуры, средством самостоятельности детей. Благодаря игровой деятельности решаются многие педагогические и коррекционные задачи, в том числе развитие предпосылок коммуникации.

Библиографический список:

1. Басилова Т.А. Особенности формирования игровых действий у слепоглухих детей: автореф. дисс. ... канд. псих. наук. - М., 1988. - 16 с.

2. Григорьева Г.В. Особенности формирования и развития средств общения у дошкольников с нарушением зрения // Дефектология. - 1996. - № 4. - С. 84-89.

3. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997. - 191 с.

4. Корнилова И.Г. Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушениями зрения. Креативная игра-драматизация. - М.: Экзамен, 2004. - 160 с.

5. Кравцова Е.Е. Методологическое значение взглядов Д. Б. Эльконина на детскую игру// Мир психологии и психология в мире. - 2004. - № 1. - С. 68-76.

6. Косенко Г.Н., Одинокова Н.А. Особенности развития общения со сверстниками дошкольников с ограниченными возможностями здоровья // Современные проблемы общей и коррекционной педагогики и психологии детства: материалы IX Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Г.С. Чесноковой, А.Ю. Зверковой. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. -С. 152-155.

7. Одинокова Н.А. Условия развития слухового восприятия детей, имеющих ограниченные возможности // Современные направления педагогического сопровождения детства: материалы научно-практического семинара / под ред. Г.С. Чесноковой, Е.В. Ушаковой. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2016. - С. 175178.

8. Одинокова Н.А. О необходимости формирования культуры слухового восприятия у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения зрения // Специальные образовательные условия и качество профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья: сборник трудов научно-практической конференции с международным участием. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2015. - С. 173-175.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.