Научная статья на тему 'Роль и значение розничной торговли в сфере услуг'

Роль и значение розничной торговли в сфере услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9517
617
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ТОВАР / БЛАГО / SERVICES / RETAIL TRADE / PRODUCT / GOOD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Салпагарова Элина Борисовна

В современных условиях стабилизации и экономического роста, большое значение необходимо придавать активизации сотрудничества субъектов торговых отношений, оптимизации экономических связей между структурами сферы торговли и покупателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND IMPORTANCE OF RETAIL TRADE FIELD SERVICE

In modern conditions of stability and economic growth, the importance should be attached to enhance the cooperation of subjects of trade relations, optimizing the economic relations between the structures of trade and buyers.

Текст научной работы на тему «Роль и значение розничной торговли в сфере услуг»

12.11. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В СФЕРЕ УСЛУГ

Салпагарова Элина Борисовна, аспирант, НОО ВПО (некоммерческое партнерство) "Кисловодский гуманитарно-технический институт"

Аннотация. В современных условиях стабилизации и экономического роста, большое значение необходимо придавать активизации сотрудничества субъектов торговых отношений, оптимизации экономических связей между структурами сферы торговли и покупателями.

Ключевые слова: сфера услуг, розничная торговля, товар, благо

THE ROLE AND IMPORTANCE OF RETAIL TRADE FIELD SERVICE

Salpagarova Alina Borisovna, graduate student, NOO VPO (non-profit partnership) "Kislovodsk's Institute of Humanities and Technology"

Annotation: In modern conditions of stability and economic growth, the importance should be attached to enhance the cooperation of subjects of trade relations, optimizing the economic relations between the structures of trade and buyers.

Keywords: services, retail trade, product, good

Каждый период экономического развития характеризуется степенью влияния торговли на образование связей между территориями, сближающих их культуру, науку и прогрессивные идеи разных народов. Быстрый рост экономики требует наличия высокого профессионализма специалистов в области сферы обслуживания, участвующих в процессе торговых отношений, эффективная работа которых благотворно влияет на развитие торговых отношений страны в целом и отдельных регионов, в частности. Огромное значение для развития сети услуг приобретают предприятия торговой сферы. Постепенно совершенствуясь, сфера торговли переходит на новый качественный уровень. Данная отрасль экономики является одной из крупнейших как по числу занятых, так и по объему деятельности и вкладу в общий экономический потенциал.

Исторически торговые отношения начали складываться с развитием транспортных сообщений, когда повсеместно вовлекались в торговлю новые территории с различными ресурсами, как природными, так и созданными человеком. В результате быстрый рост производства и новых отраслей экономики сопровождался появлением уникальных технологий и продуктов. При этом наблюдались различия между отдельными территориями в части обеспечения природными ресурсами, отсутствием возможности произвести продукт внутри региона, в том числе и отдельно взятым человеком для личного потребления. Поэтому возникла необходимость возмездного получения недостающих ресурсов в других территориальных образованиях, что и породило понятие «товар», ставшее родоначальником развития торговли. Совокупный технический и научный прогресс транспортных связей способствовал образованию мирового рынка торговли, и, соответственно превратив его в единое экономическое пространство. Таким образом, торговля выступа-

ет связующим звеном между производителями ресурсов и потребителями, обеспечивающим производственную цепочку превращения «деньги-товар-деньги». Однако производитель часто сталкивается с трудностями доведения своего продукта до конечного потребителя.

Согласно Большой Советской Энциклопедии «под торговлей понимается отрасль народного хозяйства, обеспечивающая обращение товаров, их движение из сферы производства в сферу потребления»1.

С точки зрения предпринимательства2, торговля представляет собой вид деятельности, направленный на извлечение дохода, где объектом действий является товарообмен, купля-продажа товаров, а также сопутствующие дополнительные услуги по обслуживанию покупателей в процессе реализации товаров и обеспечение доставки товаров, их хранению и подготовке к продаже.

Таким образом, объектом любой торговли является товар, качественная характеристика которого направлена на удовлетворение различных нужд и потребностей, в результате непрерывного гражданско-правового оборота.

Заметим, что проблема разграничения розничной торговли и других видов предпринимательской деятельности не является новой в налоговом законодательстве. Так, еще до вступления в силу Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым законодательством был установлен различный порядок исчисления налога на добавленную стоимость для оборотов розничной и оптовой торговли. При этом налоговое законодательство не разъясняло порядок разграничения вышеуказанных видов предпринимательской деятельности. Пытаясь устранить данный недостаток, специалистами предпринимались различные попытки определения розничной торговли. Позднее потребовалось определить термин «розничная торговля» для целей специального налогового режима «единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности», который был введен в Российской Федерации в 1998 году Федеральным законом от 31.07.1998 N 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный

3 г-,

доход для определенных видов деятельности» В рамках этого закона розничная торговля определена как определенный вид предпринимательской деятельности, осуществляющийся через магазины с численностью работающих до 30 человек, а также как палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и другие места организации торговли, в том числе не имевшие стационарной торговой площади.

В зависимости от стадий обращения товара от изготовителя к потребителю торговля делится на оптовую и розничную. Такая классификация основана на нормах гражданского и налогового законодательства. Так, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, основным критерием, позволяющим отличить розничную торговлю от оптовой торговли, является конечная цель использования приобретаемого покупателем товара. В соответствии со статьей 492 Гражданского кодекса Российской Федерации «под

1 Дашков Л. П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли.- М.: Маркетинг, 2006.- С.32.

2 Виноградова С.Н. Коммерческая деятельность. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 389 с.

3 Федеральный закон от 31.07.1998 N 148-ФЗ (ред. от

24.07.2002) "О едином налоге на вмененный доход для опреде-

ленных видов деятельности"//Российская газета.- 1998.-6 авгу-

ста.- N 148-149.

розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность по продаже товаров в розницу, в ходе которой продавец передает покупателю товар для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской дея-тельностью»4.

Таким образом, понятие «розничная торговля» в гражданском законодательстве дается через не полностью раскрытую категорию «продажа товаров в розницу».

На наш взгляд, розничная торговля представляет собой замкнутую систему распределения товаров посредством продажи их в специально отведенных местах, всегда доступных конечным потребителям. При этом немаловажное значение имеют сопутствующие сделке купли-продажи товара предлагаемые услуги розничной сети.

В то же время вышеуказанная дефиниция содержит ряд критериев, совокупность которых позволяет отличить розничную куплю-продажу от других разновидностей договоров купли-продажи

- характеристика продавца как стороны договора;

- характеристика предмета его деятельности;

- характеристика товара, подлежащего передаче по договору.

Розничную торговлю можно классифицировать в зависимости от особенностей торгового обслуживания покупателей и наличия торгового помещения, в результате чего следует рассматривать через:

- стационарную сеть;

- передвижную торговую сеть;

- Интернет-магазин (рассылка товаров по заказам);

- почтовую сеть6.

При этом заметим, что розничная торговля может осуществляться и в различных формах, например, продажа товаров с обслуживанием покупателей на торговом объекте (в месте продажи товаров), продажа товаров по образцам, продажа товаров длительного пользования в кредит и другое.

В настоящее время с развитием рыночных отношений, с реализацией экономических реформ, с обеспечением законодательных норм и правил, торговля относится к наиболее прогрессивным видам деятельности, затрагивающим все слои населения.

Следует отметить значение торговли для занятости населения, когда в моменты кризиса она была основным источником трудоустройства рабочих, оставшихся без работы в связи со спадом производства и массовым закрытием ряда предприятий и организаций. Только по официальным данным Госкомстата России в организациях оптовой и розничной торговли занято 4,8 млн. человек. Кроме этого, почти полтора миллиона индивидуальных предпринимателей задействовано в торговле.

Розничная торговля оказывает значительное влияние на развитие производства, в результате быстрого реагирования на любые изменения в экономической и политической ситуации в стране. Представляя собой наиболее приближенную отрасль экономики к конечному потребителю, сфера розничной торговли выступает основным регулирующим инструментом процесса производства в части объема и ассортимента выпус-

4 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 17.07.2009)

5 http://www.lenust.ru/publications

6 Егоров, В.Ф. Оптовая и розничная торговля. Мерчандайзинг/ Учебник для вузов, 1-е издание. СПб.: Питер, 2006. - С.26-29.

каемой продукции с одной стороны, а, с другой стороны, - позволяет проанализировать структуру потребительских предпочтений и возможностей, а также динамику уровня жизни населения. В частности, цена товара характеризует экономическое развитие и динамику инфляционных процессов в стране7.

В связи с тем, что базисом розничной торговли является товар, то функция торговых отношений заключается в реализации благ. При этом следует отметить, что в целях повышения конкурентоспособности предприятиям розничной торговли необходимо оказывать ряд дополнительных сопутствующих реализации товаров, услуг, связанных с доведением товаров до конечного потребителя. К функциям таких услуг можно отнести: маркетинговые исследования, изучение покупательского спроса на товары, консультационные услуги покупателям в выборе товаров, оказание дополнительных сервисных услуг по доставке купленных товаров «на дом» покупателю, прием заказов на товары, отсутствующие в продаже и другие8. Однако, набор дополнительных услуг, выполняемых торговой организацией, зависит от ее обособленности, типа, размера, технической оснащенности, места расположения и других факторов.

Будучи формой товарного обращения, в воспроизводственном процессе торговля выполняет свойственные обращению основные функции9:

1) удовлетворение потребностей в продукции, производимой в целях обмена, то есть товары переходят в сферу потребления для удовлетворения личных материальных потребностей людей, воспроизводства рабочей силы;

2) возмещение в денежной стоимости товаров, вовлеченных в сферу товарного обращения (покрываются издержки предприятий и обеспечивается возможность возобновления производства).

При этом важно отметить, что функции торговли проявляются одновременно и в то же время противоречат друг другу, так как представляют интересы противоположных участников торговых отношений, а именно: первая функция отражает интересы потребителей, а вторая - производителей товаров, выступающих, соответственно, носителями спроса и предложения.

Таким образом, на рынке, прежде всего, представлены экономические отношения между производителями и потребителями в процессе движения результатов труда, полученных не для собственного потребления, а для удовлетворения общественных потребностей. Именно благодаря купле - продаже обособленные товаропроизводители и потребители вступают в контакт между собой. Таким образом, отношения обмена в виде совокупности актов обмена между двумя субъектами представляют собой рыночные отношения. Рынок соединяет людей, заставляя их вступать в определенные отношения между собой10.

По мере развития общественного разделения труда, товарного производства и обращения, происходит обособление торговли в самостоятельную отрасль, купля и продажа товаров осуществляется при посред-

7 Егоров, В.Ф. Оптовая и розничная торговля. Мерчандайзинг/ Учебник для вузов, 1-е издание. СПб.: Питер, 2006. - 352 с.

8 Там же.

9 Памбухчиянц О. В. Технология розничной торговли: учебник для начального профессионального образования. М.: Издательский дом Дашков и К, 2009. - С.22-23.

10 Экономика предприятия (фирмы) / Под. ред. О.И. Волкова, О.В. Девяткина - М.: ИНФРА-М, 2006.- 601с.

ничестве третьих лиц. Одним из признаков, на основании которого торговля выделяется в самостоятельную отрасль, является обособление товарного обращения в самостоятельную сферу деятельности. Как отрасль торговля имеет свою специфику, которая выражается в присущих только ей торгово-технологических процессах (при выполнении работ по закупке, транспортировке, хранению, подготовке товара к продаже, торговому обслуживанию, оказанию услуг); в материальнотехнической базе (складской и торговой сети, специальном оборудовании, транспортных средствах и т.д.); в организации торгового обслуживания. Обособление торговли ведет также к образованию особой группы работников сферы обращения, специализирующихся на выполнении операций купли и продажи товаров. Таким образом, появляются новые субъекты рыночных отношений помимо производителей и потребителей товаров.

Важнейшее воспроизводственное значение торговли состоит также в том, чтобы полнее удовлетворить платежеспособный спрос населения на товары. При купле-продаже товары распределяются между покупателями в соответствии с их доходами и индивидуальными потребностями. Изучение состояния и перспектив спроса покупателей, а также активное воздействие на этот спрос путем рекламы, выпускаемых и новых товаров, расширения объема и повышения качества услуг для покупателей, в частности, послепродажного обслуживания, предоставления краткосрочных скидок и т.д. занимает значительное место в деятельности торговых предприятий.

Таким образом, анализ сущности торговли как формы товарного обращения, позволяет определить ее место в системе рыночной экономики. Так как в условиях товарного производства непосредственный контакт между производством и личным потреблением осуществляется через товарно-денежный обмен и рынок, то торговля является посредническим звеном в процессе воспроизводства. Среди характерных особенностей розничной торговли необходимо отметить следующие 1 :

1. На завершающем этапе товарного производства происходит реализация товаров конечному потребителю.

2. Результаты предприятий сферы розничной торговли обуславливают состояние денежного обращения в отдельном регионе и стране в целом.

3. Аккумулирование наличных денежных средств, необходимость организации строго контроля соблюдения действующих норм и правил организации налично-денежного оборота

4. Оказание дополнительных сопутствующих реализации товаров услуг в доведение товара до потребителя.

5. Высокая адаптивная способность хозяйствования.

6. Высокий уровень оборачиваемости капитала, зависимость результатов торговой деятельности от скорости оборота средств.

7. Отсутствие как такового производственного процесса обуславливает отсутствие в учете незавершенного производства.

8. Цена и ассортимент реализуемых товаров находятся в значительной зависимости от характера спроса, особенностей социально-экономического состава обслуживаемого населения.

11 Ферни Д., Ферни С, Мур К. Принципы розничной торговли. -М.: Олимп-Бизнес, 2008. - С.37-38.

9. Доходы от розничной торговли подвержены сезонным колебаниям в зависимости от времени года, дней недели, часов суток, например, активизация спроса и на фоне роста цен в новогодние праздники.

10. Личная ответственность работников предприятий сферы розничной торговли за сохранность материальных и финансовых ресурсов.

К специфическим факторам, оказывающим влияние на построение ассортимента товаров в каждом конкретном магазине относятся: тип и размер магазина, его техническая оснащенность, условия товароснаб-жения (в первую очередь — наличие стабильных источников), численность и состав обслуживаемого населения, транспортные условия (наличие дорог с твердым покрытием, остановок общественного транспорта и т. д.), наличие других розничных торговых предприятий в зоне деятельности данного магазина.

Современное состояние экономики России характеризуется завершением первичного становления рыночных отношений. Одним из результатов этого процесса стало формирование товарных рынков и обострение внутри- и межотраслевой конкуренции, как фирм-производителей, так и торговых компаний. В результате, при управлении предприятиями сферы розничной торговли особое место отведено созданию эффективной ассортиментной политике. Таким образом, постоянное внимание в предприятиях розничной торговой сети должно быть обращено на формирование товарного ассортимента как развивающегося во времени процесса установления такой номенклатуры товара, которая удовлетворила бы товарную структуру спроса населения и было конкурентоспособным.

Прежде всего, это касается конкуренции в планировании ассортимента и разработке новых образцов. Процесс решения данной проблемы очень трудоемкий и основанный на факторах, определяющих формирование ассортимента торгового предприятия. При этом главная роль принадлежит руководству предприятия розничной торговли и заключается в умелом сочетании финансов предприятия с ассортиментной политикой, обеспечивающей рост прибыли. Тщательно разработанная ассортиментная политика предприятия служит руководству указателем, стратегическим направлением на которое должно ориентироваться предприятие, что в свою очередь позволяет сотрудникам предприятия ориентировать свою работу с наибольшей отдачей.

Обеспечение необходимого уровня обслуживания покупателей и роста основных экономических показателей деятельности товарного предприятия в значительной степени зависит от правильного формирования ассортимента товаров в его магазинах.

Формирование ассортимента представляет собой процесс подбора для реализации в магазине различных групп товаров, их видов и разновидностей, дифференцированных по всем отличительным признакам. Процесс формирования товарного ассортимента в магазине должен исходить из формы его товарной специализации и размера торговой площади, и быть направлен на удовлетворение спроса обслуживаемых контингентов покупателей и обеспечение высокой прибыльности их деятельности.

Отметим, что, подбирая соответствующий ассортимент товара в магазины розничной сети, следует руководствоваться следующими принципами:

- предлагаемый ассортимент должен отвечать спросу и требованиям потенциальных покупателей. Так как успешное проникновение и закрепление торгового

предприятия на потребительском рынке связано с поиском и полнотой освоения той или иной ниши, формированию конкретного ассортимента товаров, соответствующему параметрам этой ниши, отводится первостепенная роль;

- реализация рациональной ассортиментной политики с целью удовлетворения спроса покупателей на определенном рынке. Осуществление этого принципа предполагает формирование ассортимента товаров с учетом комплексности их потребления в рамках определенных потребительских комплексов или микрокомплексов. Такой принцип формирования ассортимента позволяет создать большие удобства для покупателей, облегчает им процесс ознакомления с предлагаемыми к продаже товарами, сокращает затраты времени на осуществление покупок;

- обеспечение достаточной емкости ассортимента. Это означает, что ассортимент продукции должен составляться с учетов всех товарных групп и подгрупп, а также их потребительскими и качественными характеристиками (фасонам, моделям, размерам и другим показателям);

- создание необходимых условий для обеспечения устойчивости ассортимента товаров;

- обеспечение условий рентабельной деятельности торгового предприятия.

Учитывая вышеизложенное, выделим основные функции сферы розничной торговли:

- исследование конъюнктуры, сложившейся на товарном рынке;

- определение спроса и предложения на конкретные виды товаров;

- осуществление поиска товаров, необходимых для розничной торговли;

- проведение отбора товаров, их сортировку при формировании ассортиментной политики;

- осуществление своевременной оплаты за поставку товаров, принятых от поставщика;

- проведение операций по приемке, хранению, маркировке товаров, устанавливает на них цены;

- оказание поставщикам, потребителям, транспортно-экспедиционные, консультационные, рекламные, информационные и другие услуги.

В связи с этим аспектом розничный товарооборот можно представить в виде следующей структуры

(рис.)12:

1. Макроструктура предусматривает общее, крупное деление товаров (народного потребления и производственно-технического назначения, продовольственные и непродовольственные).

2. Товарно-групповая структура отражает деление продукции по назначению, производственному происхождению (хлебобулочные изделия, одежда, обувь, мебель, лесоматериалы, резино-технические изделия и др.).

3. Товарно-ассортиментная структура учитывает соотношение отдельных видов продукции, входящих в определенную группу (одежда: мужская, женская, детская,; мебель: для жилья, служебных помещений, офисов, дачи и т.п.).

4. Микроструктура показывает удельный вес конкретной продукции в объёме реализации данного ассортимента (костюмы; пальто; спецодежда; обувь: зимняя, летняя, демисезонная; телевизоры: цветные, черно-белые, переносные и т.п.).

Современное развитие предприятий сферы розничной торговли должно опираться, прежде всего, на соотношение магазинных и внемагазинных форм продажи товаров. В последние годы такое соотношение утратило позитивную динамику. Более половины розничного товарооборота реализуется сегодня на основе внемагазинных форм продаж. Данное обстоятельство имеет определенные негативные последствия, а именно, уменьшение розничного товарооборота.

Для того, чтобы активно конкурировать с внемага-зинной продажей, общими принципами работы розничной торговой сети должны стать:

Макроструктура

(товары народного потребления и производственнотехнического назначения)

Т оварно-групповая структура

(товар по назначению)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Товарноассортиментная структура (соотношение отдельных видов товара

12 Варли Р., Рафик М. Основы управления розничной торговлей. - М.: Издательский дом Гребенникова, 2005. - С.54-56.

Рис. Структура розничного товарооборота Авторское обобщение по [12].

- уникальность продовольственной торговли за исключением товаров единичного спроса;

- создание сети специализированных и узкоспециализированных непродовольственных торговых предприятий в центрах жилой застройки;

- формирование торговых сетей, крупных универсальных розничных предприятий, торговых центров и торговых комплексов;

- создание предприятий с высоким уровнем торгового обслуживания;

- формирование системы торговых предприятий в жилой зоне для быстрого и широкого доступа к ассортименту продовольственных и непродовольственных товаров;

- регулярное проведение уличных ярмарок и базаров;

- формирование торговых сетей с высоким уровнем обслуживания вдоль автомагистралей;

- восстановление розничной торговли через автоматы.

Таким образом, развитие разнообразных видов и типов предприятий и разработка новых методов розничной торговли является одним из ключевых направлений сферы сервиса.

РЕЦЕНЗИЯ

Актуальность статьи не вызывает сомнений, так как ключевое положение розничной торговли в системе товарного движения, выполняющей транзитную роль от производителя к потребителю, предопределяет необходимость активизации сотрудничества субъектов торговых отношений, оптимизации экономических связей между структурами сферы торговли и покупателями.

В этой связи, определенный интерес с научно-практической точки зрения имеет проведенная автором конкретизация и обобщения функций сферы торговли, структуры розничного товарооборота и общих принципов эффективного функционирования розничной торговой сети в современных условиях.

Научная статья Э.Б. Салпагаровой «Роль и значение розничной торговли в сфере услуг» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.

Зав. кафедрой бухучета,учета и аудита КГТИ

к.э.н. Курданов М.Д

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.