Научная статья на тему 'Роль и значение гражданского воспитания во Франции'

Роль и значение гражданского воспитания во Франции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1447
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ГРАЖДАНИН / ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / CIVIL EDUCATION / CITIZEN / POLITICAL EDUCATION / PATRIOTIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова Елена Сергеевна

В статье рассмотрены основные трактовки понятия «гражданское воспитание» в российской и зарубежной литературе. Выявлены основные цели и задачи современного гражданского образования.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article the main definitions of civil education in Russian and in French literature are considered. The main aims and problems of modern civil education are revealed.

Текст научной работы на тему «Роль и значение гражданского воспитания во Франции»

УДК 37.01

Е. С. Антонова

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВО ФРАНЦИИ

Волгоградский государственный педагогический университет

Термин «гражданское воспитание» существует практически во всех языках и довольно часто используется в различные официальные документах. Мы считаем необходимым дать определение этому понятию. Оно обыгано означает любую воспитательную практику, любое содержание учебы, целью которых

является передача правил индивидуальной и общественной жизни. В педагогической литературе по-разному расставлены акценты в определении понятия «гражданское воспитание». В российском педагогическом словаре гражданское воспитание определяется как формирование гражданственности в виде ин-

тегративного качества личности, позволяющее человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным [1]. К основным элементам гражданственности относится нравственная и правовая культура, выражающаяся в чувстве собственного достоинства, внутренней свободе личности, дисциплинированности, в уважении и доверии к другим гражданам и государственной власти, способности выполнять свои обязанности. Нравственная культура базируется на общечеловеческих моральных принципах, а правовая культура выступает в качестве субъективной основы и предпосылки существования правового государства.

Сознание человека, с ответственностью выполняющего свой гражданский долг и понимающего, что от его действий зависит не только собственная жизнь, но и судьба близких людей, народа и государства, определяет его социальное поведение и является существенным условием развития демократического общества. Гражданское воспитание предполагает гуманный подход к развитию личности человека. Оно строится на основе его потребностей и возможностей их удовлетворения в процессе преодоления отчуждения личности от институтов власти, изменения приоритетов в пользу образования и культуры. Гражданское воспитание не делает различий между гражданами своей страны, их принадлежностью к определенным группам людей, но, однако, уважает их различные мнения, интересы. Гражданское воспитание -не только пропаганда чего-то, а, прежде всего, призыв к ответственности и свободе.

Гражданское образование - это система знаний интегративного и обобщающего характера, акцентирующая внимание не только на формировании духовности личности, но и на выработке стратегии поведения современного человека. В связи с этим гражданское образование рассматривается и как учебный предмет, и как межпредметная форма деятельности в рамках образовательного пространства, и как форма организации школьной жизни, которая способствует демократическому поведению всех участников образовательного процесса.

Мы считаем необходимым дать определения родственным понятиям гражданского воспитания, которые встречаются в российской научной литературе. Слово «гражданин» от лат. сыгз и его греческого эквивалентаpolites. Впервые определение «гражданина» как члена общества выводит Аристотель из понятия «город», что означает сообщество граждан. Толковый словарь С. И. Ожегова определяет термин «гражданин» как «лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей» [2]. Это понятие имеет не только юридический смысл, но и особый моральный. Быть гражданином - значит занимать активную нравственную позицию, глубоко осознавать свой патриотичес-

кий долг и ответственность по отношению к Отечеству, народу, национальным ценностям, святыням, культуре.

В политологическом словаре раскрывается термин «гражданственность», под которым понимается «одно из ведущих идейно-нравственных свойств личности, морально-психическое состояние человека, которое характеризуется ощущением себя гражданином конкретного государства, знанием и уважением прав человека, готовностью и умением добиваться соблюдения собственных прав» [3].

На многоаспектность и интеграционный характер этого понятия указывают многие российские исследователи. Так, Г. Н. Филонов рассматривает гражданское воспитание как целостный социально-педагогический и культурный процесс, что создает социальную и духовную основу формирования гражданского общества и его главного субъекта - граждански образованной и всесторонне развитой личности. Гражданственность он определяет как «комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в отношении и деятельности человека при выполнении им основных социально-ролевы1х функций, осознанной законопослушности, патриотической преданности в служении Родине и защите интересов Отечества, в подлинно свободной, честной приверженности к ориентациям на общественные нормы и нравственные ценности». Это определение сводит воедино понятия гражданственность и патриотизм [4].

Н. М. Карамзин акцентирует внимание на патриотической составляющей гражданственности, выделяя разные виды любви к Отечеству: 1) физическая любовь, т.е. привязанность к месту своего рождения; 2) нравственная, т.е. любовь к согражданам; 3) политическая любовь, т.е. любовь во блага Отечества. Это чувство необходимо воспитывать, оно не появляется само по себе [4].

Н. И. Новиков подчеркивает, что главным предметом воспитания является «образование детей благополучными людьми и полезными гражданами» [4]. В формировании гражданственности он выделяет два процесса: воспитание души и ума.

Б. Л. Вульфсон важным составляющим гражданского воспитания считает развитие у детей чувства любви в своей стране и краю, уважение к символике государства. В то же время он утверждает, что глобализация мира, проблемы выживания человечества в условиях войн, которые не прекращаются, экологических катаклизмов расширили рамки гражданского воспитания. На его взгляд, нужно вести речь не просто о воспитании красивого гражданина страны, но и о «воспитании ответственного гражданина мира, способного сохранить планету как жилье человека». Поэтому гражданское воспитание, по мнению Б. Л. Вульфсона, должно быть представлено тремя направлениями: 1) воспитание молодежи в духе мира и ненасилия; 2) подготовка молодежи к жизни в по-

ликультурной и многонациональной среде; 3) экологическое воспитание.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что российские ученые акцентируют внимание на тесной связи гражданского и патриотического воспитания, а также на формировании не только гражданина определенной страны, но и гражданина мира.

Несколько иначе расставлены акценты во французской литературе. Французский педагог П. Фульке (P. Foulquie) обращает внимание на совокупность форм и методов гражданского воспитания. По его мнению, прежде всего, необходимо приучить ребенка к осознанию прав и обязанностей человека как члена общества.

Другой французский ученый М. Тоззи (М. Tozzi) отмечает, что гражданское воспитание нужно рассматривать как учебную деятельность.

В то же время во французской литературе встречаются понятия, аналогичные тем, которые даются в российских изданиях. Так, например, словарь С. Гуда (C. V. Good) и В. Меркеля (W. R. Merkel) так определяет этот термин: «Гражданское воспитание» -это такая форма воспитания, которая развивает у молодых людей осознанное принятие гражданского долга.

Основываясь на этом, мы отмечаем, что во французской научной литературе есть основное отличие трактовки гражданского воспитания - во Франции оно должно обеспечивать, прежде всего, осознание ребенком своих прав и обязанностей как члена демократического общества.

Современный молодой человек стоит перед выбором двух полярных целей: благородных и сомнительных. На этот выбор могут влиять множество факторов: общество, семья, друзья, школа. Школа должна не только передавать человеку знания. Она должна формировать и принимать участие в развитии личности ребенка и подростка, чтобы будущий гражданин мог нести ответственность за свои действия и поступки. Для школы и для учителя одной из основных целей является необходимость разработать пути формирования человека, способного жить в современном гражданском обществе. Однако учащихся недостаточно просто подготовить к жизни в этом обществе. Прежде всего, важно научить их ответственности перед государством и обществом, воспитать в них социальную активность, гражданскую ответственность, гражданские качества, умение жить и активно действовать в коллективе.

В современном мире, где все еще существует расизм, безработица, нестабильная рыночная экономика, молодых людей необходимо подготовить к реальной ситуации в Европе. Поэтому многие ученые делают упор на гражданское воспитание, признавая его важную роль в становлении личности [5]. Современное республиканское государство должно воспитывать и развивать личность ответственную и свободную, согласно интересам самого государства. К со-

жалению, гражданское воспитание не может охватить все сферы нашей жизни. Оно затрагивает элементарные правила жизни в демократическом государстве: ответственное социальное поведение, знание политических и административных норм. Гражданское воспитание учит ребенка тому, что он не одинок в этом мире, он непосредственно связан со своей историей, с историей своего государства, он имеет не только определенные права, но и обязанности перед своей страной. Гражданское воспитание призвано развивать в человеке честность, мужество, неприятие расизма и любовь к своей стране. Формирование гражданственности должно основываться на настоящем и прошлом опыте. Очень важно учитывать, какие приоритеты существовали до настоящего момента и какие существуют сейчас. Французский педагог М. Одижье (М. Аи&§1ег) считает, что одна из основных задач гражданского воспитания - научить правильно решать конфликты, возникающие между людьми, и создавать стабильные отношения между ними. Поэтому обучать гражданственности необходимо средствами социальных дисциплин, которые являются основой общества: социология, история, география. Взаимодействие и связь между ними очень важны. Гражданское воспитание во французской школе является составной частью многих учебнык дисциплин, в особенности истории. История Франции является наиболее значимой дисциплиной, где обстоятельно могут изучать права человека. Естественные науки также затрагивают вопросы, связанные с гражданским воспитанием. Они рассматривают проблемы прогресса науки, его негативных последствий для человечества. Преподавание биологии должно помочь увидеть, что расовая дискриминация не правомерна, продемонстрировать генетические расхождения внутри человеческого рода. Программа французского языка включает изучение художественной литературы, журнальных и газетных статей, связанных с воспитанием гражданина. Много внимания гражданскому воспитанию уделяется в процессе изучения иностранных языков. Они дают возможность рассматривать различные типы демократических систем. Все это позволяет освещать вопросы, связанные с гражданским воспитанием, что даст возможность ученикам расширить свои знания, добыть определенные навыки и умения. По мнению М. Одижье (М. Аи&§1ег), закон не является первостепенным и не должен рассматриваться как самое основное. А самым главным он называет этническую принадлежность и моральные ценности. Содержание гражданского воспитания невозможно уложить в определенные рамки школьной программы. Этот предмет очень обширный, и каждый преподаватель, в любом случае, будет рассматривать этот предмет по-своему.

Отсутствие предмета «гражданское воспитание» в начальной школе считается одним из основных недостатков, так как основы гражданственности закла-

дываются в раннем возрасте. Стоит отметить, что гражданское воспитание тесно связано с семейным, именно в семье дети получают первые уроки гражданственности. В семье гражданственность воспитывается всем укладом жизни: бытом, работой, традициями и обычаями. Здесь, прежде всего, ребенок усваивает такие общечеловеческие понятия, как добро и зло, правда и несправедливость, красивое и безобразное, полезное и вредное, - то есть те моральноэстетические принципы, на которых испокон веков основывается педагогический опыт народа.

Жизнь каждой семьи - это часть жизни страны. Для воспитания гражданственности важно, чтобы семья жила в одном временном ритме со всем народом, чтобы цели, стремления и хлопоты французского народа были и ее стремлениями, целями и хлопотами. Гражданственность - это чувство неразрывной связи с народом, его государством, осознание ответственности за его безопасность на пути исторического прогресса. Воспитать гражданина - значит подготовить подрастающую личность к участию в решении серьезных и перспективных задач государства, к управлению его делами, выполнению функций труженика и хозяина, руководителя и исполнителя, общественного деятеля и защитника своей страны.

Воспитание гражданственности у детей положительно влияет и на возрастание чувства гражданственности самих родителей. Уже сам факт наличия детей заостряет интерес родителей к делам государства. Стараясь вырастить детей достойными французскими гражданами, родители вынуждены постоянно усовершенствовать собственные гражданские качества.

В некоторых европейских странах (Португалии, Румынии) нет отдельного предмета «гражданское воспитание». Обучение гражданственности происходит во время преподавания разнообразных элективных курсов. По мнению Ч. Киглей (Charles Quigley), этот предмет должен быть обязательным во всех европейских странах и иметь свое содержание [5]. Многие исследователи считают, что гражданское воспитание должно быть общим для всех стран и осуществляться в рамках учебного процесса. При этом учитывается ряд существенных моментов:

* гражданское воспитание не ограничивается изучением политических институтов, юридических текстов или опытом школьной жизни. Оно должно принимать во внимание сегодняшние и завтрашние проблемы нашего общества, изучать их со школьниками, рассматривать их во всей сложности. Это касается проблем социального неравенства, загрязнения окружающей среды, влияние человека и науки на природу;

* необходимо дать гражданскому воспитанию общечеловеческую значимость.

В течение многих веков Западная Европа была ареной многочисленных кровавых войн, ожесточенных религиозных конфликтов, межнациональной вражды [6].

Экономические и политические противоречия существуют и до сих пор, а иногда и проявляются довольно остро. Нестабильная обстановка в странах Западной Европы вызывает беспокойство у многих представителей французской общественности [5]. За годы так называемых «демократических» преобразований был подорван на корню элементарный дух гражданственности. Это уже сейчас чётко проглядывается. Мы получили целое поколение, значительная часть которого считает патриотизм, любовь к Родине и гражданский долг необязательным. Мало кто поспорит с утверждением, что в современном буржуазном обществе сформировались отношения и принципы, так или иначе связанные с деньгами. И если взрослый человек может отгородиться от переизбытка существующих недостатков, то ребёнок по принципу «tabula rasa» принимает все как должное и воспитывается на тех образах и принципах, которые ему предлагают. В итоге вырастает личность, для которой доминантными являются такие приоритеты, как богатство, эгоизм, а свобода приобретает смысл вседозволенности. Всё это накладывает отпечаток на состояние современного общества. Очевидным становится тот факт, что это поколение не сможет воспитать своих детей как подобает. Следовательно, и их дети вложат в умы своих чад лжеучения. В итоге вырисовывается мрачная картина деградации нации и гибели государства как такового. В связи с этим именно в Западной Европе возникают и усовершенствуются новейшие формы и методы политической, экономической и социокультурной интеграции.

В настоящее время в Европе существуют два главных интеграционных объединения: Совет Европы и Европейский Союз. Одна из основных задач Совета Европы - «защищать права человека и фундаментальные гражданские и политические свободы, выступать против любых видов социальной и национальной дискриминации, способствовать созданию в каждой стране такой системы воспитания, которая имела бы целью формировать свободных и образованных граждан, осознающих свою личностную и гражданскую ответственность» [6]. Но если сближение государств в целом проходит сравнительно успешно, то отношения между народами этих стран остаются довольно сложными. Основными проблема остаются расизм и сепаратизм, которые создают огромные препятствия для интеграционных процессов. Поэтому важное значение в последнее время приобретает так называемое «европейское воспитание», которое должно способствовать духовному сближению европейских народов [6]. И сейчас наблюдается тенденция необходимости выработки некоторых общих принципов воспитания и образования молодежи.

В последнее время Франция ориентирована на преодоление проблем, связанных со становлением общего рынка, созданием единой Европы, формальное объединение которой декларируется с начала 1993 г

Франции принадлежит значительная роль в разработке и осуществлении ряда программ ЕС относительно расширения международного сотрудничества в образовании и воспитании. К ним относится программа «Эразмус», которая предусматривает обмен студентами между высшими учебными заведениями, «Лингва», направленная на стимулирование изучения иностранных языков и др. В учебных заведениях западноевропейских стран, включая Францию, проводится так называемый «День Европы». В этот день -общий для всех стран (9 мая) - на занятиях рассматриваются многообразные вопросы европейской интеграции, телевидение транслирует выступление министров образования и деятелей культуры европейских стран, организуются общеевропейские спортивные игры, концерты молодежныгс ансамблей, проводятся экскурсии школьников в соседние страны.

В декабре 1994 г. во Франции проводился семинар Совета Европы, посвященный проблемам гражданского воспитания. В ходе дискуссий участники семинара выделили четыре основных направления гражданского воспитания: уважение, общение, сотрудничество и разнообразность.

Уважение понимается в таких аспектах, как: уважение к другому человеку точно так же, как к самому себе; уважение к нормам, правилам, законам, установленным обществом; уважение к себе; уважение к социальным институтам и социальной справедливости; уважение к органам власти.

Под общением понимается: умение слушать и понимать других; способность получать и интерпретировать многообразную, иногда и противоречивую информацию; поиск консенсуса, стремление к поиску истины во время обсуждения; критическое сознание.

Сотрудничество должно включать: деление ответственности; активную толерантность; общее решение проблем; способность сотрудничать в рамках социальной группы.

Под разнообразностью следует понимать: уважение к отличиям и индивидуальности каждого человека; расширение круга интересов относительно других народов и культур; понимание глобальных проблем, которые стоят перед обществом.

Во время работы семинара были определены основные задачи гражданского воспитания: научить выполнению политического долга; научить правильно вести себя в обществе, толерантности, уважению к другим людям; привлечь внимание к окружающей среде; содействовать развитию личности; объяснить сущность демократии; научить правильно выражать свое мнение; развивать способность к сотрудничеству [5].

Однако нельзя считать, что в последние годы гражданское воспитание ориентируется исключительно на общеевропейские цели. Б. Л. Вульфсон отмечает, что, указывая на важность поиска общеевропейских путей повышения эффективности воспитания молодежи,

Совет Европы не предусматривает растворение национальных систем в единственной общеевропейской структуре, не стремится к жестокой регламентации и оставляет большое пространство для национального педагогического творчества, особенно в области гражданского и морального воспитания.

С учетом изменившейся ситуации в «Законе о направлении развития образования» Франции (Loi d’orientation sur education) отмечается, что школа призвана принимать участие в процессе адаптации молодого поколения страны к новым социальным, экономическим и техническим условиям жизни. Современный француз должен готовить себя к жизни в обществе в новых условиях, к увеличению контактов и сотрудничества с лицами других национальностей и государств [5].

В процессе становления поликультурного общества проблемы гражданского воспитания в условиях межкультурной интеграции неразрывно связаны с приобщением детей к национальным и общечеловеческим ценностям, с воспитанием культуры межнациональных отношений подрастающего поколения. Поликультурное воспитание противостоит проявлениям дискриминации, национализма, расизма, формирует чувство солидарности и взаимопомощи между народами [5].

Понятие поликультурного воспитания довольно распространено в мировой педагогике. Одно из первых его определений было дано в Международном словаре образования: «Поликультурное воспитание -это воспитание, вмещающее организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две или больше культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку» [7]. Современный российский исследователь А. Н. Джуринский подчеркивает, что «по-ликультурное образование - это не только сугубо этническое явление, но и процесс, направленный на подготовку активных граждан в тревожном и этнически поляризуемом мире» [8]. В сложных условиях многонациональных государств поликультурная педагогика особенно перспективна для гражданского воспитания в условиях межкультурной интеграции. По мнению А. Н. Джуринского, она способна обеспечить развитие плюралистической идентичности, которая позволяет воспринимать ценности культур и быт открытым для конструктивного диалога.

В процессе становления многонационального по-ликультурного общества проблема воспитания гражданина своей нации и государства ставится в один ряд с проблемой воспитания гражданина Европы и мира. В связи с этим можно говорить о таком понятии, как «космополитизм». Этот термин от греческого kosmopolites - космополит, гражданин мира, это идеология так называемого мирового гражданства. В философии стоицизма все люди являются гражданами единого мирового государства - Космополиса.

В эпоху Возрождения и Просвещения идеал мирового гражданства был направлен против феодальной раздробленности (Данте, Т. Кампанелла), выражал идеи свободы индивида (Г. Лессинг, И. В. Гете, И. Ф. Шиллер, И. Кант, И. Г. Фихте ). В современных условиях космополитизм выступает в виде различных социально-политических ориентаций - от взаимодействия и сближения народов и государств до нигилистического отношения к национальной культуре и традициям. В основе космополитизма лежит сознание единства человеческого рода и солидарности интересов отдельных народов и стран как частей единого целого человечества. Космополитизм не следует противопоставлять патриотизму. Космополитизм не исключает любви к родной стране и родному народу; он даёт лишь высшее мерило для оценки, что истинное общественное благо заключается в соответствии всечеловеческим интересам. В конце XX - начале XXI в. наблюдается глобализация всех социальных, экономических, экологических, политических и др. процессов, ранее присущих каждой отдельно взятой стране. Возникновение множества международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, ПАСЕ и т.д.), процессы объединения народов и стран - все это приводит к тому, что людям становится недостаточно чувствовать себя гражданином какой-либо нации, они хотят быть гражданами мира.

Философии космополитизма во Франции уделяется большое внимание. Считается, что космополиты мыслят и трудятся не только для своей страны, но и для всего мира, так как будущее Франции - это будущее всего человечества. Француз, который не пожелал бы одновременно быть космополитом, опроверг бы историю своей страны, так как Франция никогда не дала бы восторжествовать какой-либо иной идее, кроме той, которая полезна всему миру.

Сравнительный анализ многообразных трактовок понятия «гражданское воспитание», его ключевых характеристик, концептуальных подходов к воспитанию гражданственности в странах Западной Европы

позволяет сделать вывод, что специалисты разных стран понимают гражданское воспитание как процесс превращения личности в члена политического содружества. Но существуют некоторые различия в определениях, которые даются отечественными и западноевропейскими, в том числе и французскими исследователями. В российской педагогике обращается внимание на осознание учащимися своих обязанностей перед обществом и государством, подчеркивается тесная связь гражданского и патриотического воспитания. Французские педагоги отмечают в первую очередь права и свободы лица и его гражданский долг, а также настаивают на формировании практического опыта учеников в этом отношении. В 90-х годах прошлого века в условиях взаимодействия развитых стран европейского континента, их социокультурной интеграции разрабатывается межкуль-турный и междисциплинарный подходы к гражданскому воспитанию. Главную роль в процессе меж-культурной интеграции играет Франция.

Опыт Франции и европейских стран позволяет говорить о необходимости внесения корректив в систему гражданского воспитания в нашей стране. При этом важно учитывать несколько факторов. Во-первых, необходимо помнить, что гражданское воспитание тесно связано со многими учебными дисциплинами, в которых речь идет об общей культуре, воспитании гражданственности, межкультурном воспитании, т.е. оно нуждается в междисциплинарном подходе. Во-вторых, в условиях демократических преобразований гражданское воспитание должно обеспечивать развитие самосознания, гражданской ответственности, общественной инициативности и активности. В центр гражданского воспитания необходимо ставить интересы человека, его личность, права конкретного индивида, его суверенитет. Усовершенствование отечественной системы гражданского воспитания в этом направлении, по нашему мнению, является одним из необходимых условий создания гражданского общества в России.

Литература

1. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.

2. Толковый словарь русского языка / Сост. С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведова. М.: Азбуковник, 2002.

3. Политологический словарь / Гл. ред. Ю. И. Аверьянов. М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993.

4. Савотина Н. А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования // Педагогика. 2002. № 4. С. 45-47.

5. Conseil de l'Europe. L'?ducation ? la citoyennet?. Document CDCC. Strasbourg, 1995. P. 3-5.

6. Вульфсон Б. Л. Проблемы «европейского воспитания» // Педагогика. 2000. № 2. С. 73-81.

7. International Dictionary of Education. L., 1977. 672 p.

8. Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие для вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 200 с.

Поступила в редакцию 05.06.2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.