100
ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.12.2009) // «Собрание законодательства РФ». - 05.12.1994. - N 32. - Ст. 3301.
3. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 17.07.2009) // «Собрание законодательства РФ». - 29.01.1996. - N 5. - Ст. 410.
4. «Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации» (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) // «Вестник ВАС РФ». - 2009. - N 11, ноябрь.
5. Валеев М.М. Вещи как объекты гражданских правоотношений: авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2003.
6. Волков С.В., Булычев В.В. Право собственности на объект недвижимости как вновь созданную вещь: Теория и практика // Законодательство. -2003. - N 5.
7. Гражданское право. Том I / Под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А. Суханова. - М.: Волтерс Клувер, 2008.
8. Гражданское право: учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. -М., 2008.
РОЛЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
© Усенков И.А.*
Волгоградский государственный университет, г. Волгоград
В статье рассмотрены роль и значение косвенного налогообложения в современных реалиях в нашей стране, определена принадлежность отечественной модели в одному из зарубежных образцов. Проанализированы основные проблемы отдельных косвенных налогов, рассмотрены варианты их реформирования.
Ключевые слова косвенный, налог, модель, НДС, акциз.
На протяжении всего исторического пути в России особую роль играли косвенные налоги, временами превосходя долю налогов прямых в формировании бюджета. Однако сегодня существующие косвенные налоги получают ряд критических замечаний, причем зачастую конструктивных, в связи с чем остро встает вопрос об их перспективах, прогнозировании развития данной сферы.
Студент 3 курса.
Налоговое право
101
Основными источниками наполнения бюджет любого уровня являются налоги, сборы, пошлины, иные обязательные платежи [3, с. 107]. Но центральное место среди них, конечно же, занимает налог. Соотношение прямого и косвенного обложения дает возможность определить преобладание фискальных или регулирующих методов в налоговой политике государства, правильное определение такого соотношения способствует эффективности деятельности государства. За рубежом сложилось несколько моделей налоговых систем:
1. Англосаксонская: США, Канада, Великобритания - 60-65 % прямого налогообложения, ориентированного на налоги с физических лиц и 35 % косвенного.
2. Евроконтинентальная: Германия, Франция, Австрия - 40 % прямого налогообложения, ориентированного на социальное страхование и 60 % косвенного.
3. Латиноамериканская: Чили, Перу, Бразилия - 55 % - прямое налогообложение, 45 % - косвенное.
4. Смешанная: Япония, Аргентина, Италия - 40 % прямое, ориентированное на взимание страховых взносов и 50 % косвенное налогообложение.
Налоговая система Российской Федерации соответствует большей части признаков, которые характерны для латиноамериканской модели, что детерминировано формированием системы в условиях высокой инфляции и достаточно простым механизмом взимания косвенных налогов [2, с. 201].
Российская система налогообложения замышлялась исходя из того, что прямые налоги будут играть роль экономического регулятора, а косвенные выполнять фискальную функцию. Косвенные налоги имеют ряд преимуществ. К примеру, число плательщиков ограничено в сравнении с прямыми и более контролируемо. Помимо этого, государство способно с помощью косвенных налогов влиять на цену товаров, и как следствие - структуру народного потребления. Учитывая, что государственная власть всегда стремится создать систему налогообложения, которая могла бы сделать процесс уплаты налога в казну как можно более незаметным, косвенные налоги в этом отношении являются идеально релевантными [1, с. 132].
Поэтому неудивительно, что, несмотря на некоторое снижение доли косвенных налогов в бюджете Российской Федерации, она продолжает оставаться внушительной: порядка 7 % в ВВП страны, 20 % в консолидированном бюджете РФ [6, с. 284]. Всего же в России два вида косвенных налогов -налог на добавленную стоимость и акцизы. Ключевую для государства роль в данном тандеме играет НДС - его доля в налоговых доходах консолидированного бюджета - 35 %, федерального бюджета - 55 % [6, с. 284].
НДС пришел на смену утратившему свою жизнеспособность в связи с инфляцией в экономике налогу с оборота. Его становлению и прочному внедрению в практику налогообложения способствовали такие факторы, как
102
ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
1. Чрезмерная тяжесть прямого налогообложения, частота случаев уклонения от уплаты прямых налогов.
2. Постоянный дефицит бюджета, необходимость в расширении налогооблагаемой базы и повышения эффективности налогообложения.
3. Необходимость в усовершенствовании существующих налоговых систем, приведение их в соответствие требованиям современной рыночной экономики.
4. Незначительная зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры [5, с. 137].
Однако, несмотря на всю прогрессивность и привлекательность, косвенное налогообложение имеет и ряд недостатков. Так, НДС является достаточно сложным в администрировании, трудности с обоснование налоговых вычетов и возмещением НДС препятствуют выходы российских компаний на мировой рынок, также при его возмещении часто используются различного рода «грязные» схемы (например, создание «фирм-однодневок», коррупционная деятельность). Еще одной проблемой является невозможность восполнения существенных недостач региональных и местных бюджетов: существуют предложения по введению налога с продаж в их пользу, однако сделать это можно лишь при сохранении НДС (иначе, учитывая его роль, невосполнимыми будут потери федерального бюджета). Но, по мнению ученых и специалистов, такая реформа попросту невозможна из-за достаточно высокой налоговой нагрузки на экономику и социального резонанса вследствие подобных изменений [4, с. 43].
Не все гладко и в акцизном налогообложении: растут акцизные ставки, расширяется список подакцизных товаров, что не может не привести к росту теневой экономики. По оценкам специалистов, рынок алкогольной продукции в России на сегодняшний день благодаря акцизам состоит на 35 % из легальной продукции, на 35 % - из суррогатов, нелегальной - 30 % [4, с. 43]. Невыплаченные акцизы составляют большую часть прибыли «нелегалов», повышение акциза в совокупности с оставлением прежней планки минимальной отпускной цены ведет к появлению широких демпинговых возможностей. В связи с этим можно сделать вывод, что повышение акцизных ставок не может решить проблемы дефицита бюджета.
В связи наличием указанных проблем уже не первый год звучат предложения о замене НДС налогом с продаж либо его реформировании. Ввиду роли НДС и напряженной ситуации внутри и вне страны, такая мера, как замена НДС выглядит на сегодня чрезвычайно рискованной. Поэтому реформа НДС, предлагаемая в двух вариантах:
1) унификация ставки размером в 12 %;
2) снижение ставки до 14 %, льготная ставка 10 % - для некоторых групп товаров выглядит более реальной, однако и здесь будут присутствовать существенных выпадения доходов бюджета: от 1,3 до
Налоговое право
103
2 % ВВП [2, с. 206]. Это позволяет сделать прогноз, что подобное преобразование будет отложено в «долгий ящик».
Таким образом, несмотря на существование конкретных проблем в области косвенного налогообложения, несмотря на его критику как «регрессивного и недемократичного» оно наиболее отвечает реалиям современности, является наиболее эффективным средством наполнения бюджета в условиях нестабильности экономики.
Список литературы:
1. Абакарова Р.Ш. «Проблемы косвенного налогообложения в России» / Р.Ш. Абакарова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - № 11-2. - С. 131-133.
2. Бархатова Т.А. Роль прямых и косвенных налогов в формировании бюджетов бюджетной системы РФ / Т. А. Бархатова, З.П. Кузнецова // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - 2013. -№ 4 (18). - С. 200-206.
3. Боровков А.В. Совершенствование законодательства РФ в сфере расследования налоговых преступлений как способ повышения бюджетного наполнения в условиях макроэкономической нестабильности / А.В. Боровков // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. - 2010. - № 1 (12). - С. 107-111.
4. Козаева О.Т. Косвенные налоги в России и перспективы их развития / О.Т. Козаева, И.В. Сугарова // Terra economicus. - 2013. - № 3-3. - С. 42-45.
5. Почтарева О.Н. Налог на добавленную стоимость как элемент косвенного налогообложения / О.Н. Почтарева // Terra economicus. - 2008. -№ 4-2. - С. 135-138.
6. Фаррахова Е.Г. Роль косвенного налогообложения в бюджетной системе РФ / Е.Г. Фаррахова // Актуальны проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2013. - № 11-1. - С. 282-286.