Научная статья на тему 'Роль и место средств массовой информации в развитии информационного общества'

Роль и место средств массовой информации в развитии информационного общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
5796
472
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА / THE INFORMATION RIGHTS AND PERSONS' FREEDOM / INFORMATION SOCIETY / INFORMATION TECHNOLOGY AND TELECOMMUNICATIONS / NATIONAL SAFETY IN INFORMATION SPHERE / INFORMATION RESOURCES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Новикова Инна Игоревна

В статье приводятся различные теории, обосновывающие феномен «информационного общества». Рассматривается роль государственных информационных ресурсов как важнейших объектов национальной безопасности в информационной сфере, необходимость защиты информационных прав и свобод граждан.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Новикова Инна Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the various theories proving a phenomenon of an «information society» are analysed. The role of the state information resources as major objects of national safety in information sphere, the necessity of information rights and persons' freedom protection is considered.

Текст научной работы на тему «Роль и место средств массовой информации в развитии информационного общества»

Инна НОВИКОВА

РОЛЬ И МЕСТО СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В РАЗВИТИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

В статье приводятся различные теории, обосновывающие феномен «информационного общества».

Рассматривается роль государственных информационных ресурсов как важнейших объектов национальной безопасности в информационной сфере, необходимость защиты информационных прав и свобод граждан.

In article the various theories proving a phenomenon of an «information society» are analysed. The role of the state information resources as major objects of national safety in information sphere, the necessity of information rights and persons’ freedom protection is considered.

Ключевые слова:

информационное общество, информационные технологии и телекоммуникации, национальная безопасность в информационной сфере, информационные ресурсы, информационные права и свободы человека; information society, information technology and telecommunications, national safety in information sphere, information resources, the information rights and persons’ freedom.

Изобретение термина «информационное общество» приписывается Ю. Хаяши, профессору Токийского технологического института. Так, в 1969 г. японскому правительству были представлены отчёты «Японское информационное общество: темы и подходы» и «Контуры политики содействия информатизации японского общества», а в 1971 г. — «План информационного общества».

Начиная с 1992 г. термин стали употреблять и западные страны; например, понятие «национальная глобальная информационная инфраструктура» ввели в США после известной конференции Национального научного фонда и знаменитого доклада Б. Клинтона и А. Гора. Понятие «информационное общество» появилось в работах экспертной группы Европейской комиссии по программам информационного общества под руководством Мартина Бангеманна, одного из наиболее уважаемых в Европе экспертов; информационные магистрали и супермагистрали — в канадских, британских и американских публикациях.

Как считает профессор У. Мартин1, под информационным обществом понимается «развитое постиндустриальное общество», возникшее, прежде всего, на Западе. Исследователь предпринял попытку выделить и сформулировать основные характеристики информационного общества по следующим критериям.

Технологический: ключевой фактор — информационные технологии, которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.

Социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации.

Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.

Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.

1 Мартин У. Дж. Информационное общество: реферат // Теория и практика общественно-научной информации. АН СССР. ИНИОН / Редкол.: Виноградов В. А. (гл. ред.) и др. - М., 1990, № 3, стр. 115-123.

НОВИКОВА

Инна

Игоревна — аспирант РЛГС при Президенте РФ

Культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.

В таком обществе стандарты жизни, формы труда и отдыха, система образования и рынок находятся под значительным влиянием достижений в сфере информации и знания.

В развернутом и детализированном виде концепцию информационного общества (с учётом того, что в неё почти в полном объёме включается разработанная им в конце 60-х — начале 70-х гг. теория постиндустриального общества) предлагал Д. Белл. В наступающем столетии решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретает становление нового уклада, основывающегося на телекоммуникациях. Революция в организации и обработке информации и знаний, в которой центральную роль играет компьютер, развертывается одновременно со становлением постиндустриального общества1.

Дальнейшее развитие термина связано с именами ученых Ф. Махлупа и Т. Умесао, а также с именем А. Турена, который обозначил формирующийся строй как «программируемое общество». Итак, информационное общество — теоретическая концепция постиндустриального общества; историческая фаза возможного развития цивилизации, в которой главными продуктами производства становятся информация и знания.

Отличительные черты информационного общества:

— увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;

— возрастание доли людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, в валовом внутреннем продукте;

— нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;

— создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодей-

1 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. - М. : Академия, 1999.

ствие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

27 марта 2006 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию под номером A/RES/60/252, которая провозглашает 17 мая Международным днём информационного общества.

Происходящие крупномасштабные преобразования, связанные с внедрением информационных и телекоммуникационных технологий практически во все сферы жизни, должны контролироваться и направляться в интересах всего общества. Сделать это может государство в союзе со всеми заинтересованными сторонами, прежде всего со средствами массовой информации.

Формирование теории «информационного общества» привнесло в научный дискурс и другой термин - информационное пространство, т.е. совокупность множества информационных полей, создаваемых средствами массовой коммуникации и информации (по Шевченко).

Под массовой информацией принято понимать социальную информацию, которой оперирует масса, или информацию, которая рождается в массовой аудитории, или распространяется по массовым каналам, или потребляется массовой аудиторией. Эта массовая информация распространяется при помощи определённых средств (СМИ) - системы распространения информации на численно большие аудитории. Система СМИ включает в себя периодические печатные издания, радио-, теле-, видеопрограммы и иные формы периодического распространения массовой информации. За свои широкие возможности СМИ принято называть «четвёртой властью». Впервые применительно к журналистике определение «четвёртая власть» введено политиком и публицистом Э. Берком в 1776 г. В целом же место СМИ в массовой информационно-коммуникационной сфере обусловлено их возможностями формировать общественное мнение, манипулировать общественным сознанием и влиять на него.

Проблемы развития информационного общества в России стали предметом серьёзных исследований. Особый интерес представляет соотнесение гражданского, открытого и информационного общества. В гражданском обществе СМИ выступают

как важнейший инструмент взаимодействия трёх ветвей власти и регулирования их отношений с гражданами. В открытом обществе СМИ способствуют прозрачности деятельности всех структур власти, гласности политического процесса. С развитием глобализации международного общения появилось ещё одно любопытное определение - «двадцатичетырёхчасовое общество» (twenty-four-hour society), общество, которое работает непрерывно. Оно обусловлено тем, что экономический круговорот становится непрерывным: начинается в Сиднее, Сингапуре, Токио и движется потом к Москве, Франкфурту, Парижу, Амстердаму, Лондону, Нью-Йорку, Сан-Франциско, возвращаясь снова в Сидней. И люди, работающие в экономической и особенно в финансовой сфере, вынуждены строить свой график по этому круглосуточному принципу. Становление информационного общества, таким образом, затрагивает многие стороны жизни.

Глобальное использование информационных технологий и телекоммуникаций, с одной стороны, обусловливает зависимость национальной безопасности от защищённости информационной структуры. Повышается степень уязвимости от воздействия недружественных государств, террористических организаций и отдельных лиц через информационное пространство. С другой стороны, решающее значение для национальной безопасности страны имеет уровень развития информационной инфраструктуры, который должен обеспечивать эффективность проведения государственной политики. Под этим подразумевается ряд мер: обеспечение органов государственной власти и управления полной, достоверной и своевременной информацией для принятия обоснованных решений; обеспечение современных информационных отношений в сфере бизнеса для становления и развития цивилизованного рынка; реализация эффективного механизма включения информационного ресурса в хозяйственный оборот для решения социально-экономических задач; обеспечение прав граждан на информацию для поддержания социальной и политической стабильности в обществе и другое.

К важнейшим объектам национальной безопасности в информационной сфере, кроме информационной инфраструктуры, относятся информационные ресур-

сы, и в первую очередь - государственные информационные ресурсы, находящиеся в федеральной и региональной собственности. Необходимой защищённости, вне зависимости от форм хранения, требуют информационные ресурсы, составляющие государственную тайну, содержащие информацию ограниченного доступа (персональные данные, коммерческая тайна и др.) и общедоступную, открытую информацию и знания. Соответственно, защищённости требуют и системы формирования, распространения и использования информационных ресурсов - базы и банки данных, библиотеки, архивы, организационные структуры СМИ, включая персонал.

Особенно важным объектом национальной безопасности в информационной сфере являются информационные права и свободы граждан. В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утверждённой Президентом РФ 9 сентября 2000 г., для достижения национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере указана первоочередная необходимость обеспечения конституционных прав и свобод граждан страны. Из них основными с точки зрения информационной безопасности являются: обеспечение права на информацию, обеспечение защиты персональных данных, обеспечение защиты от вредной информации.

Отсутствие у человека нужной информации в нужное время и в нужном виде может привести к ущербу самого разного типа и масштаба: от морального ущерба до потери жизни одного, нескольких или множества людей.

В аспекте рассмотрения реализации права на информацию с позиции обеспечения информационной безопасности личности особое место занимают процедуры защиты права на информацию и самого информационного ресурса от различных угроз.

С развитием современных информационных технологий значительно возрос оборот персональных данных. Это также обострило проблему их защиты. Сейчас персональную информацию можно получить из различных баз данных, средств массовой информации, Интернета.

Кроме очевидной пользы от возможности получить необходимую персональную информацию, существуют множествен-

ные угрозы, связанные с оборотом персональных данных. Это возможность вторжения в частную жизнь, проникновение в личную тайну.

Наиболее существенной угрозой переходного периода к информационному обществу является разделение людей на имеющих информацию, умеющих обращаться с информационными и телекоммуникационными технологиями и не обладающими такими навыками. Пока эти технологии будут оставаться в распоряжении небольшой социальной группы, сохраняется угроза существующему механизму функционирования общества. В связи с этим государству необходимо осуществить:

- расширение прав граждан путём предоставления моментального доступа к разнообразной информации;

- увеличение возможности людей участвовать в процессе принятия политических решений и следить за действиями правительств;

- предоставление возможности активно производить информацию, а не только её потреблять;

- обеспечить средства защиты частной жизни и анонимности личных посланий и коммуникаций.

И государственная власть на протяжении последнего десятилетия находится в постоянном активном поиске наиболее эффективных способов массового информирования граждан о происходящих в стране социально-политических и экономических событиях, а темпы роста технологического уровня современных средств коммуникации сами подсказали эффективные форматы.

Так, наиболее удачной формой стало непосредственное прямое общение президента страны с гражданами по телевидению. Этот опыт Владимира Путина, который первым из глав государства решился на прямой интерактивный эфир с целой страной, показал, что общение граждан и власти крайне полезно и для населения, которому важно знать, что думает глава государства, что планируется, и для органов власти, чтобы скорректировать политику.

На этом примере мы видим качественно новый подход власти к взаимодействию со СМИ. Практика прямых эфиров с президентом показала, что средства массовой информации, при всей своей ангажированности и стремлении к соблюдению

частных коммерческих интересов, становятся бессильными в вопросах интерпретации информации и могут выступать лишь как средство её передачи. СМИ превращаются из многолетнего критика власти в её союзника и единомышленника.

Сегодня пользователями сети Интернет являются более 50% населения страны. При этом, по данным Фонда общественного мнения, 58% пользователей имеют высшее образование, и 63% — имеют высокий и средний уровни дохода. Именно с качеством интернет-аудитории сегодня связан безусловный и всё возрастающий интерес как коммерческих структур, так и политических сил к такому средству массовой информации, как Интернет. Всемирная сеть стала новой площадкой для постоянного диалога власти и общества. Это СМИ с каждым годом только набирает обороты, и для руководства страны одним из стратегически важных шагов в развитии информационного общества стали практика проведения интернет-конференций с участием главы государства, создание сначала на основном сайте Кремля1 блога президента России Дмитрия Медведева, а затем и регистрация 21 апреля 2009 г. личного блога президента в популярном Интернет-ресурсе «Живой журнал» (ЖЖ)2, где каждый пользователь сети Интернет может оставить комментарии в сообществе Ъ^_теёуеёеу при условии соблюдения простых правил, задать вопрос или напрямую рассказать президенту о произволе чиновников в регионах. На страничке Дмитрия Медведева сообщается, что его блог является дискуссионной площадкой, на которой пользователи ЖЖ имеют возможность обсудить видео- и текстовые обращения, опубликованные в видеоблоге президента России на официальном сайте blog.kremlin.ru. Посетители могут оставить комментарии двумя способами — в качестве зарегистрированного пользователя ЖЖ и в качестве зарегистрированного пользователя видеоблога Дмитрия Медведева, пользуясь авторизацией по ОрепГО.

Развитие интернет-направления в качестве коммуникации позволит не только заполнить пробелы в обмене информацией между властью и обществом, но и, возможно, решить вопрос общекультурного развития русскоязычных пользователей сети.

1 http://blog.kremlin.ru/

2 http://community.livejournal.com/blog_medvedev.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.