Научная статья на тему 'Роль и место СМИ в системе современных массовых коммуникаций'

Роль и место СМИ в системе современных массовых коммуникаций Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
12386
1250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / МАССМЕДИА / МАНИПУЛИРОВАНИЕ / MASS COMMUNICATION / PUBLIC CONSCIOUSNESS / MASS MEDIA / MANIPULATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гайтюкевич Наталья Игоревна

В статье осуществляется попытка анализа роли и места СМИ в системе современных массовых коммуникаций. Рассматриваются различные научные подходы к определению понятия и комплексной характеристике института массовых коммуникаций с учетом современных реалий глобального информационного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role and Place of Mass Media in the System of Modern Mass Communications

In the article an attempt of analysis of the role and place of mass media in the system of modern mass communications is made. The author considers various scientific approaches to the definition of the concept and the complex characteristic of mass communications institution, taking the contemporary realities of global information space into account.

Текст научной работы на тему «Роль и место СМИ в системе современных массовых коммуникаций»

Роль и место СМИ в системе современных массовых коммуникаций

Н. И. Гайтюкевич (Иркутский государственный университет)*

В статье осуществляется попытка анализа роли и места СМИ в системе современных массовых коммуникаций. Рассматриваются различные научные подходы к определению понятия и комплексной характеристике института массовых коммуникаций с учетом современных реалий глобального информационного пространства.

Ключевые слова: массовая коммуникация, общественное сознание, массмедиа, манипулирование.

The Role and Place of Mass Media in the System of Modern Mass Communications

N. I. Gaytiukevich

(Irkutsk State University)

In the article an attempt of analysis of the role and place of mass media in the system of modern mass communications is made. The author considers various scientific approaches to the definition of the concept and the complex characteristic of mass communications institution, taking the contemporary realities of global information space into account.

Keywords: mass communication, public consciousness, mass media, manipulation.

Современные средства массовой коммуникации превратились в наиболее значимый информационный источник и мощный инструмент формирования общественных стереотипов и образцов массового поведения людей. Массовая коммуникация, став существенным, устойчивым фактором общественного развития, проникла во все сферы жизнедеятельности общества и повседневной жизни людей.

Рассматривая исключительную степень влияния феномена массовых коммуникаций на современные социальные процессы, большинство российских и зарубежных экспертов в этой важной области гуманитарного знания вполне обоснованно отмечают, что в постиндустриальном обществе власть знаний и информации становится решающей в управлении обществом, оттесняя на второй план влияние денег и государственного принуждения. Непосредственными носителями и распространителями знаний и другой социально значимой информации являются

средства массовой коммуникации. Пристальный интерес к изучению феномена института массовой коммуникации не спадает вот уже в течение нескольких последних десятилетий.

За рубежом изучению и анализу деятельности СМИ, их месту в социокультурных и политических процессах всегда уделялось значительное внимание. Теорию массовой коммуникации и ее средств в общем аспекте разрабатывали такие исследователи, как Т. Адорно, Р. Барт, С. Бир, Н. Винер, Г. Герб-нер, Г. Лассауэлл, Д. Макквейл, М. Мак-люэн, А. Моль, Ю. Хабермас, М. Хоркхай-мер, Г. Шиллер, В. Шрам и др. Теоретические аспекты массовой коммуникации, ее воздействие на аудиторию рассмотрены в трудах таких российских исследователей, как Т. А. Алексина, В. Ю. Борев, Ю. П. Буданцев, Л. М. Землянова, М. С. Каган, И. С. Мелюхин, М. М. Назаров, А. А. Нуруллаев, А. Н. Поздняков, В. В. Почепцов, Ю. В. Рождественский, Б. М. Сапунов, И. А. Федякин и др.

* Гайтюкевич Наталья Игоревна — преподаватель кафедры журналистики и маркетинговых коммуникаций филиала Иркутского государственного университета в г. Братске, аспирант кафедры социальной философии и социологии Иркутского государственного университета. Тел.: +7 (3953) 46-65-62. Эл. адрес: natalia5366@yandex.ru

Как отмечают многие известные исследователи, например Д. Макквейл, М. Маклюэн, С. Г. Корконосенко, Л. Г. Свитич, человек, его повседневная жизнь все больше зависят от массовой коммуникации, создающей для него своего рода «вторую реальность», «субъективную реальность», влияние которой не менее значимо, чем воздействие объективной реальности.

Функционируя в рамках системы массовой коммуникации и по ее законам, СМИ в этом качестве имеют специфические цели и особые возможности. Современные СМИ превратились в мощный коммуникационный канал и эффективный инструмент воздействия на процесс формирования общественного сознания, охватывая своим влиянием беспрецедентное в истории число людей.

Как правило, понятие «общественное сознание» трактуется достаточно широко и чаще всего синтезирует в себе духовные образования, порожденные отдельными людьми, группами, коллективами. Оно представляет собой совокупность идей, взглядов, суждений, существующих в обществе в данный период. Между тем, по мнению Е. В. Суслова, общественное сознание выступает как целостная духовная система, которая выражает наиболее существенные черты, присущие конкретной социальной формации. При этом оно формируется и моделируется посредством воздействия множества факторов, среди которых на сегодняшний день нет более влиятельного института, чем средства массовой информации (Суслов, 2004: 170).

Анализируя современные реалии информационного процесса, протекающего как в нашей стране, так и в большинстве других стран мирового сообщества, подчеркнем, что информационная сфера, меняя традиционные парадигмы, установки, стереотипы деятельности, не только отражает глобальную политику по формированию развитого общества, но и качественно трансформирует ее.

Известный канадский социолог и философ М. Маклюэн утверждал, что любое событие приобретает общественную важность не само по себе, а в связи с переданными средствами

массовой коммуникации сообщениями о нем, с точностью, быстротой, широтой этой передачи. Средства коммуникации нашего времени — электронная техника — изменяют и перестраивают все формы социальной взаимозависимости, изменениям подвергаются человек, его семья, работа, его отношения с другими людьми (Маклюэн, 2005).

На протяжении всей своей жизни современный человек неразрывно связан с влиянием мощного арсенала массмедиа, которые оказывают информационно-коммуникативное воздействие на процесс социализации личности. Распространяемая ими информация воздействует на индивида, для нее характерны быстрота и регулярность воздействия, безличный, опосредованный характер. Важной особенностью влияния СМИ является его перманентность. Случаи, когда отдельные сообщения газеты, радио- или телепередача, серьезно изменяют установки человека, чрезвычайно редки. Однако длительное, постоянное восприятие информации одного и того же характера может существенно сказаться на формировании духовного мира человека. По утверждению Е. П. Прохорова, механизм воздействия средств массовой информации на личность заключается в распространении моделей, общественных норм, которые могут служить образцом как для материально-предметной среды семьи (квартира, одежда и т. д.), так и при формировании человеческих отношений, ценностей и интересов, определяющих образ жизни (Прохоров, 1998: 69).

Как правило, большинство социальных исследований в плоскости анализируемой нами проблематики прямо или косвенно связаны с всесторонним изучением наиболее актуальных проблем повышения эффективности массмедиа, усиления их социальной роли, степени влияния СМИ на формирование мировоззрения, и ценностных установок как отдельного человека, так и целого социума. В последнее время активизировались исследования (как на теоретическом, так и прикладном уровнях) обострившихся проблем, связанных с механизмами манипулирования массо-

вым сознанием, навязыванием западных гедонистических стереотипов и сугубо потребительских моделей поведения человека.

Средства массовой информации в жизни современного общества порой играют весьма опасную роль, когда подменяют свою изначальную функцию (объективное информирование населения) на выполнение задач по формированию определенных взглядов, представлений, мнений. Некоторые исследователи выделяют два основных подхода к пониманию роли журналистики в обществе. Сторонники либерального подхода считают, что все, что происходит интересного и важного для населения, должно быть отражено в новостях. Так называемая социально ответственная журналистика подразумевает использование СМИ для поддержания гуманистических основ общества и гармоничного воспитания людей с целью их личностного совершенствования как социальных субъектов. Такого рода подход, как правило, характерен для обществ, где СМИ монополизированы государством. Его критики, и в частности А. М. Цуладзе, считают, что журналисты не могут выступать арбитрами, определяющими социальные ценности в обществе, в котором существуют различные точки зрения (Цуладзе, 1999).

Между тем многочисленными исследованиями было установлено, что без постоянного информационного контакта невозможно полноценное развитие человека и нормальное функционирование социальных групп и общества в целом. При этом в тени оставался тот факт, что информационно-коммуникативные процессы могут таить в себе опасности, представляющие реальную и всевозрастающую угрозу для развития личности и общества. Условия кардинального реформирования российского общества качественно изменили взаимоотношения между людьми. Нельзя не согласиться с мнением Г. В. Грачева, И. К. Мельника, что в настоящее время происходит выдвижение отношений соревновательности, конкуренции, борьбы на ведущее место в системе социальных отношений в российском обществе. Это отражается на всех

уровнях социального взаимодействия — от межличностного общения до массовой коммуникации (Грачев, Мельник, 1997: 48).

Несомненно, СМИ, как один из важнейших коммуникационных институтов современного общества, оказывают влияние практически на все сферы его деятельности. В этой связи С. Г. Корконосенко подчеркивает, что особую инклюзивную роль СМИ играют в общественно-политической жизни общества, имея самое непосредственное отношение к его жизнедеятельности и выполняя репродуктивную (отображают общественно-политическую жизнь через радио, телевидение и прессу) и продуктивную (творящую) функции. Очевиден тот факт, считает С. Г. Корко-носенко, что СМИ несут ответственность за происходящие в обществе процессы (Корко-носенко, 2004). Что же касается самого объекта организованного информационно-психологического воздействия — индивидуума, то ему предоставляется определенное пространство для духовной деятельности. Это пространство — культура, и в современном мире навязывания стандартов это чуть ли не единственная среда для российского человека, где он независимо формирует свое сознание и — как результат внутреннего анализа своих представлений — свое мнение относительно происходящего вокруг. Эту мысль весьма аргументировано развивает М. Д. Бахтина. Она пишет: «...общество проявляет и осознает себя в культуре, которая является его непременным условием и результатом его существования. По ней можно судить о социальном портрете и духовном облике общества, внутренних стимулах его развития. Тесное взаимодействие социальной и культурной сфер, их взаимопроникновение является характерным и существенным признаком состояния духовной жизни общества» (Бахтина, 2004: 2).

Таким образом, логично предположить, что деятельность СМИ оказывает исключительно большое влияние на жизнь общества в целом, на его социально-психологический и нравственный облик, потому что всякая новая информация, поступающая по каналам

СМИ, соответствующим образом стереоти-пизирована и несет в себе многократно повторяемые политические ориентации и ценностные установки, которые закрепляются в сознании людей. Сегодня СМИ не только непрерывно воспроизводят этот процесс, но и выводят его на глобальный уровень. В этой связи есть все основания полагать, что информационные потребности следует рассматривать как потребности в сообщениях определенного содержания и формы, которые нужны людям для ориентации в окружающей действительности, уточнения сложившейся у них картины мира, для выбора линии поведения и решения проблемных ситуаций, для достижения внутреннего равновесия личности и согласованности модели ее поведения с потребностями и вызовами существующей социальной среды. По утверждению В. П. Майковой, средства массовой информации видоизменяются: перерастая из средства информатизации общества в важнейший фактор формирования общественного сознания (Майкова, 2003: 5). Важно также отметить, что сегодня в полной мере проявляется диалектическое противоречие между количеством доступной отдельному человеку информации и качеством ее представления, с одной стороны, и возможностью личностного восприятия — с другой. СМИ способны как информировать, так и дезинформировать о происходящих событиях. Видоизменяясь, массмедийные институты трансформируются из средства информатизации общества в инструмент и доминирующий фактор формирования общественного сознания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бахтина, М. Д. (2004) Культурное пространство // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. № 2. С. 1-7.

Грачев, Г. В., Мельник, И. К. (1997) Манипулирование личностью: организация, способы

и технологии информационно-психологического воздействия М.

Корконосенко, С. Г. (2004) Основы журналистики : учебник для вузов. М.

Майкова, В. П. (2003) СМИ как важный фактор формирования общественного сознания : дис. ... канд. филос. наук. М.

Маклюэн, М. (2005) Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего. The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man. М.

Прохоров, Е. П. (1998) Введение в теорию журналистики. М.

Суслов, Е. В. (2004) СМИ как инструмент формирования общественного мнения в процессе становления гражданского общества : дис. ... канд. полит. наук. М.

Цуладзе, А. М. (1999) Политические манипуляции, или покорение толпы. М.

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)

Bakhtina, M. D. (2004) Kul’turnoe prostranst-vo // Vestnik Severo-Kavkazskogo gosudarstven-nogo tekhnicheskogo universiteta. № 2. S. 1-7.

Grachev, G. V., Mel’nik, I. K. (1997) Manipu-lirovanie lichnost’iu: organizatsiia, sposoby i tekh-nologii informatsionno-psikhologicheskogo voz-deistviia M.

Korkonosenko, S. G. (2004) Osnovy zhurnalisti-ki : uchebnik dlia vuzov. M.

Maikova, V. P. (2003) SMI kak vazhnyi faktor formirovaniia obshchestvennogo soznaniia : dis. ... kand. filos. nauk. M.

Makliuen, M. (2005) Galaktika Gutenberga. Sta-novlenie cheloveka pechataiushchego. The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man. M.

Prokhorov, E. P. (1998) Vvedenie v teoriiu zhur-nalistiki. M.

Suslov, E. V. (2004) SMI kak instrument for-mirovaniia obshchestvennogo mneniia v protsesse stanovleniia grazhdanskogo obshchestva : dis. . kand. polit. nauk. M.

Tsuladze, A. M. (1999) Politicheskie manipuli-atsii, ili pokorenie tolpy. M.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.