Научная статья на тему 'Роль и место сказкотерапии в социальной работе'

Роль и место сказкотерапии в социальной работе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
623
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКАЗКОТЕРАПИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / МЕТОДЫ СКАЗКОТЕРАПИИ / КАТАТИМНЫЙ ПОХОД В СКАЗКУ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мартынова Е.В., Ермолова А.Ю.

Статья посвящена определению роли технологии сказкотерапии в решении социальных проблем. Подробно проанализированы методики, инструменты сказкотерапии и особенности их применения в социальной работе. Также указаны особенности сказкотерапии с различными возрастными категориями клиентов социальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль и место сказкотерапии в социальной работе»

Список литературы:

1. Мерсиянова И.В., Корнеева И.Е. Благотворительность и участие россиян в практиках гражданского общества: региональное измерение. - М.: НИУ ВШЭ, 2013. - Сер. «Мониторинг гражданского общества», Вып. VIII. - 204 с.

2. Мерсиянова И.В., Корнеева И.Е. Вовлеченность населения в неформальные практики гражданского общества и деятельность НКО: региональное измерение. - М.: НИУ ВШЭ, 2011. - Сер. «Мониторинг гражданского общества», Вып. VI. - 196 с.

3. Потенциал и пути развития филантропии в России / под ред. И.В. Мер-сияновой, Л.И. Якобсона. - М.: Изд. дом Гос. ун-та «Высшая школа экономики», 2010. - 419 с.

4. Сулакшин С.С., Бачурина Д.В., Вилисов М.В., Каримова Г.Г., Киш И.Р., Куропаткина О.В., Макурина Л.А., Сулакшина А.С. Благотворительность в России и государственная политика: монография. - М.: Научный эксперт, 2013. - 224 с.

5. Федеральный закон Российской Федерации от 11 августа 1995 г. № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?base=LAw&n=162618&req=doc.

6. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Российская газета. - 8 октября 2003 г. - Дополнительный выпуск № 3316. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2003/10/08/zakonsamouprav.html.

РОЛЬ И МЕСТО СКАЗКОТЕРАПИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

© Мартынова Е.В.*, Ермолова А.Ю.*

Филиал Южного федерального университета, г. Новошахтинск

Статья посвящена определению роли технологии сказкотерапии в решении социальных проблем. Подробно проанализированы методики, инструменты сказкотерапии и особенности их применения в социальной работе. Также указаны особенности сказкотерапии с различными возрастными категориями клиентов социальной работы.

Ключевые слова: сказкотерапия, социальная работа, методы сказкотерапии, кататимный поход в сказку.

* Доцент кафедры Социальной работы и педагогического образования.

* Студент кафедры Социальной работы и педагогического образования (специальность «Социальная работа»).

Существует множество разных терапевтических методик, которые часто адаптируют к решению проблем социальной работы. Одной из наиболее распространенных таких методик является сказкотерапия. Как пишет И.В. Бачков: «Сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи» [1].

Саму сказкотерапию можно использовать с разными возрастными категориями клиентов социальной работы:

1. Дети. Сказки в дошкольном возрасте выступают своеобразным способом познать окружающий мир. Когда ребенок расширяет свою сферу общения, то он пытается управлять своими эмоциями. Именно сказка помогает научиться этому [2]. Благодаря сопереживанию главным героям, у ребенка появляются новые представлениям о людях и об окружающем мире, расширяется эмоциональный опыт.

2. Подростки. Это еще не взрослый человек: он еще не до конца осознал, как ему относиться к себе, к людям, к обществу [3]. Для подросткового возраста характерно попеременное проявление полярных качеств: целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью и неустойчивостью, повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях сменяются легкой ранимостью и неуверенностью в себе.

Если у подростка формируется одна из установок: «Я не нравлюсь», «Я не способен», «Я не значу», - это приводит к изменению личности в отрицательную сторону. Такой подросток становится «трудным» [4].

Сам подросток не в состоянии пройти множество путей, сделать множество выборов, получить множество различных результатов. Но, идентифицируя себя с героем мифа или сказки, он имеет такую возможность. Опираясь на опыт других «героев», подросток сможет выбрать, по какому пути пойти ему самому.

3. Взрослые. Для них сказкотерапия - это способ накопить силы, открыть новые возможности для творческого конструктивного изменения реальной ситуации, и, открыв в себе ресурс, они переключаются на события своей жизни, немного иначе осмысляют их и приступают к социальному моделированию [5].

Кроме этого она может осуществляться с людьми с ограниченными возможностями. Такой человек, принимая участие в занятие, становиться более подготовленным к различным жизненным ситуациям и обучается способам решения проблем. Для инвалида важно рассказывать сказку от первого лица, это поможет развить умение ставить себя на место другого человека [6].

Существует достаточно много методов сказкотерапии. Чех Е.В. выделяет несколько основных методов: рассказывание сказки, рисование сказки, сказкотерапевтическая диагностика, сочинение сказки, изготовление кукол, постановка сказки [6].

Само рассказывание сказки уже является лечением. То, что сюжет придумывается спонтанно, можно выявить некоторые эмоциональные особенности поведения личности, которые незаметны в будничной жизни.

Для полной картины состояния клиента рекомендуется нарисовать, слепить или представить в виде аппликации сюжет. Благодаря этому клиент воплощает все, что его волнует, чувства и мысли. Тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило [7].

По мнению Гребенщиковой, простое создание куклы - это медитация, потому, что в процессе шитья или сборки куклы происходит изменение личности. В процессе изготовления куклы происходит включение у клиентов механизмов проекции, идентификации или замещения, что и позволяет добиться определенных результатов. Куклы исполняют роль тех объектов, на которые смещается инстинктивная энергия человека [8].

Интересен метод «Кататимный поход в сказку». Каждое занятие состоит из ряды фаз:

- фаза предварительной беседы (15-20 минут). На этом этапе ребенку предлагается рассказать о своей любимой сказке. Специалист расспрашивает ребенка подробную информацию у ребенка: когда впервые услышал, от кого, как и где, какие моменты ему запомнились, как ребенок относиться к героям сказки;

- фаза релаксации (1-5 минут);

- фаза представления образа (в среднем около 20 минут). Специалист просит ребенка представить себя в той сказке, которую они обсуждали;

- фаза обсуждения (5-10 минут). Сказку обсуждают и дается домашнее задание - нарисовать то, что представил ребенок в прошлой фазе. Рисунок обсуждается на следующем занятие [9].

Методы сказкотерпаии помогают развить многие способности человека. Благодаря им, он становится более креативным, более творческим, его сознание становится шире, ему становится легче взаимодействовать с окружающим миром и проблемы, которые есть у человека, решаются через всевозможные поступки сказочного героя.

Сказкотерапия является методом психологии, но она нашла свое отражение и в социальной работе. Наиболее эффективными методами работы с клиентом являются метод «Песочная терапия», метод «Изготовление кукол», метод «Рисование сказки». С помощью этих методов человек не напрямую говорит о том, что его беспокоит, а через какие-то предметы, например с помощью куклы он говорит о своих проблемах.

Благодаря сказкотерапии человек выплескивает свои негативные эмоции в форме устных или сделанных сюжетов сказки. Это поможет снизить уровень отрицательных проявлений и поможет стабилизировать эмоциональный фон обратившегося клиента в социальную службу.

Список литературы:

1. Логинова О.И. Статьи по психологии. Сказкотерапия в работе с детьми и взрослыми [Электронный ресурс] / О.И. Логинова. - Режим доступа: http://olga2901l.narod.ru/skazkoterap.html.

2. Кардополова М.М. Сказкотерапия. Волшебная страна внутри нас [Электронный ресурс] / М.М. Кардополова. - Режим доступа: http://festival. 1september.ru/articles/516387/.

3. Сказкотерапия для подростков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://skazkoterapia.narod.ru/skazkoterapiya_dlya_podrostkov.

4. Сказкотерапия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: sachworks.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=101:2012-10-06-07-52-26&catid=25:2012-03-27-03-56-32&Itemid=33.

5. Вологодина Н.В. Сказкотерапия, или как стать победителем / Н.В. Во-логодина. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - С. 45.

6. Веричева О.Н. Социальная терапия как художественно-творческая технология социальной работы с инвалидами [Электронный ресурс] / О.Н. Ве-ричева. - Режим доступа: http://grani.vspu.ru/files/publics/1325061832.pdf.

7. Сказкотерапевтические методы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vitalogy.zaochnoe.ru/buddy/сказкотерапевтические-методьI.

8. Семинар практикум «сказкотерапия в работе с дошкольниками» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-110363.html.

9. Семинар практикум «сказкотерапия в работе с дошкольниками» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-110363.html.

РОССИЙСКИЕ РЕАЛИИ ПРОЦЕССА ОКАЗАНИЯ ПАЛЛИАТИВНОЙ ПОМОЩИ ОНКОБОЛЬНЫМ 4-ОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

© Ходаревская Ю.А.*

Национальный исследовательский

Иркутский государственный технический университет, г. Иркутск

В данной статье рассматривается процесс оказания паллиативной помощи онкобольным 4-ой клинической группы в РФ через призму нормативно-правовой базы и реалий, существующих в медицинских учреждения, а именно противоречий и пробелов, которые существуют в российском законодательстве. Также в статье затрагивается вопрос доступности паллиативной помощи для онкопациентов 4-ой клинической группы и полного ее отсутствия для родственников данной категории граждан.

* Доцент кафедры Социологии и социальной работы, кандидат социологических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.