Научная статья на тему 'Роль и место сельского хозяйства в экономике современной Украины'

Роль и место сельского хозяйства в экономике современной Украины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1306
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль и место сельского хозяйства в экономике современной Украины»

менные фермы, производящие молоко евросорта оказались производителями всего лишь 1 сорта и потеряли в цене. Сегодня депутатами Государственной Думой внесены поправки, которые сделают эти требования мягче, но пока они не вступили в действие.

Поэтому в скором времени, прежде всего, государству необходимо будет определить правила справедливого ценообразования для всей цепочки: производитель-переработчик-розница-покупатель.

В регионах главное - софинансировать покупку коров. Возродить в стране молочное производство должен был приоритетный национальный проект «Развитие АПК», принятый в 2005 г. Федеральный центр субсидировал сельхозпроизводителям две трети процентной ставки по кредиту, оставшуюся часть должны были добавить местные власти. На самом же деле, несмотря на то, что федеральный центр очень четко выполнял свои обязательства, то субъекты федерации - участвовали мало где и практически везде не в полном объеме.

Второе - необходимо компенсировать затраты на инженерные коммуникации - дороги, электричество, газ. Это должно быть функциями государства, а не бизнеса, как во всем мире.

Необходимо четко выработать систему мер законодательного характера, способствующую созданию в Российской Федерации благоприятных условий для импортозамещения молочных продуктов и тем самым созданию оплачиваемых рабочих мест как лучшую антикризисную меру через таможенное регулирование.

Только в этом случае наше отечественное сельхозпроизводство, стартовой площадкой для развития которого явился приоритетный национальный проект «Развитие АПК», в ближайшем будущем получит возможность в рамках Госпрограм-мы стать перспективной и высокотехнологичной отраслью российской экономики.

Но для этого нужна целевая поддержка со стороны государства. Например, в 2009 г. бюджет МСХ РФ состоит из:

- 40 млрд р. - вклад в уставный капитал Россельхозбанка;

- 25 млрд р. - вклад в уставный капитал Рос-агролизинга;

- 62 млрд р. - компенсация процентной ставки и всего лишь 30 млрд р. - это поддержка всех целевых направлений от известкования до поддержки растениеводства и животноводства.

В жизни что поддерживаешь, то и развивается. Пока мы создали только механизмы поддержки банков, гарантии выдачи и обслуживания кредитов сельхозпроизводителями, а для создания конкурентоспособного производства нужны прямые меры поддержки - хотим увеличить производство молока надо стимулировать каждый литр и гарантировать его цену через минимально закупочные цены, как это делают в ЕС, США и других странах ВТО. Например, в Голландии - самой рыночной стране Европы в течение 13 лет существовали минимальные закупочные цены на молоко, а сегодня голландцы -лучшие в мире животноводы и экспортер сельхозпродукции № 2 в мире.

РОЛЬ И МЕСТО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В ЭКОНОМИКЕ СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЫ

П.Т. Саблук, д.э.н., проф., акад. УААН, дир. ННЦ «Институт аграрной экономики» УАН,

Сельское хозяйство во все века являлось системообразующей отраслью для общества в аспекте обеспечения его жизнедеятельности. Украина как аграрно-индустриальная страна всецело зависит от перспектив сельского хозяйства, что обусловлено ролью и местом этой отрасли в современной экономике нашего государства. Особенно актуально выглядит поднятая проблема в условиях финансово-экономического кризиса и незавершенности аграрной реформы.

Практика развития отечественной экономики подтверждает всю важность отрасли для отечественной хозяйственной системы. Сегодня сельское хозяйство, даже в условиях кризиса, демонстрирует прирост, особенно по экспорту, что говорит о конкурентоспособности, но не следует забывать о проблемах, которые остаются.

Прежде всего следует отметить, что в постсоветском периоде развития аграрного производства можно выделить два этапа, связанных с реформированием отношений собственности и форм хозяйствования. На первом этапе, (1990-1999 гг.) в связи с неурегулированностью межхозяйственных отношений значительно уменьшилась покупательская способность сельского хозяйства, что привело к ухудшению его материально-технического обеспечения, и как следствие этого - значительное сокращение объемов производства. На следующем этапе (с 2000 г.), после формирования новых организационно-хозяйственных структур рыночного типа, произошло постепенное увеличение объемов произ-

водства, но по многим показателям уровня 1990 г. достичь не удалось. При этом аграрная экономическая наука в свое время (в начале 90-х гг. ХХ ст.) разработала схему институционального обеспечения проведения аграрной реформы (табл. 2). В основе этой схемы решение одной из важных задач современного агропромышленного производства -увеличение объемов сельскохозяйственной продукции для обеспечения продовольственной безопасности государства, но и значительное повышение прибыльности и конкурентоспособности отрасли на базе эффективного использования экономического потенциала агроэкосистем, генофонда сельскохозяйственных растений и животных, материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

Разработана постиндустриальная модель развития экономики Украины, в основе которой аграрному сектору отводится определяющее значение (табл. 3).

Отрасль должна стремиться к всеобъемлющему межотраслевому паритету в основе обеспечения которого - обеспечение справедливого ценообразования (рис. 1).

Относительно ценового аспекта проблемы следует заметить, что сегодня за приблизительными оценками производится аграрной продукции недополучают 180-200 млрд грн. В связи с неучтенно-стью капитала земли при формировании цены продукта (табл. 1):

Таблица 1 - Схема роста объема средств недополученных сельским хозяйством __________________в связи с неучтенностью капитала земли_______________

Фактор ценообразования Стоимость и процентное соотношение «Присутствие» в ценообразовании

% грн.

Земля как капитал 40 500 млн Отсутствует

Основные фонды 40 500 млн Присутствует

Оборотные фонды 20 200 млн Присутствует

Стоимость капитала в аграрном производстве 100 1,2 трил х

Норма прибыли 15 180 млрд Отсутствует

Таблица 2 - Составляющие аграрной реформы

Блоки реформы Направление и содержание реформы

I. Формирование экономической платформы аграрной реформы Определение собственника: земли, имущества, труда. Построение на основе собственности производственных отношений. Формирование организационно-правовых структур рыночного типа. Создание инфраструктуры рынка.

II. Построение рыночного по содержанию экономического механизма Формирование ценового механизма. Создание благоприятной финансовой и кредитной системы. Обеспечение стимулирующей налоговой политики. Построение адекватной рыночной экономики системы управления.

III. Наполнение новым содержанием конструкционной схемы экономической реформы 1. Внедрение ресурсо- и энергосберигающих технологий. 2. Интенсификация и решение проблемы материально-технического снабжения. 3. Кооперация, специализация и интеграция производства. 4. Информатизация и компьютеризация производства. 5. Кадровое обеспечение. Решение социальных проблем.

IV. Законодательное обеспечение осуществления аграрной реформы 1. Принятие законодательных актов общего назначения (рамочного содержания) по основным параметрам проведения реформ и экономической деятельности. 2. То же в развитии рамочных законов прямого действия.

Таблица 3 - Постиндустриальная модель развития экономики Украины (проект)

1. Объединение капитала земли с капиталом индустрии

2. Сосредоточение усилий на применении достижений науки в сфере прогрессивных и информационных технологий с целью обеспечения высокоприбыльного функционирования объединенного капитала

3. Направление подавляющей массы полученной прибыли на решение проблем социума и сельского развития

Цв = Св + НП ■К

100

где Цв - цена производства; Св - среднеотраслевая себестоимость продукции; НП - норма прибыли по экономике страны; К - капитал отрасли.

II. Цена продукции определяется рынком.

III. Разница между рыночной ценой продукции и ценой производств определяет поведение производителя продукции и страны в целесообразности производства (поддержки) того или другого вида продукции.

Рисунок 1 - Экономический механизм регулирования производства продукции

I.

Анализ состояния сельскохозяйственного производства страны свидетельствует, что в 2008 г. собран наибольший для Украины урожай зерновых и зернобобовых культур - свыше 53 млн т, а средняя урожайность зерновых культур достигла 34,7 ц/га, сахарной свеклы - 354,7, подсолнуха - 15,2, рапса - 20,0, картофеля - 138,7, овощей - 174,0 ц/га. Производительность труда в сельском хозяйстве за период с 1990 г. увеличилась на 66,8% и ныне составляет 42,7 тыс. грн. на 1 работающего. В основном это достигнуто за счет освоения организационно-экономических резервов хозяйствование и

внедрения инновационных технологий выращивания сельскохозяйственных культур. Все это дало возможность полностью обеспечить годовое потребление соответственно физиологическим нормам, таких видов продукции, как хлеб и хлебобулочные изделия, картофель, сахар, масло и т.п., а также значительно сократить разрыв между нормами и фактическим душевым потреблением других продуктов питания.

Объемы инвестиций в сельское хозяйство составили 9,3 млрд грн., что на 18% больше уровня предыдущего года. Возросли экспортные возможно-

сти сельского хозяйства, прежде всего относительно зерна, масла и других видах сельскохозяйственной продукции. Ее экспорт сравнительно с 1999 г. увеличился почти в 7 раз и ныне составляет 8,62% экспортных поступлений государства.

Однако экономические показатели сельскохозяйственной деятельности не стимулируют сельхозпроизводителей к развитию этого вида бизнеса. Наоборот, как свидетельствуют данные табл. 4, наблюдается неадекватный увеличению объемов производ-

ства уровень прибыльности в сельскохозяйственных предприятиях. В 2008 г. рентабельность сельскохозяйственного производства не повысилась, как ожидалось, а по предварительным данным уменьшилась сравнительно с 2007 г. на 23 процентных пункта и составит приблизительно 2,5%. С 1990 г. основной капитал отрасли уменьшился в 11,6 раза. При этом доля сельского хозяйства в основном капитале национальной экономики уменьшилась с 24,6 до 3,4% состоянием на начало 2008 г.

Таблица 4 - Эффективность сельскохозяйственного производства

Показатели 1999 г. 2005 г. 2007 г. 2008*г.

Все категории хозяйств

Валовая продукция, млрд грн.** 71,0 92,6 88,8 101

в т.ч. растениеводства 35,4 54,0 49,7 61

животноводства 35,6 38,6 39,1 40

Сельскохозяйственные предприятия

Прибыль от реализации продукции (с учетом государственных дотаций) - всего, млрд грн. - 2,5 2,4 6,9 1,7

в т.ч. растениеводства 0,4 0,9 6,3 1,0

животноводства - 2,9 1,5 0,6 0,7

Объем государственных дотаций, млрд грн. - 1,2 2,6 2,5

Уровень рентабельности сельскохозяйственной продукции, % - 22,1 13,1 25,5 2,5

в т.ч. растениеводства 8,0 7,9 37,3 3,5

животноводства - 46,6 21,4 5,7 1,8

* Предыдущие данные. ** В сравнительных ценах 2005 г.

С точки зрения бизнеса этот вид деятельности характеризуют замедленное движение капитала, низкая хозяйственная маневренность, что отражается на уровне прибыльности. Например, даже в наиболее благоприятный для хозяйствования 2007 г. норма прибыли на вложенный в сельское хозяйство капитал (с учетом стоимости земли) равнялась 3,1%. Вместе с тем в среднем по экономике страны она составляла 10,9%, а в сфере торговли - 13,9%. Это свидетельствует об отсутствии даже подобия эквивалентности и паритетности межхозяйственных экономических отношений, что продуцирует инвестиционную непривлекательность отрасли.

Если же анализировать аграрное производство Украины с точки зрения полезности для общества, прежде всего - экономической базы для обеспечения жизнедеятельности трети населения страны; незаменимого производителя продуктов питания и сырья для промышленности, то ситуация складывается по-другому - отрасль дает возможность организовать около 10 рабочих мест; сельские территории являются местом оздоровления, а сельское население - оберегом национальных обычаев и традиций. В странах с развитой рыночной экономикой именно эти факторы учитывают при распределении бюджетных поступлений в пользу сельского хозяйства. В нашем же обществе, как и в органах государственной законодательной и исполнительной власти, понимания всей важности и приоритетности развития аграрной отрасли пока что не наблюдается.

При этом, сельскохозяйственная отрасль имеет достаточно резервов повышения конкурентоспособности и выполнения социальной миссии. Например, очевидно, что невозможным следует считать конкурентоспособность без формирования крупнотоварного производства и отлажевания межотраслевых связей, через механизм кооперации и интеграции.

Отечественная практика развития интеграционных процессов свидетельствует, что в кооперации, прежде всего обслуживающей, заинтересован-

ные преимущественно личные крестьянские и фермерские хозяйства. Однако, учитывая небольшие финансовые возможности этой численной группы землепользователей, развитие кооперации без финансовой поддержки государства усматривается проблематическим.

Представляется необходимым также сформировать необходимую законодательную и нормативную базу аграрного землепользования, в том числе по вопросам усовершенствования арендных земельных отношений путем создания конкурентной среды среди потенциальных арендаторов, защиты и гарантирования прав крестьян-арендодателей. Первоочередное значение для обеспечения конкурентоспособности отрасли имеет внедрения рынка сельскохозяйственных земель. Особая роль отводится решению комплексной проблемы материально-технического обеспечения и формирование полноценного рынка инноваций в АПК. Ведь в рыночных условиях этот рынок может выполнять как функцию снабжения в агропромышленное производство новой техники и технологий, так и функции, которые в плановой экономике успешно выполняли системы повышения квалификации и внедрения достижений науки и техники. То есть, определяющая роль в его формировании здесь отводится не только мощностям отечественного машиностроения, но и аграрной науке.

Комплексной является проблема развития аграрного рынка и внешних экономических связей в условиях членства в СОТ, что обусловливает наличие перспектив для формирования мотивов конкурентоспособности, однако следует приложить еще много усилий для того, чтобы отечественная продукция из года в год имела соответствующее место в перечне конкурентоспособного предложения для иностранных переработчиков и конечных потребителей. На этом этапе большего значения приобретает активность отечественного агробизнеса в освоении рыночных экспортных каналов, формирования постоянных цепей продвижения продукции со-

вместно с иностранными партнерами или за счет образования собственных представительств.

Успешная деятельность агропромышленного производства в значительной мере зависит также от формирования и функционирование внутреннего аграрного рынка и его инфраструктуры, создания эффективной маркетинговой сети движения сельскохозяйственной продукции от производителя к потребителю, которое обеспечивало бы паритетность экономических интересов производителей, переработчиков и потребителей.

Актуальной является проблема ценообразования на сельскохозяйственную продукцию и финансовое обеспечение регулирования аграрного рынка, развития агропромышленного производства. Основой формирования цен в рыночных условиях есть соотношения спроса и предложения продукции. Вместе с тем опыт развитых стран мира и отечественная практика свидетельствуют, что рыночная экономика не может обеспечить такое саморегулирование цен на аграрном рынке, которая бы создавала условия для постоянного развития сельского хозяйства. С целью устранения несовершенства рынка объективно необходимым есть вмешательства государства в механизм рыночного ценообразования, причем очевидно, что результативность такого вмешательства зависит прежде всего от уровня обоснованности цен купли-продажи сельскохозяйственной продукции. В ННЦ «Институт аграрной экономики» осуществленные калькуляционные расчеты (сметы) по всем видам сельскохозяйственной продукции, которые учитывают общественно необходимые затраты на их производство. В соответствии с этими сметами цена формируется исходя из нормативов активов в части основного и оборотного капитала, включая стоимость земли, которые базируются на среднеотраслевых затратах производства продукта, по методологии эквивалентной цены. Эти сметы должны быть положены в основу определения объемов государственной поддержки сельхозпроизводителей через механизмы государственного регулирования аграрного рынка.

Трансформационные процессы в аграрном секторе экономики сказались на механизме их кредитного обеспечения. Актуальность указанных проблем усиливается тем обстоятельством, которое в подавляющем большинстве сельскохозяйственных предприятий современное состояние материальнотехнической базы характеризуется низким уровнем ликвидности, значительным превышением амортизационного срока над нормативами и высоким уровнем изношенности и наряду этим отсутствием необходимых собственных средств для финансирования воспроизведенных процессов и низкой инвестиционной привлекательностью. Несмотря на определенные сложности, на протяжении последних лет постепенно увеличивается сумма поступления банковских кредитов в сельское хозяйство страны. Так, динамика развития банковского кредитования сельскохозяйственных предприятий за последние семь лет характеризуется положительными тенденциями, которые оказываются в возрастании его объемов в 15 раз, снижении процентной ставки в 3,7 раза (с 57,4% в 2000 г. до 15,6% состоянием на конец 2006 г.); увеличении части долгосрочных кредитов в структуре кредитов области с 24 до 58%. Подпочвой таких положительных изменений стали такие факторы: повышение эффективности функционирования и прибыльности сельскохозяйственных товаропроизводителей, повышение их кредитоспособности,

внедрения государством специального механизма частичной компенсации процентных ставок коммерческих банков, приобретенный опыт кредитования, практика страхования, высокий уровень возвращения кредитов.

Тем не менее банковский механизм в Украине пока что не направленный на развитие кредитования долгосрочных проектов сельскохозяйственных предприятий, прежде всего через проблемы с формированием долгосрочных кредитных ресурсов, низкую капитализацию, ликвидность банковской системы, высокий размер процентных ставок и сложные условия и процедуры предоставления кредитов, которые в значительной мере перекрывают доступ большому количеству предприятий области на рынок ссудных капиталов.

Важной составной отечественной системы кредитного обеспечения аграрного сектору экономики Украины есть поддержка сельскохозяйственных и других предприятий АПК через механизм удешевления кредитов. За 2000-2007 гг. функционирования ее основными результатами стали: увеличения объемов льготного кредитования предприятий АПК в 5,6 разы, а сельскохозяйственных предприятий - в 4,6 разы; расширения направлений кредитного обеспечения области через коммерческие банки и кредитные союзы; удлинения сроков пользования кредитами на условиях удешевления до трех лет и возрастание частицы среднесрочных кредитов, предоставленных предприятиям АПК, с 9,1 до 46,3%, а сельскохозяйственным предприятиям - с 4,7 до 32,4%; увеличения среднего размера кредита, предоставленного один заемщику - предприятию АПК -с 1086,8 до 1750,0 тыс. грн., а сельскохозяйственному предприятию с 118,1 до 1304,3 тыс. грн.; снижения состоянием на начало 2007 года реальной процентной ставки, уплаченной сельскохозяйственным заемщиком, к близко 8% в национальной валюте и 6-7% в иностранной. Вместе с тем в условиях трансформационных сдвигов для сельскохозяйственных предприятий может формироваться специальная кредитная система, для усовершенствования которой следует применить особые методы государственного регулирования. Первая составная этой системы - государственный Аграрный банк может быть институтом проведения финансовокредитной политики в агарном секторе экономики, центром сосредоточения всех финансовых ресурсов области и осуществлять координации кредитнофинансовых потоков. Второй составной может быть внебанковская система, в состав которой должны входить лизинговые компании, финансовый и товарный рынок и поставщики материально-технических ресурсов. Лизинговые компании должны предоставлять технические средства на условиях финансового лизинга. Финансовый рынок может предоставлять возможность привлекать дополнительные денежные ресурсы через продажу ценных бумаг заемщиков. Товарный рынок может предоставлять возможность получать дополнительные финансовые ресурсы на форвардных или фьючерсных условиях. Третьей составной кредитной инфраструктуры должны быть гарантийные учреждения, в том числе общества взаимного гарантирования, механизмы гарантирования возвращения кредитов и действенная система страхования сельскохозяйственного и производства. Четвертой составной может быть Фонд страховых и кредитных гарантий, которая может формироваться на основе государственных программ удешевления кредитов и стра-

хование. Отдельной подсистемой должны быть институциональные рамки, которые осуществляют нормативно-законодательное регулирование отношений между кредиторами и заемщиками, рейтинговое агентство предприятий АПК, бюро кредитных историй сельскохозяйственных заемщиков, развитый инструментарий кредитных операций (ипотека, вексель, лизинг, факторинг и т.п.). Таким образом, кредитное обеспечение сельскохозяйственных предприятий может формироваться на рыночных основах, но с элементами государственного регулирования.

Малозаметное место в общей системе страхования сядет страхование сельскохозяйственных рисков. Последними годами объемы ежегодных страховых платежей за добровольным страхованием урожая сельскохозяйственных культур и животных равнялись лишь 4-7 млн грн., что составляло

0,21-0,25% общего объема собранных страховых премий. Итак, ныне сельскохозяйственные предприятия не воспринимают страхования как действенный инструмент минимизации своих рисков. Основные причины этого: несовершенство страхового законодательства относительно осуществления обязательного страхования сельскохозяйственных рисков; высокая стоимость страховой премии для страхователя; использования системы "налогового кредита" относительно компенсации части уплаченной страхователем страховой премии; низкая страховая культура страхователей и недостаточный уровень квалификации работников страховых компаний; недоверие потенциальных страхователей к страховым компаниям; отсутствие постоянной прозрачной и доступной информации относительно их деятельности. Уже разработанная Концепция развития страхового обеспечения сельскохозяйственных предприятий даст возможность создать основу надежной и эффективной системы агрострахования.

В Украине сложились определенные предпосылки и для формирования кооперативной кредитной системы. Сформированные и развиваются такие составу базового уровня, как кредитные союзы и их ассоциации. Тем не менее они предоставляют ограниченный спектр финансовых услуг. Частица кредитных союзов в обеспеченные аграрного сектору составляет близко 6% объема привлеченных денежных ресурсов и 8% - кредитных. Поэтому первым шагом относительно решения проблемы завершения создания кредитной кооперативной системы есть формирования соответствующей го-

сударственной целевой программы, разработчиком которой должны быть Министерство финансов и Министерство аграрной политики, а на региональном уровне - областные и районные государственные администрации. В этой программе может быть предусмотренный ряд мероприятий. На первом этапе развития кооперативной кредитной системы необходимо формировать кредитные кооперативы и укрепить сельские кредитные союзы как, чем количество, так и за уровнем их капитализации, а также расширить спектр осуществляемых ними операций, превратив их в базовый уровень банковской системы. На втором этапе создать региональные кооперативные банки, а на третьем - сформировать Центральный кооперативный банк. Такая модель построения кредитной кооперации в Украине создает системное гармоническое единство всех составных кредитной кооперации.

На окончание далеко не полного перечня проблем и возможных путей развития социальнонаправленного агропромышленного производства укажем, что успех дела смогут обеспечить только высокопрофессиональные управленческие кадры и потому формированию и эффективному использованию кадрово-управленческого потенциала отрасли также следует уделить надлежащее внимание. Подбор кадров управления, в особенности руководителей - способных менеджеров, и в рыночной среде может быть объектом влияния органов государственного управления. Учитывая то, что в новых условиях подбор руководящих кадров хозяйственного управления есть исключительным правом собственника (собственников) предприятия, а следствия неэффективного управления порождают социальные проблемы, государственное кадровая политика может осуществляться опосредствованно, путем формирования кадрово-управленческого потенциала и создание условий для его эффективного использования.

Часть из пересчитанных выше проблем сможем решить при выполнении утвержденной правительством Государственной целевой программы развития украинского села на период до 2015 г. Большая же часть поднятых, а также не упомянутых через ограниченный объем статьи проблем развития, на наш взгляд, может стать предметом широкого общественного обсуждения с тем, чтобы по его результатам сформировать в обществе стратегическое видение путей будущего инновационного развития отрасли в интересах как общества в целом, так и в особенности сельского населения.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ МИРОВОГО КРИЗИСА 2007-2009 гг. И ЕГО ВЛИЯНИЯ НА

РОССИЙСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

С.Б. Огнивцев, д.э.н., проф., гл. науч. сотр. Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова

В начале кризиса подавляющее большинство экономистов и аналитиков считали, что мировую экономику ожидает неминуемый и страшный конец. "наша планета будет отброшена во всемирное «темное средневековье», в нисходящую спираль к условиям жизни субэкваториальной Африки, с сокращением численности населения планеты до миллиарда человек и ниже... Нас ожидает полный распад глобальной валютно-финансовой системы и коллапс стоимости большинства из ведущих национальных валют за возможным исключением китайской и ряда других валют." Ларуш, Хазин, Демура. В

сентябре 2008 г., то есть в начале острой фазы кризиса, когда большинство экономистов и аналитиков предрекали полный крах мировой финансовой системы, мною были написаны две большие статьи [1], в которых прогнозировалось, «что дело, как всегда в послевоенный период, кончится относительно неглубокой рецессией и в перспективе ускорением инфляции».

1. Неустойчивость мировой финансовой системы и неизбежность кризисов.

В последние несколько десятилетий в явной форме сбылось предвидение К. Маркса - производ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.