Научная статья на тему 'Роль и место преподавателя иностранного языка вуза в подготовке компетентного специалиста'

Роль и место преподавателя иностранного языка вуза в подготовке компетентного специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ И КАРЬЕРНЫЙ РОСТ / КОМПЕТЕНТНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валиева Э.Н.

Статья посвящена раскрытию возможности подготовки компетентного специалиста при условии профессиональной компетентности самого преподавателя. Предлагаются профессиональные качества преподавателя, требования к нему для подготовки компетентного специалиста, а также мотивационная и содержательная основы данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль и место преподавателя иностранного языка вуза в подготовке компетентного специалиста»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

УДК 378.12.147

Э.Н.Валиева,

студент филиала ФГБОУ ВПО УГНТУ в г. Стерлитамак, Республика Башкортостан

РОЛЬ И МЕСТО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ВУЗА В ПОДГОТОВКЕ

КОМПЕТЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА

Аннотация

Статья посвящена раскрытию возможности подготовки компетентного специалиста при условии профессиональной компетентности самого преподавателя. Предлагаются профессиональные качества преподавателя, требования к нему для подготовки компетентного специалиста, а также мотивационная и содержательная основы данного процесса.

Ключевые слова

профессиональная подготовленность преподавателя, мотивация, профессиональный и карьерный рост,

компетентный специалист.

Одним из педагогических условий, необходимых для достижения эффективности иноязычной подготовки студентов вуза, является профессиональная подготовленность преподавателя. Основными аспектами его педагогической деятельности в вузе, как известно, являются мотивирование, организация и контроль. В условиях сегодняшнего дня по степени важности первоочередным аспектом для рассмотрения, по нашему мнению, является мотивирование, без которого невозможно максимально эффективно решать другие аспекты деятельности преподавателя. Суть мотивационной функции иностранного языка заключается в том, чтобы «изучение этого предмета повысило бы у студентов мотивацию к получению профессии, стремление к повышению своего профессионального статуса, к более углублённому изучению иностранного языка для карьерного роста» [2, с. 45].

В общей структуре мотивации в процессе учебной деятельности можно выделить два вида мотивов, тесно связанных между собой. К первому виду мы относим социальные мотивы, обусловленные отношением студента к личностному, профессиональному и карьерному росту как внутренней позицией студента. Второй вид формируют мотивы, связанные с содержательной и организационной стороной процесса обучения, т.е. познавательные и коммуникативные мотивы учебной деятельности. Задача преподавателя состоит в учёте индивидуальных, личностно значимых мотивов, а также в поддержании и развитии познавательного и коммуникативного мотивов, определяющих стремление студента к получению знаний и последующему обмену ими с партнёрами по общению, стимулирующих их желание профессионального и карьерного роста [3, с. 64].

Следовательно, понимание сути потребности в изучении иностранного языка обоими субъектами учебного процесса принципиально важно для успешной его организации. Для преподавателя важно хорошо ориентироваться в особенностях будущей профессиональной деятельности обучаемых, поскольку именно её содержание должно, на наш взгляд, определять способы обучения на занятиях по иностранному языку. В этом ему должны помочь такие качества, как коммуникабельность (с коллегами-преподавателями специальных дисциплин), коллегиальность, умение устанавливать тесный контакт с профилирующими кафедрами. Частичное освоение соответствующей специальности для грамотной организации учебного процесса, создание коммуникативных ситуаций с привлечением специальных знаний и написание специализированных учебных пособий на основе имеющихся теоретических знаний требуют от преподавателя трудолюбия, творческого начала, энтузиазма.

Итак, мотивационную и содержательную основу подготовки компетентного специалиста закладывают варьирование лексического и текстового материала, формирование чувства ответственности, помощь в осознании престижности деятельности и перспектив профессионального и карьерного роста, обучение навыкам взаимодействия с иностранными источниками и специалистами, делового письма и т.д. [4, с. 113].

64

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

В подготовке будущего специалиста для преподавателя вуза, особенно преподавателя иностранного языка, большую роль играет информационная культура человека, умение ориентироваться в современных средствах коммуникации, пользоваться информационными ресурсами для саморазвития и самосовершенствования [1], поэтому в век информатизации, глобализации и межкультурной интеграции системы образования современные информационные технологии, заменяя классно-урочную систему средствами Интернет, усиливают воспитывающее и обучающее воздействие преподавателя на студента, расширяют возможности для самообразования, совершенствования профессиональных качеств и самого преподавателя.

Необходимыми профессиональными качествами преподавателя иностранного языка являются знание языка, умение устанавливать контакт со студентами, способность создавать особую атмосферу сотрудничества на занятиях, высокая методическая квалификация, т.е. оперирование педагогическими и методическими технологиями, обладание разумной требовательностью и умением правильно проводить контроль усвоения.

Согласно мнению российских и зарубежных экспертов в области высшего образования, общими требованиями к преподавателю вуза, а, следовательно, и преподавателю иностранного языка являются:

- педагогическая грамотность, включающая знание основ педагогики и психологии, медикобиологических аспектов интеллектуальной деятельности, владение современными формами, методами, средствами и технологиями обучения;

- высокий профессионализм, предусматривающий глубокие знания и широкую эрудицию в научнопредметной области, нестандартное мышление, владение инновационной тактикой и стратегией, методами решения творческих задач;

- высокий уровень профессиональной и общей культуры, включающей мировоззрение, устойчивую систему ценностей в общечеловеческом и узкопрофессиональном понимании;

- наличие положительных личностных качеств;

- профессиональная компетентность во всех областях деятельности, в том числе и в области основной специальности обучаемых.

В связи с высокой конкуренцией, существующей на рынке труда, задачей вуза, следовательно, и преподавателя иностранного языка становится воспитание компетентного специалиста, являющегося высокопрофессиональной конкурентоспособной личностью. При этом важно знать, что «компетенция, являясь интегральной характеристикой, состоит из совокупности трех основных компонентов: качеств и свойств личности, совокупности знаний, умений и навыков, приобретенных в течение всей жизни, и опыта их практического применения» [5, с. 235].

Таким образом, для подготовки компетентного специалиста преподавателю иностранного языка в вузе необходимо самому быть компетентным как в личностном, так и в профессиональном плане.

Список использованной литературы

1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. М.: Аcadema, 2005. 189с.

2. Макаев Х.Ф. Профилирование иноязычной подготовки студентов как фактор повышения мотивации к профессиональному и карьерному росту: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01/Х.Ф. Макаев. - Ижевск. - 2005. -297 с.

3. Макаев Х.Ф. Профилирование иноязычной подготовки студентов как фактор повышения мотивации к профессиональному и карьерному росту: Монография. - Уфа: Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2007. - 114 с.

4. Макаев Х.Ф. Роль иностранного языка в подготовке специалиста для химической промышленности в техническом вузе // Башкирский химический журнал. Уфа: «Реактив». Том 13. № 3, 2006. С .112-113.

5. Н.А. Трубицына. Использование педагогической технологии оценки качества подготовки студентов -будущих преподавателей иностранного языка в управлении самостоятельной деятельностью обучающихся // Самостоятельная работа студентов: модели, опыт, технологии / Под ред. к.п.н., доц. М.Г. Савельевой. Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2009. 256с.

© Валиева Э.Н., 2015

65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.