Научная статья на тему 'Роль и место православных миссионерских школ в образовательной системе Казахстана (xix – начало XX В. )'

Роль и место православных миссионерских школ в образовательной системе Казахстана (xix – начало XX В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
429
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИССИОНЕРСТВО / ШКОЛА / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВОСЛАВИЕ / ИСЛАМ / РОССИЯ / КАЗАХСТАН / ИМПЕРИЯ / MISSIONARY / SCHOOL / EDUCATION / ORTHODOXY / MUSLIM / KAZAKHSTAN / RUSSIA / EMPIRE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лысенко Юлия Александровна, Стурова Мария Викторовна

Реконструируется процесс миссионерского школьного строительства в Казахстане, развернувшийся на рубеже XIX–XX вв. в результате деятельности в регионе православных Киргизских миссий. Определяются его принципы и особенности, цели и задачи. Кроме того, выявляются и анализируются факторы, оказавшие существенное влияние на исследуемый процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Лысенко Юлия Александровна, Стурова Мария Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role and the Place of the Missionary Schools in the Educational System of Kazakhstan (the Second Half of the XIXth – the Beginning of the XX th Centuries)

The article reconstructs process of missionary school construction in Kazakhstan at the XIX th – the beginning of the XX th centuries as a result of the activity of the Kirghiz Orthodox missionaries. The research determines its aims, principles and peculiarities. Moreover, the study reveals factors which had influence on studied process.

Текст научной работы на тему «Роль и место православных миссионерских школ в образовательной системе Казахстана (xix – начало XX В. )»

Роль и место православных миссионерских школ в образовательной системе... ББК 63.3(2)531

Ю.А. Лысенко, М.В. Стурова

Роль и место православных миссионерских школ в образовательной системе Казахстана (XIX - начало XX в.)*

Yu. A. Lysenko, M. V. Sturova

The Role and the Place of the Missionary Schools in the Educational System of Kazakhstan (the Second Half of the XIXth - the Beginning of the XXth Centuries)

Реконструируется процесс миссионерского школьного строительства в Казахстане, развернувшийся на рубеже ХІХ-ХХ вв. в результате деятельности в регионе православных Киргизских миссий. Определяются его принципы и особенности, цели и задачи. Кроме того, выявляются и анализируются факторы, оказавшие существенное влияние на исследуемый процесс. Ключевые слова: миссионерство, школа, образование, православие, ислам, Россия, Казахстан, империя.

The article reconstructs process of missionary school construction in Kazakhstan at the XIXth - the beginning of the XXth centuries as a result of the activity of the Kirghiz Orthodox missionaries. The research determines its aims, principles and peculiarities. Moreover, the study reveals factors which had influence on studied process.

Key words: missionary, school, education, orthodoxy, Muslim, Kazakhstan, Russia, empire.

Завершившийся в 60-е гг. XIX в. процесс присоединения территорий Казахстана к России сопровождался серией реформ, направленных на политическую, социокультурную и экономическую интеграцию региона в общеимперское пространство. Важное значение в политике комплексного инкорпорирования государственной властью отводилось религиозной составляющей. На фоне охранительной политики государства в отношении православия и поэтапного сокращения сферы влияния ислама в имперских масштабах во вновь присоединенном регионе главным содержанием стала дезинтеграция казахского мусульманского движения, вычленение его из общероссийского и распространение христианства среди казахов-кочевников.

Для успешной реализации поставленных задач на территории Степного генерал-губернаторства** в 80-90-е гг. XIX в. была организована работа двух православных Киргизских миссий, административно подчинявшихся оренбургским и омским епархиальным властям. Наряду с религиозной пропагандой среди местного населения важным направлением их

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ проект 12-11-22005 «Стратегии и практики этнокультурного взаимодействия народов Алтая (XIX - начало XX в.)».

** Степное генерал-губернаторство (Степной край) -

административно-территориальная единица, образованная в 1881 г. на территории Казахстана в ходе реализации административных реформ, в состав которой были включены Семипалатинская, Акмолинская, Тургайская, Уральская и Семиреченская области.

деятельности стало создание в регионе сети миссионерских школ.

В процессе миссионерского школьного строительства сотрудники Киргизских миссий уделяли большое внимание трем важным обстоятельствам. Во-первых, учитывалось отсутствие у казахского населения мотивации к обучению и возможности вносить за него оплату. В связи с этим содержание миссионерских школ возлагалось на Православное миссионерское общество и его епархиальные комитеты, Синод и в некоторых случаях - на Оренбургское

у~* «— ЧУ ***

или Сибирское казачьи войска***.

Во-вторых, в силу своеобразия системы жизнеобеспечения казахов, характеризующейся господством кочевого способа ведения хозяйства и, как следствие,

*** Например, в Центральном, Большенарымском, Бу-коньском и Атбасарском станах Киргизской миссии Омской епархии миссионерские школы содержались на средства миссии, поступаемые из Синода, а остальные - на средства Сибирского казачьего войска. В Оренбургской епархии миссионерские школы содержались за счет епархиального комитета Православного миссионерского общества. Например, в 1893 г. он на свои средства содержал четыре миссионерские школы: в деревне Кривле-Илюшинской и Ново-Алексеевской Оренбургского уезда, в п. Бердяш Орского уезда и в п. Требиатском Верхнеуральского уезда. В этом же году комитет оплачивал обучение четырем выпускникам миссионерских школ: один из стипендиатов обучался в Симбирской чувашской учительской школе, двое других на миссионерских курсах при Казанской духовной академии и один в Оренбургской духовной семинарии.

мобильностью населения степи, возникла идея организации интернатов при миссионерских школах Киргизских миссий. Обучающиеся в них дети казахов поступали на полное государственное обеспечение и проживали здесь в течение всего учебного года.

В-третьих, в условиях полиэтничности населения Казахстана, сформировавшейся в результате миграционного движения в регион русских крестьян из центральных губерний империи, ставка была сделана на совместное обучение представителей русского и казахского этносов, населяющих регион. Данное обстоятельство должно было во многом облегчить задачу аккультурации казахского населения и освоения им русского языка и культуры.

Несмотря на наличие общих основополагающих принципов организации миссионерских школ, конкретная практика Киргизских миссий Степного края в этом направлении характеризовалась некоторыми особенностями. В частности, основным содержанием деятельности служащих Киргизской миссии Омской епархии провозглашалось проведение религиозной пропаганды исключительно среди казахского населения с целью ограничения влияния и распространения ислама на его духовно-нравственную жизнь. К примеру, в миссионерские школы принимались дети крещеных казахов, а для подготовки кадров миссии и приобщения к миссионерскому делу местное православное население в школах получили возможность обучаться дети русских крестьян-переселенцев, казаков Сибирского казачьего войска.

Анализ отчетов о деятельности служащих Киргизской миссии показывает, что миссионерские школы были открыты во всех десяти миссионерских станах. С 1907 г., в период кризиса, связанного с событиями Первой русской революции в России и сокращением количества станов миссии, продолжался рост числа миссионерских школ в пределах данной епархии: к 1913 г. на средства миссии содержалось 18 школ. Так, по данным отчетов о деятельности Киргизской миссии Омской епархии за 1897-1913 гг., неизменно происходил рост контингента учащихся миссионерских школ: к 1913 г. в них обучалось 675 чел., в этническом плане преобладали русские - 612, 63 учащихся казахов.

Школьное строительство Киргизской миссии Оренбургской епархии отличалось тенденциями иного плана. Они определялись своеобразием этнокон-фессиональной ситуации в Западном Казахстане, характеризующейся проживанием в регионе не только русского и казахского этносов, но и многочисленных народов Поволжья и Южного Зауралья - чувашей, мордвы, башкир, калмыков, татар. В результате пропагандистская деятельность православной миссии распространялась на все население региона, прием для обучения в миссионерские школы, созданные в казахской степи, не предполагал исключений по эт-ноконфессиональному признаку. Показателен в этом

плане состав учащихся Актюбинской миссионерской школы Оренбургской епархии в 1911 г. Из 71 ученика 54 являлись православными, один принадлежал к молоканской секте, 16 были мусульманами. В Чи-ликтинской школе-интернате, располагавшейся в Уральской области, в 1901 г. воспитывалось 26 русских мальчиков, 2 - из мордвы, 2 - чувашей и 12 казахов [1, л. 15об.].

Второй немаловажной особенностью миссионерского школьного строительства на территории Уральской и Тургайской областей стала организация работы не только миссионерских школ в станах Киргизской миссии, но и школ грамоты в отдаленных хуторах и аулах со смешанным русско-казахским населением. Причиной явились многочисленные случаи религиозной и культурной ассимиляции русских крестьян-переселенцев казахами, фиксировавшиеся как светскими, так и духовными властями региона. Вследствие этого Оренбургский епархиальный комитет Православного миссионерского общества, курировавший миссионерскую деятельность епархии, считал необходимым проведение религиозно-пропагандистской работы среди русского населения края. В итоге по инициативе епархиального комитета и на его средства, например, в 1898 г. содержалось три миссионерские школы в станах Киргизской миссии и 16 школ для русских поселенцев, 13 из которых находились в Кустанайском уезде и 3 - в Актюбинском. В них обучалось около 400 учеников: 22 казахских мальчика, 30 - из мордвы, остальные - русские дети. В начале ХХ в. комитет организовал работу еще трех аульных школ грамоты: Убаганской, Жанкомышской, Кушербаевской, в которых обучалось 24 мальчика-казаха и 12 девочек-казашек [2, л. 3об.-4].

Стремление оренбургских епархиальных властей охватить церковным школьным обучением как можно больший процент детей русских крестьян-переселен-цев, проживающих в отдаленных от сел хуторах или заимках, привело к тому, что они стали приниматься на воспитание в интернаты, создаваемые при миссионерских школах для казахских детей. Такая ситуация имела место в интернатах миссионерских школ Александровского, Макарьевского, Актюбинского станов Тургайской области, в которых проживало 30 детей «русских поселенцев области, живущих в аулах» (цит. по: [2, л. 4]).

Программа обучения в миссионерских школах Киргизских миссий Степного края выстраивалась в соответствии с программами одно-, двух- или трехклассных церковно-приходских школ, разработанными профессором Казанской духовной академии И.Н. Ильминским. В рамках задач русификации многочисленных народов Азиатской России центральное место в новой образовательной модели отводилось распространению христианства на родном языке «инородцев», в том числе через систему миссионер-

ских школ. Совместное обучение «инородцев» с русскими должно было способствовать межкультурной коммуникации и распространению русского языка и культуры.

Наиболее последовательно и успешно эту задачу реализовывала Киргизская миссия Омской епархии. Целью преподавания в ее школах становилось закрепление в православной вере учащихся-казахов и формирование кадров миссии из местной этнической среды. Например, выпускники миссионерской школы Центрального стана новокрещенные казахи Владимир Петров и Василий Сергеев были направлены для продолжения образования в Казанскую инородческую семинарию. Функции переводчика при Центральном стане миссии исполнял выпускник миссионерской школы новокрещенный казах Петр Никандрович Отчагаров, закончивший Бийское катехизаторское училище****. Обязанности переводчика и диакона Шульбинского стана на рубеже XIX-XX вв. выполнял новокрещенный казах Василий Багайнаков. В шести из девяти станов Киргизской миссии в 1900 г. переводчиками работали новокрещенные казахи.

В начале XX в. возникла идея создания в одном из административных центров Киргизской миссии Омской епархии миссионерского училища, в котором бы осуществлялась подготовка профессиональных кадров для работы среди казахского этноса. Находящееся в подчинении Алтайской духовной миссии Бийское катехизаторское училище, по мнению сотрудников Омской епархии, «...не может вполне быть пригодно», так как «.в нем не изучается киргизского языка, не дается сведений о мусульманстве, не преподается и полемика против него». Однако, как свидетельствуют архивные данные, эта идея так и не была реализована [3, с. 21-22].

Посетивший миссионерскую школу п. Преображенского Киргизской миссии Омской епархии в 1897 г. семипалатинский краевед Н.Я. Коншин так описывал процесс обучения: «Мальчики и девочки обучаются в устроенной в поселке трехклассной школе. Преподаются Закон Божий, арифметика, русский и киргизский языки, причем в первом, и отчасти, во втором классе преподавание происходит на киргизском языке, в 3-м - на русском. Киргизские книги употребляются исключительно с русским алфавитом и без всякой, по возможности, примеси татарских и арабских слов. Учитель в школе - крещеный татарин, окончивший курс в Казанской миссионерской школе Братства святого Гурия. Из школьников составлен хор, который в церковные праздники поет на русском и киргизском языках» (цит. по: [4, с. 12-13; 5, с. 5-7]).

В миссионерских школах Оренбургской епархии, напротив, не ставилось конкретной задачи обращения

**** Бийское катехизаторское училище располагалось в Бийске Алтайского горного округа и подчинялось Алтайского духовной миссии Томской епархии.

учащихся в православие и подготовки из них кадров миссии. Миссионеры считали, что «душевный и духовный перелом происходит в человеке не сразу <.> нельзя ожидать результатов своих трудов в самом непосредственном, непродолжительном времени. <.> Когда в степных школах будет воспитано целое поколение, тогда Миссия сразу пожмет обильную жатву» (цит. по: [6, л. 270об.-271об.]).

Показателен в этой связи следующий факт: с 1906 г. обязанности помощника учителя в интернате Мака-рьевского стана исполнял Таймухаммед Шельдыбаев, окончивший Александровскую миссионерскую школу, но продолжающий оставаться мусульманином. Кроме того, на уроках Закона Божия присутствие казахских детей было необязательным, в некоторых из интернатов для учащихся-мусульман как альтернатива преподавались основы ислама.

Учительский состав обеих миссий стремился разнообразить процесс обучения в миссионерских школах. Постоянно расширялась школьная программа, наряду с церковными предметами в некоторых из миссионерских школ преподавались «элементарные сведения по русской истории, географии, естествознанию» [1, л. 14]. Огромное внимание сотрудниками миссионерских школ уделялось созданию библиотечных фондов, в которых числилась литература для внеклассного чтения религиозного и светского содержания, а также произведения русских писателей, учебно-методические пособия для учителей и т.д.

Важной воспитательной задачей миссионерского образования в Степном крае являлась подготовка учащихся «к взрослой жизни». Так, в 1901 г. в школе Центрального стана Киргизской миссии Омской епархии - Заречной слободе в порядке эксперимента была открыта столярная мастерская, в которой воспитанники приюта учились столярному мастерству, чтобы, окончив школы, они имели «. в запасе полезные познания, хоть в каких-либо ремеслах». На этих занятиях учащиеся изготавливали «табуреты для своей комнаты, рамки для картин <.> для этого назначено определенное время, установлены очереди, чтобы мастеру было легче следить и делать указания» (цит. по: [7, с. 10]).

Многие из миссионерских школ Степного края наряду с образовательными и воспитательными выполняли просветительские функции. В октябре 1902 г. в Макарьевской миссионерской школе Оренбургской епархии были открыты вечерние классы для взрослых, на которые приглашались в первую очередь новокрещенные казахи. Предметным содержанием ежедневных занятий, длившихся в среднем 1,5-2 часа, были молитвы, церковное песнопение, более того, слушатели занимались чтением «. доступных для понимания статей религиозного и нравственного содержания, чтением статей полемического характера из миссионерских противомусульманских сборников»

(цит. по: [8, л. 6]). На занятиях преподавались также начальные основы медицинских знаний, проводились беседы о профилактике различных инфекционных заболеваний. Учителя курсов старались по возможности разнообразить занятия и привлекали «современные технологии». Так, ими в 1911 г. был приобретен «волшебный фонарь и недорогой граммофон с пьесами» для популяризации занятий [1, л. 12об.].

Учителя миссионерских школ и епархиальные духовные власти отмечали в целом лояльное отношение местного казахского населения к фактам открытия и функционирования миссионерских школ. В Александровском стане Тургайской области Оренбургской епархии, по мнению миссионера Ф. Альментьева, «киргизы в значительном количестве, хотя и не принимают христианства, зато в большинстве хорошо сознают пользу обучения русской грамоте...» (цит. по: [9, с. 304]). В районе Макарьевского стана население близлежащих аулов относилось к миссионерской школе «. сочувственно, и некрещеные киргизы начинают проявлять интерес к святой истории на киргизском языке». Как отмечал председатель Оренбургского епархиального комитета Православного миссионерского общества епископ Оренбургский в начале ХХ в., «дети инородцев посылаются родителями в эти школы весьма охотно» (цит. по: [10, л. 173]).

Таким образом, миссионерское школьное строительство являлось одним из важнейших направлений деятельности Киргизских миссий Степного края. Оно было призвано сыграть позитивную роль в пропаганде русского языка, культуры и православия среди казахского населения региона. Несмотря на некоторые различия в методике обучения и принципах организации деятельности миссионерских школ Омской и Оренбургской епархий, в целом они смоги привлечь в миссионерско-школьную образовательную систему определенное количество как православных жителей региона, так и казахское население.

В то же время, по мнению местных епархиальных властей, процесс миссионерского школьного строительства в Степном крае осуществлялся крайне медленными темпами. Данная ситуация, на наш взгляд, объяснялась рядом обстоятельств.

Во-первых, следует иметь в виду, что организация Русской православной церковью миссионерской деятельности и школьного строительства в казахской степи явилась следствием завершения присоединения Казахстана к Российской империи во второй половине XIX в. В результате последовавшей политикоправовой и социально-экономической модернизации в казахском обществе обозначились процессы трансформации традиционных потестарно-родственных и формирования новых социальных отношений, сопровождающиеся консолидацией казахского этноса.

Как известно, в ходе этнических консолидаций активно формируется этническое самосознание

и представление о собственной монолитности и обособленности, что способствует четкому противопоставлению «себя» соседним, подчас родственным этносам. Огромную роль в рамках этих тенденций играет религиозная составляющая. В некоторых районах, например, юга Западной Сибири, процесс распространения православия сыграл положительную роль и выступал дополнительным фактором этнической консолидации некоторых групп населения [11, с. 89-104]. В Казахстане имели место обратные процессы - конфессиональный фактор воплощал эт-норазделительную функцию и укреплял собственную этничность казахского народа. Ислам осознавался казахским населением как этнический компонент, признак, отличающий его от русских крестьян-пере-селенцев, что значительно препятствовало процессу аккультурации и ассимиляции.

Во-вторых, деятельность Киргизских миссий в Степном крае разворачивалась также на общем фоне консолидации мусульман Российской империи, что выразилось в реформировании и модернизации системы образования и жизни мусульманского общества, создании массовых религиозных организаций, проведении общероссийских съездов мусульман и т.д. Казахское общество, относящее себя к исламскому миру, не могло оставаться в стороне от этих процессов, связывало свое будущее с этим миром, активно выступая против наступления империи на духовную сферу жизнедеятельности тюркско-мусульманского сообщества, политики «русификации» [12, с. 63-78]. Поэтому общей тенденцией среди казахов было желание не отдавать детей в миссионерские школы из-за опасения, «что там непременно будут склонять их в православие» (цит. по: [13, с. 40]).

Созданная в Степном крае к середине XIX в. исламская образовательная система имела специфические особенности. В условиях кочевого образа жизни казахского населения широкое распространение здесь получили лишь начальные школы - мектебы. При этом стационарными они были в городах или крупных населенных пунктах, в аулах, как правило, работали передвижные школы, располагавшиеся в юртах [14, с. 114-119]. Например, в 1886 г. в Семиреченской области Степного края среди оседлого мусульманского населения функционировало 144 мектеба с общим количеством учащихся 4552. В Верном и Копале насчитывалось пять таких школ. У казахов-кочевников области под руководством переходящих из волости в волость мулл, преимущественно из татар, обучалось 4670 чел. В Семипалатинской области в 1886 г. при мечетях функционировало 15 мектебов: 13 - в городах области и 2 - в татарских деревнях, с общим количеством учащихся 798 чел. [15, л. 142]. По сведениям Б.М. Расулова, в 1908 г. на территории Туркестанского генерал-губернаторства было 268 медресе, из них 44 -в Сырдарьинской, 10 - Семиреченской области, на-

селенных преимущественно казахским кочевым населением [16, с. 15].

В-третьих, в условиях реализации интеграционных устремлений имперской власти мусульманское образование в Степном крае могло выступить дестабилизирующим фактором. Поэтому с середины XIX в. в регионе началось создание светской образовательной модели. С одной стороны, она мыслилась как альтернатива исламской: именно поэтому чиновники местных администраций оценивали ее крайне отрицательно, подчеркивая антигуманный характер. Например, военный губернатор Семипалатинской области указывал на отсутствие в ней четкой программы, «устава», «определенных источников дохода и годового бюджета», а также низкий уровень подготовки учителей - мулл и крайне ограниченный характер образовательной и развивающей частей. «Об умственном развитии ребенка и снабжении его первыми элементарными сведениями, - писал военный губернатор, - магометанская школа не имеет понятия. Поэтому человек, даже долго посещавший ее, в сущности, столь же невежествен, как и неграмотный. Ввиду неразрывной связи народного образования с мусульманской религией, науки ограничены одним схоластическим отделом, и эта узкая односторонность не способна дать народу ни одного образованного человека, - никого, кроме религиозных казуистов» [15, л. 136].

Кроме того, светская образовательная система в условиях ускорения социально-экономического развития Степного края на рубеже XIX-ХХ вв. была призвана интегрировать население региона, обеспечить потребность в образованных и профессиональных, в том числе управленческих кадрах региона из местной этнической среды.

В итоге, при создании системы светского школьного образования в Степном крае главная ставка была сделана на сочетание элементов российской начальной и туземной школ и создание нового типа инородческой школы, в которой «не были бы игнорированы установившиеся взгляды местного мусульманского населения на задачи образования, и ввести в ней в курс обучения родную грамоту в той транскрипции, какая

издавна была принята здесь, и основы мусульманского вероучения. Необходимо было создать такую школу, в которой дети инородцев научались бы русскому государственному языку и при посредстве его получали бы начала общекультурного образования, в то же время изучали бы родную грамоту и основы мусульманского вероучения в том виде, в каком ведется преподавание этих предметов в местных мусульманских школах» (цит. по: [17, с. 95]).

По мнению правительственных кругов, для открытия русско-туземных школ в Степном крае имелись благоприятные условия: обеспеченность педагогическими кадрами, чиновниками для инспекций, материальная база. К субъективным причинам необходимости открытия таких школ чиновники относили «иноплеменность большинства населения Степных областей», вследствие чего, «хотя сравнительно нечасто, киргизы отдают своих детей в русские школы, но с передачей таковых в ведение духовенства можно с уверенностью предсказать, что подобное весьма желательное совместное обучение может совсем прекратиться» (цит. по: [18, с. 257]).

В этой связи церковно-приходское и, в том числе, миссионерское школьное образование оказывалось вне того формата, который был определяющим в стратегии развития системы школьного образования в Степном крае во второй половине XIX - начале XX в. Такой тип школ предлагалось создавать исключительно для православного населения края - казачества и крестьян-переселенцев.

Таким образом, рост влияния ислама среди казахского населения, процессы его этнической консолидации, сопровождавшиеся формированием негативного восприятия тенденций в сфере национальной политики России, государственная политика в области образования, направленная на создание системы светского образования, объективно препятствовали развертыванию миссионерского школьного строительства в Казахстане. Потенциал таких школ в целях распространения русского языка и православных идей среди казахского населения региона, возможности их социокультурных интеграционных процессов не были использованы в полном объеме.

Библиографический список

1. Государственный архив Оренбургской области (ГАОрО). - Ф. 175. - Оп. 1. - Д. 153а.

2. ГАОрО. - Ф. 175. - Оп. 1. - Д. 11а.

3. Отчет о состоянии Киргизской миссии за 1902 г. // Омские епархиальные ведомости (ОЕВ). - 1903. -№10. - 15 мая.

4. Яковлев Н. (Н.Я. Коншин). По Усть-Каменогорскому уезду. Путевые заметки // Семипалатинские областные ведомости. - 1898. - №45-46.

5. Яковлев Н. (Н.Я. Коншин). По Усть-Каменогорскому уезду. Путевые заметки // Семипалатинские областные ведомости. - 1899. - №4.

6. ГАОрО. - Ф. 175. - Оп. 1. - Д. 183а.

7. Отчет Киргизской миссии за 1901 г. // ОЕВ. - 1902. -№11-12. - 1-15 июня.

8. ГАОрО. - Ф. 175. - Оп. 1. - Д. 26а.

9. Оренбургские епархиальные ведомости. - 1907. -№ 44. - 1 ноября.

10. ГАОрО. - Ф. 175. - Оп. 1. - Д. 5.

11. Шерстова Л.И. Религия и этнос: проблема взаимодействия (на сибирских материалах XVII - начала XX вв.) // Исторические и философские исследования в Сибири : труды научной конференции, посвященной 50-летию кафедр истории и регионоведения и философии Томского политехнического университета (28 сентября 2007 г). - Томск, 2007.

12. Исхаков С.М. Первая российская революция и мусульманское движение // Отечественная история. -2003. - №5.

13. Записки миссионера Татарского стана Киргизской миссии за 1909 г. // ОЕВ. - 1910. - № 9. - 1 мая.

14. Буктугутова Р.С. О развитии просвещения в Степном крае в начале ХХ в. (некоторые аспекты) // Отан тарихы. -

2007. - №1.

15. Центральный государственный архив Республики Казахстан. - Ф. 64. - Оп. 1. - Д. 290.

16. Расулов Б.М. Из истории мусульманских мектебов и медресе в Узбекистане (конец XIX - 20-е гг. ХХ вв.) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Андижан, 1996.

17. Садвокасова З.Т. Русификаторская политика царизма в области образования нерусских народов // Отан тарихы. -

2008. - №1.

18. Перминов А.В. Организация обучения казахов на родном языке в XIX - начале XX веков: исторический опыт // Актуальные проблемы этнической, культурной и религиозной толерантности коренных народов Русского и Монгольского Алтая : материалы междунар. науч. конф. (23-24 ноября 2006 г.). - Горно-Алтайск, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.