Научная статья на тему 'Роль и место пожилых людей в трудовой структуре современного общества'

Роль и место пожилых людей в трудовой структуре современного общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1311
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ / ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА / ТРУДОВАЯ СТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Явбатырова Бурлият Гусейновна, Кадилаева Руслана Шихалиевна

В статье рассматривается роль и место пожилых людей в трудовой структуре современного общества. Автор статьи раскрывает реальную картину положения людей пожилого возраста, проблемы их трудоустройства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Явбатырова Бурлият Гусейновна, Кадилаева Руслана Шихалиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль и место пожилых людей в трудовой структуре современного общества»

124

• ••

Известия ДГПУ, №3, 2013

121 с. 4. Шуайбова М.О. Проблемы формирования здорового образа жизни студентов высших учебных заведений // Известия Южного федерального университета №11. Ростов-на-Дону, 2009. С. 173-179. 5. Шуайбова М. О. Педагогические условия формирования здорового образа жизни

студенческой молодежи: Автореферат дисс. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2011. С. 22. 6. Шуайбова М. О. Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи в условиях реформы высшего профессионального образования // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2012. №4 (21).

Notes

1. Innovative technologies for health-preserving human development. Educational-methodical textbook, ed. by V.I. Zhukov, academician of RAS. 2nd Edition,. additional and rev. M. : Gnom I D., 2008. 296 p. 2.Petlenko V.P. Human Valeology: Health-Love-Beauty. Physical and mental health. Spb. : PETROC, Minsk; ORACUL, 1996. Vol. 3. 3. Smirnov N.K. Health-saving educational technologies at modern school. M. : APK and PRO, 2002. 121 p. 4. Shuaybova M.O. Problems of developing the healthy way of life among university students // Proceedings of South Federal University № 11. Rostov-on-Don, 2009. P.173-179. 5. Shuaybova M.O. Pedagogical conditions for developing the students' healthy way of life: Abstract of diss...^and. Pedagogy. Makhachkala, 2011. P. 22. 6. Shuaybova M.O. Developing the healthy way of life of the students in the conditions of the reform of the higher professional education // Proceedings of Dagestan State Pedagogical University. Psychological and Pedagogical Science. 2012. № 4 (21).

Primechaniya

1. Innovacionnye tehnologii zdorov'esohranjajushhego razvitija cheloveka. Uchebno-metodicheskoe posobie pod obshhej redakciej akademika RAN V.I. Zhukova. 2-e izd. dop. i pererab. M. : Izd. «Gnom i D», 2008. 296 s. 2. Petlenko V. P. Valeologija cheloveka: Zdorov'e - Ljubov' - Krasota. Fizicheskoe i psihicheskoe zdorov'e. Sankt-Peterburg: PETROC; Minsk: ORAKUL, 1996. T. 3. 3. Smirnov, N.K. Zdorov'esberegajushhie obrazovatel'nye tehnologii v sovremennoj shkole. M. : APK i PRO, 2002. 121 s. 4. Shuajbova M.O. Problemy formirovanija zdorovogo obraza zhizni studentov vysshih uchebnyh zavedenij // Izvestija Juzhnogo federal'nogo universiteta №11. Rostov-na-Donu, 2009. S. 173-179.

5. Shuajbova M. O. Pedagogicheskie uslovija formirovanija zdorovogo obraza zhizni studencheskoj molodezhi: Avtoreferat diss. ... kand. ped. nauk. Mahachkala, 2011. S. 22. 6. Shuajbova M. O. Formirovanie zdorovogo obraza zhizni studencheskoj molodezhi v uslovijah reformy vysshego profes-sional'nogo obrazovanija // Izvestija Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2012. №4 (21).

Статья поступила в редакцию 01.11.2013 г.

УДК 37

РОЛЬ И МЕСТО ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В ТРУДОВОЙ

СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

© 2013 Явбатырова Б.Г., Кадилаева Р.Ш.

_______Дагестанский государственный педагогический университет

В статье рассматривается роль и место пожилых людей в трудовой структуре современного общества. Автор статьи раскрывает реальную картину положения людей пожилого возраста, проблемы их трудоустройства.

The article deals with role and place of old people in the labour structure of modern society. The author of the article reveals the real picture of the situation of old people, their problems of employment.

Ключевые слова: пожилые люди, проблемы трудоустройства, трудовая структура.

Психолого-педагогические науки

• ••

125

Key words: old people, employment problems, labour structure.

Демографическая ситуация в мире сегодня такова, что число пожилых людей в развитых странах постоянно возрастает. Ежемесячно 1 млн человек достигает возрастного порога в 60 лет. Увеличение численности и тем самым удельного веса пожилых и старых людей в возрастной структуре населения называется «демографическим

старением» или «старением населения».

Сегодня старение рассматривается как необратимый глобальный процесс, приводящий к изменению социальноэкономической структуры и культурного облика общества. За последние 40 лет произошло увеличение доли пожилых в 2,2 раза при росте численности всего населения в 1,25 раза. По прогнозам ООН к 2025 г. (при общей численности населения 8,2 млрд. человек) число лиц старше 60 лет достигнет 1,2 млрд. человек. То есть человечество стоит на пороге такой ситуации, когда свыше 1/3 населения планеты будут составлять люди пожилого возраста. Очевидно, что такое положение может повлиять на весь ход социального развития на десятки и даже сотни лет вперед [3].

Пожилые люди составляют в обществе почти четвертую часть населения, и то, что они отличаются своим социальным положением, отношениями и связями с социальными институтами, доходами, культурно-психологическими особенностями, устоявшимися

ценностями и взглядами на жизнь, а также некоторыми другими

специфическими признаками - пожилых людей можно рассматривать не только как социальную группу, но и как социальный слой. Необходимость и важность такого подхода для более полного понимания положения пожилых в обществе предлагал в свое время А. В. Дмитриев. Он считал, что пожилые люди должны рассматриваться не просто как возрастная группа, а как социальный слой, обусловленный исторически определенным характером общественных отношений [1].

Несомненно, что социальная структура претерпела существенные

изменения за прошедшее десятилетие. Эти изменения вызваны развитием рынка, дифференциацией собственности и связанных с этим гражданских отношений в хозяйственной сфере, смены социальных парадигм и ценностей. Появляются новые слои и группы, исчезают некоторые прежние. Как отмечают исследователи, процесс становления новых элементов

социальной структуры российского общества оказался более сложным и противоречивым, чем это

представлялось. Общая композиция социальной структуры еще не устоялась. Не определился достаточно ясно удельный вес и соотношение различных страт, социально-экономических

интересов, степень их совместимости, характер и механизмы взаимодействия.

Сегодня пожилых людей относят к малообеспеченным и неимущим слоям общества. Реальная картина такова: большинству пожилых людей живется очень нелегко, государственная пенсия позволяет едва сводить концы с концами, а перспективы продолжить работу, самореализоваться - крайне низкие. В семейной сфере теряются прежние социально-педагогические роли,

утрачивает былое значение

трансляционная, воспитательная

функции, в значительной степени обесценивается опыт и знания. Очень часто в СМИ пожилых показывают в свете беспомощности, ненужности, что в свою очередь формирует негативный стереотип пожилого человека в обществе и соответствующее к нему отношение.

Тем не менее, следует отметить, что пожилые люди неоднородны в своей группе и отличаются своим социальным положением, образованием, здоровьем, возможностью продолжать работать, фактическими доходами,

мировоззрением. В связи с этим стратификационный подход нам представляется наиболее удачным с точки зрения определения пожилых людей в социальной структуре общества, так как позволяет проследить всю совокупность их связей и взаимодействий

126

• ••

Известия ДГПУ, №3, 2013

с социальными институтами, его общностями, а также наиболее полно учитывать их особенности в социальноэкономическом, демографическом,

психофизиологическом и культурном аспекте.

Проблема занятости и незанятости пожилых людей широко разработана Е. Каммингом и В. Генри (Е. dimming, W. Henry, 1962 г.) [4, 5]. Особый интерес представляет работа В. Генри (1963 г.) о разобществлении (разобщении):

ослаблении социальных контактов общества с пожилыми людьми, когда идет утрата прежнего социального статуса, уменьшается объем

поступающей информации, которую обеспечивал этот статус и т.п. Одновременно разобщение происходит и в психологической среде: изменяются мотивации, интересы, сужается их круг, человек сосредотачивается при этом на своем внутреннем мире.

В целом, можно отметить, что структура трудовой деятельности как социальной потребности включает в себя цели, мотивы труда (внутренние стимулы, потребность, осознаваемая как нечто важное); стимулы труда, (внешние факторы, побуждающие к трудовой активности), ценности и ценностные ориентации (этические императивы); личностные элементы (знания, опыт, навыки); решения, действия и в рамках этого - способы самореализации человека.

Социально-педагогическое сопровождение является компонентом процесса, нацеленным на сопровождение социализации пожилых людях в условиях стационарного учреждения социального обслуживания, развитие потребности пожилых людей в активном долголетии. Деятельность по социально-

педагогическому сопровождению будет пониматься на каждом из уровней системы (административном,

управленческом, кадровом) как целенаправленная, планомерная работа, которая базируется на принципах синергетического и личностноориентированного подхода и

предполагает, что: в мотивационно-

ценностном аспекте будет понимание

необходимости коррекционной работы с пожилыми людьми на основе гуманистических идей социальной педагогики; в технологическом аспекте будут использоваться специально

адаптированные методы активного социального контакта с целью

активизации личности по преодолению адаптивных барьеров к

самосовершенствованию; в

содержательном аспекте будет представлена инвариантность программ, учитывающих региональные особенности социализации пожилых людей и

направленных на адаптацию пожилых людей к новым социальным реалиям, актуализацию активной позиции пожилых людей в социуме учреждения, формирование потребности пожилых людей в позитивном курсе активного долголетия, самореализации и саморазвития, превентивную работу по преодолению дезадаптации и др.; в психолого-педагоги-ческом аспекте

будут учитываться такие социально-психоло-гические особенности личности пожилых людей как маргинальность, повышенный уровень агрессивности и фрустрации, потеря смыслов

общественной активности, враждебность, склонность к дистрессовым проявлениям, а также прошлый опыт личной семейной жизни.

Социально-педагогическое сопровождение пожилых людей как взаимодействие специалиста и подопечного представляет собой личностно-ориентиро-ванный процесс, направленный на оказание социальнопедагогической поддержки.

Таким образом, процесс социальнопедагогического сопровождения

пожилого человека осуществляется на всех этапах его социализации.

Участие пожилых людей в трудовой деятельности имеет ряд особенностей, связанных не только, с возрастом, но и с неоднородностью этой группы населения по социальному положению, здоровью, возрасту, ценностным ориентациям. Нельзя игнорировать то, что большая часть пожилого поколения желала бы достойно отдохнуть после долгого трудового пути. Но, к сожалению, в

Психолого-педагогические науки •••

нашем обществе не созданы такие условия: уровень пенсий низкий,

недостаточно развиты и доступны формы социального обслуживания, нет условий для проведения полноценного досуга, реакреации. Это, в свою очередь, является причинами продолжения трудовой деятельности пожилыми людьми, и нередко.

Существуют разные точки зрения на возможность участия пожилых людей в трудовой деятельности. Одна из них -обеспечить пенсионеров достойной пенсией, освободить рабочие места молодежи. Вторая - содействовать участию в трудовой деятельности с учетом потребностей и интересов пожилых. По мнению О.Б. Осколовой,

О.В.Белоконь, В.В. Ку-ценко и других, политика занятости пожилых людей должна быть гибкой и

дифференцированной, так как «молодые» пенсионеры (лица первого и второго пенсионного пятилетия) в значительной мере сохраняют трудоспособность, и их занятость следует даже стимулировать. Лица более старшего возраста должны руководствоваться собственными

возможностями, желанием и

необходимостью трудиться. Третья точка зрения заключается в том, что продолжение профессиональной

деятельности пенсионеров может быть полезной для общества только в некоторых сферах (искусство, наука), во многих других она вредна для общества, поскольку влечет за собой торможение инновационных процессов, консервацию недостатков, замедление процесса повышения качества рабочей силы или даже ее деградации.

Реализация потребности в труде пожилого поколения во многом определяется показателями рынка труда, который сегодня представляет собой сложную систему общественных отношений в согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силы. В условиях формирования рыночных отношений эта сфера испытывает влияние многих факторов и определяется не только социально-экономическими показателями развития страны.

127

Показателями социально-экономического положения населения пожилого возраста на рынке труда, свидетельствующими о нарастании проблем, стали такие факты, как затрудненные условия найма, занятость в неблагоприятных условиях труда, заниженная оплата труда, более низкий уровень квалификации на предлагаемых рабочих местах, по сравнению с имеющейся квалификацией, наличие безработицы среди населения пожилого возраста.

Сегодня в условиях рыночных преобразований в экономике решение проблемы улучшения положения

населения пожилого возраста в социально-трудовой сфере заключается не только в улучшении качества рабочих мест, предлагаемых им, но и в обеспечении условий для реализации права пожилых работников в их трудовом участии в экономическом развитии страны. Проблему

дискриминации по возрасту в сфере труда поднимают и новосибирские ученые. Так В.В. Куценко и С.В. Ровбель отмечают, что пожилые ограничены в выборе рабочих мест, и занятий, они вынуждены переходить на менее

престижные должности. Предложение

неквалифицированной или

малоквалифицированной работы,

особенно в сфере обслуживания, вызывает дискомфорт у пожилых, большей частью женщин, имеющих высшее образование. Многие работники в таких случаях уходят на пенсию, поскольку подходящую работу найти трудно.

В США, например, существует закон против дискриминации по возрасту, принятый в 1967 г. и запрещающий лишать работы престарелых граждан, способных выполнять надлежащим образом свои обязанности и желающих трудиться. Компетентность является единственным критерием при получении работы и права оставаться на ней. В целях облегчения работы и сохранения за пенсионерами рабочего места была разработана программа помощи в обучении и переквалификации пожилых людей. А малоимущим гражданам после

128

• ••

Известия ДГПУ, №3, 2013

60 лет предоставляется помощь в получении работы [2].

В странах с переходной экономикой, а также развивающихся, где темпы экономического роста замедленны, существует практика вытеснения лиц пенсионного и предпенсионного возраста из сферы общественно-полезного труда. С целью освобождения рабочих мест, правительства многих стран прибегают к превозношению преимуществ

предварительного ухода на пенсию и прекращения работы после достижения пенсионного возраста.

Однако результаты такой политики имеют опасные последствия: дефицит ресурсов пенсионных фондов, процессы «возрастной сегрегации» и превращения пожилых в социальных изгоев, лишенных экономической самостоятельности и традиционных функций.

В нашей стране этот вопрос решался государством преимущественно

материальным способом: в частности, путем регулирования порядка выплаты пенсий в период работы. Однако ограничение участия пенсионеров в общественном производстве вступило в противоречие с потребностью народного хозяйства в дополнительных трудовых ресурсах. Поэтому с середины 60-х гг. был принят ряд правительственных установлений, направленных на привлечение пенсионеров по возрасту к труду в народном хозяйстве. При этом в качестве основного стимула применялась полная или частичная выплата пенсии занятым в общественном производстве пенсионерам.

В 1979 г. были приняты меры, предусматривавшие введение

принципиально новых льгот для работающих пенсионеров. Помимо расширения круга работников, для которых сохранилась выплата пенсии по старости при продолжении работы, стали шире привлекать к труду пенсионеров на условиях неполного рабочего времени. Новым стимулом к труду, имеющим широкие перспективы для

распространения, стало введение надбавок к пенсиям для тех, кто продолжал трудовую деятельность. Таким образом, активное привлечение

пожилых людей в сферу общественнополезного труда было одной из главных задач советского государства, которая решалась, в основном, с помощью изменения системы выплат пенсии и заработной платы.

В конце 80-х гг. большее значение приобретают вопросы правового

регулирования этой области,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

взаимодействия органов социального

обеспечения, центров трудоустройства и предприятий.

В 90-е гг. наблюдается снижение интереса к вопросам регулирования труда пожилых. Российское правительство не ставит перед собой задачи привлечения пенсионеров по старости в общественное производство. Сложное становление

рыночных отношений сказалось самым неблагоприятным образом на сферу трудовой деятельности пожилых граждан. Однако с 1999 г. (Международного года пожилых людей) в наших государственных структурах стали уделять больше внимания указанным вопросам. В частности, принят проект Концепции

государственной социальной политики в отношении граждан старшего возраста на период до 2005 г., подготовленный

Минтрудом России и государственным НИИ семьи и воспитания РАО. При рассмотрении проекта на заседании Оргкомитета 9 ноября 1999 г. В.В. Путин подчеркнул, что нельзя исключать пенсионеров из трудовой жизни, несмотря на сложную ситуацию на рынке труда. Нужно создавать необходимые

условия для тех людей, которые желают трудиться и после выхода на пенсию.

В этом проекте нашли отражение интересы и потребности разных групп пожилых людей. Предполагается осуществление ряда мер по повышению конкурентоспособности пожилых людей на рынке труда, стимулирование на государственном уровне социального участия и поддержки социально ориентированных инициатив пожилых людей.

Потребность в продолжении образования, на наш взгляд, является показателем который характеризует пожилых людей как активных участников

Психолого-педагогические науки •••

рынка труда, стремящихся к овладению новыми прогрессивными знаниями. Как хорошо известно из литературы, основная часть работающих пенсионеров - это люди с относительно небольшим пенсионным стажем [6]. В соответствии с полученными в настоящем исследовании результатами, в первое пенсионное пятилетие работают в среднем 34% мужчин и 42,4% женщин. В следующем пятилетии доля работающих

уменьшается в 1,5 раза у мужчин (до 22,2%) и в 2 раза у женщин (до 20,2%). Среди мужчин старше 70 и женщин - 65 лет, работает лишь незначительное число пенсионеров [7].

Также хорошо известно, что уровень занятости пенсионеров, как, впрочем, и ее продолжительность, тесно связаны с полученным образованием. В

соответствии с результатами

проведенного нами исследования, продолжают работать в пенсионном возрасте 5,8% мужчин и 4,1% женщин с начальным или неполным средним образованием, 20,2-16,5% пенсионеров (соответственно мужчин и женщин) со средним общим или специальным образованием, и 42,9-22,4% пенсионеров с высшим образованием. Таким образом, качественные различия в уровне образования принципиально влияют на уровень занятости пенсионеров, причем у мужчин это влияние сильнее выражено, чем у женщин, и, кроме того, у мужчин дифференцирующими ступенями

является переход от начального к среднему и от среднего к высшему образованию, а у женщин - только от начального к среднему. Возможно, что уровень образования женщин выше среднего сказывается не столько на уровне занятости, сколько на ее мотивации [7].

Помимо образования, важным прогностическим признаком

продолжения работы после оформления пенсии, является предыдущий род занятий. Можно возразить, что род занятий определяется уровнем образования, поэтому независимое рассмотрение этого признака является нецелесообразным.

129

Вместе с тем, род занятий до пенсии достаточно точно позволяет определить соответствующий статус и после ее наступления в случае, если пенсионер продолжает работать. Приверженность прежнему роду занятий наиболее полно прослеживается как в самых нижних (неквалифицированные рабочие), так и в самых верхних профессиональных стратах (специалисты, руководители). Среди работников со средним уровнем квалификации, будь то занятие физическим или умственным трудом, отмечается достаточно отчетливое снижение рода занятий в случае работы после наступления пенсионного возраста. Характерно, что среди тех, кто был безработным в предпенсионном периоде, часть нашла работу уже после оформления пенсии, причем работу не только неквалифицированную, но и со средним ее уровнем.

Основными мотивами прекращения работы в пенсионном возрасте является состояние здоровья и ощущение «заслуженного отдыха», которое выражается словами «потрудился достаточно».

При этом, обоснование прекращения работы в пенсионном возрасте, как правило, исчерпывается какой-либо одной причиной.

Среди зафиксированных ценностных ориентации пенсионеров в сфере труда, требований, предъявляемых ими к характеру, содержанию и условиям труда, на первых местах по значимости стоят следующие: близость работы к месту жительства, отсутствие больших физических нагрузок, выплата пенсии в полном размере, хорошие отношения в коллективе [8]. Важно также, чтобы работа была по специальности, не слишком ответственная, с режимом неполного рабочего дня или неполной недели.

Возобновление профессиональной деятельности пенсионерами связано не только и не столько с дальнейшим материальным стимулированием, сколько с созданием оптимальных условий труда, соответствующих физическому и умственному здоровью пожилых людей и учитывающих состояние общей и

130

• ••

Известия ДГПУ, №3, 2013

профессиональной трудоспособности различных групп. Резервы для улучшения гигиенических, физиологических,

психологических и социальных аспектов труда пенсионеров имеются, но используются пока явно недостаточно. При разумном сочетании требований

производства с реальными

возможностями пожилых работников можно продлить период их трудовой деятельности, сделать его продуктивным и приносящим им удовлетворение.

Примечания

1. Дмитриев А. В. Социальные проблемы людей пожилого возраста. Л., 2009. 2. Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы. М. : Наука,2008. С. 96. 3. Писарев А. В. Пожилые люди в социальной структуре современной России / Писарев А.В.; Рос. акад. наук. Ин-т соц.-полит. исслед. М. : Информ.- изд. центр ЦСП, 2007. С. 17. 4. Cumming E., Henry W.E. Crowing old: the process of disengagement. N.Y., 1961. 5. Henry W.E. The theory of intrinsic disengagement. In: Age with a future. Proc. of 6-th Inter. 6. Пожилые люди в Российской Федерации: положение, проблемы, перспективы / Национальный доклад. М. : Права человека. 2009. 7. Социальная работа: Теория и практика деятельности социальных работников и их подготовка в системе высшего образования. М., 2010. 8. Ахинов Г.А. Социальные аспекты экономической реформы в России. М., 2007.

Notes

1. Dmitriev A.V. Social problems of the elderly age. L., 2009. 2. Employment and labor market: new realities, national priorities, and perspectives. M. : Nauka, 2008. P. 96. 3. Pisarev A.V. The older people in the social structure of modern Russia / Pisarev A.V.; Rus. Acad. Sciences. Inst. of Social and Political Research. M. : SPS, 2007. P. 17. 4. Cumming E., Henry W.E. Crowing old: the process of disengagement. N.Y., 1961. 5. Henry W.E. The theory of intrinsic disengagement. In: Age with a future. Proc. of 6-th Inter. 6. The older people in the Russian Federation: situation, problems, perspectives / National report. M. : Human Rights. 2009. 7. Social work: Theory and practice of social workers and their preparation in the system of higher education. M., 2010. 8. Akhinov G.A. Social aspects of economic reforms in Russia. M., 2007.

Primechanija

1. Dmitriev A. V. Social'nye problemy ljudej pozhilogo vozrasta. L., 2009. 2. Zanjatost' i rynok truda: novye realii, nacional'nye prioritety, perspektivy. M. : Nauka, 2008. S. 96. 3. Pisarev A. V. Pozhilye ljudi v social'noj strukture sovremennoj Rossii / Pisarev A.V.; Ros. akad. nauk. In-t soc.-polit. issled. M.: Inform.-izd. centr CSP, 2007. S. 17. 4. Cumming E., Henry W.E. Crowing old: the process of disengagement. N.Y., 1961. 5. Henry W.E. The theory of intrinsic disengagement. In: Age with a future. Proc. of 6-th Inter. 6. Pozhilye ljudi v Rossijskoj Federacii: polozhenie, problemy, perspektivy. / Nacional'nyj doklad. M. : Prava cheloveka. 2009. 7. Social'naja rabota: Teorija i praktika dejatel'nosti social'nyh rabotnikov i ih podgotovka v sisteme vysshego obrazovanija. M., 2010. 8. Ahinov G.A. Social'nye aspekty jekonomicheskoj reformy v Rossii. M., 2007.

Статья поступила в редакцию 20.05.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.