ROLE AND FUNCTIONS OF THE CENTRAL BANK OF RUSSIA IN MODERN ECONOMIC CONDITIONS
Khuazheva Aminat Shumafovna, DSc of Economics, Professor,
Chair of Account and Financing, Adyghe State University, Maikop E-mail: ram on am aykop@rambler. ru
The article is devoted studying of a role of the Central Bank of Russia in the conditions of market economy in a cut of disclosing of questions of essence of the central banks, their structures, the description of functions and operations of the central banks in the conditions of market economy, and also reflections of features of monetary - credit system in Russia.
Keywords: Central Bank monetary and credit policy; economic specifications; minimum reserve requirements; operations in the open market; pawn credits, the inventory of bills of commercial banks; sistemarefinancings of commercial banks; currency regulation; currency policy; currency intervention; discount policy; currency restrictions; signs of problematical character of commercial bank.
РОЛЬ И ФУНКЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
Статья посвящена изучению роли Центрального Банка России в условиях рыночной экономики в разрезе раскрытия вопросов сущности центральных банков, их структуры, описания функций и операций центральных банков в условиях рыночной экономики, а также отражения особенностей денежно-кредитной системы в России. Ключевые слова: денежно-кредитная политика ЦБ, экономические нормативы, минимальные резервные требования, операции на открытом рынке, ломбардные кредиты, переучет векселей коммерческих банков, система рефинансирования коммерческих банков, валютное регулирование, валютная политика, валютная интервенция, дисконтная политика, валютные ограничения, признаки проблемности коммерческого банка.
УДК 336.711
© Хуажева А.Ш., 2011
*чО
□
*
©
£3
1^1
.oil
103
Возникновение центральных банков исторически связано с централизацией банкнотной эмиссии в руках немногих наиболее надежных, пользовавшихся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. ЦБ может называться по-разному, это мало меняет его суть. Он может именоваться народным - Народный банк Китая, государственным - Государственный банк Вьетнама, эмиссионным или резервным - Федеральная резервная система США, национальным - Национальный Банк Украины, федеральным - Немецкий федеральный банк. Может быть просто Банком Англии - главное, в названии подчеркивается особое место этого учреждения в жизни страны.
Центральный банк не всегда является стопроцентно государственным банком. Например, в США, Италии, Швейцарии государство не владеет ЦБ вообще, а в Бельгии государственными являются 50% ЦБ, в Японии - 55%.Таким образом, Центральный банк - банк-посредник между государством и реальной экономикой через остальные банки, фактически - орган регулирования, сочетающий черты банка и государственного ведомства. У ЦБ есть свои важные функции, которые были сформированы исторически и инструменты, которые должны быть закреплены за ним в законодательном порядке.
Центральный банк - важнейшая часть государственной машины, его состояние сигнализирует о здоровье экономики, а функционирование должно происходить скоординировано с другими государственными институтами.
Центральные банки разных стран выполняют примерно одинаковые функции, которые условно можно объединить в следующие группы:
1) организация, проведение и регулирование денежного обращения;
ХУАЖЕВА
Аминат Шумафовна,
доктор экономических наук, профессор, кафедра Учета и финансирования, Адыгейский государственный университет, Майкоп гатопатаукор@гатЬ1вг. ги
2) обслуживание счетов правительства;
3) банковское обслуживание коммерческих банков;
4) надзор и контроль за деятельностью ком-мерческихбанков;
5) валютное регулирование и валютный контроль.
Если рассматривать ЦБ с бухгалтерской стороны, то к его активам можно отнести золотовалютные резервы страны, кредиты, выданные ЦБ правительствуи коммерческим банкам, государственные облигации. К пассивам - депозиты коммерческих банков в ЦБ (обязательные резервы и дополнительные депозиты); наличные деньги, которые ЦБ выпустил в обращение; счета казначейства, которые обслуживает ЦБ, капитал ЦБ.
1) Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства РФ, а зна-0 чит, и всей страны в целом. Председатель Бан-
^— ка России или, по его поручению, один из его
О заместителей участвует в заседаниях Прави-
^ тельства РФ, а также при рассмотрении зако-
О нопроектов, касающихся вопросов экономичес-
*^*0 кой, финансовой, кредитной и банковской
Y политики может принимать участие в заседани-
^ ях Государственной Думы.
IП 2) Банк России консультирует Министерство 104 финансов РФ по вопросам графика выпуска го-
сударственных ценных бумаг Российской Федерации и погашения государственного долга.
3) Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции (по сути, все финансово-значимые вопросы в государстве), издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для исполнения всеми федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, всеми юридическими и физическими лицами. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью (статья 2 Закона). Данное положение, как ни одно другое, позволяет вести разговоры о так называемом "государственном статусе" Банка и его стратегическом значении для всего нашего общества в целом. В соответствии с Налоговым кодексом РФ Банк России уплачивает налоги и сборы. Доминирование целей налогово-бюджетной политики над целями денежно-кредитной политики объясняет, почему Банк России регулярно показывает провальные результаты сточки зрения удержания инфляции. Заниженные показатели инфляции позволяют Минфинуполучать внеплановые налоговые поступления, а вина за провал плана по инфляции ложится на плечи Центрального банка.
В соответствии со статьёй 3 закона "О Центральном банке РФ (Банке России)" целями ЦБ признаются защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской си-
стемы РФ, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Получение прибыли не является целью его деятельности. Согласно пункту 2 статьи 75 Конституции РФ основной функцией Центрального банка Российской Федерации является защита и обеспечение устойчивости рубля, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. С неё-то мы и начнём.
Защита и обеспечение устойчивости рубля. Это самая "важнейшая" функция Центробанка, которая ставится агитаторами во главу угла всякий раз при упоминании данного учреждения. По своему содержанию она формирует такое широко растиражированное ныне понятие, как противодействие инфляции.
Развитие банковского сектора. Другая, не менее значимая функция ЦБ РФ, которую он упорно не желает осуществлять, - развитие банковской сферы. Сегодня ни для кого не секрет, что коммерческих банков в России катастрофически не хватает. Не хватает как в центре, так и на периферии. На периферии особенно. Что делает государство? Правильно - создаёт центральное ведомство, которому и препоручает задачу увеличения численности коммерческих учреждений. Что делает ведомство? Правильно - раздувает численность своего собственного чиновничьего аппарата (Банк России вот уже несколько лет подряд лидирует по количеству своих служащих среди всех прочих центральных банков) и наращивает филиальную сеть банков со своим участием, в которых для того, чтобы снять даже скромную (по меркам той же Америки) сумму, необходимо подавать заявку заблаговременно.
В связи с мировым финансовым кризисом возрастает и роль ЦБ РФ в его преодолении, а также актуализируется проблема развития банковской системы России
Сегодня центральные банки предпринимают неординарные эксперименты сденежно-кредит-ными инструментами и пытаются вытянуть экономику из финансового кризиса любыми средствами.
Банк России стоит на перепутье. Сегодня мы является свидетелями переломного этапа в определении приоритетов денежно-кредитной политики. В "Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов", одобренных Центральным банком в октябре 2008 года, был обозначен переход к режиму таргетирования инфляции. Несмотря на кризис, никто принятое решение не отменял - напротив, руководство банка России заявило о своей верности модному режиму. Однако, изъясняясь в любви к инфляционному таргетированию, Центральный банк не утрудил себя объяснить нашим гражданам, какие выгоды оно принесет и насколько подходит под особенности нашей экономики.
Тем не менее, решение принято, и власти всякий раз не устают подтверждать его незыблемость. Правда, для чистоты эксперимента в законодательство о Центральном банке потребуется внести изменения, ведь во всех странах - приверженцах нового режима - ценовая стабильность законодательно обозначена как конечная цель деятельности центрального банка. В нашей Конституции, в 75-й статье, утверждается, что вовсе не стабильность цен, а "защита и обеспечение устойчивости рубля" является основной целью Банка России. Разумеется, никто референдум по изменению Конституции проводить не собирается. По этой причине руководство Банка России предпочитает говорить, что инфляционное таргетирование -исключительно техническое изменение в денежно-кредитной политике, не требующее никаких "телодвижений" со стороны законодателей.
Вопрос о том, чем должен заниматься Банк России, усугубляется Федеральным законом "О Центральном банке". В статье 3 помимо защиты и обеспечения устойчивости рубля сформулированы еще две цели: развитие и укрепление банковской системы, а также обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Это как гоняться за двумя зайцами: в сложные времена официальные цели Банка России противоречат друг другу.
Банк России, следуя европейской манере антикризисной политики, влил в банки ликвидности почти на 3 трлн рублей, а потом пытался защищать курс рубля. Итог известен - перевод ликвидности в валюту и обесценение рубля. Таким образом, за что в конечном счете должен отвечать банк России - в нашей стране с полной уверенностью не сможет ответить никто. Де-факто перед ним всегда стояло множество противоречивых целей - и курс рубля защищать, и инфляцию подавлять, и банки спасать, и экономический рост поддерживать.
Однако, предоставив "фору" традиционным отраслям, правительство сделало стратегическую ошибку: начало раздавать бюджетные ресурсы, в результате чего бюджет вместо нулевого сальдо грозит получить дефицит ВВП. Размер государственной поддержки частному сектору экономики в 2 трлн рублей оказался равен приросту выплат по внешнему долгу в связи с девальвацией. Если бы государство позволило бы самостоятельно "выплывать" из кризиса предприятиям, то девальвация стала бы похожа на "игру с нулевой суммой". Однако решения о беспрецедентной государственной поддержке привели к тому, что девальвация превратилась в игру с проигрышами для всех сторон. И бюджет дефицитен, и эффективность господдержки остается под вопросом. Сегодня Банк России обязуется стабилизировать бивалютную корзину на отметке 41 рубль, что соответствует курсу приблизительно 36 рублей за
доллар. Выбранный уровень действительно позволяет сбалансировать текущий счет платежного баланса. Достигается это в основном за счет импорта. Экспорт сырья в физическом выражении мало чувствителен к курсу рубля, что говорит о том, что в период нефтяного процветания рост держался за счет вздутия цен на энергоносители. Девальвация рубля не привела к стимулированию экспорта. Напротив, ввоз иностранных потребительскихтоваров сократился, что и позволило сбалансировать текущий счет. Однако будет ли этого достаточно для правительства? При сбалансированном текущем счете экономический рост будет в лучшем случае нулевой.
Так, должен ли Банк России обеспечить нейтральную внешнеторговую позицию, или он должен также способствовать экономическому росту? Вопрос скорее институционально-политический, ответ на который зависит от влияния правительства на Банк России.Если отвечать на него, исходя из предыдущего опыта, то для стимулирования роста Банку России предстоит еще обесценить рубль от стабильных КК \ уровней, достигнутых в феврале 2009 года. Кон- I Л курентные девальвации в других странах и инфляция "съедают" положительные эффекты нашей девальвации. Если мы хотим вернуться к экономическому росту на уровне первой поло- 105
вины 2000-х годов (до 4%), когда нефть в среднем стоила "всего" 31 доллар за баррель, то рубль целесообразно обесценивать, пока его эффективный реальный курс не придет в соответствие с предыдущими ценами на нефть.
Новый равновесный курс рубля может составить 40-42 рубля за доллар. Конечно, это условное равновесие, которое зависит от инфляции, поведения других валют и цен на сырье. И в дальнейшем оценки справедливой цены рубля должны пересматриваться, что подразумевает регулирование границ валютного коридора. Аргументом против продолжения девальвации может быть стабилизация девальвационных и инфляционных ожиданий, которые оказывают серьезное влияние на рубль. Переход на полностью плавающий курс рубля, что предлагают некоторые экономисты и что необходимо для полноценного таргетирования инфляции, невозможен по нескольким причинам. Период финансовой нестабильности и экономического спада является не самой благоприятной средой для самоустранения Банка России с валютного рынка. В любом случае свободное плавание рубля не позволит сохранить международные резервы из-за выплат по внешнему долгу. Вне зависимости оттого, какой режим валютного курса будет выбран, плавающий или фиксированный, резервы будут идти на погашение внешнихдол-гов.
Кроме того, в условиях нестабильности свободное плавание приведет к гиперреакции валютного рынка. На примере Исландии и Украи-
*чО
□
*
©
0
1^1
■ Ом
ны, где валюты обесценились вдвое после того, как центральные банки ушли с валютного рынка, можно увидеть, что делают с курсом спекулянты и паникующее население. Наконец, макроэкономические условия должны отвечать требованиям устойчивого плавания. В частности, сбалансированный бюджет, устойчивый банковский сектор, невысокая внешнеторговая открытость, низкая инфляция и прочее - все это позволяет сохранять стабильный валютный курс даже в условиях плавания. В настоящее же время макроэкономические условия не соответ-ствуюттребованиям устойчивого плавания.
Укрепление рубля, которое может начаться, по различным причинам (вхождение России в состав ОПЕК, рост цен на нефть, восстановление нормальной работы международного финансового рынка, долларовый кризис и др.), в среднесрочной перспективе позволит Центральному 0 банку отказаться от целевых ориентиров валют-
^— ного курса и перейти к плаванию. Однако оно О будет представлять собой "квазиплавание" в ^ рамках широкого коридора, размах которого
О будет превышать 15 рублей.
*^*0 Политика Банка России, по всей видимости,
Y станет напоминать политику ряда центральных
^ банков в Восточной Европе, которые хотя и пе-
решли на инфляционное таргетирование, в то Ю6 же время должны поддерживать стабильный обменный курс к евро, рассчитывая на скорое вхождение в состав Еврозоны. Когда рубль войдет в "квазиплавание", а денежно-кредитная политика окажется без номинального якоря (ранее им был валютный курс), встанет вопрос о том, посредством чего денежные власти намерены регулировать макроэкономическую конъюнктуру. Инфляционное таргетирование предполагает управление денежным рынком через процентные ставки. Готов ли к этому Банк России? Вплоть до последнего времени он игнорировал потребности межбанковского рынка, обходясь либо формальными мерами по его поддержке (компенсация части убытков по межбанковским кредитам крупнейшим банкам), либо опирался на госбанки, предоставляя им наибольший объем ресурсов. Властям необходимо создавать условия институционального характера, способствовать повышению глубины и ликвидности рынка, добиваться роста эффективности процентной политики, совершенствовать управление ликвидностью банковского сектора, развивать межбанковский рынок и макроэкономический анализ. Несмотря на то, что все эти задачи официально провозглашены, никаких конкретных шагов для подготовки таргетирования инфляции не предпринимается, а программы перехода на новый режим не существует.
Если намерения ввести таргетирование инфляции озвучиваются всерьез, то работа должна вестись по нескольким направлениям:
- повышение независимости денежно-кредитной политики в плане самостоятельного на-
значения целевых ориентиров, которые не должны заимствоваться из планов Министерства финансов или Минэкономразвития и быть реалистичными и достижимыми;
- расширение транспарентности деятельности Банка России (финансовая отчетность Центрального банка, публикация стенограмм и протоколов совета директоров, комитета по денежно-кредитной политике и комитета банковского надзора, обнародование оперативных прогнозов инфляции, ключевыхмакроэкономи-ческих и финансовых индикаторов, а также прогноза ставок Центрального банка, раскрытие экономико-математического инструментария и др.);
- повышение эффективности денежного рынка (создание централизованного электронного межбанковского кредитного рынка, ликвидация региональныхдиспропорций и иерархической структуры межбанковского рынка, развитие сегментов рынка с большей срочностью);
- развитие процентной политики (назначение целевых процентных ориентиров, подгонка денежно-кредитного инструментария для ихдос-тижения, сужение коридора процентных ставок);
- увеличение ответственности Центрального банка за промахи в достижении целевыхори-ентиров инфляции (в настоящее время Банк России не несет никакой ответственности, если его цели остались невыполненными).
В актуальные задачи стратегии завершения антикризисных мер, связанных с деятельностью Банка России, входят:
- снижение риска инфляционного давления в конце 2011 - начале 2012 года;
- предотвращение неадекватного ценообразования на финансовые активы вследствие избыточной ликвидности в банковском секторе;
- избежание гиперреакции валютного курса рубля;
- и, наконец, устранение риска безответственного поведения участников рынка.
Всякий регулятор призван стабилизировать рыночную среду. Если он тратит усилия на разъяснение своей политики, на снижение неопределенности будущего, - рынок воздает ему сторицей:и стабилизация оказывается успешной, и участники рынка испытывают доверие к регулятору. Однако похоже, что Банк России является исключением. В то время как ФРС США публично расписала, что и как она будет делать, сворачивая антикризисные меры, Банк России предпочитает хранить молчание. Конечно, регулятор не может быть уверен в своих дальнейших действиях, когда его политика во многом зависит от внешних рынков. Тем не менее, центральными банками наработан арсенал формирования рыночных ожиданий в условиях неопределенности собственныхдействий: "веерные" диаграммы, сценарные расчеты, публикация консенсус-прогнозов и пр. Банк России остается в стороне от новейших средств взаи-
модействия с целевой аудиторией, по-прежнему полагая, что лучшей политикой является политика молчания. В результате экспертному и банковскому сообществу самому приходится делать за денежные власти работу: разрабатывать и предлагать варианты сворачивания антикризисныхмер. По крайней мере, тогда появляется повод для диалога, а за ним и возможность избежать нелепыхдействий, вредящих рынку.
Что можно предложить денежным властям и чего ожидать от них в свете предстоящего сворачивания антикризисной политики? В конце 2009 года на встрече министров финансов и управляющих центральных банков стран С-20 были приняты международные рекомендации, касающиеся ехИроПоу. В целом они носят достаточно общий характер и ориентированыпреж-де всего на фискальную консолидацию и сокращение дефицита бюджета, а также прекращение действия нестандартных инструментов денежно-кредитной политики. В развивающихся странах и России масштабы антикризисной политики, как и сам кризис, были скромнее, и денежным властям не потребуется разрабатывать изощренные программы завершения антикризисных мер. Тем не менее, ехИроНоу в России затронет процентную политику и изменения денежно-кредитного инструментария.
В течение кризиса 2008-2009 годов процентная политика Банка России пережила несколько фаз развития. Осенью 2008 года регулятор произвел экстренное снижение процентных ставок по инструментам рефинансирования для повышения ликвидности в банковском секторе и расширения доступности операций рефинансирования для банков. В ноябре 2008 - феврале 2009 года ему пришлось пойти на временное повышение процентных ставок для противодействия оттоку капитала и атаки на курс рубля. С апреля 2009 года по настоящее время Банк России осуществляет снижение процентных ставок для стимулирования кредитной активности и экономического роста.
В свете завершения антикризисных мер процентная политика Банка России сталкивается с рядом среднесрочных задач. К ним относятся:
- поддержание текущего экономического восстановления;
- плановое снижение инфляции до 5-6 %;
- поддержание приемлемой волатильности эффективного курса рубля; снижение процентных ставок по кредитам.
В то же время Банку России при принятии решений о процентных ставках необходимо обращать внимание на несколько рисков. В конце 2011 года может возникнуть угроза роста инфляции из-за возобновления положительного сальдо текущего счета и роста расходов федерального бюджета, которые традиционно возрастают к концу года. Кроме того, реализуя поли-
тику низких ставок, Банк России должен учитывать возможность формирования финансовых "пузырей" и накопления избыточной ликвидности в банковском секторе.
Как ни странно, финансовый кризис значительно ускорил модернизацию денежно-кредитной политики. Во-первых, были апробированы новые инструменты, такие, как аукционы беззалоговых кредитов и временные гарантии по межбанковским сделкам. В последующем они могут оказаться востребованными при возникновении новых периодов финансовой нестабильности. Во-вторых, произошла перенастройка целевых операционных ориентиров денежно-кредитной политики. Стоимость бивалютной корзины стала более волатильной, значение процентных инструментов повысилось. В-третьих, Банк России наладил тесный диалог с банковским и экспертным сообществом, что добавило понимания денежно-кредитной политики и определенности рыночным ожиданиям. Антикризисные меры, таким образом, приблизили преобразования денежно-кредитной политики, связанные с более свободным курсо-образованием рубля и повышением эффективности процентной политики, которые в последующем позволят реализовать инфля-ционноетаргетирование.
Все эти изменения должны быть подкрепле- 107
ны адекватной информационной политикой. Ее цель должна состоять в предотвращении дестабилизации финансового рынка в связи с непредсказуемостью сворачивания антикризисной поддержки. В задачи информационной политики Банка России в ходе завершения антикризисных мер должны входить:
- управление ожиданиями изменения ставки рефинансирования; сглаживание колебаний процентных ставок денежного рынка;
- предотвращение шоков на рынке облигаций (фондовый риск);
- минимизация процентного риска банков; помощь банкам в управлении риском ликвидности.
Банку России целесообразно принять информационный меморандум о завершении антикризисной политики, который в общих чертах определял бы предстоящие задачи и меры денежных властей.
Кроме того, положительно воспринималось бы обнародование плана завершения антикризисных мер с объяснением критериев завершения каждой операции; публикация укрупненного графика со сроками и последовательностью поэтапного завершения антикризисных мер; раскрытие прогнозов изменения ставки рефинансирования и инфляции в форме веерных диаграмм без четких обязательств Банка России (для минимизации процентного риска и риска ликвидности в банковском секторе). В случае успешной реализации информационной политики Банк России сможет добиться нескольких ре-
*чО
□
*
©
0
1^1
■ Ом
зультатов. В их числе снижение неопределенности будущего и предсказуемость предстоящих событий для участников рынка, минимизация риска обвала и паники, рост доверия к политике Банка России и рост понимания действий денежных властей.
В заключении хотелось бы отметить, что независимо от сценариев экономического развития Банк России предполагает совершенствование механизма обязательного резервирования, включая механизм усреднения, и нормативной базы, применяемой при формировании банками обязательных резервов. Банк России продолжит политику, направленную на снижение общего уровня обязательных резер-вныхтребований по мере увеличения спроса на деньги со стороны экономических агентов.
В области политики обязательных резервных требований Банк России будет продолжать использовать обязательные резервныетребования в качестве прямого инструмента регулирования ликвидности банковской системы. При этом предполагается сохранить тенденцию к относительному снижению обязательных резервов кредитныхорганизаций, в том числе путем возможного повышения коэффициента усреднения.
Таким образом, денежно-кредитная политика, проводимая Банком России, ориентирована на обеспечение стабильности внутренней и внешней покупательной способности национальной денежной единицы и поддержание стабильной работы всех звеньев российской банковской системы.
u— CLASSIFICATION OF OBJECTS OF NETWORKS
0 OF DISTRIBUTION OF GAS (NDG)
Y Nedlin M.S., PhD of Economics, Deputy of General Director on the Technical Policy
^ and Strategic Development, Open Society "Giproniigas", Saratov
Voinov J.N., Chief of Technical Department, Open Society "Giproniigas", Saratov
^ Homutov Anton Olegovich, Post-graduate student, Saratov State University of J.A. Gagarin,
0 Assistant to the Chief of Technical Department, Open Society " Giproniigas", Saratov
I----- E-mail: khomutov.anton@gmail.com
108 Korobchenko Dmitry Alekseevich, Post-graduate student, Saratov State University of J.A. Gagarin,
Leading Engineer of Technical Department, Open Society " Post-graduate student, Saratov E-mail: arx-85@mail.ru
Ensuring the requirements of operating normative documents in the field of gas distribution is extremely important task. The design phase is highlighted as the most responsible, so how exactly it there is an account of the main factors, which in consequence will be to influence the object of gas-distribution networks throughout the life cycle.
Keywords: gas-distribution networks, classifier of objects, the safety and reliability of the elements.
УДК 338.23
© Недлин М.С., 2011 © Вольнов Ю.Н., 2011 © Хомутов А.О., 2011 © Коробченко Д.А., 2011
КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТОВ СЕТЕЙ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ (СГР)
В статье осуществлен анализ развития рынка электроэнергетики России. По результатам анализа описана эффективная модель взаимодействия потребителя и производителя и определена специфика продаж на рынке электроэнергетики. В процессе рассмотрения традиционного инструментария управления энергопотреблением предложены маркетинговые инструменты развития взаимодействия с потребителем и сокращения потерь электроэнергии.
Ключевые слова: управление продажами; электроэнергетика; взаимодействие; маркетинговые инструменты.
Основной задачей сетей газораспределения (СГР) является обеспечение бесперебойной подачи природного газа потребителям в необходимых количествах с соблюдением заданных параметров. Сеть газораспределения, в свою очередь, представлена совокупностью объектов, напрямую или косвенно задействованных в процессе транспортировки топлива конечным потребителям. Основная задача может быть переформулирована и построена в виде требования обеспече-