Научная статья на тему 'Роль художников в развитии Русского Севера'

Роль художников в развитии Русского Севера Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
269
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Федотова А. В.

В настоящей статье проанализировано влияние художественно-изо­бразительной, научно-исследовательской и общественной деятельности художников в популяризации и социокультурном развитии Русского Севера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль художников в развитии Русского Севера»

лигиозный и антихристианский. Но понять второй невозможно без первого. Он вырастает из него, связан с ним, хотя и представляет собой его антипод и противоположность. Рассмотрим их подробнее. Для этого обратимся сначала к характеристике религиозного типа духовности в целом.

РОЛЬ ХУДОЖНИКОВ В РАЗВИТИИ РУССКОГО СЕВЕРА

© Федотова A.B.*

Мурманский государственный гуманитарный университет, г. Мурманск

В настоящей статье проанализировано влияние художественно-изо-бразигельной, научно-исследовательской и общественной деятельности художников в популяризации и социокультурном развитии Русского Севера.

В постперестроечный период роль художников в социокультурном развитии Русского Севера является не значительной, однако, иная ситуация складывалась в предшествовавшие периоды. В XIX - начале XX века русские художники, продолжавшие в основном реалистические традиции, обратились к теме Русского Севера, что было связано со значительным интересом в данный период к северным территориям страны, к изучению собственной истории, с активной художественно-изобразительной деятельностью экспедиционных художников.

Русская культура в данный период в целом была проникнута идеями национального возрождения. Художественные принципы русского искусства были связаны с необходимостью осмысления народной жизни, постижением исторических традиций, глубин национальных характеров, взаимоотношений природы и человека. Как отмечает М.М. Алленов, это было служение не преходящей правде жизни, а «вечной, абсолютной красоте» [1, с. 228]. Россия представала в картинах многих художников начала XX века неким идеальным, находящимся в гармонии с природой, зачарованным миром. Вследствие чего художники, ранее увлекавшиеся античной и европейской культурой, искали островки сохранившейся «подлинной» русской культуры, не затронутой влиянием цивилизации, совершая с этой целью многочисленные поездки по России, в том числе и на Русский Север.

В начале XX века поездки на Русский Север стали чуть ли не массовым явлением в русской художественной среде. На северном пленэре многократно работали А.Е. Архипов, А.Н. Бенуа, И.Я. Билибин, В.В. Верещагин, С.А. Виноградов, Б.Д. Григорьев, В.В. Крайнев, В.В. Переплетчиков, Н.В. Пинегин, С.Г. Писахов, Н.К. Рерих и многие другие. Однако, интерес

* Аспирант кафедры Культурологии, межкультурных коммуникаций, теории языка и журналистики.

русских живописцев и графиков к северным территориям страны на рубеже XIX-XX веков зачастую не ограничивался исключительно её изображением. Многие художники принимали активное участие в изучении Русского Севера и его развитии.

Значительный вклад не только в развитие изобразительного искусства, но и в освоение Севера внес художник и исследователь Арктики - A.A. Борисов, благодаря научным экспедициям которого, в частности, на карте Новой Земли, появилось много «художественных» топонимов: мыс Боголюбова, ледник и мыс Васнецова, мыс Верещагина, бухта Ермолова, мыс Крамского, мыс Куинджи, мыс Путилова, мыс Репина, бухта Романова и многие другие (рис. 1). За вклад, внесенный в дело освоения Севера, по представлению Ф. Нансена, художник был награжден правительством Норвегии и Швеции орденом Святого Олафа [2, с. 168]. Существенен вклад художника A.A. Борисова и в разработку вопросов транспортно-экономиче -ского освоения Севера. Один из основных идеологов проекта «Великий северный железнодорожный путь», соединявший Европейский Север с Сибирью, он с 1900 года лично финансировал и принимал участие в его реализации. Так, на средства A.A. Борисова в 1915 году группой инженеров были проведены изыскания по трассе Обь-Котлас-Сорока (Беломорск), для которой в содружестве с архитектором Алексеем Щусевым и художниками Аполлинарием и Виктором Васнецовыми были разработаны проекты вокзальных помещений.

Рис. 1. Борисов A.A. «У берегов Новой Земли» (1896, ГТГ)

С 1908 года художественно-изобразительную и научно-исследовательскую деятельность на Кольском Заполярье и в Арктике проводил художник, географ, писатель - Н.В. Пинегин [8]. Совмещал творчество с работой на Плавучем морском научном институте (Плавморин), с которого началось систематическое исследование северных морей после Октябрьской революции, художник и моряк - В.М. Голицын.

Более значительна роль русских живописцев состоит в популяризации края и привлечении внимания общественности к нуждам Русского Севера, где одним из наиболее ярких примеров является художественно-изобразительная деятельность живописца К.А. Коровина. С целью привлечения внимания к строительству железной дороги на Кольском Заполярье, по инициативе и на средства С.И. Мамонтова, в 1894 году художник побывал на побережьях Белого и Баренцева морей, Новой Земле, мысе Норд-Кап и на основе значительного числа натурного материала в 1896 году создал павильон № 20 - «Крайний Север» на 14-й Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде (рис. 2). Монументальный цикл из десяти декоративных панно, представленных на выставке, показывали географию, экономику и быт Севера [6, с. 246]. Мурманские этюды К. А. Коровин использовал также для создания живописного панно для Северного отдела павильона России на Всемирной выставке в Париже 1900 года, устроенного обществом Архангельской железной дороги.

Рис. 2. Коровин К.А. «Ручей св. Трифона вПеченге» (1894, ГТГ)

Вклад в популяризацию Русского Севера внесли многие выдающиеся русские художники, приезжавшие в творческие командировки и впоследствии экспонировавшие свои работы на многочисленных российских и международных выставка, публиковавшие статьи, путевые заметки и воспоминания. На протяжении двенадцати лет десятки северных пейзажей, целые серии работ, показывал на многочисленных выставках - В.В. Переплетчиков, для которого тема Севера стала основной в творчестве, что позволило современникам назвать его «Восторженным певцом дальнего Севера». Возвращаясь из поездок, он занимался активной просветительской работой,

читал лекции о Русском Севере, публиковал дневниковые записи. Также неоднократно бывал на Беломорье и Мурмане, писал лирические пейзажи, мотивы патриархальной старины представитель московской живописной школы - Л.В. Туржанский и другие.

В постреволюционный период изобразительное искусство, как и вся художественная культура страны в целом стала сферой пристального внимания и «заботы» органов государственного управления. Оно обретало все большее идеологическое и политическое значение [3, с. 163]. Официальной задачей изобразительного искусства на Севере являлось отображение в художественных произведениях урбанизационно-промышленных и научно-технических преобразований, индустриальное развитие региона, в короткий срок превративших край в один из самых развитых районов СССР [5, с. 3-4]. Горький A.M. писал: «в Мурманске особенно хорошо чувствуешь широту размаха государственного строительства», художникам необходимо показать преобразования природы, контраст между старым и новым на Кольском полуострове [4, с. 240-250].

Рис. 3. Решетников Ф.Л. «Гибель «Челюскина»» (1934, ГХМ)

C целью популяризации социалистических строек, Совнаркомом РСФСР, Наркомпросом, а также Всекохудожником и МОССХ в экспедиции на советский Север активно привлекалась творческая интеллигенция. В соответствии с правительственным планом на Север был командирован художник М.Л. Гурееич, который посетил места основного строительства, участвовал в исследовательских экспедициях, где создал многочисленные морские и индустриальные пейзажи [7, с. 19]. Фундаментальные социокультурные преобразования края запечатлевали художники А.И. Игумнов и В.Г. Тягуное. В различных научно-исследовательских экспедициях, с целью показать научное освоение региона и труд исследователей Севера, работали художники -Ф.Л. Решетников, A.A. Меркулов я другие (рис. 3).

Таким образом, до середины XX века художественно-изобразительная деятельность, а в ряде случаев научно-исследовательская и общественная

работа художников непосредственно или опосредованно способствовала развитию Русского Севера. В настоящее время он традиционно остается привлекательным для живописцев и графиков из разных регионов страны. Однако, вследствие снижения интереса к северным территориям страны, отсутствия государственной финансовой поддержки, главным образом госзаказов, интенсификации коммуникационных процессов, активного развития средств массовой информации и ряда других факторов роль художников в социокультурном развитии Русского Севера значительно снизилась.

Список литературы:

1. Алленов М.М. Русское искусство XVIII - начала XX века. - М.: Трилистник, 2000. - 320 с.

2. Борисов Н.П. Художник вечных льдов. Л., 1983

3. Васильева Е.В. Художественная культура Русской Лапландии конца XIX-XX веков (источниковедческий и историографический аспекты): дисс. ... канд. культурологии. - СПб. 2000.

4. Горький A.M. На краю земли // Полное собрание сочинений: в 25 т. Т. 20. - М.: Наука, 1974.

5. Каталог к выставке «Советская Арктика. Советский север». - М., 1935.

6. Молева Н.М. Константин Коровин: жизнь и творчество, письма, документы, воспоминания / Сост., автор монограф. очерка Н.М. Молева. -М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1963. - 563 с.

7. Скворцов A.M. Художники на Севере // Каталог к выставке «По Советскому Северу». - М., 1933.

8. Шабалина О.В. Художник Пинегин // Живая Арктика: альманах. -Мурманск: МИПП «Север». - 2000. - № 1.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ПРОТИВОСТОЯНИЕ СУБКУЛЬТУР В ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ РУССКОЙ МУЗЫКИ1

© Щербакова А.И.*

Российский государственный социальный университет, г. Москва

Статья посвящена изучению процесса становления отечественной музыкальной культуры. В работе представлен системный анализ русской музыки как саморазвивающейся системы, преодолевающей в

1 Работа выполнена в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной

России» на 2009-2013 гг. г/к №П 735 от 12.08.2009.

* Заведующий кафедрой Социологии и философии культуры, доктор педагогических наук, профессор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.