требует формирования сильной личности для постоянного проявления положительных эмоций и уверенность в том, что ребенок находится в руках хорошего тренера.
“Идеальные родители” отдают своих детей, полностью доверяя профессионализму тренера и периодически проявляя заинтересованность ходом тренировок. Они спрашивают тренера, что необходимо от них, чтобы поддерживать этот процесс.
“Уважаемые родители " должны помнить о том, что ребенка надо готовить не только к успехам, но и к неудачам. В мире нет ни одного спортсмена, у которого не было бы неудач. Ребенок всегда психологически хуже подготовлен к поражениям. Поэтому нужно говорить ему: “Не волнуйся, главное - это твое самосовершенствование, неудача -это необходимая случайность”. Ни один великий спортсмен не стал бы великим, если бы у него не было поражений.
Обязанность родителей дать возможность тренеру спокойно, не спеша делать свою работу, терпеливо готовиться к успехам и неудачам своих детей, любить и уважать их, поддерживать в тяжелые минуты неудач и разочарований, быть надеждой и опорой как в жизни, так и в выбранной любимой игре - теннисе.
Выводы.
Подготовка спортсменов высокого класса -кропотливый и продолжительный процесс, в котором нет места мелочам. Поэтому особую актуальность приобретают вопросы формирования личностных качеств будущего чемпиона, особенно на этапах начальной спортивной подготовки, на котором особое значение имеет отношение родителей к формам двигательной активности вообще и к теннису в частности. Иногда чрезмерное пристальное внимание родителей к тренировкам детей снижает их активность, а в будущем и не позволяет им формировать “реакции преодоления” при возникновении сложных ситуаций. Такие реакции формирует спортивная тренировка с переносом их на жизненные ситуации. Потому только синергетическое взаимодействие тренера, родителей и спортсмена позволяет воспитывать характер будущих чемпионов.
Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем формирования личности спортсмена.
Литература
1. Маслоу А. Мотивация и личность. - Евразия, 1999. - 479 с.
2. Рыбковский А.Г, Светова А.О. Организация управления в спортивной тренировке: Монография. - Донецк, “Друк-Инфо”, 2007. - 418 с.
3. Сигал Н.С. Влияние типологических свойств нервной системы, темперамента и личностных особенностей на саморегуляцию психических состояний футболистов //Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту /зб.наук.праць за редакцією проф. Єрмакова С.С. - Харків: ХДАДМ (ХХПІ), 2006. -№7. - С. 109-112.
4. Смоляр И.И. Личностный аспект лидерства в мужских и женских спортивных командах //Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту
/зб.наук.праць за редакцією проф. Єрмакова С.С. - Харків: ХДАДМ (ХХПІ), 2006. - №6. - С. 106-108.
5. Шевандрин А.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 512 с.
Поступила в редакцию 10.03.2007г.
РОЛЬ ХОРЕОГРАФИИ В ПОДГОТОВКЕ АКРОБАТОВ, ПРЫГУНОВ НА АКРОБАТИЧЕСКОЙ ДОРОЖКЕ
Серебрянская Э.А.
Харьковская государственная академия физической культуры
Аннотация. Проведено анкетирование тренеров по вопросам хореографической подготовки в спортивной акробатике. Рассмотрена взаимосвязь хореографической подготовки акробатов-прыгунов с другими видами подготовок. Получены большие разногласия в ответах тренеров. Выявлены приоритетные направлениями в занятиях по хореографии: развитие активной гибкости, разнообразные прыжковые упражнения, упражнения во вращении, воспитание выразительности движений. Ключевые слова: хореографическая подготовка, спортивная акробатика, акробаты-прыгуны.
Анотація. Серебрянська Е. О. Роль хореографії у підготовці акробатів-стрибунів на акробатичній доріжці. Проведено анкетування тренерів з питань хореографічної підготовки в спортивній акробатиці. Розглянуто взаємозв’язок хореографічної підготовки акробатів-стри-бунів з іншими видами підготовки. Виникли значні розбіжності у відповідях тренерів щодо використання засобів хореографії. Виявлені прорітетні напрямки під час занять з хореографії: розвиток активної гнучкості, різноманітні стрибкові вправи, вправи з ротації, удосконалення виразності рухів.
Ключові слова: хореографічна підготовка, спортивна акробатика, акробати-стрибуни.
Annotation. Serebrynskaya E. A. The role of choreography in training of ground-tumblers on acrobatic track. Completed mere is question airing of coaches upon questions of choreographic training in sports acrobatics. Interconnection of ground-tumblers choreographic training is investigated with other kinds of preparations. We obtained disparities in the coaches’ answers in the application of means of choreography. Revealed are the priority trends in choreography studies: development of active flexibility, various ground tumbling, rotation exercises, teaching of expressiveness of movements.
Key words: choreographic training, sports acrobatics, acrobats-jumpers.
Введение.
Развитие спортивных видов гимнастики происходит по пути дальнейшего усложнения элементов и комбинаций, качества их исполнения и артистизма. Уровень артистизма в исполнении акробатом соревновательного упражнения определяется эстетической оценкой судьями и зрителями индивидуальности спортсмена [1].
В движениях и ритме прыжковой акробатики, свидетельствующих о совершенном владении спортсменом пространством и временем, предоставляются огромные возможности зрителям для созерцания и наслаждения разнообразных эстетических ценностей.
Безусловно, на современном уровне развития спортивной акробатики шлифуется и совершен-
ствуется техническая подготовка спортсменов. Однако в спортивной акробатике хореография входит в раздел технической подготовки [6]. В подготовке спортсменов велика роль хореографии, являющейся сложившейся системой, созданной в результате громадного профессионального труда многих поколений людей, стремившихся добиться наибольшей выразительности движений человеческого тела [8].
Использовать средства хореографии в гимнастических видах спорта начали давно. В истории формирования художественной гимнастики как вида спорта иногда наблюдалось излишнее увлечение балетным искусством, образностью исполнения. Несомненно, наличие спортивной акробатики в цирковом шоу [7].
Тенденция к сближению спорта и искусства является характерной особенностью нашего времени, однако, хореографическая подготовка в спортивной акробатике является частью учебно-тренировочного процесса и должна гармонично сочетаться с другими видами подготовки [2].
Работа выполнена по плану НИР Харьковской государственной академии физической культуры.
Формулирование целей работы.
Цель исследования - определить основные направления в применении средств хореографии в учебно-тренировочном процессе с акробатами, прыгунами на акробатической дорожке.
Задачи исследования.
1. Изучить использование хореографических средств в спортивной акробатике (по материалам анкетирования тренеров).
2. Рассмотреть взаимосвязь хореографической подготовки акробатов-прыгунов с другими видами подготовки.
3. Определить наиболее значимые факторы в хореографической подготовке акробатов-прыгунов (юношей) на этапе специализированной базовой подготовки.
Результаты исследований.
Было проведено анкетирование и беседы с десятью тренерами и хореографами, работающими в ДЮСШ по спортивной акробатике г. Харькова. Все тренеры применяют в своем тренировоч -ном процессе уроки по хореографии. В половине случаев уроки по хореографии проводят сами тренеры, так как в настоящее время существует проблема текучести кадров хореографов в спортивных школах по акробатике.
Подавляющее большинство респондентов (80%) уроки по хореографии применяют регулярно в течение всего учебного года. На вопрос об использовании средств хореографии в различные годичные периоды, ответы были противоречивыми, от 10% до 50% от общего тренировочного времени. Более единодушные мнения оказались по переходному периоду, в данном периоде половина из опрошенных уделяет хореографии 30% от общего тренировочного времени.
Большинство тренеров - хореографов при-
меняют в хореографической подготовке средства классического и современного танцев, также используются элементы народного танца и в редких случаях средства спортивного бального танца. Все опрошенные применяют на уроках по хореографии музыкальное сопровождение.
Рейтинговые оценки разделам урока по хореографии тренеры - хореографы расставили следующим образом: большинство первых мест было отдано прыжкам и упражнениям у опоры; вторые и третьи места были отданы упражнениям на середине и вращениям; партерным упражнениям большинство респондентов присвоили пятое место, но два человека поставили этот раздел работы на первое место.
Для определения взаимосвязи хореографической подготовки с другими видами подготовки акробатов был проведен корреляционный анализ по 29 контролируемым параметрам, включающим в себя тесты по специальной физической подготовке, технической подготовке и хореографии [4]. В результате проведенного анализа выявилось, что показатели хореографической подготовленности акроба-тов-прыгунов имеют 13 тесных корреляционных связей с показателями специальной силовой подготовки: количеством поднимания в висе прямых ног до касания за головой; сгибанием, разгибанием рук в упоре лежа и подтягиванием на турнике (г>0,7). Выявлена тесная корреляционная связь с технической подготовкой, трудностью первого соревновательного упражнения (г>0,7).
Самым информативным из хореографических тестов оказался трамплинный прыжок, у которого 10 тесных корреляционных связей, одна с труд -ностью за первое соревновательное упражнение, три с силовыми тестами и шесть внутри группы хореографических тестов.
С показателями силовой подготовки имеют тесные корреляционные связи (г>0,7) хореографические тесты, определяющие силу мышц ног, активную гибкость в тазобедренном и голеностопном суставе, качество выполнения хореографических прыжков.
Среднестатистические показатели тестирования акробатов по хореографии имеют 6 значимых корреляционных связей со специальной силовой подготовкой: количеством сгибаний, разгибаний рук в упоре лежа; подтягиванием на турнике (от г-0,6 до г-0,69), а также значимую корреляционную связь с высотой выпрыгивания вверх (г-0,67).
С технической трудностью первого «гладкого» соревновательного упражнения показатели хореографической подготовленности имеют 5 значимых корреляционных связи (от г-0,6 до г-0,69). С технической трудностью второго соревновательного упражнения, включающего в себя два обязательных винтовых сальто, показатели хореографической подготовленности имеют 3 значимых корреляционных связи (от г-0,63 до г-0,64). Всего 8 средних корреляционных взаимосвязей (от г-0,6 до г-0,69) хореографической и технической подготовки
Таблица 1.
Факторная структура спортивной подготовки акробатов-прыгунов
№ Т есты Факторы
1 2 3
1 Рост -0,072835 0,116682 -0,873906
2 Вес 0,253435 0,745656 0,008859
3 Поднимание прямых ног в висе до касания 0,834834 -0,255875 -0,113977
4 Подтягивание на перекладине 0,944923 0,169669 0,86140
5 Прыжок вверх 0,412240 -0,213560 -0,753535
6 Продольный шпагат правой -0,290584 0,862633 0,076138
7 Поперечный шпагат 0,429149 -0,579437 0,264997
8 Г имнастический мост -0,594051 -0,672902 -0,142901
9 1-ое соревновательное упражнение, трудность 0,834473 0,106763 -0,026928
10 2-ое соревновательное упражнение, трудность 0,739505 0,157851 0,016636
11 Отведение, приведение ноги лицом к опоре (battement tendu лицом к опоре) 0,770915 -0,302480 -0,407651
12 Присед (plié) 0,525368 -0,269874 0,202335
13 Присед (plié) с ногой на опоре 0,870121 -0,286146 0,273926
14 Трамплинные прыжки 0,946345 -0,144535 0,201855
15 Из положения ноги вместе прыжок ноги врозь с поворотом на 360° (pas échappé с поворотом на 360° 0,851893 -0,201539 0,118466
16 Прыжок шагом в повороте на 360° (jeté en tournant) 0,923604 -0,056374 0,274671
17 Вращение на двух с продвижением (chené) 0,645269 0,119369 -0,118803
18 Удержание ноги выше 90?(adagio) у опоры 0,450285 -0,644178 -0,245507
19 Теппинг тест 0,182013 0,293851 -0,623221
20 Общий вклад в дисперсию % 44,46 16,34 12,23
акробатов-прыгунов определяются качеством выполнения прыжковых заданий на уроках хореографии, вращением на двух ногах с продвижением и уровнем развития активной гибкости.
Для выявления ведущих факторов в подготовке акробатов был проведен факторный анализ контролируемых показателей [3]. В результате факторизации матрицы корреляций 19 показателей тестирования акробатов выделено три статистически независимых фактора, суммарный вклад данных факторов к обобщенной дисперсии выборки составил 73%, первая группа факторов составила 44%, вторая -16%, третья - 12% (табл. 1).
В первый фактор вошли тестовые показатели, определяющие силовую подготовку акробатов, наличие гимнастического стиля, бонусных элементов в технической подготовке, уровень развития активной гибкости, силы ног и качество выполнения «трамплинных» прыжков и прыжков в повороте.
Во второй фактор вошли тесты, определяющие мышечную массу спортсменов и пассивную гиб-
кость. Третий фактор показал значимость для акробатов - прыгунов результата прыжка вверх и роста.
На занятиях по хореографии с акробатами, прыгунами на акробатической дорожке необходимо отрабатывать различные прыжковые задания: трамплинные прыжки, прыжки на двух ногах, на одной, на месте, в продвижении, в повороте, а также способствовать увеличению высоты прыжка. На уроках по хореографии необходимо развивать силу мышц ног, силу мышц стопы, включать упражнения на развитие активной и пассивной гибкости.
Выводы.
1. В настоящее время существует проблема текучести кадров тренеров - хореографов по спортивной акробатике. На вопросы анкеты, касающиеся процентного соотношения тренировочного времени, отводимого на хореографическую подготовку, а также применяемых средств и методов, получены большие разногласия в ответах тренеров.
2. Хореографическая подготовка акробатов-прыгунов взаимосвязана со специальной силовой
подготовкой, 13 тесных корреляционных связей, также с технической трудностью первого «гладкого» упражнения (r>0,7). На уровне значимых корреляционных связей (от r-0,6 до r-0,69) на техническую подготовку имеет влияние качество выполнения прыжковых заданий на уроках хореографии, вращение на двух ногах с продвижением и уровень развития активной гибкости.
3. Хореографические показатели акробатов имеют недостаточно прямой связи с показателями технического мастерства, но связаны с ними опосредованно через специальную двигательную и физическую подготовленность.
4. В хореографической подготовке с юношами, акробатами-прыгунами приоритетными направлениями являются развитие активной гибкости, разнообразные прыжковые упражнения, упражнения во вращении и воспитание выразительности движений.
Дальнейшие исследования в данном направлении предполагают изучение особенностей хореографической подготовки в других видах спортивной акробатики.
Литература
1. Компоненты структуры технической подготовки акробатов / Садовски Е., Болобан В., Масталеж А., Нижниковс-ки Т. // Теория и практика физ. культуры. - 2003. - N 9. - С. 19-23.
2. Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 176 с.
3. Литовко Т.В. Факторная структура соревновательной деятельности в художественной гимнастике // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту / Зб. наук. пр. під ред. Єрмакова С.С.-Харків:ХХПІ, 1998. - №4. - С.20-22.
4. Методика оценки специальной физической подготовленности акробаток-прыгуний высокой квалификации / Пи-люк Н.Н., Кобзарь Л.В. // Теория и практика физ. культуры. - 1997. - N 3. - С. 15-18.
5. Скакун В.А. Акробатические прыжки. - Ставрополь: Кн. изд-во, 1990.- 222с.
6. Спортивна акробатика: Навчальна програма ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ.-К.: Республік.науково-метод .кабінет Держ.ком .молод. політики, спорту і туризму України, 2000.
- 72с.
7. Столяров В.И. Спорт и искусство: сходство, различие, пути интеграции // Спорт, духовные ценности, культура. Выпуск пятый. Спорт, эстетика, искусство: Сборник. / Со-ст.и ред.: В.В. Кузин, В.И. Столяров, Н.Н. Чесноков. - М.: Гуманитарный центр «СпАрт» РГАФК, 1997. - 264с.
8. Шипилина И. А. Хореография в спорте. / Серия «Образовательные технологии в массовом и олимпийском спорте»
- Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 224с.
Поступила в редакцию 09.04.2007г.
CULTURAL - MORAL VALUES IN SPORTS
Dodo Tkebuchava Georgian State Academy of Physical Training and Sports
Annotation. Sports activity is a component of society cultural - development of process. At the same time it represents humanization and moral activity. At the same time it represents humanization and moral activity. Sports activity causes in the person: inflow creative and physical possibility, the forces, the certain feelings of pleasure fine, morally, healthy attitudes between people. Therefore sports are a component of process of cultural development of a
society and appeal as the moral. It is measure of activity, science a general cultural parameters are measured by moral criteria. Cultural-moral values transform sports the social kindness which purpose is protection of a society and its human perfection.
Keywords: cultural development of society, sport, humanity, moral.
Аннотация. Ткебухава Додо. Культурно-моральное значение спорта. Спортивная деятельность является составной частью процесса культурного развития общества. В то же время она представляет собой гуманную и моральную деятельность. Потребность спортивной деятельности вызывает в человеке: прилив созидательной и физической силы, определенные чувства удовольствия и наслаждения прекрасным, морально здоровые отношения между людьми. Поэтому спорт является составной частью процесса культурного развития обществ, которое предстает моральной деятельностью, поскольку, в общем культурные параметры измеряются моральными критериями. Культурно-моральные ценности превращают спорт в социальное добро, целью которого является защита общества и его гуманное совершенство.
Ключевые слова: культурное развитие общества, спорт, гуманность, мораль.
Анотація. Ткебухава Додо. Культурно-моральне значення спорту. Спортивна діяльність є складовою частиною процесу культурного розвитку суспільства. В той же час вона є гуманною і моральною діяльністю. Потреба спортивної діяльності викликає в людині: прилив творчої і фізичної сили, певні відчуття задоволення і насолода прекрасним, морально здорові відносини між людьми. Тому спорт є складовою частиною процесу культурного розвитку суспільств, яке предстає моральною діяльністю, оскільки, загалом культурні параметри вимірюються моральними критеріями. Культурно-моральні цінності перетворюють спорт на соціальне добро, метою якого є захист суспільства і його гуманна досконалість.
Ключові слова: культурний розвиток суспільства, спорт, гуманність, мораль.
Introduction.
The purpose of culture and morals is protection of all mankind and all humane, that enters into frame works of cultural development of all sphere of cultural-moral values and directions.
The person as conceiving essence, the creator in all spheres as to him is given to change reasonably the nature, to create new creations and masterpieces that promotes creation different one, from created by the person, the natural environment i.e. culture. With its consecutive display process of development. It covers everything, that is a result physical and spiritual activity of the person.
Results of researches.
Sports activity is a component of common cultural process as new reality; it is artificial created by the person. In appears as one of spheres of its cultural-public work. Its parameters are measured by moral creative since, since social requirements of sports activity of the person inevitably cause inflow creative and physical strengths, self- affirmation of the person, sensation experiences and pleasures.
Sports, as is known are a source of physical development and formation of force at the person.
All this further to be shown in the following