Научная статья на тему 'Роль гуманитарного образования в подготовке специалистов инженерно-технической сферы в условиях глобализации'

Роль гуманитарного образования в подготовке специалистов инженерно-технической сферы в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / СПЕЦИАЛИСТ / GLOBALIZATION / HUMANITARIAN EDUCATION / HIGH TECHNICAL EDUCATION / COMPETENCE / PERSONALITY / SPECIALIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусарова Мария Николаевна

В статье показано, что мировые процессы трансформации политической, идеологической, социально-экономической сфер общества на основе революционных достижений в техносфере требуют становления качественно новой системы инженерного образования, подготовки в технических вузах всесторонне развитых и высоко эрудированных специалистов.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

nternational processes of transformation of political, ideological, social and economic spheres of a society on the basis of revolutionary achievements in a techno sphere demand formation of qualitatively new system of engineering education.

Текст научной работы на тему «Роль гуманитарного образования в подготовке специалистов инженерно-технической сферы в условиях глобализации»

Экспертиза

Мария ГУСАРОВА

РОЛЬ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СФЕРЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

В статье показано, что мировые процессы трансформации политической, идеологической, социальноэкономической сфер общества на основе революционных достижений в техносфере требуют становления качественно новой системы инженерного образования, подготовки в технических вузах всесторонне развитых и высокоэрудированных специалистов.

International processes of transformation of political, ideological, social and economic spheres of a society on the basis of revolutionary achievements in a technosphere demand formation of qualitatively new system of engineering education.

Ключевые слова:

глобализация, гуманитарное образование, высшее техническое образование, компетентность, личность, специалист; globalization, humanitarian education, high technical education, competence, personality, specialist.

Последние десятилетия ХХ — начало XXI в. многие учёные и эксперты называют «кризисной» и «переходной» эпохой, констатируя слом прежних тенденций в целом ряде сфер и обращая внимание на то, что процессы глобализации остановить невозможно. Глобализацию можно определить как возрастание роли внешних факторов (экономических, социальных и культурных) в воспроизводстве всех стран — участниц этого процесса, формирование единого мирового рынка (рынков) без национальных барьеров и создание единых юридических условий для всех стран. Процесс глобализации состоит из трёх взаимосвязанных компонентов — нового международного разделения труда, международного производства и политических отношений.

Сторонники глобализации рассматривают её как широкий, многоплановый процесс, захватывающий все стороны жизни человеческого общества. Глобализация — это своего рода «новая капиталистическая экономика», где информация, знания и информационные технологии являются главными источниками роста производительности и конкурентоспособности. Эта новая экономика организуется преимущественно через сетевую структуру менеджмента, производства и распределения, а не отдельных фирм, как раньше; и она является глобальной.

Сторонники иной точки зрения указывают на то, что процессы глобализации, находясь в начальной стадии своего развития, уже привели к вполне конкретным и ощутимым негативным последствиям: обозначился огромный разрыв в уровнях развития различных государств; на мировой арене появились новые самостоятельные «игроки» — транснациональные структуры, собственные корпоративные интересы которых далеко не всегда совпадают с интересами государств. Значительная разница в уровне жизни и возможностях постиндустриальных и индустриальных стран, внутренние конфликты, нищета порождают мощные миграционные потоки из бедных стран в богатые и благополучные, увеличение сепаратистских настроений и рост количества внутренних конфликтов. Нынешний кризис мировой хозяйственной системы — тоже следствие новых тенденций в развитии современного общества.

Абстрагируясь от полярных подходов к оценке новых тенденций мирового развития, невозможно не признать, что маховик глоба-

ГУСАРОВА Мария Николаевна — к.и.н, доцент кафедры истории Московского государственного университета приборостроения и автоматики

лизации уже раскручен и остановить его невозможно. В этом мире надо научиться жить и играть по его правилам, в том числе это относится и к образованию.

Глобализация и революция в информационных и коммуникационных технологиях диктуют необходимость становления новой мировой образовательной системы. Всеобщий вектор экономического развития XXI в. — «интеллектуализация машин» и «дематериализация» труда представляют квалификацию недостаточным критерием при проектировании результатов высшего образования. Дробление производственных функций замещается их целостным, системным «предъявлением». Взаимозаменяемость работников в нарастающей мере уступает персонализации задач.

Суть новой парадигмы образования — ориентация на развитие личности, её творческих способностей, введение гибких и проектных форм обучения, увеличение доли в объёме часов на индивидуальные формы подготовки, обеспечение индивидуальных траекторий обучения студентов. Современные высшие учебные заведения должны готовить специалистов, чьи навыки при нынешних темпах научно-технологической динамики могли бы быть востребованы на рынке и не устарели бы сразу после окончания вуза.

Выпускники высшей технической школы играют всё возрастающую роль в динамике современного общества. Они не только используют продукты техносферы, но и непосредственно творят искусственную среду обитания людей. Их социокультурная компетентность, способность к творческой деятельности (от чего, безусловно, зависят негативные или позитивные доминанты в функционировании технических новшеств), эстетическое отношение к миру во многом формируются в ходе изучения гуманитарных дисциплин. Оценка техники с позиций гуманитарных, ценностных норм становится неотъемлемым компонентом инженерной деятельности, является междисциплинарной задачей, требует подготовки специалистов широкого профиля, обладающих не только научно-техническими и естественнонаучными, но и социально-гуманитарными знаниями. Поэтому гуманитарные и социально-экономические дисциплины должны давать студентам методы решения инженерных задач во взаимосвязи с эко-

номическими, правовыми, управленческими, экологическими, социальными, психологическими и другими аспектами их будущей профессиональной деятельности. Современный специалист должен обладать широким спектром знаний, способностью к мультидисциплинарной деятельности и экспертизе; постоянно приобретать новые знания и компетенции.

В формирующейся постиндустриальной цивилизации отношения человек — человек представляют реальную основу, которая обусловливает интерес к современному знанию и современному образованию. В этой связи гуманитарное образование — это та сфера образования, которая поддерживает процессы личностного становления. История, философия, культурология, социология, психология и другие дисциплины обеспечивают образование, которое транслирует ценностный мир; образование, в котором человек выступает не как средство, а как цель. Жизненные ценности, мотивация, владение социальными, экономическими, политическими, социокультурными нормами, выходящими за пределы профессионально необходимых, формируются именно этими предметами. Без гуманитарных дисциплин (в системе не только высшего, но и среднего образования) невозможно формирование гражданского самосознания, основанного на чувстве исторической и культурной общности. А процесс глобализации чреват конфликтами цивилизационного характера, преодоление и предупреждение которых напрямую связано с пониманием, глубоким осмыслением культуры и ментальности разных стран и народов, воспитанием культурной, религиозной и этнической терпимости.

Гуманитарные дисциплины в системе высшего технического образования, помимо трансляции обязательных для усвоения и принятия системы ценностей и текстов, ориентируют будущего специали-ста-инженера на дальнейшее развитие своей личности и на выработку навыков, полезных для профессиональной работы. Именно гуманитарная составляющая в образовании наилучшим образом формирует у студента гибкость и адаптивность в решении различных вопросов, выходя -щих за рамки узкоспециальной подготовки, навыки критического мышления, способность отстраняться от изучаемого материала, подходить к нему с разных точек

зрения. Активизируется не только логическое, но интуитивное, творческое начало человека, расширяется сфера эстетического отношения к миру, осуществляется гармонизация личности.

В начале ХХ в. П.К. Энгельмейер писал: «Инженеры часто и справедливо жалуются на то, что другие сферы не хотят признавать за ними то важное значение, которое должно по праву принадлежать инженеру .. Но готовы ли сами инженеры для такой работы? .Возникает задача перед самими инженерами: внутри собственной среды повысить умственное развитие и проникнуться на основании исторических и социологических данных всею важностью своей профессии в современном государстве»1.

Работник информационно-технической сферы должен уметь не только комбинировать решения проблем на основе известных решений и подходов, но и предлагать что-то радикально новое. Анализ отечественного и мирового опыта теории и практики ком-петентностного подхода позволил автору выделить следующий перечень компетенций, который формируют дисциплины цикла ГСЭ в процессе подготовки бакалавра в области техники и технологии (представленный перечень далеко не полный).

1. Универсальные:

общенаучные (ОНК):

— быть способным с научных позиций оценивать общественные и природные процессы, воспринимать мировые, глоба-листические тенденции развития человечества и экологические проблемы развития цивилизации; следовать гуманистическим традициям и ценностям;

— понимать место своей профессии в общей структуре научного знания и жизни общества;

— владеть культурой мышления, знанием его общих законов, способностью в письменной и устной речи правильно (логически) оформить его результаты;

— владеть методами анализа и прогнозирования социально-экономических, технологических и культурных последствий технических решений в профессиональной сфере;

инструментальные (ИК):

— обладать способностью получать информацию и обмениваться ею с помощью

1 Энгельмейер П.К. Задачи философии техники // Бюллетени политехнического общества, 1913, №2, стр.113.

современных способов коммуникации (Интернет, государственный и иностранный языки);

— понимать логику рассуждений и владеть навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики;

— обладать способностью анализировать идеи и генерировать их;

— быть способным к презентации и защите проектов инженерной деятельности;

социально-личностные и общекультурные (СЛК):

— быть способным к социальному взаимодействию: с обществом, коллективом, семьей, друзьями, партнёрами; к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к социальной мобильности; профессиональной адаптации в коллективе;

— быть способным к самостоятельному профессиональному росту и всестороннему развитию личности;

— уважать и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия;

— быть способным к критическому восприятию информации («критическому мышлению»), её анализу и синтезу;

— обладать социальной ориентированностью профессионального мышления;

— знать профессиональные культурные нормы и правила; принимать социальнокультурные и этические обязательства.

2. Профессиональные :

— владеть навыками практического использования знаний в области экономики, менеджмента, психологии, управления персоналом, объективно оценивать проблемы развития и находить эффективные варианты их разрешения; формировать социально-психологическую атмосферу в организации, влиять на неё, используя формальные и неформальные методы управления;

— быть способным предсказывать социальные последствия реализации технических и естественнонаучных проектов;

— владеть навыком проведения комплексного инженерного исследования, включая поиск необходимой информации, эксперимент, анализ и интерпретацию данных с применением базовых и специальных знаний и современных методов для достижения требуемых результатов;

— владеть навыками делопроизводства, составления служебной, кадровой, отчёт-

ной и финансовой документации; способностью, опираясь на правовые знания, составлять трудовые договора, нормативные и другие документы.

Образование в современном мире является одним из главных источников экономического роста, политического и социального развития. Болонская декларация позиционирует высшее образование как средоточие нового европейского общества, основанного на знаниях. Такому обществу нужны не только высокие стандарты образования, но качественные специалисты, которые способны осваивать в течение всей жизни колоссальный массив новых сведений, работать с пакетами современных технологий в изменяющихся внешних условиях. Современный высококвалифицированный специалист инженерно-технической сферы также должен обладать социальными навыками, а именно: способностями к автономному принятию решений, готовностью к ответственной работе, уверенностью в себе, то-

лерантностью к идеям других. Современная парадигма образования, по мнению ряда исследователей, должна заключаться в выработке новых отраслей знаний и создании новых учебных дисциплин, дающих не только знание, но и понимание смыслов; в расширении предметности и ме-тодологичности обучения (которое сегодня сводится к овладению определённой суммой знаний, навыков и умений за счёт прибавления к этим целям обучение пониманию). В контексте таких условий и требований именно гуманитаризация высшего образования способна обеспечить многостороннюю индивидуальность выпускника. Структура, содержание и практика преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин много-вариантна и должна определяться на основе объективного анализа реального вклада этих наук в становление личности и формирование профессионально необходимых знаний, умений и навыков специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.