Научная статья на тему 'Роль гражданского общества в обеспечении военной безопасности Российской Федерации'

Роль гражданского общества в обеспечении военной безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2622
372
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВА / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / АРМИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ВОЕННО-ГРАЖДАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ГРАЖДАНСКИЙ КОНТРОЛЬ НАД ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ: ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / ПРЕСТИЖ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ОФИЦЕРОВ / ИНЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / ПРЕДПРИЯТИЯ / ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА / STRATEGY OF NATIONAL SAFETY / MILITARY SAFETY / MILITARY ORGANIZATION OF THE STATE / ARMED FORCES / ARMY / CIVIL SOCIETY / MILITARY-CIVIL RELATIONS / CIVIL CONTROL OVER ARMED FORCES / MILITARY MEN / PRESTIGE OF MILITARY SERVICE / THE SOCIAL STATUS OF OFFICERS / OTHER MILITARY MEN / ENTERPRISES AND ORGANIZATIONS OF AN DEFENSIVE-INDUSTRIAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Хмелевский Сергей Владимирович

Статья посвящена исследованию взаимосвязи, взаимодействию и взаимовлиянию военной организации государства, вооруженных сил (армии) как ее базового компонента и институтов гражданского общества в обеспечении военной и национальной безопасности, анализу наиболее актуальных проблем функционирования и развития системы военно-гражданских отношений в современной России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of a civil society in maintenance of military safety of the Russian Federation

Article is devoted research of the interrelation, interaction and interference of the military organization of the state, armed forces /army/ as its base component and institutes of a civil society in maintenance of military and national safety, to the analysis of the most actual problems of functioning and development of system of military-civil relations in modern Russia.

Текст научной работы на тему «Роль гражданского общества в обеспечении военной безопасности Российской Федерации»

5.2. РОЛЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Хмелевский Сергей Владимирович, кандидат философских наук, доцент, капитан 1-го ранга запаса

Аннотация: Статья посвящена исследованию взаимосвязи, взаимодействию и взаимовлиянию военной организации государства, вооруженных сил (армии) как ее базового компонента и институтов гражданского общества в обеспечении военной и национальной безопасности, анализу наиболее актуальных проблем функционирования и развития системы военно-гражданских отношений в современной России.

Ключевые слова: стратегия национальной безопасности; национальная безопасность; военная безопасность; военная организация государства; вооруженные силы, армия; гражданское общество; военно-гражданские отношения; гражданский контроль над вооруженными силами: военнослужащие; престиж военной службы; социальный статус офицеров, иных военнослужащих; предприятия, организации оборонно-промышленного комплекса.

ROLE OF A CIVIL SOCIETY IN MAINTENANCE OF MILITARY SAFETY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Khmelevsky Sergey Vladimirovich, the candidate of philosophical sciences, senior lecturer, the captain of the first rank of a stock.

Annotation: Article is devoted research of the interrelation, interaction and interference of the military organization of the state, armed forces /army/ as its base component and institutes of a civil society in maintenance of military and national safety, to the analysis of the most actual problems of functioning and development of system of military-civil relations in modern Russia.

Keywords: strategy of national safety; national safety; military safety; military organization of the state; armed forces, army; civil society; military-civil relations; civil control over armed forces; military men; prestige of military service; the social status of officers, other military men; enterprises and organizations of an defensive-industrial complex.

В Стратегии НБ РФ-2020 сказано, что военная безопасность Российской Федерации обеспечивается путем развития и совершенствования военной организации государства и оборонного потенциала, выделения на эти цели достаточного объема финансовых, материальных и иных ресурсов. Главной задачей укрепления национальной обороны в среднесрочной перспективе является переход к качественно новому облику Вооруженных Сил (ВС) России. Для этого уточняется система их комплектования, включая подготовку личного состава и развитие необходимой инфраструктуры, отрабатываются оптимальные механизмы нахождения в резерве, поднимается престиж военной службы и статус офицерского состава, обеспечивается выполнение государственных программ и заказов на разработку, создание и модернизацию вооружения, военной и специальной техники (пп.28, 32)1.

Что касается роли гражданского общества в обеспечении военной безопасности, ее (роль) Стратегия НБ РФ-2020 не особо выделяет и не раскрывает. Но это не значит, что ее нет2. В науке эту роль традиционно рассматривают сквозь призму военно-гражданских отношений. Отличаясь разнообразием форм и спецификой проявления, указанные отношения в каждой стране складываются с учетом ее истории, развитости демократии, институтов гражданского общества и прочих факторов.

В литературе военно-гражданские отношения трактуются в узком и широком смыслах. В узком смысле эти отношения предстают как взаимосвязь военной организации государства и институтов гражданского общества и ее (взаимосвязи) проявление в качестве особых общественных

отношений3. В широком смысле военно-гражданские отношения охватывают взаимосвязи между военной организацией государства и гражданским обществом плюс взаимодействия между «силовой» и «не силовой» частями государственного аппарата, а также военной, политической, экономической, научной и иными элитами страны4.

Государству, точнее - правящей элите принадлежит ведущая роль в создании военной организации страны и, прежде всего, ее основы - национальных вооруженных сил - наиболее консервативного института государства. Осознавая это, всякий новый политический режим начинает укрепляться с преобразований армии, вполне обоснованно опасаясь ее выступления в защиту прежнего политического режима. Например, первым указом Временного правительства России в феврале 1917 г. стал указ, касающийся армии, в соответствии с которым были отменены чинопочитание, суды военного трибунала, разрешена деятельность выборных солдатских и матросских комитетов и т.п. Этим указом Временное правительство, опасаясь ее выступления в защиту монархии, фактически развалило царскую армию и во многом способствовало последующему приходу к власти большевиков.

Аналогии прослеживаются и в период капиталистических преобразований в России в конце 1980-х - 1990-х годах. В отличие от большевиков, которые имели реальную вооруженную силу в виде отрядов Красной гвардии, а потому могли позволить себе распустить остатки разваленной Керенским царской армии и сразу начать формирование новой, Красной армии, либерал-демократы Советскую армию распустить не решились. Посредством

1 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента России от 12 мая 2009 г. №537 (действующая редакция) //КонсультантПлюс. - 2011. - 20 мая.

2 Чугунов В.М. Военная безопасность России как качественное

состояние государства //Армия и общество. - 2000. - №1. - С.34.

См.: Бровко С.А. Военно-гражданские отношения: содержание, типология и особенности в России: Автореф. дис... канд. филос. наук. -М., 1997; Маслюк С.Г. Военно-гражданские отношения: проблемы развития в Российской Федерации //Армия и общество. - 1999. - №1.

4 См.: Савинкин А.Е. Гражданский контроль над вооруженными силами: специфика России //Гражданский контроль над

вооруженными силами. - М., 1999; Трикило Е.А. Военно-

гражданские отношения в условиях демократии: социальнофилософский анализ: Автореф. дис. канд. филос. наук. - М., 2002.

ангажированных СМИ населению было внушено, что причиной всех бедствий, постигших СССР накануне его развала, прежде всего, недостатка продовольственных и промышленных товаров массового потребления, являются значительные, ничем не обоснованные затраты Советского государства на содержание своей армии. Именно тогда между озлобленным народом и его армией пролегла широкая трещина. Военнослужащие стали буквально укрываться за оградами военных городков от гражданского населения. Офицерские погоны из предмета гордости превратились в символ недостойного уважения социального статуса их обладателя.

Вооруженные силы - это, в первую очередь, люди; их духовно-нравственные и иные качества закладываются именно институтами гражданского общества. Кроме того, сами вооруженные силы вписаны в конкретный социально-исторический контекст, который в немалой степени сформирован гражданским обществом.

В постсоветской России появились качественно новые социально-экономические устои социума и адекватные им ценностные ориентации. Мерилом жизненного успеха все чаще позиционируются доходы, иные показатели социального статуса олигархов и чиновников5. Ориентация на добывание денег любым путем стала доминировать над иными нравственными установками людей: «Россияне стали перенимать психологию

кочевых племен, живущих набегами на соседей. Теперь цель жизни: напасть, ограбить, утащить добычу к себе в нору. В норе сидят женщины. Ждут, когда им чего притащат. Ни о чем не спрашивают. Детей учат: "Не бери совочек, он чужой". Но сами безумно радуются и гордятся, если ребеночек отнимает чужие игрушки. Значит, жизнеспособный получился»6.

«Российское общество рассыпалось... "корпоративное" сознание работяг удручает. Показывают по ТВ станичника-молодца, который вкалывает на новых латифундистов из пришлых городских дельцов. Хозяйство прежнего колхоза разорено дотла, а наш молодец работает на комбайне "Джон Дир" и не нарадуется, не нахвалится на своих хозяев, которые платят сполна. Что ему за дело, что через плетень от его дома пожилая учительница, которая выучила его, считает копейку и живет впроголодь. Никому никого не жаль»7.

Наиболее значимый социально-экономический результат проведенных в постсоветской России капиталистических реформ - «поляризация доходов населения и социальный разлом общества, который фактически привел к возникновению "двух Россий" противостоящих и уходящих друг от друга по своему поведению, предпочтениям, ориентациям. Образовались два уровня жизни со своими доходами и денежными

5 Как точно подметил Д. Гранин: «Прошлые обстоятельства несравнимы с нынешним состоянием, когда своими окладами хвастаются, когда в газетах печатают, сколько миллиардов у Сидорова или Петрова или какую зарплату получают чиновники. Это считается показателем жизненного успеха. Соответственно, наши депутаты и министры полагают нормальным, если их помощник, секретарша получают больше любого профессора. Нестерпимо ощущение, что это узаконено, что это нормально, что все остальные, те, кто не приближен к власти, являются людьми второго сорта». Цит. по: Угрюмов В. Подайте богатому на скромность. Нельзя роскошь жизни мерить миллионами, считает писатель Даниил Гранин //Российская газета. - 2007. - 10 января.

6 Калинина Ю. Честная собственность //Московский комсомолец. - 2002. - 25 марта.

7 Попов В. Русский сон в «синем» тереме. «Тори», «виги» и «смерды» //Отечественные записки. - 2006. - 7 декабря. - С.9.

единицами, два потребительских рынка, отличающихся ценами и набором потребительских благ. Представители "двух Россий" плохо понимают друг друга. И это тем опаснее, что в "страну" богатых и очень богатых (включая "олигархов"), а также высокообеспеченных входит политическая элита. На противоположной стороне находится "страна" бедняков (включая "маргиналов"), доходы которых не достигают прожиточного минимума. Различия в уровне жизни "двух Россий", по экспертным оценкам, достигают 100 раз. Пропасть между богатыми и бедными озлобляет людей, возбуждает агрессивные настроения и в семье, и в обществе»8.

«Доход многих граждан России, включая врачей, учителей, ученых, военнослужащих, работников физического труда, является поистине нищенским. Человек, имеющий работу, но получающий зарплату, явно не соответствующую его квалификации, имеет все основания считать, что его основополагающие права нарушены»9.

Отвлекаемый от выполнения служебных обязанностей поисками средств к существованию, офицерский корпус стал меньше уделять внимания боевой подготовке и внутреннему порядку в частях и подразделениях. Власти почувствовали, что от плохо управляемых, морально подавленных Вооруженных Сил можно ожидать чего угодно. Для своей безопасности они перевели на складское хранение по возможности все, даже личное стрелковое оружие. Вследствие этого появилась нелегальная торговля оружием, боеприпасами, военным снаряжением, осуществляемая непосредственно в местах их хранения и утилизации. Многие нечистые на руку представители не только военной, но и политической, экономической элит страны на этом сказочно обогатились. Это стало основой «бизнеса на крови», в полной мере проявившего себя в период первой чеченской кампании10.

Одновременно с этим от безделья и бесконтрольности в казармах небывалым образом расцвели дедовщина11, воровство, пьянство,

8 Римашевская Н.М. Жизненный уровень населения как фактор национальной безопасности //Народонаселение как фактор национальной безопасности /Информационно-аналитическое управление Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. - М., 2000. - С.19.

9 Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В.Лукина за 2004-й год //Российская газета. - 2005. -

31 марта.

10 Убедительно по этому поводу высказался А.Хинштейн: «советского генерала Джохара Дудаева специально привезли в Грозный, чтобы его руками скинуть с престола тогдашнего правителя Чечни Доку Завгаева; позволили разогнать парламент, захватить жизненно важные объекты, сколотить мятежное ополчение. А оружие? Почти весь свой арсенал, из которого будет он потом убивать наших солдат и офицеров, Дудаев получил от России в подарок» //Хинштейн А. Ельцин. Кремль. История болезни. - М., 2006. - С.359-360.

11 Явление, которое в России называют «дедовщиной», было и есть также в армиях Великобритании, Германии, США, Франции, других развитых стран. Например, в Германии «на скамье подсудимых оказались более полутора десятков военнослужащих бундесвера, которые в 2004-м году в гарнизоне Кесфельда, земля Северный Рейн-Вестфалия, более чем 160-ти новобранцам устроили фиктивное попадание в заложники и наглядно продемонстрировали, чем это грозит. В ходе неоднократных "маневров" призывников попросту подвергали пыткам: завязывали глаза и в наручниках вывозили на грузовиках в расположение части, где в подвалах казармы инсценировали допросы с пристрастием. В ходе "дознания" солдат обливали холодной водой, пытали электротоком, избивали ногами, грозили расстрелом» //Ершов Ю. В Германии судят офицеров

наркомания, появились солдатские, матросские и курсантские банды, в том числе сформированные по национальному признаку12. Были также закрыты гауптвахты, отменена или резко сокращена

патрульная служба. Нарушителям воинской

дисциплины, как и другим антиобщественным элементам, так или иначе, оказавшимся в структурах Армии, предоставлены большие послабления. Офицеры, прапорщики, мичманы, которые еще

продолжают верой и правдой служить Родине, во многом утратили рычаги управления подчиненными.

По социальному составу Российская Армия стала в основном рабоче-крестьянской. У большинства

военнослужащих срочной службы, выходцев из провинциальной глубинки не оказалось нескольких десятков тысяч рублей, которые требуется для того, чтобы откупиться от призыва. С каждым годом призыв происходит все труднее и труднее: сказывается сложная демографическая ситуация в стране13, рост числа уклонистов и откупившихся от службы в Армии. По официальным данным, каждый 5-й призывник -дистрофик, каждый 10-15-й солдат, матрос

неграмотен14, но обучить их грамоте в условиях срочной военной службы не представляется возможным постольку, поскольку ее период

официально сокращен до одного года.

Если говорить о базисных признаках военногражданских отношений, существующих в развитом демократическом государстве, они сводятся к

следующим: наличие полноценного гражданского

общества, способного реально влиять на государство и контролировать его деятельность, в том числе и деятельность военной организации государства; жесткое ограничение политической деятельности военной

организации государства в целях недопущения превращения ее в самостоятельную политическую силу (это касается и политической деятельности военнослужащих); минимальное участие (или полное исключение) вооруженных сил, иных «силовых»

элементов военной организации государства из механизма принятия политических решений по военным вопросам; многосторонний политический и гражданский контроль над деятельностью вооруженных сил; военно-

бундесвера, которые издевались над новобранцами //Российская газета. - 2007. - 29 августа.

12 В Вооруженных Силах России «не прекращаются неуставные

отношения, постоянно поднимается вопрос: "Что делать с

дедовщиной?" В войска летят грозные приказы и директивы, инструкции и пособия по борьбе с этой заразой. Идут суды, оглашаются жесткие приговоры негодяям. А в Армии все хуже и хуже с неуставняком». Неуставные отношения были и в Советских Вооруженных Силах, но «сейчас дедовщина не та. Та, советская, была как-то человечнее, что ли. Да, били, да, деды заставляли за себя работать. Но про вымогание денег, про постановку на счетчик, про отнятые личные вещи, про опускание головой в унитаз - я такого не помню» //Баранец В. Зачем дневальному чугунная повязка? //Комсомольская правда. - 2011. - 24 мая.

13 По данным Всероссийской переписи населения, 14-25 октября 2010 г., население России к началу 2011-го года составило 142 млн. 905,2 тыс. чел., с 2002-го года сократившись на 2,2 млн. чел. (1,6%) из-за превышение числа умерших над числом родившихся на фоне миграционного прироста. Доля городского населения составила 73,7%. Имеет место значительное превышение численности женщин над численностью мужчин - 10 млн. 515 тыс. (соответственно, 76 млн. 700,2 тыс. и 66 млн. 205 тыс., или 53,7% и 46,3%). В сравнении с 2002-м годом это соотношение ухудшилось в связи с высокой преждевременной смертностью мужчин //Суринов А. Кем мы себя считаем. Росстат подвел итоги переписи населения //Российская газета. - 2011. - 28 марта.

14 Владимиров Д. Военных заставят читать букварь

//Российская газета. - 2006. - 7 февраля.

профессиональный принцип как основа комплектования вооруженных сил; автономность политического и военного профессионализма; правовое закрепление всех аспектов деятельности военной организации государства (выполнение ею и внешней, и внутренней функций).

Ситуацию, складывающуюся в современной Росси в сфере военно-гражданских отношений, нельзя трактовать однозначно, потому что эти отношения находятся в постоянной динамике, и зависят не только от публичной политики государства в военной и иных сферах, но и от активности формирующегося гражданского общества, личной позиции каждого гражданина.

Вместе с тем существует ряд негативных тенденций в современных военно-гражданских отношениях в России, которые, в конечном счете, негативно сказываются и на военной безопасности страны.

Во-первых, это снижение престижности военной службы. И, в первую очередь, как следствие тех негативных процессов, которые начались еще в период перестройки по дискредитации Вооруженных Сил, когда последние выступили объектом нападок, как наиболее консервативный институт, который необходимо срочно реформировать. Престижность воинского труда упала и в связи с материальной необеспеченностью львиной доли офицерского корпуса. Что касается призыва молодежи на срочную военную службу в Вооруженные Силы, то в обществе сформировалось устойчивое мнение, что идут служить только одни необеспеченные, те, чьи родители не смогли заплатить военкому или купить «липовую» медицинскую справку.

Во-вторых, это отсутствие действенного механизма контроля со стороны гражданского общества над реформированием Вооруженных Сил Российской

Федерации. Закрытость принимаемых публичновластных решений в этой сфере приводит подчас к субъективизму, значительным финансовым,

материально-техническим и кадровым потерям, наносит ущерб боеспособности Армии.

Влияние общественных организаций на решение тех или иных проблем в рассматриваемой области во многих случаях сводится к нулю. Несмотря на выступления ряда общественных деятелей, специалистов

неправительственных экспертных, иных общественных

организаций их предложения по реформированию Российских Вооруженных Сил не были услышаны соответствующими государственными структурами.

В-третьих, слабая защищенность законодательно закрепленных социально-экономических прав военнослужащих15. Это касается, прежде всего, обеспеченности военнослужащих жильем, выплаты всех причитающихся им по закону видов довольствия, качественного медицинского обслуживания.

Так, актуальной остается жилищная проблема офицеров, прапорщиков, мичманов, семьи которых находятся в очереди на получение жилья в среднем 910 лет. Отсутствие собственного жилья - главная причина неудовлетворенности условиями службы львиной доли военнослужащих. Выплачиваемая при

15 По словам заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора С.Фридинского, в одном лишь 2007-м году «восстановлены нарушенные права свыше 400 тысяч военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, членов их семей и иных граждан. По требованию прокуроров отменено 12 тысяч незаконных правовых актов командования». Цит. по: Куликов В. Генералы подсудной карьеры //Российская газета. - 2008. - 8 февраля.

этом компенсация за поднаем жилья заметно отстает от рыночной стоимости этой услуги.

Не улучшаются показатели состояния здоровья военнослужащих16. При этом средний возраст признанных негодными или ограниченно годными к военной службе неуклонно снижается. Далеко не все военнослужащие и члены их семей имеют возможность пользоваться ведомственными лечебно-профилактическими,

санаторно-курортными учреждениями, так как их количество обеспечивает лечение и отдых менее 65% от числа нуждающихся по медицинским показаниям.

В итоге, образовался и постоянно увеличивается разрыв между официально декларируемым и реальным уровнями по всем направлениям социальных гарантий, что способствует углублению негативных процессов, связанных с оттоком квалифицированных кадров из Вооруженных Сил России, утратой престижности и привлекательности профессии военнослужащего.

В-четвертых, не может не вызывать тревогу состояние хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение, прежде всего, предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Их современный правовой статус позволяет им, с одной стороны, избежать обычной процедуры банкротства, гарантирует финансовую и иную поддержку со стороны государства, запрещает их приватизацию и ограничивает участие в их уставных капиталах иностранного капитала17. С другой стороны, слишком мучительно долго этот статус формировался, опоздав, по меньшей мере, на десяток лет.

В Послании-2010 Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации сказано о решении в 1,5 раза увеличить объем финансирования Государственной программы вооружений (ГПВ) на 20112013 годы18. В указанный период будет израсходовано из федерального бюджета 20 трлн. руб. против первоначально запланированных 13 трлн. руб. В 2011-м году Минобороны России в рамках ГПВ должно получить от отечественного ОПК, в частности: 2 Су-35С, 6 Су-34, 8 Су-27СМ3, 8 Як-130, 1 Ту-214ОН, 2 Ту-154М, 1 Ан-140100, 15 Ми-28Н, 10 Ка-52, 2 Ми-35М, 1 Ми-26, 6 «Ансат-У», 6 Ка-226, более 60-ти Ми-8 различных модификаций. Планируемые объемы закупок одних только вертолетов «являются беспрецедентными со времени участия СССР

19

в войне в Афганистане» .

Приведенные цифры многих впечатляют, но готов ли отечественный ОПК произвести и в установленный срок поставить в Вооруженные Силы России необходимые им вооружения и военную технику?

16 Специфика военной службы обусловливает среди показателей состояния здоровья военнослужащих и такой, как «изношенность» их организма, на основании которого отнюдь не случайно для военнослужащих предусмотрены дифференцированные нормативы по физической подготовке, а также ряд льгот в сфере труда, лечения и отдыха, которые, на самом деле, остаются фикцией. Отсюда многие офицеры при увольнении в запас по выслуге лет (зависит от воинского звания, например, майор - 45 лет, полковник - 50 лет) живут недолго, ухудшая тем самым официальную статистику по россиянам, умершим по достижении общего пенсионного возраста - 60 лет.

17 См.: Рябинин В.В. Обеспечение экономической безопасности стратегических предприятий: основные подходы. - СПб., 2010.

18 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 23 ноября 2010 г. //Российская газета. - 2010 - 24 ноября.

19 Барабанов М.С. ВВС России получают пополнение

//Независимое военное обозрение. - 2011. - 18 марта.

Маловероятно с учетом того, что гособоронзаказ выполняется крайне плохо. А крайне плохо потому, что российский ОПК без экстраординарных мер не выйдет из кризиса, в котором он устойчиво пребывал в предшествующие годы, несмотря на то, что в 2010-м году здесь зафиксирован небывалый за последние 20 лет рост производства - 14,1 %20.

Снижается уровень качества производимых в России ВВТ, который еще сравнительно недавно превосходил аналогичный показатель ВВТ, производимых в США, Франции, Германии, иных экономически развитых странах мира. Если в период нахождения во главе Союза ССР Л.И.Брежнева, до 60% всей выпускаемой в стране продукции составляли ВВТ, оборонные расходы государства достигали 12% ВВП, а на научноисследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в сфере национальной обороны выделялось до 4,7% ВВП, то накануне президентства В.В.Путина в постсоветской России последний показатель составлял всего 0,16%21. Затраты же на устранение дефектов в ходе производства, испытания и эксплуатации продукции военного назначения в России сегодня доходят до 50% от общего объема затрат в рамках ГПВ. Для сравнения: в экономически развитых странах этот показатель не превышает 10-15%. Ситуацию в значительной степени усугубляет рост ошибок в системах общего и производственного менеджмента и контроля над уровнем качества ВВТ. Это, кстати, во многом предрешило заключение контракта на приобретение у Франции вертолетоносцев типа «Мистраль», в конструкцию и вооружение которых заложено много инновационных решений. Вероятно, это повысит боеспособность ВМФ России, достигшую критического уровня, ведь, к примеру, Балтийский флот, «в 1991 г. состоявший из 232 боевых кораблей, включая 32 подводные лодки, сейчас насчитывает менее 50 кораблей и 3 субмарины и существенно уступает по боевой мощи флотам Польши и Швеции»22.

Упадок российских предприятий и организаций ОПК, иных стратегических хозяйственных обществ начался не вчера и даже не позавчера. С началом либеральных реформ в экономике вместо надлежащих реструктуризации и конверсии многие хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение, в том числе в ОПК «подверглись варварской денационализации и деструктуризации. И уже в 1995 г. каждое 5-е предприятие ОПК оказалось в положении банкрота. Официально были обанкрочены 160 предприятий ОПК. Остальные - акционировались и приватизировались. Уже к 1997 г. из общего их количества (на тот момент - примерно 1700 предприятий, не считая предприятий атомной сферы) только 40% остались государственными, 31%

20 Государственный оборонный заказ на 2009-й год не выполнен на 50%, на 2010-й год - на 40%. Военное ведомство не получило, в частности, 1 корвет проекта 20380, 3 АПКСН (проектов 955 «Борей» и 885 «Ясень»), 6 учебно-боевых самолетов Як-130, половину из 151 БМП-3. Из 11-ти спутников, создание которых было профинансировано в рамках гособоронзаказа, подготовлено только пять. Подробнее см.: Правительство России наказало виновных в срыве гособоронзаказа //1_еп1а.ш:Новости:№р:/2011/05/29/|уапоу.

21 Подробнее см.: Хинштейн А. Сказка о потерянном времени. Почему Брежнев не смог стать Путиным. - М., 2011. - С.266-273.

22 Иноземцев В. Здесь был бы город-сад. Калининградская область - вот настоящее Сколково! //Московский комсомолец. -2011. - 28 февраля.

превратились в акционерные общества с участием государства, 29% - в акционерные общества без участия государства»23.

Отсюда понятно, почему ежегодное обновление вооружения, военной и специальной техники в Вооруженных Силах России осуществляется критически плохо. Сложившуюся ситуацию усугубляет и то, что некоторые известные хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение, в конечном итоге, оказались под контролем недружественных по отношению к России иностранных лиц24, на ряде предприятий и организаций ОПК появились устойчивые организованные преступные группы, «паразитирующие на гособоронзаказе»25.

В-пятых, вызывает немало аргументированных возражений, как со стороны военных специалистов, так и представителей гражданского общества сравнительно новый способ тылового обеспечения Сухопутных войск, а в перспективе - всех видов Российских Вооруженных Сил. Если раньше в частях и подразделениях были укомплектованные штатными военнослужащими, гражданскими служащими Минобороны специальные службы (команды и т.п.), которые занимались данной деятельностью, то в настоящее время тыловое обеспечение передается по государственным контрактам в рамках программ государственных закупок коммерческим организациям в различных организационно-правовых формах и индивидуальным предпринимателям - вводится так называемый «аутсорсинг»26.

В средствах массовой информации неоднократно сообщалось о том, что различные «силовые» структуры государства (в том числе МВД России, ФСБ России, ФСО, СВР) заключали и заключают госконтракты с фирмами-однодневками,

зарегистрированными на паспорта алкоголиков, наркоманов, покойников, иных подставных лиц. В результате с помощью этих «липовых» фирм и «учредителей» обналичены и обналичиваются и(или) выведены и выводятся в оффшоры десятки

23 Колбина Н.М. Стратегические предприятия: от задолженности к банкротству //Пробелы в российском законодательстве. - 2009. - №2. - С.182.

24 В ходе приватизации «более 17% стратегических и оборонных предприятий были проданы иностранцам за бесценок... 30% акций Московского электродного завода и действовавшего с ним в кооперации НИИ "Графит" - единственного в стране разработчика графитового покрытия для самолетов-невидимок типа "Стелс" -перешли в руки советника председателя Госкомимущества (Чубайса) Джонатана Хэя, человека, которого Лубянка официально называла сотрудником ЦРУ. Став властелином "Графита", Хэй заблокировал оборонные заказы для российских военно-космических сил» //Хинштейн А. Указ. соч. - С.143.

25 Например, «16 июня 2009 г. коллегия Главной военной прокуратуры проанализировала, куда идут бюджетные деньги, выделяемые на обеспечение государственного оборонного заказа. Судя по официально озвученным цифрам, они расходуются далеко не эффективно. За полтора года военные прокуроры выявили 3000 финансовых нарушений. Государству уже возмещен ущерб на сумму 400 млн. руб. Некоторые преступные схемы поражают не только размахом, но и наглостью организаторов. Создается впечатление, что эти люди никого и ничего не боялись» //Гаврилов Ю. Грабеж по заказу. Главная военная прокуратура проверила, как расходуются оборонные средства //Российская газета. - 2009. - 17 июня. См. также: Ямшанов Б. Форменное безобразие //Российская газета. - 2009. - 9 июля.

26 «Аутсорсинг» (англ. «outsourcing») - категория современного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

менеджмента и частично экономической науки, означающая

передачу традиционных неключевых функций организации (таких,

например, как бухгалтерский учет или рекламная деятельность -

для машиностроительной компании) внешним исполнителям -

аутсорсерам, субподрядчикам.

миллиардов бюджетных рублей, сохраняется и даже увеличивается коррупция среди «силовиков»27.

Наивно думать, что иначе обстоят дела в Минобороны России. Между тем, здесь ситуация с «аутсорсингом», в отличие от других «силовых» ведомств, приводит также не увеличению, а к сокращению численности Вооруженных Сил. За счет сокращения штатов дивизионная структура Армии трансформируется в бригадную; декларируется, что теперь-то уж точно военнослужащие не будут отвлекаться на хозяйственные работы и займутся исключительно совершенствованием ратного мастерства. Однако трудно спрогнозировать, как даже «белые и пушистые» предприниматели28, осуществляющие «аутсорсинг» для Вооруженных Сил России, станут действовать в условиях военного времени. Не исключено, что в этих условиях личный состав наших бригад уже на второй день боевых действий останется без боеприпасов, продовольствия, иных видов обеспечения.

В-шестых, в настоящее время явно недооценивается роль демократических институтов, которые могут иметь место, согласно действующему законодательству, в Вооруженных Силах России. В связи с этим, в частности, нельзя считать приемлемым, когда де-юре признавая институт офицерского собрания в качестве традиционной и сравнительно эффективной формы мобилизации офицерского корпуса на решение поставленных задач, Минобороны России де-факто его недооценивает и сворачивает. Офицерское собрание, как и другие демократические институты в Вооруженных Силах России не подрывают, а укрепляют единоначалие, предупреждая его трансформацию в бесконтрольное единовластие, произвол.

В-седьмых, сегодня в социальных сетях (Интернет), в различных печатных средствах массовой информации активно обсуждаются реформы Российской Армии, осуществляемые под непосредственным руководством гражданского министра обороны Российской Федерации А.Сердюкова29, выбравшего себе ближайшими помощниками также гражданских лиц. Именно они фактически руководят системами военного образования, военной науки, выплатами денежного довольствия (включая так называемые

«стимулирующие» надбавки30, не учитываемые при

27 Подробнее см., например: Канев С. Кто возглавляет госкорпорацию «Пустышка». Фирмы-однодневки, связанные со спецслужбами и зарегистрированные на подставных лиц, не только участвуют в сомнительных миллионных тендерах, но даже строят олимпийский Сочи //Новая газета. - 2011. - 17 июня.

28 Напомним, что, по закону (ст.2 ГК РФ), предпринимательство - не запрещенная де-юре хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли. Именно получение прибыли, а не обеспечение военной безопасности обусловливает особый интерес и участие наших предпринимателей (не замеченных, кстати, в проявлениях чувства патриотизма) в «аутсорсинге» для Армии.

2 А.Э.Сердюков, сменивший на «боевом посту» нынешнего вицепремьера Правительства России С.Б.Иванова, вопреки ожиданиям представителей гражданского общества, оказался на редкость скрытным и замкнутым гражданским военным министром, тщательно, под стать себе подбирающим свою команду и стремящимся в максимально возможной степени исключить «утечки» информации из возглавляемого им ведомства. Тем не менее, во времена, когда не только Интернет, но и правительственные СМИ («Российская газета» и др.) периодически будоражат общественность сообщениями о происходящем в Минобороны России, делать это - сложно и непродуктивно.

30 См., в частности: Гаврилов Ю. Надбавки особой секретности //Российская газета. - 2007. - 11 апреля.

выходе на пенсию, и разделившие Армию на «элоев» и «морлоков»), системой социального обеспечения военнослужащих, в том числе уволенных в запас, и членов их семей, вводят отмеченный выше «аутсорсинг», новую военную форму одежды от кутюр, распродают недвижимость, иное ценное имущество Минобороны России.

Так, 27 мая 2008 г. с торгов было продано якобы «неперспективное имущество Минобороны России». Официально было объявлено, что вырученные деньги, примерно 4 млрд. руб. (2,606 млрд. руб. - от реализации нескольких зданий и 3-х земельных участков площадью 230, 125 и 859 соток, расположенных в поселке Рублево, и 1,145 млрд. руб. - от реализации военного городка площадью 28,40 тыс. м2 на Левобережной улице в г. Химки Московской области), пойдут на «приобретение постоянного жилья для военнослужащих». В Минобороны России этот опыт с радостью оценили как «суперуспешный». По словам организатора торгов от лица военного ведомства, один лишь военный городок в Химках «с рыночной ценой $350 млн.», был продан «в 4 раза дороже»31. Однако, 1,145 млрд. руб., вырученные от продажи военного городка в Химках, это около $50 млн. (по действовавшему тогда валютному курсу). Иными словами, военный городок в Химках был продан не «в 4 раза дороже», а в 7 раз дешевле ($350 млн./$50 млн.=7). Чему же тут радоваться, если столь сильно продешевили?!

Известно, что недвижимость, расположенная непосредственно в или рядом с мегаполисами, имеет достаточно высокую цену. «Одно время свои

"сокращенные" территории Минобороны России меняло на готовые квартиры для офицеров. Так, к примеру, была реализована армейская недвижимость на Ходынском поле в Москве и остров Новая Голландия в центре Санкт-Петербурга. Министр обороны России Анатолий Сердюков решил пойти дальше обычного бартера. По его инициативе изменили порядок распоряжения военной недвижимостью и имуществом. Прежде всего, Сердюков добился права реализации свободных земель оборонного ведомства. Причем не с помощью Российского фонда федерального имущества (РФФИ), а через устраиваемые самим Минобороны России аукционы. После тотальной инвентаризации военной территорий в Минобороны России определили, что из недвижимости, действительно, необходимо Вооруженным силам России, а из ненужного составили список для реализации через открытые торги»32.

В конце 2007 г. для их проведения в структуре Минобороны России сформировали Федеральное государственное унитарное предприятие «Центральное управление материальных ресурсов и внешнеэкономических связей Министерства обороны Российской Федерации». Принципиальная схема его работы следующая. В округах и на флотах составляют перечень военной недвижимости, которую можно без ущерба для боеготовности пустить с торгов. Чтобы среди них «случайно» не оказались, действительно, важные объекты, список проверяется экспертами, его обязательно утверждает кто-то из руководства Минобороны России.

31 Цит. по: Зыкова Т. В шаге от Рублевки. Минобороны России продало два военных городка //Российская газета. - 2008. - 28 мая.

32 Гаврилов Ю. Гарнизоны с молотка //Российская газета. -2008. - 4 июня.

Так, «добро» на продажу рублевских и химкинского земельных участков давал лично А.Сердюков. Ну а дальше на конкурсной основе выбирается организация, которая в рыночных ценах оценивает землю. Ее выводы проходят экспертизу в Росимуществе, и только потом организуется аукцион. Вырученные средства идут в федеральный бюджет, а после налоговых отчислений деньги переводят на специальный «квартирный» счет военного ведомства.

Стоило ли городить такую сложную и небезупречную в юридическом отношении схему?! Ведь существует опасность, что вместе с землей, иными объектами недвижимости, действительно, не нужными военному ведомству, в списке лотов окажутся приглянувшиеся коммерсантам воинские части. Вторая опасность касается целевого использования полученных средств. Если они, действительно, пойдут на покупку квартир для бездомных российских офицеров, это подымет моральный дух нашей Армии. Но если вдруг часть денег растворится в бездонных как «закрома родины» недрах оборонного ведомства, что, к сожалению, не раз случалось, тогда это еще больше усилит социальную напряженность в Вооруженных Силах России. В виду отсутствия надлежащего общего и внутриведомственного гражданского контроля над проведением указанных торгов и целевым использованием вырученных средств, офицеров, несогласных с реформаторскими начинаниями действующего гражданского военного министра и его «менеджеров», подвергают травле и увольнению в запас на скудную военную пенсию, которая в денежном эквиваленте явно отстает от пенсий государственных гражданских служащих, отставных судей, прокуроров, сотрудников ФСБ России, и уже сравнялась с постоянно

33

повышаемыми трудовой и социальной пенсиями .

По нашему мнению, двадцатилетнее реформирование Армии существенно понизило уровень ее боеспособности, что, в частности, подтвердила «пятидневная» (август 2008 г.) война с Грузией34. Несмотря на то, что общественное мнение в стране (но не в мире) адекватно отреагировало на агрессию, развязанную Грузией против Южной Осетии, видя в этом, прежде всего, провокационные попытки США и их союзников по НАТО руками своих преданных «вассалов» переделать геополитическую карту на Кавказе и создать выгодный для себя политический, экономический и военный плацдарм, а также на то, что Вооруженные Силы России в этой войне нанесли военное поражение ВС Грузии35, цена победы оказалась неприемлемой,

33 Автор планирует обстоятельно и подробно рассмотреть актуальные проблемы пенсионного (в частности) и социального (в целом) обеспечения военнослужащих, а также членов их семей в одном из следующих номеров нашего журнала.

34 См.: Дзарасов Р.С. Пятидневная война на Кавказе: События и размышления. - М., 2009.

35 Нынешний Президент России, кстати, видит в этом одно из главных достижений своей политики на посту Главы нашего государства. «По мнению Дмитрия Медведева, с одной стороны, стране удалось отстоять национальные интересы, с другой - не допустить форсированного конфликта. "Испытание вооруженным конфликтом - это всегда самое серьезное испытание для руководителя государства, - отметил Дмитрий Медведев. - Тот, кто это не проходил, тот, в общем, счастливый человек, я очень завидую. Конечно, было бы очень правильно всего этого избежать. Но вы знаете нашу точку зрения. Это не мы начали, это они развязали"» //Новиков К. Одна политическая сила. Дмитрий Медведев в интервью «Financial Times» исключил вероятность конкуренции с Владимиром Путиным на президентских выборах //Российская газета. - 2011. - 21 июня.

если оценивать ход и исход этой скоротечной войны в категориях современного вооруженного противоборства.

Дело в том, что просчеты в комплектовании, управлении, обеспечении взаимодействия сил и средств пресечения агрессии Грузии в отношении Южной Осетии подвергают сомнению способность Российских ВС эффективно противостоять более крупной и полномасштабной агрессии, если таковая произойдет. В структурах НАТО это понимают, и, как нам представляется, готовы всемерно помогать режиму М. Саакашвили добиваться реванша. Неслучайно уж очень подозрительно быстро ВС Грузии оправились от нанесенного им военного поражения, пополнились новыми, современными ВВТ и новобранцами, прошедшими качественную военную подготовку под руководством представителей Альянса.

Показательно и то, что руководством Минобороны России уже допускается возможность службы в ВС России иностранцев, а в качестве образца декларируется армия США, которая, будучи, действительно, самой материально и технически обеспеченной в мире, считается наемной (профессиональной)36, что, конечно же, кого-то и может вдохновить. Однако представляется, что нынешним реформаторам Российской Армии не лишним было бы напомнить, что еще древние римляне не надеялись на наемников, позади которых на линии фронта всегда шли их легионы37, воюющие не столько за деньги, сколько за честь и славу Рима.

Высокий моральный дух армии - необходимый спутник победы в настоящей войне с древних времен38 и до наших дней. К сожалению, на моральном духе Российской Армии негативно сказываются и отсутствие современных нравственных авторитетов среди офицерского корпуса39, и ставшее притцей во языцех хамство действующего гражданского военного

36 Нынешний бюджет Пентагона просто несравним с бюджетом Минобороны России. Достаточно сказать, что только на рекламу военной службы по контракту военное ведомство США ежегодно расходует больше, чем Россия тратит на реализацию ГПВ и содержание своих Вооруженных Сил.

37 Подробнее см.: Военное дело у римлян во времена Цезаря //Записки Юлия Цезаря и его продолжателей о Галльской войне, о гражданской войне, об Александрийской войне, об Африканской войне /Гай Юлий Цезарь; пер. и коммент. М.М. Покровского. Сочинения /Гай Саллюстий Крисп; пер., статья и коммент. В.О.Горенштейна. - М., 2007. - С.430-439.

38 Например: «Когда спартанское войско выстраивалось в боевом порядке в виду неприятеля, царь, начинал военную песнь, под которую шли спартанцы. Величественное и в то же время грозное зрелище представляла эта линия людей, шедших в такт под звуки флейт. Их ряды были сомкнуты; ничье сердце не билось от страха; они шли навстречу опасности под звуки песен, спокойно и весело. Ни страх, ни чрезмерная горячность не могли, конечно, иметь места при таком состоянии их морального духа; они были спокойны, но вместе с тем воодушевлены надеждой и мужеством» //Плутарх. Избранные жизнеописания. В 2 томах. Т.1. Ликург и др. Пер с древнегреч. /Сост., вступ. ст., прим. М. Томашевской. - М., 1990. - С.44.

39 В некоторых неправительственных военно-патриотических организациях такими авторитетами считают убитого 10 июня 2011 г. бывшего командира 106-го гвардейского танкового полка полковника

Ю.Буданова, иных известных участников первой и второй чеченских

кампаний. Однако, похоже, что трагически погибший Юрий Буданов -земля ему пухом - был и останется в сознании многих действующих и отставных офицеров Российской Армии как «символ и проклятие второй чеченской войны, мучитель и мученик, русский офицер русской армии, такой, какой она была в начале XXI века, человек жестокий и честный, храбрый и малодушный, блестящий командир, в один миг сознательно и бесповоротно загубивший свою и чужую жизнь», который «пал от руки меткого подонка, спрятавшего свою трусливую суть под синим капюшоном. Накануне Дня России» //Речкалов В.

Буданов - снайперша - киллер. Круг замкнулся. Боевая ничья //Московский комсомолец. - 2011. - 11 июня.

министра, перешедшие рамки приличия при его посещении в октябре 2010-го года Рязанского училища ВДВ, когда тот публично разразился нецензурной бранью в отношении начальника училища -полковника, Героя России40.

Однако не только негативные явления и процессы наблюдаются в сфере российских военно-гражданских отношений. Так, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) за последние восемь лет у россиян возросла уверенность в том, что наша Армия сумеет защитить страну в случае угрозы реальной агрессии. По результатам опроса, проведенного в мае 2011-го года, одобряют деятельность ВС России 49% респондентов, не одобряют - 33% (для сравнения: применительно к правоохранительным органам государства - 32% и 48%, соответственно)41.

Анализируя проблематику взаимоотношений вооруженных сил и гражданского общества, важно видеть, что армия по-прежнему является объектом политических интересов различных партий.

Отметим, что в истории общественной жизни встречались различные формы взаимодействия партий с вооруженными силами42:

- монопольная партизация вооруженных сил правящей партией. При этом армия непосредственно ей подчиняется, деятельность других партий в вооруженных силах запрещена;

- жесткая департизация. Деятельность партий в вооруженных силах сильно ограничена или запрещена. Это не означает полного разрыва связей между армией и партиями, так как де-юре запрет, как правило, распространен на агитацию среди военнослужащих за ту или иную партию;

- гибкая композиция. При этом партии не имеют организаций в вооруженных силах и не ведут там работу, как в первом случае. Однако военнослужащим разрешается состоять в членах партий, вести партийную работу вне воинских частей во внеслужебное время и без ношения военной формы одежды;

- плюралистическая партизация. Часто используется в ходе социальных революций, с целью развалить верную старому строю армию, ослабить ее внутренними противоречиями;

- конспиративная партизация. Тайное проникновение партий в вооруженные силы, создание в них конспиративных групп и организаций;

- милитаризация партии. Создание партией своих боевых отрядов и групп, вооруженных сил. Характерна для государств, где ведутся повстанческие действия, вооруженная борьба за смену политического режима.

Федеральным законом «Об обороне» предусмотрено существенное ограничение деятельности партий и общественных объединений в Вооруженных Силах

40 Воины-десантники, ветераны прославленной «крылатой пехоты», до глубины души возмущенные поступком Сердюкова, направили коллективное письмо в адрес Верховного главнокомандующего -Президента России, иных высших должностных лиц государства, видных общественных деятелей с требованием отстранения Сердюкова от занимаемой должности. Письма сходного содержания направили по аналогичным адресам космонавты и военные моряки. Подробнее об этом: Завтра. - 2010. - №43(884), октябрь. А вот общественный совет при Минобороны России, который, казалось бы, как институт гражданского общества, не должен быть безучастным к столь резонансному событию, публично отмолчался.

41 Официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) //Ийр:/2011/05/29/Лмсют.ш.

42 Баранов Н.А. Армия, политика, человек //Мировая политика и идейные парадигмы эпохи: Сб. статей /Санкт-Петербургский гос. ун-т культуры и искусств. - СПб., 2004. - С.43-51.

Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах43. Однако военнослужащие, в соответствии с Конституцией Российской Федерации44, Федеральным законом «О статусе военнослужащих»45, другими федеральными законами, имеют право состоять в общественных, в том числе религиозных, объединениях, не преследующих политические цели, а также избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме, других формах конституирования и осуществления публичной власти.

В целом складывающаяся в стране система военногражданских отношений несовершенна, но по мере своего развития должна охватить весь спектр взаимодействий институтов гражданского общества и Вооруженных Сил России от парламентского и ведомственного общественного контроля над ними, а также другими войсками и воинскими формированиями, до постоянного мониторинга независимыми экспертами, комитетами солдатских (матросских) матерей, правозащитными

организациями и т.п. статики и динамики межличностных отношений военнослужащих с целью выявления здесь очагов напряженности и принятия адекватных мер по их устранению.

Система военно-гражданских отношений необходимо предполагает их облачение в соответствующую организационно-правовую форму, которой мог бы стать федеральный закон о гражданском (общественном) контроле над силовыми структурами, оборонно-промышленным комплексом и другими составляющими военной организации государства, задействованными в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации.

В целях позитивного развития военно-гражданских отношений институтам гражданского общества было бы целесообразно обратить особое внимание на:

- возрождение механизма подготовки допризывной молодежи к защите Родины, системную военно-шефскую работу, как одну из традиционных форм военнопатриотического воспитания граждан России, активизацию деятельности таких общественных организаций, как РОСТО (ДОСААФ), советы ветеранов Вооруженных Сил России, военно-спортивные клубы и т.п.;

- сегодняшнюю систему призыва на срочную военную службу, когда 18-летних юношей в стране становится все меньше и меньше, а потребности в призывниках не уменьшаются, когда «план» по призыву нередко реализуется не за счет реальных возможностей отдельных регионов, а за счет доведенного до абсурда административного рычага46, когда постоянно то сокращается, то, наоборот,

43 См.: Федеральный закон Российской Федерации от 31 мая

1996 г. №61-ФЗ «Об обороне» (действующая редакция)

//КонсультантПлюс. - 2011. - 20 мая.

44 Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 г. Официальный текст. Издание Администрации Президента Российской Федерации. - М., 2008.

45 Федеральный закон Российской Федерации от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (действующая редакция) //КонсультантПлюс. - 2011. - 20 мая.

46 Подробнее см., например: Сухов А. Военком подал в отставку

из-за несогласия со схемой призыва в Армию. Военный комиссар «города оружейников» - Коврова, Владимирской области,

подполковник запаса Александр Дудоров 6 июня сдавал дела //Комсомольская правда. - 2011. - 7 июня.

неоправданно увеличивается число законных оснований на отсрочку от срочной военной службы, когда де-факто имеет место явная либерализации призыва для Северо-Кавказского федерального округа, приводящая к постоянной реанимации в Армии разного рода «землячеств», национально «окрашенных» неуставных отношений, и т.п.

Все это ставит вопрос о радикальном реформировании этой системы. Надо пересматривать соотношение в ВС России контрактников и призывников. Если контрактникам нечем платить, то, вероятно, следовало бы подумать над легализацией откупа от военной службы. В некоторых странах (Грузия, Швейцария и др.) если человек не хочет или не может служить в армии, он официально освобождается от призыва, уплатив в казну примерно $1020 тыс., которые целенаправленно идут в фонд денежного содержания лиц, проходящих военную службу по контракту. Полагаем, что тогда бы и уровень коррупции в системе комплектовании Армии резко бы снизился.

Одновременно с этим важно нацелиться на разработку и лоббирование федерального закона о запрете «уклонистам от военной службы» занимать ответственные выборные должности в законодательных, исполнительных и судебных органах по аналогии с тем, как это официально принято, например, в Германии, Швейцарии и пр.;

- лоббирование отмены изменений и дополнений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих», совокупность иных нормативных правовых актов, де-юре и де-факто подрывающих эффективную систему социальных льгот и гарантий военнослужащих и членов их семей, существенно отдаливших эту систему от ее передовых зарубежным аналогов, а также от системы социальных льгот и гарантий государственных гражданских служащих;

- активизацию правозащитной деятельности, в том

числе в плане оказания безвозмездной квалифицированной юридической помощи

военнослужащим и членам их семей.

Исторический опыт свидетельствует, что военногражданские отношения, как правило, развиваются по двум альтернативным направлениям: или по пути, ведущему к развалу вооруженных сил и государства, или по пути надлежащего обеспечения военной безопасности страны. Чтобы в постсоветской России возобладала последняя, позитивная, тенденция, общество должно быть уверенным в том, что «государственные средства целенаправленно и эффективно идут на решение задач современного военного строительства, на прогрессивное развитие Российской Армии, на обеспечение достойного

47

положения военнослужащих» .

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 г. Официальный текст. Издание Администрации Президента Российской Федерации. - М., 2008. - 56 с.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 27 мая 1998 г.

№76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (действующая

редакция) //КонсультантПлюс. - 2011. - 20 мая.

47 Певень Л. Гражданско-военные отношения в России и национальная безопасность //Власть. - 2009. - №2. - С.39.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 31 мая 1996 г. №61-ФЗ «Об обороне» (действующая редакция) //КонсультантПлюс. - 201 і. - 20 мая.

4. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента России от 12 мая 2009 г. №537 (действующая редакция) //КонсультантПлюс. - 201 і. - 20 мая.

5. Барабанов М.С. ВВС России получают пополнение //Независимое военное обозрение. - 20і і. - 18 марта.

6. Баранец В. Зачем дневальному чугунная повязка? //Комсомольская правда. - 201 і. - 24 мая.

7. Баранов Н.А. Армия, политика, человек //Мировая политика и идейные парадигмы эпохи: сборник статей /Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств. - СПб., 2004. - С.43-51.

8. Бровко С.А. Военно-гражданские отношения: содержание,

типология и особенности в России: Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. - М., 1997. - 18 с.

9. Владимиров Д. Военных заставят читать букварь //Российская газета. - 2006. - 7 февраля.

10. Военное дело у римлян во времена Цезаря //Записки Юлия Цезаря и его продолжателей о Галльской войне, о гражданской войне, об Александрийской войне, об Африканской войне /Гай Юлий Цезарь; перевод и комментарий М.М.Покровского. Сочинения /Гай Саллюстий Крисп; перевод, статья и комментарий В.О.Горенштейна. - М.: АСТ, Научно-издательский цент «Ладомир», 2007. - С.4Э0-4Э9.

11. Гаврилов Ю. Гарнизоны с молотка //Российская газета. -

2008. - 4 июня.

12. 12. Гаврилов Ю. Грабеж по заказу. Главная военная прокуратура проверила, как расходуются оборонные средства //Российская газета. - 2009. - 17 июня.

13. Гаврилов Ю. Надбавки особой секретности //Российская газета. - 2007. - 11 апреля.

14. Газета «Завтра». - 2010. - №43(884), октябрь.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Дзарасов Р.С. Пятидневная война на Кавказе: События и размышления. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 144 с.

16. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В.Лукина за 2004-й год //Российская газета. - 2005. - 31 марта.

17. Ершов Ю. В Германии судят офицеров бундесвера, которые издевались над новобранцами //Российская газета. - 2007. - 29 августа.

18. Зыкова Т. В шаге от Рублевки. Минобороны России продало два военных городка //Российская газета. - 2008.

- 28 мая.

19. Иноземцев В. Здесь был бы город-сад. Калининградская

область - вот настоящее Сколково! //Московский

комсомолец. - 201 і. - 28 февраля.

20. Калинина Ю. Честная собственность //Московский комсомолец. - 2002. - 25 марта.

21. Канев С. Кто возглавляет госкорпорацию «Пустышка». Фирмы-однодневки, связанные со спецслужбами и зарегистрированные на подставных лиц, не только участвуют в сомнительных миллионных тендерах, но даже строят олимпийский Сочи //Новая газета. - 2011. - 17 июня.

22. Колбина Н.М. Стратегические предприятия: от

задолженности к банкротству //Пробелы в российском законодательстве. - 2009. - №2. - С.і8і-і 85.

23. Куликов В. Генералы подсудной карьеры //Российская газета. - 2008. - 8 февраля.

24. Маслюк С.Г. Военно-гражданские отношения: проблемы развития в Российской Федерации //Армия и общество. -і 999. - №1. - С.і 0-і 5.

25. Новиков К. Одна политическая сила. Дмитрий Медведев в интервью «Financial Times» исключил вероятность конкуренции с Владимиром Путиным на президентских выборах //Российская газета. - 201 і. - 21 июня.

26. Официальный сайт Всероссийского центра изучения

общественного мнения (ВЦИОМ)

//http:/2011/05/29//wciom.ru.

27. Певень Л. Гражданско-военные отношения в России и национальная безопасность //Власть. - 2009. - №2. - С.Э8-42.

28. Плутарх. Избранные жизнеописания. В 2 томах. Т.!. Ликург и другие. Перевод с древнегреческого /Составление,

вступительная статья, примечания М.Томашевской. - М.: Издательство «Правда», 1990. - 592 с.

29. Попов В. Русский сон в «синем» тереме. «Тори», «виги» и «смерды» //Отечественные записки. - 2006. - 7 декабря.

30. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 23 ноября 2010 г. //Российская газета. - 2010 - 24 ноября.

31. Правительство России наказало виновных в срыве гособоронзаказа //1еп1а.ги:Новости:Ь|Пр:/2011/05/29/^апоу.

32. Речкалов В. Буданов - снайперша - киллер. Круг замкнулся. Боевая ничья //Московский комсомолец. - 2011. - 11 июня.

33. Римашевская Н.М. Жизненный уровень населения как фактор национальной безопасности //Народонаселение как фактор национальной безопасности /Информационно-аналитическое управление Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. - М., 2000. - С.10-21.

34. Рябинин В.В. Обеспечение экономической безопасности стратегических предприятий: основные подходы. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. - 24 с.

35. Савинкин А.Е. Гражданский контроль над вооруженными силами: специфика России //Гражданский контроль над вооруженными силами. - М.: ВУ, 1999. - С.5-21.

36. Суринов А. Кем мы себя считаем. Росстат подвел итоги переписи населения //Российская газета. - 2011. - 28 марта.

37. Сухов А. Военком подал в отставку из-за несогласия со схемой призыва в Армию. Военный комиссар «города оружейников» - Коврова, Владимирской области,

подполковник запаса Александр Дудоров 6 июня сдавал дела //Комсомольская правда. - 2011. - 7 июня.

38. Трикило Е.А. Военно-гражданские отношения в условиях

демократии: социально-философский анализ:

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. - М., 2002. - 21 с.

39. Угрюмов В. Подайте богатому на скромность. Нельзя роскошь жизни мерить миллионами, считает писатель Даниил Гранин //Российская газета. - 2007. - 10 января.

40. Хинштейн А.Е. Ельцин. Кремль. История болезни. - М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2016. - 576 с.

41. Хинштейн А.Е. Сказка о потерянном времени. Почему Брежнев не смог стать Путиным. - М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2011. - 640 с.

42. Чугунов В.М. Военная безопасность России как качественное состояние государства //Армия и общество.

- 2000. - №1. - С.31-40.

43. Ямшанов Б. Форменное безобразие //Российская газета. -2009. - 9 июля.

Literature:

1. The Constitution of the Russian Federation. It is accepted by National Voting (Referendum) on December, 12th, 1993. The Official Text. The Edition of Administration of President of the Russian Federation. - М., 2008.

2. The federal law of the Russian Federation from May, 31st,

1996 №61-ФЗ «About defence» (operating edition)

//ConsultantPlus. - 2011. - On May, 20th.

3. The federal law of the Russian Federation from May, 27th, 1998 №76-ФЗ «About the status of military men» (operating edition) //ConsultantPlus. - 2011. - On May, 20th.

4. Strategy of National Safety of the Russian Federation till 2020, confirmed by Decree of the President of Russia from May, 12th,

2009 №537 //ConsultantPlus. - 2011. - On May, 20th.

5. Barabanov M.S. The Air Forces of Russia Receive Replenishment //The Independent military review. - 2011. -On March, 18th.

6. Baranets V. What for to the Man on Duty a Pig-Iron Bandage? //Komsomolskaya truth. - 2011. - On May, 24th.

7. Baranov N.A. Army, policy, person //World politics and ideological paradigms of an epoch: the collection of articles /The St.-Petersburg state university of culture and arts. -SPb., 2004. - P.43-51.

8. Brovko S.A. Military-civil relations: the maintenance, typology and features in Russia: the dissertation Author's abstract on competition of a scientific degree of the candidate of philosophical sciences. - М., 1997. - 18 p.

9. Chugunov V.M. Military Safety of Russia as a Qualitative Condition of the State //Army and society. - 2000. - №1. - P.31 -40.

10. Ershov J. In Germany judge officers of the Bundeswehr, who scoffed at recruits //The Russian newspaper. - 2007. - On August, 29th.

11. Dzarasov R.S. Five-Day War on Caucasus: Events and Reflections. - M.: The book house «LIBROCOM», 2009. - 144 p.

12. Gavrilov J. A Robbery by Request. The Main Military Office of Public Prosecutor has checked up, How Defensive Means //The Russian newspaper. - 2009. - On June, 17th.

13. Gavrilov J. Extra charges of special privacy//The Russian newspaper. - 2007. - On April, 11th.

14. Gavrilov J. Garrisons - from a hammer //The Russian newspaper. - 2008. - On June, 4th.

15. Hinshtejn A.E. Yeltsin. The Kremlin. The Case Record. - M.: Joint-Stock Company «OLMA Media of Groups», 2006. - 576 p.

16. Hinshtejn A.E. Tale about a Downtime. Why Brezhnev couldn't become Putin. - M.: Joint-Stock Company «OLMA Media of Groups», 2011. - 640 p.

17. Inozemtsev V. Here there would be a Garden City. The Kaliningrad Region - here Present Skolkovo! //The Moscow member of the Komsomol. - 2011. - On February, 28th.

18. Jamshanov B. Uniform disgrace //The Russian newspaper. -

2009. - On July, 9th.

19. Kalinina J. The Fair Property //The Moscow member of the Komsomol. - 2002. - On March, 25th.

20. Kanev S. Who heads the corporation «Baby's dummy». The firms-something ephemeral connected with special services and registered on figureheads, not only participate in doubtful million tenders, but even build the Olympic Sochi //The New newspaper. - 2011. - On June, 17th.

21. Kolbina N.M. The Strategic Enterprises: from Debts to Bankruptcy //Blanks in the Russian legislation. - 2009. - №2. - P.181-185.

22. Kylikov V. General's sandpipers of career within the jurisdiction //The Russian newspaper. - 2008. - On February, 8th.

23. Masluk S.G. Military-civil relations: development problems in the Russian Federation //Army and society. - 1999. - №1. - P.10-15.

24. Military business at Romans at the time of Caesar //Notes Julio Caesar and its continuers about Gallic war, about civil war, about Alexandria war, about African war /Gay Julio Caesar; transfer and the comment - Pokrovsky M.M. Compositions /Gay Sallust Crisp; transfer, article and the comment - Gorenshtejn V.O. - M.: AST; Scientifically-publishing centre «Ladomir», 2007. - P.430-439.

25. Novikov K. One political force. Dmitry Medvedev in «Financial Times» interview has excluded probability of a competition to Vladimir Putin on presidential election //The Russian newspaper. - 2011. - On June, 21st.

26. Official site of the All-Russia centre of studying of public opinion //http:/2011/05/29//wciom.ru.

27. Peven L. Civil-Military Relations in Russia and National Safety //The Power. - 2009. - №2. - P.38-42.

28. Plutarh. The selected biographies. In 2 volumes. V.I. Liekyrgh and others. Translation from Greek /Drawing up, introductory article, notes - M.Tomashevsky. - M.: Publishing house «Truth», 1990. - 592 p.

29. Popov V. Russian Dream in the «Blue» Tower. «Tory», «Whigs» and «Serf Person» //Domestic notes. - 2006. - On December, 7th.

30. Rechkalov V. Budanov - sniper - killer. The circle has become isolated. Fighting-whose //The Moscow member of the Komsomol. - 2011. - On June, 11th.

31. Rimashevsky N.M. Standard of life of the population as the factor of national safety //The Population as the factor of national safety /Information-analytical management of the Device of the Federation Council of Federal Meeting of the Russian Federation. - M., 2000. - P.10-21.

32. Ryabinin V.V. Maintenance of economic safety of the strategic enterprises: the basic approaches. - SPb.: Publishing house SPbSUEF, 2010. - 24 p.

33. Savinkin A.E. Civil control over armed forces: specificity of Russia //Civil control over armed forces. - M.: MU, 1999. - P.5-21.

34. Suhov A. Military commissioner has resigned because of disagreement with the Conscription. The military commissioner of «a city of armoires» - Kovrov, Vladimir region, the lieutenant colonel of a stock Alexander Dudorov handed over on June, 6th affairs //Komsomolskaya truth. - 2011. - On June, 7th.

35. Surinov A. As Whom We Consider Ourselves. Rosstat has summed up Population Census //The Russian newspaper. -2011. - On March, 28th.

36. The Newspaper «Tomorrow». - 2010. - №43(884), October.

37. The Government of Russia has punished Quality of Failure

State Defensive Order //Lenta.ru/news:

http:/2011 /05/29/ivanov.

38. The Message of the President of the Russian Federation to Federal Meeting of the Russian Federation from November, 23rd,

2010 //The Russian newspaper. - 2010 - on November, 24th.

39. The Report of the Representative under human rights (ombudsman) in the Russian Federation V.Lukin for 2004 year //The Russian newspaper. - 2005. - On March, 31st.

40. Trikilo E.A. Military-civil relations in the conditions of democracy: the socially-philosophical analysis: the dissertation Author's abstract on competition of a scientific degree of the candidate of philosophical sciences. - M., 2002. - 21 p.

41. Ugryumov V. Submit Rich on Modesty. It is Impossible to Measure Luxury of Life by Millions, Writer Daniel Granin //The Russian newspaper. - 2007. - On January, 10th.

42. Vladimirov D. Military Men will Force to Read the ABC-book //The Russian newspaper. - 2006. - On February, 7th.

43. Zykova T. In a Step from Rublevki. The Ministry of Defence of Russia has Sold Two Military Camps //The Russian newspaper. - 2008. - On May, 28th.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.