Научная статья на тему 'Роль государственных закупок в формировании институциональной среды, способствующей развитию инновационной экономики'

Роль государственных закупок в формировании институциональной среды, способствующей развитию инновационной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
890
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ФОРМАЛЬНЫЕ И НЕФОРМАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / GOVERNMENT PROCUREMENT / INNOVATIVE DEVELOPMENT / INSTITUTIONAL ENVIRONMENT / LAW AND PRACTICE INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Спицына Любовь Юрьевна

Рассматривается возможность использования существующей в Российской Федерации системы государственных закупок как механизма формирования институциональной среды, способствующей инновационному развитию национальной экономики. Проводится анализ действующих институтов в сфере государственных закупок и характера их встраивания в неформальную институциональную среду. Предлагаются рекомендации по принятию правовых норм, способствующих изменению негативной для инновационного развития институциональной среды в сфере государственных закупок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Government procurement as a way to create institutional environment stimulating the innovative economy development

The innovative economy is one of the chief objects in view of the officials in Russia, and one of the ways to achieve it is to increase the national demand for innovative products. Government procurement is one of the largest purchasing units gathering 13% of Russian GNP in 2012 and may be used as a method of the innovative economy development stimulation. The existing institutions of government procurement oppose the innovative development. The contracting authority is ultimately responsible for the implementation of mutually exclusive goals: qualitative performance of its core functions (implementation of the objectives of social and economic policy of the state); economical and efficient spending of the budget; creation of an "institutional environment favourable to the development of innovative economy"; implementation of procurement procedures in strict accordance with the law. Based on the author's analysis, to use public procurement as a tool of creating an institutional environment that supports the development of innovative economy there is a need to change the current 2006-2012 system of law and practice institutions in the field of public procurement, including: 1. Development and adoption of federal laws (law institutions), which will: give clear, comprehensive, understandable definition for customers and suppliers of innovative products and services (in Russia and abroad); establish the conditions for the purchase of innovative products and services (including the possible establishment of the volume of the mandatory procurement of innovative products and services for each customer as a mechanism to stimulate their production in the economy of the Russian Federation); form the guidelines for the preparation of technical specifications for the purchase of the above items to the lists of relevant technical and quality characteristics depending on the type of goods, works or services. 2. Creation of a system of measures to attract highly qualified specialists able to track the innovative changes in assigned areas, to use the latest technology to place orders, and to take legislative initiatives to build a comfortable institutional environment that supports innovation development. 3. Creation at the federal level of information and consultation of infrastructure, which will deal with tracking the entry of new innovative products and services, the description of their technical and functional characteristics, and bringing this information to all state and municipal customers. In the preparation of such regulations the pre-feasibility analysis should be made to support innovation in the economy through the mechanisms of placing orders for goods, works and services for state and municipal needs.

Текст научной работы на тему «Роль государственных закупок в формировании институциональной среды, способствующей развитию инновационной экономики»

Вестник Томского государственного университета. 2013. № 375. С. 127-129

УДК 338.242.42:336.58:316.422

ЛЮ. Спицына

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В ФОРМИРОВАНИИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ, СПОСОБСТВУЮЩЕЙ РАЗВИТИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

Рассматривается возможность использования существующей в Российской Федерации системы государственных закупок как механизма формирования институциональной среды, способствующей инновационному развитию национальной экономики. Проводится анализ действующих институтов в сфере государственных закупок и характера их встраивания в неформальную институциональную среду. Предлагаются рекомендации по принятию правовых норм, способствующих изменению негативной для инновационного развития институциональной среды в сфере государственных закупок.

Ключевые слова: система государственных закупок; инновационное развитие; институциональная среда; формальные и неформальные институты.

Инновационная экономика является одной из стратегических целей развития Российской Федерации. Однако ее реализация зависит, среди прочего, от формирования устойчивого спроса на инновационную продукцию, в том числе и со стороны государства.

С позиций институциональной экономической теории автор рассматривает государство как институционально-организационную структуру, основной функцией которой в современной экономической системе является производство общественных благ. По своему назначению и составу автор выделяет следующие основные их типы.

Формальные и неформальные институты - законы, подзаконные акты и обычаи делового оборота, которые формирует государство для целей сохранения и развития национальной экономической системы.

Защитные институты - механизмы и субъекты защиты правил и норм, обеспечения физической и экономической безопасности и стабильного развития социально-экономической системы (государственный аппарат, включая армию, который следит за исполнением правил, намечает траекторию развития системы и принимает меры по достижению запланированных параметров развития).

Общественные блага как перечень услуг государства по обеспечению выполнения общественного договора (принципа социальной справедливости, который выработан обществом).

В рамках производства благ третьего типа государство использует товары, работы и услуги, производимые и обмениваемые по рыночным законам, для выполнения своих защитных, социальных и культурных функций. Государство является участником обменных операций на национальном товарном рынке, предъявляя спрос на товары, работы и услуги, производимые негосударственными экономическими субъектами. Государственные закупки, таким образом, влияют на направления развития производственной системы страны, а также, попутно заметим, и на формирование неформальных институтов, которые продуцирует и воспроизводит экономическая система в процессе своего развития. От того, какого качества и новизны товары, работы и услуги, у кого и в каком порядке сегодня закупаются государством, будет зависеть формирование тенденций совершенствования товаров, работ и услуг и технологий их производства, а также траектория развития формальных и неформальных институтов.

В госзакупках по состоянию на 2012 г. участвует порядка 300 тыс. госзаказчиков и 80 тыс. поставщиков. Объем российского рынка госзакупок оценивается в 6 трлн рублей, а с учетом закупок госкомпаний и гос-монополий - в 13 трлн рублей. Объем госзаказа в год равен 13% российского ВВП. Закупки государственного сектора - это около 1/5 всего внутреннего спроса [1].

Несмотря на полномасштабное повышение прозрачности и публичности закупок, уровень коррупции и угрозы экономической безопасности государства в сфере закупок является беспрецедентным в мире (по мнению таких специалистов, как Д.М. Абрамов и В. Л. Иноземцев [2, 3]).

Сложившаяся в 2006-2010 гг. система государственных закупок базируется на нормах основного формального института - Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О закупке товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд» [4] (далее - ФЗ-94). Этот закон был призван определить единые правила закупок для государственных нужд на всех уровнях бюджетной системы, чего до 2006 г. не существовало. Достаточно подробно определены конкурентные и неконкурентные процедуры закупок, статьи расходов государственных и муниципальных заказчиков, относящиеся к регулируемой сфере, информационное обеспечение прозрачности и коллегиальности процедур.

С 2011 г., когда вступили в действие нормы ФЗ-94, обязывающие заказчиков практически все потребности размещать через электронные торги и запросы котировок на едином портале государственных закупок, объем малых закупок сократился, однако нормы ст. 55 ФЗ-94 напрямую разрешили неконкурентное размещение ряда федеральных потребностей на астрономические суммы, которые вызвали рост доли неконкурентных закупок. Также нормы действующего законодательства об аукционах в электронной форме приводят к двойственности показателей размещения заказов: теоретически аукцион проведен, торги состоялись, но в итоге выясняется, что победитель по цене не имел лицензии, допуска на выполнение строительно-монтажных работ и не может выполнить контракт, поэтому его заявка отклоняется и контракт заключается по более высокой цене с другим поставщиком. Достаточно беспомощно выглядят заявления со стороны авторов закона и контролеров за исполнением норм о том, что «конкуренция-то была» [5], поскольку в итоге ее фактически не

было - контракт заключен не по цене победителя и совсем не с победителем, и экономия - главная цель всех действий по закупке - не достигнута.

Кроме того, негибкость и неадекватность наказую-щих норм Кодекса об административных правонарушениях РФ [6. Ст. 7.29-7.32] значительно снизила качество процедур из-за текучки кадров среди специалистов заказчиков.

Чего действительно удалось добиться - это повышения уровня технологий процедур размещения, включая работу по размещению информации о торгах, подготовки технических заданий при помощи новых для государственных заказчиков технических средств. Однако реализация большинства благородных целей в условиях криминальной и неконструктивной институциональной среды и необходимости постоянно «затыкать дыры» в законодательстве, которыми активно пользовались недобросовестные заказчики и поставщики, в конечном итоге привела:

- к чрезвычайной сложности и запутанности правил осуществления закупок путем проведения всех процедур закупок, разрешенных ФЗ-94 и массой дополняющих и уточняющих данный закон актов;

- к жесткой регламентации малейших действий государственных и муниципальных заказчиков, причем чудовищные карательные меры за нарушение мелких формальных правил без злого умысла со стороны заказчика исключают разумную инициативу закупщиков;

- к неэффективному расходованию средств государственных и муниципальных бюджетов, которое непросто доказать, так как законом не урегулирован порядок планирования закупок и критерии адекватности закупаемых товаров, работ и услуг;

- к сложившейся практике сговора заказчиков и поставщиков, который, несмотря на полную прозрачность процедур, достаточно сложно выявить, предотвратить или возместить ущерб от таких действий;

- к презумпции добросовестности участников процедур размещения заказов (т.е. поставщиков) и практически ненаказуемости мошеннических и преступных действий с их стороны;

- к устойчивому мнению общества о сфере государственных закупок как о самой коррупционной сфере деятельности государства и росту недоверия к государству как участнику рыночного обмена.

В настоящее время правительство активно призывает к модернизации институциональной среды в общественном секторе производства, включая в число приоритетных задач использование системы государственных закупок для повышения инновационности экономики России [7].

Государственный заказчик в итоге оказывается ответственным за выполнение нескольких взаимоисключающих задач:

1) качественное выполнение своих основных функций (реализация целей социально-экономической политики государства);

2) экономное и эффективное расходование средств бюджета;

3) формирование «благоприятной для развития инновационной экономики институциональной среды»;

4) осуществление процедур закупки в точном соответствии с требованиями законодательства.

Автор полагает, что в реализации механизма государственных закупок для целей развития инновационной экономики возникает ряд проблем на разных стадиях процесса государственных закупок:

1) планирование и выделение средств на закупку (финансирование);

2) размещение заказа (проведение процедур отбора поставщиков);

3) заключение и исполнение государственного контракта.

К таким проблемам относятся следующие:

На первой стадии:

- определение того, какие товары, работы и услуги считать инновационными;

- выяснение, какие из указанных выше товаров, работ и услуг необходимы заказчику и в каких объемах;

- выбор между инновационными (как правило, более качественными и более дорогими) и обычными товарами, работами и услугами.

На второй стадии:

- совмещение минимизации цен закупки и инновационности закупаемых товаров, работ и услуг;

- пресечение оппортунистического поведения поставщиков и заказчиков.

На третьей стадии:

- постоянный профессиональный контроль за соответствием условий проведенных процедур и заключенных по их итогам контрактов;

- постоянный профессиональный контроль за качеством исполнения контрактов.

Сложившаяся в Российской Федерации система формальных и неформальных институтов в сфере государственных закупок препятствует стимулированию производства (и даже закупки) инновационных товаров, работ и услуг, поскольку на практике воспроизводятся разрешенные государством институты закупки стандартизированных товаров, работ и услуг достаточного качества и по минимальным ценам. Закреплению этой практики способствует применение аукционов в электронной форме, нацеленных на закупку стандартизованных товаров, работ и услуг и автоматически препятствующих закупкам уникальных позиций.

Эта тенденция сохраняется и в федеральном законе от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [8], который вступит в силу с 01.01.2014 г. Несмотря на декларацию ст. 10 данного документа об обеспечении заказчиками приоритета закупок инновационной и высокотехнологичной продукции, терминологическая ясность и конкретные меры по реализации указанной нормы в документе отсутствуют.

Исходя из проведенного автором анализа, для использования системы государственных закупок в качестве механизма создания институциональной среды, поддерживающей развитие инновационной экономики, необходимо изменение сложившейся за 2006-2012 гг. системы формальных и неформальных институтов в сфере государственных закупок, в том числе:

1. Разработка и принятие на федеральном уровне нормативных правовых актов (формальных институтов), которые:

- дадут четкие, исчерпывающие, понятные заказчикам и поставщикам определения инновационных товаров, работ, услуг (российского и иностранного производства);

- установят условия закупки инновационных товаров, работ, услуг (в том числе возможно установление объемов обязательной закупки инновационных товаров, работ и услуг для каждого заказчика как механизм стимулирования их производства в национальной экономике РФ);

- сформируют методические рекомендации по подготовке технических заданий на закупку указанных выше позиций с перечнями соответствующих технических и качественных характеристик в зависимости от вида товара, работ или услуг.

2. Создание системы мер привлечения в сферу государственного заказа высокопрофессиональных специалистов, которые смогут отслеживать инновационные изменения в курируемых направлениях, сами приме-

нять новейшие технологии по размещению заказов и выступать с законодательными инициативами по формированию комфортной институциональной среды, поддерживающей инновационное развитие экономики.

3. Создание на федеральном уровне информационно-консультационной инфраструктуры, которая будет заниматься отслеживанием появления на рынке новых инновационных товаров, работ и услуг, описанием их технических и функциональных характеристик и доведением этой информации для всех государственных и муниципальных заказчиков.

При подготовке подобных нормативных правовых актов следует также предварительно провести анализ целесообразности поддержки инновационной деятельности в экономике через механизмы размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Возможно, оптимальным будет выделение ряда отраслей, модернизация которых будет поддерживаться через механизмы государственных закупок.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральная контрактная система: прошлое, настоящее и будущее госзакупок в России. Закупки-тендеры: Электронная система торгов.

иКЬ: http://www.zakupki-tendery.ru/articles/item/149-federalnaya-kontraktnaya-sistema-perspektiva-razvitiya-sistemy-goszakupok-v-rossii (дата обращения: 03.03.2013).

2. Абрамов М.Д. О некоторых направлениях модернизации. Новая экономическая ассоциация: Проблемы модернизации экономики. 2013. ИКЬ:

http://www.econorus.org/sub.phtml?id=178 (дата обращения: 04.03.2013).

3. Иноземцев В.Л. На госзакупках воруют столько же, сколько госбюджет тратит на образование, культуру и спорт вместе взятые // Комсо-

мольская правда: Экономика. 24.08.2012. ИКЬ: http://www.kp.ru/daily/25937/2884178 (дата обращения: 02.07.2013).

4. Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государ-

ственных и муниципальных нужд» // Консультант Плюс. 2013. ИКЬ: http://www.base.consultant.ru (дата обращения: 03.03.2013).

5. Евраев (ФАС): Итоги госзаказа за второе полугодие 2012 года. Первый Тендерный Центр «Партнер», 2012. ИКЬ: http://www.ptc-

partner.ru/ncd-0-1-380/news.html (дата обращения: 29.04.2013)

6. Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Консультант Плюс. 2013. ИКЬ: http://www.base.consultant.ru (дата обращения: 30.04.2013).

7. Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «О стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.» //Гарант.

2013. ИКЬ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124/ (дата обращения: 04.03.2013).

8. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных

и муниципальных нужд» // Консультант Плюс. 2013. ИКЬ: http://www.base.consultant.ru (дата обращения: 30.04.2013).

Статья представлена научной редакцией «Экономика» 9 мая 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.