Научная статья на тему 'Роль государственного управления в сфере труда и занятости'

Роль государственного управления в сфере труда и занятости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2928
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА / MARKET SYSTEM / ТРУДОИЗБЫТОЧНОСТЬ / ЯРМАРКА ВАКАНСИЙ / ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / LABOR EXCESS / JOB VACANCIES / EMPLOYMENT OF POPULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бероева Залина Максимовна

Достижение высокого уровня занятости одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Большой вред безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том виде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс. Отсюда можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Government role in the field of labour and employment

One of the main aims of state macroeconomic policy is to achieve a high level of employment. The economic system, that creates additional jobs, sets the task to increase the number of social product, and, consequently, meets the material needs of the population. The workforce system works without reaching the limits of its productive capacity in condition of incomplete use of available resources. The paper reveals the facts that unemployment causes great harm to the vital interests of the people. It prevents them from revealing their abilities in the activity in which people can express them, or depriving them of such a possibility. Therefore, people suffer serious psychological stress. The author draws a conclusion that unemployment rate is the key indicator determining the general state of the economy and its effectiveness assessment.

Текст научной работы на тему «Роль государственного управления в сфере труда и занятости»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ECONOMICS THEORY

УДК 331.5:351(470.662) ББК 65.240.51(2Рос. Инг) Б 51

З.М. Бероева

Кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Ингушского государственного университета, г.Магас. Тел.: (928)793-59-26, e-mail: frida.www@ mail.ru.

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ

( Рецензирована )

Аннотация. Достижение высокого уровня занятости — одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Большой вред безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том виде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс. Отсюда можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности.

Ключевые слова: рыночная система, трудоизбыточность, ярмарка вакансий, занятость населения.

Z.M. Beroeva

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Management Department, Ingush State University, Magas. Ph.: (928)793-59-26, e-mail: frida.www@mail.ru.

GOVERNMENT ROLE IN THE FIELD OF LABOUR AND EMPLOYMENT

Abstract. One of the main aims of state macroeconomic policy is to achieve a high level of employment. The economic system, that creates additional jobs, sets the task to increase the number of social product, and, consequently, meets the material needs of the population. The workforce system works without reaching the limits of its productive capacity in condition of incomplete use of available resources. The paper reveals the facts that unemployment causes great harm to the vital interests of the people. It prevents them from revealing their abilities in the activity in which people can express them, or depriving them of such a possibility. Therefore, people suffer serious psychological stress. The author draws a conclusion that unemployment rate is the key indicator determining the general state of the economy and its effectiveness assessment.

Keywords: market system, labor excess, job vacancies, employment of population.

Переход от централизованной сис- ловливает возникновение деформации в темы хозяйствования к рыночной обус- сфере социально-трудовых отношений и

обострение проблем занятости. Только государственное регулирование социально-экономических процессов, в том числе и занятости населения, может приблизить общество к реализации стратегических целей реформ.

Роль государственного управления в сфере труда и занятости населения достаточно велика: сокращение безработицы, ликвидация ее последствий, трудоустройство, выплаты, повышение квалификации сотрудников и многое другое. Важно, чтобы под всеми принятыми решениями находилась весомая правовая база, которая, как известно, неотделима от государственного управления. Такой правовой базой или основой для государственного управления в сфере занятости и труда являются федеральные законы, которые соответствуют этой тематике. Важнейшим законодательством для этой отрасли управления является принятое законодательство о труде, который неразрывно связан с занятостью современного населения.

В данном законодательстве регламентируются и устанавливаются положения, которые закрепляют систему трудовых прав и свобод граждан, что немаловажно. В любом секторе управления в первую очередь необходимо обозначить рамки для его реализации. Также обозначается ряд государственных гарантий для населения, которые обеспечивают ему трудоустройство и финансирование, еще одной целью государственного управления в этой сфере является четкое соблюдение данных гарантий и их дальнейшая защита.

Помимо вышеуказанных функций, современные государственные ведомства, организованные специально для данной отрасли, регулируют отношения между работодателями и их работниками, которые возникают с момента заключения и реализации трудового договора или соглашения [1].

Таким образом, современным законодательством в сфере труда и занятости населения предусматривается прямое участие Правительства Российской Федерации совместно с объединениями профсоюзов и объединениями работодателей в России в регулировании социальных и трудовых отношений.

Республика Ингушетия как один из проблемных регионов РФ характеризует-

ся высокой степенью трудоизбыточности. Такая ситуация сложилась под влиянием ряда негативных факторов, таких, как отсутствие развития реального сектора экономики, высокий уровень миграционного прироста и др. Республика занимает лидирующее место по уровню безработицы в РФ и была включена в «Перечень территорий, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда в 2005 году», утвержденному согласно Постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 2 июля 2005 г. №4.

По данным за 2013 г., Республика Ингушетия находится на 80 месте по уровню безработицы, который составил 47,68%, тогда как средний уровень по стране составил 5,46%. Минимальный уровень безработицы 0,81% зафиксирован в Городе Москва, а максимальный в 47,68% — в Республике Ингушетия.

В Республике Ингушетия реализуются различные программы, целью которых является содействие занятости населения.

Важное место в системе мероприятий содействия занятости населения отводится работе по профессиональному обучению и повышению квалификации безработных граждан.

Важное место в системе информирования и регулирования спроса и предложения рабочей силы отводится организации и проведению ярмарок вакансий и учебных мест с привлечением безработных граждан и работодателей.

Органы государственной службы занятости населения Республики Ингушетия, мобилизуя миграционную активность граждан республики, продолжают практику заключения соглашений о сотрудничестве в трудоустройстве граждан Республики Ингушетия с субъектами Российской Федерации, испытывающими потребность в рабочей силе.

Экономическая сфера управления тесно связана с основами труда и занятости населения, так как прямо относится к состоянию жизни человека, к его материальному доходу, к его занятости и возможности реализоваться в трудовой сфере. Подобных проблем в современном социуме огромное множество, но не для каждой из них находится верное решение, не помогают ни министерства, ни различные соци-

альные службы, ни само Государство, зато с завидной регулярностью издаются законы, которые действительно желательно было бы исполнять. Для обеспечения государственного контроля над современным законодательством, главным образом за актами о труде и занятости, была создана Федеральная Инспекция при Министерстве Труда и социального развития Труда. Данная инспекция образуется совместно с другими государственными и отраслевыми инспекциями труда для субъектов РФ. Эта инспекция действует повсеместно: в городах, районах, — образуя тем самым единую систему контроля (и надзора) за исполнением актов, принятых в трудовом законодательстве, касающихся всех форм собственности и предприятий. Федеральная инспекция и подразделения трудовой инспекции осуществляют контроль законодательства в областях:

1. Социального страхования

2. Охраны труда

3. Занятости населения

4. Возмещения вреда (ущерба), который был причинен непосредственно здоровью работника

5. Коллективных соглашений и договоров

Данный список можно также расширить рядом промежуточных пунктов, за которые отвечают в основном районные ведомства. Надзор современной федеральной инспекции над исполнением прав и свобод трудящихся имеет довольно значимый вес, часть проблем постепенно решается или подводится к решению. На все подразделения Федеральной инспекции Труда и Занятости возложена ответственность за защиту работников от несанкционированных и незаконных действий, обнаруживающих себя со стороны различных должностных лиц и работодателей. В их обязанность также входит приостановление функционирования подразделений при нарушениях работы и рабочих условий, любые виновные караются обозначенным штрафом. Опять же все органы, такие, как Федеральная служба занятости России, центры занятости субъектов РФ, комитеты, центры занятости, созданные специально для различных районов и городов, имеют большую значимость, они не относятся к структурным подразделениям исполнительных органов современ-

ной власти, осуществляемой на местах. Основной задачей подобных органов является осуществление государственной политики занятости населения и смягчение таких проблем, как безработица [2].

Организовано информирование безработных и незанятых граждан республики о возможностях и условиях замещения свободных рабочих мест в других субъектах РФ, испытывающих потребность в рабочей силе.

Полноценная реализация мероприятий республиканских целевых программ предполагает достижение следующих результатов:

— снижение уровня общей и регистрируемой безработицы и сдерживание ее роста;

— снижение коэффициента напряженности на рынке труда.

Одним из приоритетных направлений обучения занятости населения и в целом социально-экономического развития республики выступает строительство и ввод в эксплуатацию новых промышленных, сельскохозяйственных, социальных и других объектов, поддержка развития малого и среднего бизнеса и на этой основе создание новых рабочих мест.

Большинство всех вопросов, возникающих в процессе принятия законодательства о сфере труда и занятости населения, решаются именно на федеральном уровне. Если речь уже зашла о структуре принятия решений и ее управлении, то стоит отметить, что за так называемое «общее управление» отвечает непосредственно Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Таким образом, государственную систему в области труда, социальной ответственности и занятости населения представляет вышеуказанное министерство вместе с подведомственными ему учреждениями, организациями и соответствующими органами субъектов федерации. Вместе они образуют единую функциональную систему, имеющую право создавать нормативно-правовые акты и документы.

Итак, можно сделать вывод, что эта ветвь государственного управления не столько сложна структурно, сколько сложны наложенные на нее трудоемкие задачи. Но стоит также отметить, что она ровно настолько же важна, ведь от правильного функционирования сферы уп-

равления занятостью населения зависит планомерное развитие остальных сфер, подчиненных государственному управлению и простому населению.

Важное направление, которому отдается приоритет в деятельности служб занятости, — профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения. Основная задача профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения заключается в повышении их конкурентоспособности и профессиональной мобильности путем развития профессиональных знаний и навыков, с учетом потребностей работодателей и принципов развития рынка труда.

В целях стимулирования роста занятости населения Республики Ингушетия, поддержки предпринимательства, проведения активной политики на рынке труда и в конечном итоге формирования более благоприятного предпринимательского климата на территории Республики Ингушетия построен Центр развития бизнеса « Бизнес-Инкубатор « Ингушетия ».

Реализация данного проекта стимулирует рост самозанятости населения республики, оказывает всестороннюю помощь начинающим предпринимателям в организации бизнеса, предоставляет поддержку малому, среднему предпринимательству в развитии бизнеса [3].

В настоящее время в условиях высокого уровня безработицы особую остроту приобрела программа прогнозирования объема и структуры подготовки молодых специалистов в учреждениях начального профессионального образования в соответствии с количественными и качественными потребностями рынка труда республики Ингушетия.

О правильности проводимых государством мер свидетельствует тенденция снижения уровня безработицы в регионе.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что, во-первых, проблемы занятости должны стоять в центре экономической политики правительства; во-вторых, государство несет ответственность за развитие системы эффективных рабочих мест; в-третьих, бремя по решению проблемы обеспечения занятости и нормального уровня трудовых доходов должно быть в равной мере разделено между государством и работником.

Исходя из выше изложенного, очевидно, что проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике и, не решив её невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Особенно остро проблема безработицы стоит сейчас перед Россией, что не удивительно, так как состояние экономики России сейчас удручающее. Огромный экономический спад, развалив промышленность, не мог не затронуть рынок труда.

До недавнего времени Правительство России не обращало должного внимания на данную проблему, что вызывало достаточно справедливые опасения. Но положение отчасти поменялось с принятием Программы социальных реформ в Российской Федерации, в которой упор делается на совершенствование рыночных механизмов регулирования занятости.

Будем надеяться, что данный нормативный акт не станет простой порчей бумаги, а будет эффективно претворяться в жизнь, став предпосылкой для экономического возрождения России. Если попытаться кратко сформулировать основной тезис политики занятости на этапе стабилизации и экономического роста, то он может звучать следующим образом: государство с помощью инструментов макроэкономического регулирования должно создать максимально благоприятные условия для тех, кто может и хочет эффективно работать, и поддерживать тех, кто в силу объективных обстоятельств работать не может.

Чтобы перейти к новой модели, необходимо, прежде всего, признать следующее:

безработица — острейшая общенациональная проблема современной России, смягчить последствия которой вполне реально;

безработные — граждане России, нуждающиеся в защите государства на период поиска работы независимо от места их проживания — в богатой Москве или бедной Ивановской области. Важной ее составляющей является обеспечивающее достойное существование пособие по безработице [4];

страхование от безработицы — один из главных элементов системы социальных амортизаторов экономического кризиса.

В период экономического спада приоритет должен быть отдан не высокозатратной и малоэффективной активной политике (по крайней мере в тех формах, в которых она осуществляется сегодня), а такой пассивной политике на рынке труда, которая проводится во всех странах с рыночной экономикой.

В основу пассивной политики должна быть положена система социального страхования от безработицы, отражающая иные принципы аккумулирования требуемых средств, а также критерии и условия выплаты пособия по безработице. Рассмотрим важнейшие цели страховой системы [5].

Стабилизация потребления. Пособие по безработице позволит семье иметь достаточно средств для предотвращения резкого снижения уровня жизни, если один из ее членов становится безработным. Поскольку сами работники не страхуют (или не могут страховать) себя соответствующим образом от незанятости в будущем, то государство путем обязательного страхования (через фиксированное налогообложение заработной платы или отчисление от подоходных налогов в течение периода занятости) помогает им избежать падения уровня потребления, а следовательно, и уровня жизни.

Примечания:

1. Вереникин А.О. Занятость и государство в переходной экономике. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2006.

2. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2004 год / под общ. ред. С.Н. Бобылева. М.: Интер Диалект, 2005. 102 с.

3. Кузьмин С.А. Занятость: стратегия России. М.: Аспект пресс, 2006.

4. Прокопов Ф.Т. Безработица и эффективность государственной политики на рынке труда в переходной экономике России. М.: Универсум Паблишинг, 2005.

5. Щербаков В. Рынок труда и занятость: состояние, проблемы, перспективы // Социалистический труд. 1991.№ 1.

References:

1. Verenikin А.О. Employment and the state in a transition economy. 2nd ed. revised and add. M.: Finance and Statistics, 2006.

2. The report on human development in the Russian Federation for 2004 / under the general editorship of prof. S.N. Bobyleva, M.: Inter Dialect, 2005. 102 pp.

4. Kuzmin S.A. Employment: strategy of Russia. M.: Aspect press, 2006.

5. Prokopov F.T. Unemployment and the effectiveness of government policy on the labor market in transitive economy of Russia. M.: Universum Publishing, 2005.

6. Sherbakov V. The labor market and employment: condition, problems and prospects // Socialist labor. 1991. №1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.