Научная статья на тему 'Роль государственного регулирования в рыночном механизме'

Роль государственного регулирования в рыночном механизме Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3290
326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Легкая Л. А.

В данной статье рассматривается влияние государственного регулирования на рыночную экономику, причины дестабилизации рыночного механизма, на какие экономические цели направлено государственное регулирование рынка, какие функции принимает на себя государство для достижения экономических целей, методы государственного вмешательства в экономику. Роль государства в рыночной экономике – основная проблема экономической теории, которая порождена постоянными изменениями в экономике, требующими соответствующих модификаций масштабов и инструментов государственного регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль государственного регулирования в рыночном механизме»

зического капитала, формирование человеческого капитала требует систематической работы по удержанию в стране наиболее ценных специалистов, т.е. снижение «утечки мозгов» и возвращение отечественных профессионалов, работающих за рубежом.

Укрепление рыночных механизмов и стимулирование предпринимательской активности. Должна радикально повыситься защищенность собственности, сняты административные барьеры для выхода новых предприятий на рынок и их ухода с рынка, усилены стимулы повышения эффективности производства. Важная задача, способная обеспечить резкий рывок экономики, состоит в перемещении экономических ресурсов от предприятий с низкой производительностью к эффективным предприятиям. Для этого необходимо, прежде всего, прекратить нынешнюю практику искусственной прямой и косвенной поддержки неконкурентоспособных предприятий. Это создаст условия для того, чтобы они либо были оздоровлены, либо закрыты с передачей ресурсов эффективным компаниям.

Модернизация производства. Включает увеличение удельного веса обрабатывающих секторов (и особенно высокотехнологичной продукции) в структуре производства и экспорта, повышение производительности до уровня ведущих стран, снижение энергоемкости производства, значительное повышение инновационной активности предприятий.

Только энергичные меры позволят вернуться к тем впечатляющим темпам экономического роста, которые демонстрировала российская экономика до кризиса.

Список литературы:

1. Гурвич Е.Т. Влияние глобализации на национальную экономику.

2. Самочкин В.Н. Гибкое развитие предприятия: Анализ и планирование. - М.: Дело, 2010.

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЫНОЧНОМ МЕХАНИЗМЕ

© Легкая Л.А.*

Северо-Кавказский горно-металлургический институт (Государственный технологический университет), г. Владикавказ

В данной статье рассматривается влияние государственного регулирования на рыночную экономику, причины дестабилизации рыночного механизма, на какие экономические цели направлено государственное

* Доцент кафедры Экономической теории, кандидат экономических наук, доцент.

регулирование рынка, какие функции принимает на себя государство для достижения экономических целей, методы государственного вмешательства в экономику.

Роль государства в рыночной экономике - основная проблема экономической теории, которая порождена постоянными изменениями в экономике, требующими соответствующих модификаций масштабов и инструментов государственного регулирования.

Рыночная экономика является эффективной системой при решении основных экономических проблем. Современная экономика представляет синтез рыночного механизма и элементов государственного регулирования. Основой любого государства является факт государственного вмешательства в экономику.

Рынок выполняет такие функции, как обмен продуктами труда обособленных товаропроизводителей; уравновешивание спроса и предложения; стимулирование повышения качества производимой продукции; снижение издержек производства; побуждение покупателей к экономии; увеличение доходов.

Государство применяет определенные регуляторы, стабилизаторы, социальные компенсации, увеличивая или уменьшая степень вмешательства. Государственное регулирование в рыночном механизме - целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении.

Свободные рынки через систему цен, прибылей и убытков побуждают предпринимателей производить такие товары и в таком количестве, которые необходимы обществу. Однако рыночный механизм способен решать главные экономические проблемы только при соблюдении нижеперечисленных условий:

- субъекты рыночной экономики должны иметь одинаковые возможности влияния на формирование рыночных цен;

- доступность покупателей и производителей к полной и достоверной информации о состоянии рынка (о спросе и предложении товаров, их свойствах, качестве и ценах, наличии сырья и т.п.);

- отсутствие на рынке сговора между продавцами и покупателями в получении для себя наиболее выгодных условий реализации товара (услуги) или приобретения его;

- примерное равенство доходов всех членов общества, позволяющее им одинаково влиять на рыночную ситуацию.

Выполнить полностью все условия не удается. Поэтому рыночный механизм дает сбои, которые отражаются на обществе при решении таких основных задач как сбалансированное распределение совокупного дохода общества, рациональное использование ограниченных ресурсов, стабилизация экономического развития страны.

Все негативные стороны рыночной экономики могут служить объяснением причин усиления роли государства в экономике. Так как рыночная система не решает вопросы, связанные с обеспечением населения общественными благами и охраной окружающей среды, государству приходится возлагать на себя ответственность за устранение или смягчение последствий несовершенства рыночного механизма и решать те задачи, в которых рыночный механизм не заинтересован.

Дестабилизация рыночного механизма вызывается рядом причин, среди которых можно выделить наиболее важные.

Возникновение монополий - монополист старается получить экономическую прибыль в ущерб интересам общества: нерациональное использование факторов производства, снижение выпуска продукции и ухудшение его качества, увеличение рынка безработных, повышение стоимости продукции и др. Рынок не в состоянии самостоятельно справиться с монополистическим произволом. Решение этих вопросов берет на себя государство.

Наличие факторов, приносящих не компенсируемый ущерб, - это связано с тем, что некоторые виды деятельности в сфере производства и потребления обуславливают прямые издержки или выгоды для потребителей и фирм, не являющихся непосредственными участниками этих видов деятельности. Речь идет о возникновении внешних эффектов, нейтрализация которых не подвластна рыночному механизму. Такая ситуация характерна, например, для предприятий, загрязняющих окружающую среду в процессе производства различных благ для общества. При этом интересы частных фирм и интересы общества вступают в противоречия - частные предприниматели не заинтересованы тратиться на борьбу с загрязнениями, а общество в целом нуждается в чистоте окружающей среды. И поэтому здесь никак не обойтись без вмешательства государства.

Углубление избыточной дифференциации доходов - рыночный механизм не способен сглаживать дифференциацию доходов в обществе и обеспечивать стабилизацию экономического развития страны. Доходы отдельных граждан во многом будут зависеть от способностей и возможностей индивида использовать свои знания и рыночную ситуацию в личных интересах, от их умения, образования, здоровья и т.д. Фирмы не будут заниматься социальными проблемами и проблемами безработицы. Их основная цель -увеличение или стабилизация своих прибылей с учетом рыночного спроса и рыночной конкуренции. В этой ситуации фирмы стремятся к снижению издержек производства, в том числе и заработной платы. Это также способствует процессу дифференциации доходов населения. Поэтому государство, стремясь сгладить отрицательные последствия дифференциации доходов населения, определяет официальную черту бедности и разрабатывает систему мер социальной поддержки и помощи тем, кто оказался за ее чертой, особенно это относится к многодетным семьям, матерям-одиночкам, инвалидам, пенсионерам, молодежи и т.д.

Циклический характер экономического развития страны также приводит к дестабилизации, углублению избыточной дифференциации доходов. Спад экономики разоряет многие фирмы, увеличивает число безработных, многие оказываются за чертой бедности, ослабляется экономика страны и т.д.

Все эти причины вынуждают государство брать на себя роль регулятора последствий, порождаемых слабостями рынка, с целью стабилизации экономического развития страны без чрезмерного вмешательства в сам рыночный механизм.

Таким образом, государственное регулирование рынка направлено на:

- развитие экономики страны - увеличение объема товаров и услуг, улучшение их качества, обеспечение материальных потребностей населения, повышение уровня жизни населения;

- стабильный уровень цен - стабилизация экономики и снижение напряженности во взаимоотношениях производителей, потребителей и государственного аппарата;

- справедливое распределение доходов - обеспечение спроса потребителей общественными благами и создание нормальных условий для работы рынка совершенной конкуренции;

- экономическую эффективность - получение наибольших результатов от экономической деятельности при оптимальном распределении этих результатов по сферам деятельности;

- социальное обеспечение малообеспеченных и нетрудоспособных слоев населения;

- торговый баланс страны - баланс международных финансовых сделок и поддержание в целесообразных соотношениях экспортно -импортных операций страны;

- контроль за деятельностью фирм в рамках предотвращения вредных выбросов, борьба с браконьерством, восстановление и сохранение природного баланса и другие цели в соответствии с уровнем развития общества и состоянием экономики страны.

Для достижения поставленных задач государство проводит определенную экономическую политику, в рамках которой разрабатывает конкретные программы и механизмы их реализации. При этом государство обеспечивает:

- создание правовой базы, обеспечивающей нормальное функционирование рынка и определяющей правила поведения участников рынка, а также судебную защиту имущественных интересов граждан и коммерческих фирм;

- наилучшее использование ограниченных ресурсов для удовлетворения всего спектра общественных потребностей;

- устранение факторов, позволяющих отдельным участникам рынка брать ресурсы под свой контроль с целью влияния на формирование рыночных цен в большей мере, чем остальные участники рынка;

- занятость населения (создание дополнительных рабочих мест, организация банков данных потребности в рабочих профессиях, образование центров трудоустройства и переквалификации работников, курсов повышения квалификации, финансовая поддержка временно не работающих и т.д.);

- защиту экономических интересов страны в международных отношениях и контроль за сферой внешней торговли и валютных операций;

- защиту населения от внешних факторов, приносящих некомпенси-руемый ущерб, путем разработки целого комплекса законодательных актов, контроля за деятельностью фирм в плане их экологической безопасности для окружающей среды, устранение экологических выбросов и катастроф;

- перераспределение доходов, сглаживающее их дифференциацию в обществе, и социальную поддержку тем, кто находится за чертой бедности или не в состоянии сам заработать на жизнь (инвалиды, молодежь, пенсионеры и др.), предотвращение социальных конфликтов в обществе;

- стабилизацию экономики и смягчение отрицательных последствий от циклического характера экономического развития страны;

- регулирование денежного хозяйства страны и контроль за деятельностью банков и других финансовых организаций, влияющих на состояние денежного обращения в стране;

- защиту прав потребителей и организацию контроля за качеством производимых и импортируемых товаров и услуг.

Опыт промышленно развитых стран, осуществивших глубокие рыночные преобразования, свидетельствует, что не контролируемый государством рынок способствует ухудшению финансово-экономической и социальной ситуации, что и произошло в России при переходе к рыночной экономике.

Для того чтобы реформы в России оказались результативными и ее экономика вышла из затяжного кризиса, необходимо в стратегии рыночных преобразований большее внимание уделять методам государственного регулирования переходных процессов, то есть проведению активной государственной экономической политики. Ее осуществление подразумевает упорядочение, осторожное и гибкое, но вместе с тем настойчивое и целенаправленное регулирование государством экономических и социальных процессов в интересах большинства населения [2, с. 32].

Выполняя свои функции, государство применяет разнообразные методы регулирования экономики. Различают методы прямого и косвенного влияния. При прямом регулировании субъекты экономики вынуждены принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. Например, государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг; государственная поддержка программ, заказов и контрак-

тов; величина амортизационных отчислений; покупка акций частных фирм; бюджетные процедуры по государственным инвестициям и т.д.

Прямое регулирование рыночной экономики обеспечивает создание инфраструктуры государственного сектора в отраслях производства экономических благ для населения страны и, в первую очередь, общественных благ.

Косвенное регулирование осуществляется через распределение законодательной и исполнительной власти с помощью кредитно-денежной, бюджетной, налоговой и валютной сфер деятельности.

- Целями денежно-кредитной политики являются рост объема национального производства, полная занятость, стабильный уровень цен, регулирование денежно-кредитной системы, а именно объема денежного предложения, процентных ставок, курса национальной валюты и других параметров. Цели кредитно-денежной политики реализуются как итог экономической политики государства в целом.

- Бюджетная политика выражается в системе мероприятий, проводимых государством посредством бюджетных доходов и расходов. Формируя доходную и расходную части бюджета, государство оказывает воздействие на поведение производителей, рост и использование доходов в народном хозяйстве. За счет поступлений в бюджет финансируются расходы государства на капитальные вложения в основные фонды, осуществляется поддержка предприятий, программ социального обеспечения, содержатся бюджетные учреждения, дотируется производство отдельных товаров народнохозяйственного значения и т.д.

- Налоги позволяют государству регулировать определенные виды предпринимательской деятельности, а через государственные расходы оно стимулирует фирмы и предприятия, удовлетворяет социальные потребности. Инструменты налоговой политики в этом случае включают: налоговые скидки на инвестиции (инвестиционный налоговый кредит), специальные налоговые льготы, налоговые санкции.

Валютная политика является составной частью экономической политики государства и внешнеэкономической политики, представляющая действия государства внутри и вне страны, проводимые посредством воздействия на валюту, валютный курс, валютные операции. Инструментами валютной политики являются: валютная интервенция, валютный контроль, валютные резервы, валютные ограничения, режим валютного курса, валютное субсидирование.

Косвенное воздействие на экономику государство также осуществляет с помощью долгосрочного экономического планирования, прогнозирования и международных экономических связей.

К числу важных методов государственного регулирования экономики относится планирование. Оно представляет собой такую форму деятельности, при которой осуществляется разработка заданий по целенаправленному воздействию на процесс воспроизводства.

Важнейшей предпосылкой государственного регулирования экономики является разработка прогнозов. Государственное прогнозирование не только позволяет предвидеть перспективы развития, но и предоставляет информацию предприятиям, компаниям о намерениях государства, является координирующим звеном для всех других форм регулирования. Прогнозирование придает рынку более целенаправленное развитие.

Внешнеэкономическое регулирование включает в себя торговую политику, управление обменным курсом, привлечение иностранных инвестиций и др.

В целом рыночная система - это гибкость и динамизм в принятии решений, как со стороны производителей, так и со стороны потребителей. Нередко государство является первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые на микроуровне. Государственная политика достигает цели тогда, когда она поощряет, а не указывает в инструктивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, поэтому государство должно сделать более доступной для предпринимателя ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.

Таким образом, трудно переоценить роль государства в экономике. Государство создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны.

Список литературы:

1. Государственное регулирование экономики: учеб. пособ. - М., 2010.

2. Донцова Л.В. Вопросы государственного регулирования экономики: основные направления и формы // Маркетинг в России и за рубежом. - 2000. -№ 4.

3. Дышаева Л. О роли государства в хозяйственной жизни общества // Экономист. - 2012. - № 10.

4. Ротбард М. Власть и рынок: государство и экономика. - Челябинск, 2010.

ТЕНЕВАЯ И НЕФОРМАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ ДЕФИНИЦИЙ

© Рейкин В.С.*

Луцкий институт Открытого международного университета развития человека «Украина», Украина, г. Луцк

Исследован генезис терминологии неформальной и теневой экономики. Определены ключевые критерии и отличительные признаки их

* Доцент кафедры Экономической теории, кандидат экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.